62Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



МАКС-99


В. Колюбакин Теле-Спутник - 10(48) Октябрь 1999 г.


17 августа в подмосковном городе Жуковский начал свою работу третий авиакосмический салон МАКС-99. Посетители, спешащие на открытие, с тревогой посматривали в небо - не помешает ли погода демонстрационным полетам - основной “изюминке” Салона. Нет, не помешала, и посетители увидели все, что было представлено авиационными фирмами. Кстати, наблюдая в Москве вечером того же дня затяжной дождь, я подумал, что тучи над Жуковским попросту разогнали. В этот раз, в ожидании высоких гостей, посетителей не “мариновали” перед входом, хотя некоторая нервозность, связанная с приездом Премьера, все-таки ощущалась. Была немного изменена программа, зато еще в первый день можно было увидеть в полете все новинки отечественного авиастроения.



Итак, Салон начался, посетители задрали головы, в небе выписывали фигуры надежда нашей боевой авиации — С-37 “Беркут” и К-50 “Черная акула”, а мы пошли “поближе к космосу”. Для начала общее впечатление. Такое ощущение, что экспозиция стала беднее. И космическая отрасль представлена гораздо в меньшем объеме. На стенде "Боинга" — ни слова про Sea Launch, Aerospatiale подтвердил, что все спутниковые разработки они передали Alcatel, который не приехал. Про "Старсем" тоже не очень много информации — если попросишь, дадут буклет. Исключение составлял стенд DASA — Dymler Chrysler Aerospace. Вся космическая часть была представлена ярко и полно. И двигатель главной ступени Ariane-5, и проект европейского космического челнока, и многочисленные разработки узлов и систем различных космических аппаратов. Например, солнечные батареи для спутников Intelsat.

В российском космическом павильоне были представлены все ведущие организации ракетно-космической отрасли. На стенде ГКНПЦ им. Хруничева был представлен весь спектр производимой и планируемой к производству продукции. Тут были носители "Протон-К" и "Протон-М", перспективный носитель "Ангара" (который кардинально изменил свой внешний вид), носитель "Рокот". Из нового — был представлен проект универсальной космической платформы. Эта платформа предназначена для использования в системах мониторинга и наблюдения, мобильной связи и фиксированной спутниковой связи.


 

Характеристики платформы:
Масса350 кг
Размер1,2х1,2х0,6 м
Мощность системы электропитания1-3 кВт
Срок службы8-10 лет
Год запуска2001
Носитель"Рокот"

В описании проекта (к сожалению, весьма кратком) делается акцент на тот факт, что вывод на все орбиты, включая геостационарную, будет совершаться носителем "Рокот". На стенде НПО Машиностроения можно было увидеть очень похожий проект вывода легких спутников на ГСО конверсионным носителем легкого класса "Стрела". Этот проект описывался и в материале о МАКС-97, и в отдельной статье. Поэтому сейчас остановимся только на основных деталях. Легкий коммуникационный спутник выводится носителем на опорную орбиту, откуда он при помощи электрореактивных двигателей в течение 145 суток “добирается” до ГСО. Этот проект нацелен в первую очередь на страны и организации, которым не по карману заказывать тяжелые и дорогие HS-601 или A2100 и становиться заказчиком Arianespace. Данная схема позволяет осуществлять поэтапное развертывание орбитальной группировки. То, что ГКНПЦ разрабатывает проект, аналогичный “Руслану”, означает, что российские предприятия собираются занять нишу создания недорогих систем спутниковой связи. Как знать, может быть это станет “фирменной русской” нишей. Что характерно, предприятия собираются решать задачу комплексно — то есть выставлять на рынке одновременно и спутник, и носитель. Интересно заметить, что и "Рокот" и "Стрела" являются “детьми” одной и той же МБР — РС-18 (по классификации НАТО — SS-19). Представители НПО Машиностроения видят свое преимущество в том, что в их случае ракета подвергается минимальной переделке — все три ступени остаются неизменными, остается и вся система управления. Все это снижает стоимость "Стрелы" по сравнению с "Рокотом", — в котором третья ступень, система управления и вся “наземка” создаются заново. Правда, у НПО Машиностроения за все прошедшее время проект дальше макетов и разработки отдельных узлов пока не продвинулся. Дальнейшие работы можно будет начинать не ранее чем появится заказчик. Пока заказчика нет, хотя интересующихся много. Ситуация осложняется тем, что если заказчик будет из какой-нибудь “опасной” страны третьего мира, это может повлечь санкции со стороны США и сильно повредить коммерческим запускам в рамках ILS, которые приносят львиную долю доходов российской космонавтике. Что касается носителей, то "Стрелой" заинтересовались РВСН, и на конец будущего года намечен первый демонстрационный пуск с Байконура. Первоначальный вариант пусков со Свободного пока отложен — на Дальнем Востоке требуются очень большие средства для создания необходимой инфраструктуры. При удачно сложившихся обстоятельствах, пуск "Стрелы" будет демонстрационным не только для носителя, но и для спутника. Но, как сказали представители НПО, на это надежды не очень много.



На стенде РКК "Энергия" представлены все проекты, уже не раз описываемые в нашем журнале — Sea Launch и "Ямал". Что касается “Морского Старта”, то была подтверждена информация о первом коммерческом запуске (спутник DBS-1) в конце сентября. Насчет "Ямалов" было сказано, что “технических проблем к запуску нет, только политические”. Предварительно запуск назначен на первую неделю сентября. Макет платформы и командного судна “Морского Старта” перекочевал с экспозиции "Боинга" двухлетней давности на стенд российского партнера. И был немного подробнее представлен проект создания носителя легкого класса "Квант". Этот носитель создается совместными усилиями РКК "Энергия" и ГП Красмашзавод. На нем предполагается использовать максимальное количество узлов, уже отработанных в ракетно-космических системах: маршевые двигатели (НПО "Энергомаш" им. В.П. Глушко), РБ Блок-ДМ SL, система управления, головные обтекатели, используемые на РН "Протон" вместе с Блоком-ДМ. Предполагается, что в качестве стартовых позиций можно будет использовать стартовые площадки РН "Ангара", "Зенит" и Sea Launch. Заявлена масса вывода на ГСО в 0,9 т.

Компания OHB System не относится к гигантам космической индустрии. Основное направление ее деятельности — малые коммуникационные спутники и спутники наблюдения. Несколько спутников этой компании были запущены в качестве добавочной нагрузки к российским спутникам серии "Ресурс". OHB System начала предлагать на международном рынке российский носитель легкого класса — "Космос". Для этого было создано совместное предприятие "Космос Интернациональ ГмбХ". В рамках этого проекта в апреле нынешнего года с полигона Капустин Яр были выведены два научных спутника. С российской стороны в этом проекте участвовало ГП "Росвооружение". Хотелось бы надеяться, что носитель "Космос" — один из самых надежных носителей этого класса, имеющего в своем активе несколько сотен успешных пусков, найдет вариант удачного коммерческого применения. Два года назад "Космос" собирались использовать для вывода группировки спутников низкоорбитальной системы связи Fynal Analysis. Тогда это закончилось одним пробным пуском, после чего в сообщениях ТАСС мелькнула информация об интересе Омской прокуратуры к данному проекту. Потом все затихло. Сейчас факты таковы, что один пуск произведен, и на один (запуск двух научных спутников с космодрома в Плесецке) заключен контракт.




Первый раз про проект “Бурлак” я прочитал три года назад в иностранном обзоре ракетной техники. После этого информация о нем просачивалась кратко и отрывочно. На Салоне выяснилось, что OHB System занималась этим проектом. Проект представляет собой запуск легких спутников с самолета. В качестве самолета-носителя предполагается использовать сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160. На скорости 1800 км/ч и высоте около 13 км происходит запуск ракеты. Предполагается, что будет возможно выводить нагрузку до 1100 кг на высоту до 1000 км. Управление пуском и выведением осуществляется со специального самолета сопровождения. По инициативе OHB System были проведены предварительные исследования по проекту, доказавшие его коммерческую привлекательность. Различные экспертные комиссии вынесли положительную оценку. К сожалению, не нашлось пока компании, способной выделить средства на реализацию, и проект пока фактически “положен под сукно”.

Самым интересным событием (разумеется, с точки зрения "Теле-спутника") стала пресс-конференция, проводимая Российским Авиационно-Космическим Агентством. С одной стороны, конференция проходила в гораздо более оптимальных условиях, чем два года назад — большой зал, удобно задавать вопросы. С другой — наличие “авиационной составляющей” несколько обеднило “космическую часть”. На пресс-конференции присутствовали первый заместитель генерального директора РАКА, секретарь РАКА В.В. Алавердов, первый заместитель генерального директора РАКА Ю.А. Бардин, заместитель генерального директора Г.М. Полищук, начальник управления В.И. Воскобойников и начальник пресс-службы РАКА С.А. Горбунов.

Со вступительным словом выступил В.В. Алавердов.

Несмотря на все сложности, российская космонавтика не потеряла ни одного направления, которые развивались в Советском Союзе. Другое дело, что несколько сужены задачи, увеличены сроки. Направления: социально-экономические вопросы, фундаментальная наука, оборона, международное сотрудничество, связь, телевидение, навигация, геодезия, дистанционное зондирование Земли, экологический мониторинг, метеорология, астрофизика, пилотируемые программы, ракеты-носители, наземная инфраструктура — системы управления полетом космических аппаратов, космодромы, включая Байконур. Надо сразу сказать, что без Байконура мы не решим тех задач, которые стоят перед нашей космонавтикой, особенно решаемых с помощью полетов на геостационарную орбиту.

При всех сложностях с финансированием программ, нельзя сказать, что нет внимания со стороны руководства страны. Хотелось бы побольше, это верно, но тут кривить душой мы не можем.


РИА "Новости"

Когда российская и казахстанские стороны, как Вы считаете, смогут договориться о возобновлении запусков ракет "Протон" с Байконура?

Как вы считаете, когда смогут состояться первые коммерческие запуски в рамках "Морского Старта"? Был назван август, а теперь уже речь идет о сентябре.

В.В. Алавердов

По Казахстану. На все пуски, кроме "Протона", снят временный запрет. А по "Протону" была заключена договоренность такая: как только будет завершена работа аварийной комиссии, как только будут выявлены и реализованы мероприятия, подтверждающие безопасность дальнейших пусков, тогда можно будет пускать. В целом у "Протона" положительная статистика пусков высокая. Мы ожидаем, что с 31 августа, фактически с 1 сентября, запрет на "Протоны" будет снят.

По "Морскому Старту" идет сейчас подготовка вместе с Украиной. Запуск намечен на третий квартал. Конкретнее дату мы сейчас определить не можем. Вся работа идет по плану, каких-то трудностей здесь нет.

"Ведомости"

На прошлой неделе "Иридиум" объявил дефолт, в конце этой недели — дефолт у ICO Global Telecommunications, начались проблем у "Теледесика" — "Моторола" отозвала инженеров, "Боинг" закончил финансирование проекта "Эллипсо". Под эти проекты было очень много запусков российских ракет-носителей, и запускали эти спутники наши ракеты-носители и должны были запускать. Как это сейчас скажется на всех наших проектах?

В.В. Алавердов

Вы знаете, что по "Иридиуму" портфель заказов сформирован, все приостановки, связанные с Вашим вопросом, действительно имеют место, но мы надеемся, что в ближайшее время пуски будут продолжены. Россия к этому готова.

"Теле-Спутник"

Насколько примерно будет задержан вывод российской спутниковой группировки новых спутников "Экспресс", и в каком состоянии сейчас находится реализация проекта "Тройка"?

В.И. Воскобойников



Сейчас очень важным, не только для нашего агентства, но и для России в целом, является сохранение тех позиций на геостационаре, или как мы иногда просто говорим, точек, которые закреплены за нашей страной. В этом нам очень хорошо помогает правительство. Сейчас можно сказать, что все те основные точки, за которые мы боремся, все позиции, куда собираемся выводить аппараты, в том числе "Экспрессы", нами заняты. План запусков "Экспрессов" утвержден, и он пойдет, как намечено. До конца этого года — первый запуск. Следующий год — по месяцам сейчас точно мы не скажем, но где-то с точностью до квартала такие запуски будут производиться. По "Тройке" работы ведутся, но нам бы хотелось, чтобы они шли лучше.

Были вопросы о судьбе станции "Мир", о возрождении носителя "Энергия", о проекте многоразовой космической системы "МАКС", разрабатываемой НПО "Молния". Про "Энергию" было сказано, что в отличие от советских времен, сейчас каждый носитель и каждый ракетно-космический комплекс проектируются под конкретную задачу. Сегодня и в ближайшее время задач, для которых "Энергия" могла бы рентабельно использоваться, нет. Отсутствие конкретной задачи тормозит также и создание систем "МАКС" и "Бурлак". На ближайшее десятилетие все работы по носителям будут сконцентрированы на модернизации РН "Протон" и "Союз" и создании РН "Ангара". По одному из ответов стало видно, что, судя по всему, планы развития космодрома Свободный в лучшем случае откладываются.




Одной из главных проблем организации в Свободном полноценного космодрома является неразвитая инфраструктура района. Этот космодром расположен на месте базирования ракетной дивизии и пока приспособлен только для пусков легких конверсионных ракет “Старт”. Сейчас невозможно осуществлять доставку на Свободный ракетно-космической техники, а для организации подходящих подъездных путей требуются большие средства, которых пока нет. Некоторую опаску вызывает соседство с Китаем — считается, что это фактор некоторой нестабильности, который может поставить под угрозу нормальную работу космодрома. Главным плюсом осуществления космических запусков со Свободного является его географическое положение. Он не настолько близок к экватору, чтобы давать ощутимый выигрыш при выводе на ГСО, зато все трассы пусков проходят над океаном, что позволяет выводить аппараты практически на любые орбиты. Но подчеркивалось не раз, что создание в Свободном полноценного космодрома требует колоссальных финансовых вложений и времени, поэтому еще долгое время Байконур будет играть весомую роль в нашей космонавтике.

Какие ощущения остаются от посещения Салона? В первую очередь создается впечатление, что практически все предприятия аэрокосмической отрасли видят путь к успешной коммерческой деятельности в области спутниковых коммуникаций или спутникового наблюдения. На это направлены большинство проектов как по космическим аппаратам, так и по носителям. Во-вторых, наблюдается тенденция по разработке дешевых систем спутниковой связи. Причем проекты разрабатываются в комплексе — аппарат-носитель. Третье — работа по конверсионным легким носителям проводится не только в расчете на “низкоорбитальный бум” (которого может и не быть — проблемы "Иридиума", ICO и других систем наводят на такие мысли), но и на вывод легких спутников на ГСО.




 
Теле-Спутник Октябрь 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт