36Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Lockheed Martin Corporation


В. Колюбакин Теле-Спутник - 8(46) Август 1999 г.


В 1913 г. братья Аллан и Малколм Лоухеды (Allan and Malcolm Loughead) подняли в небо свой первый самолет. Аэроплан отличался от многих тогда существующих тем, что полетел. Он полетел и положил начало целой странице в американском самолетостроении. Немного позднее братья сменили фамилию на более короткую Локхид (Lockheed), и вскоре без их самолетов уже трудно было представить авиацию США.

Немного раньше, в 1909 г., один из пионеров авиации Гленн Мартин (Glenn L. Martin) основал компанию по производству самолетов и назвал ее Glenn Martin Company. На протяжении многих лет компания и занималась своим прямым делом — производила военные и гражданские самолеты. В 1961 г. Glenn Martin Company была объединена с American-Marietta Corp. и стала называться Martin Marietta Company. А после того как в 1994 г. произошло объединение Lockheed Corporation и Martin Marietta Company, компания начала называться так, как мы сейчас привыкли, — Lockheed Martin Corporation.



Пуск РН Atlas

Надо сказать, что про самолеты "Локхид" хоть что-нибудь, но слышал практически каждый. Начиная от одного из фильма про Джеймса Бонда, где злодей улетает от правосудия на специально сконструированном "Локхиде". И кончая мемуарами летчиков второй мировой войны, где говорится о том, что самолеты "Локхид" могли успешно противостоять немецким реактивным самолетам. Glenn L. Martin Company осталась больше в тени, однако ее самолеты тоже занимали немалое место в авиационной индустрии. И совершенно закономерно (как и для многих авиационных компаний, предприятий и конструкторских бюро того времени), что в 1955 году компания получила свой первый ракетный заказ. Это был заказ на организацию массового производства баллистической ракеты Titan I. Возле Денвера был построен большой завод, производство было налажено, и в 1959 г. состоялся первый пробный пуск ракеты с мыса Канаверал. Как это почти всегда и бывает, конструкторское бюро предприятия не ограничилось только решением производственных проблем, но пошло дальше. Позднее компания получила контракт на разработку дальнейшей модификации ракеты — Titan II. Эта ракета была поставлена на вооружение в 1965 году. Космический вариант Titan II был выбран космическим агентством США для осуществления программы Gemini. по этой программе было выполнено 10 пилотируемых и два непилотируемых космических запуска. Позднее, по заказу ВВС США и NASA была разработана следующая модификация ракеты Titan — Titan III. Эта ракета создавалась уже только как космический носитель.

С середины 60-х годов Martin Marietta занимается разработкой космических систем. Компания являлась или главным разработчиком, или одним из главных подрядчиков при создании таких систем, как Skylab, Voyager и Viking. Также компания принимала участие в создании оборонных систем Trident и Minuteman. Как и большинство оборонно-космических предприятий, по окончании "холодной войны" Martin Marietta занялась конверсией. Некоторое количество баллистических ракет Titan II, стоявших на вооружении более 20 лет, были переделаны под легкие космические носители. Было осуществлено пять запусков космическим вариантом Titan II.

В 1985 году Lockheed Martin Astronautics получила контракт от ВВС США на создание тяжелого носителя Titan IV. Первоначально программа предусматривала создание и запуск 10 носителей, затем она была расширена до 23 запусков. В ноябре 1989 года был заключен дополнительный контракт еще на 18 запусков. Таким образом программа была расширена до 41 запуска до 2003 года. Общая стоимость проекта составляет 15,8 млрд долларов. Носитель способен выводить на низкую орбиту полезную нагрузку в 47800 фунтов. Оборудованный разгонным блоком Centaur носитель Titan IV может выводить 12700 фунтов на геопереходную орбиту. Первый запуск был осуществлен в 1989 году. После этого запуски Titan IV в интересах военных и государственных структур США осуществляются регулярно. Идет разработка программы коммерческого применения носителя, но пока практической реализации она не получила. До прошлого года надежность носителя оценивалась в 95%, однако недавняя авария, принесшая министерству обороны США убыток в 1,5 млрд долларов, несколько снизила этот показатель. Причиной вывода военного связного спутника на нерасчетную орбиту предположительно является сбой в работе программного обеспечения блока Centaur. После аварии уже был осуществлен удачный вывод аппарата вариантом Titan IV без разгонного блока. Что касается запусков с Centaur, то они приостановлены до полного выяснения причин аварии и их устранения. Titan IV используется в нескольких модификациях, которые отличаются наличием или отсутствием твердотопливных ускорителей или их мощностью. На сегодняшний день Titan IV — самый мощный американский носитель.

Если вернуться к истории, то можно увидеть, что носитель Atlas занимает в американской космонавтике положение, схожее с нашей “семеркой”. Одна из первых баллистических ракет, позднее переделанная в космический носитель и используемая до настоящего времени.



Один из первых пусков МБР Atlas

С окончания Второй мировой войны обе сверхдержавы по разные стороны океана начали активно совершенствовать ракетное оружие. В конце 40-х годов — это были ракеты — прямые модификации немецкой "Фау-2" с дальностью полета 300-400 км и массой полезной нагрузки до одной тонны. К середине 50-х обе страны впрямую подошли к созданию межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерный заряд. В Советском Союзе такой ракетой была “семерка” — Р-7, в США — Atlas.

Эта ракета создавалась компанией General Dynamics по заказу ВВС США (в Америке все первые и многие современные ракетные проекты традиционно разрабатываются под эгидой ВВС). К 1957 году ракета была создана, и начались испытания. Одновременно проводились исследования по использованию ракеты для космических запусков. Первая программа получила название Atlas R&D (Research & Development). В рамках этой программы было создано несколько модификаций ракеты Atlas A — Atlas F, отличавшихся друг от друга двигательными установками и системой управления. В декабре 1958 г. был произведен первый космический запуск носителем Atlas A. Со спутника транслировалось рождественское обращение президента Эйзенхауэра. Всего по программе R&D было произведено 8 пусков Atlas A, 10 — Atlas B и 6 — Atlas C. Одним из пусков Atlas B был выведен на орбиту спутник Score, на котором отрабатывались системы космической связи. Atlas D — 33 пуска, Atlas E — 18 пусков, Atlas F — 10 пусков. Из всех пусков по программе R&D 30 были неудачными. Еще до окончания программы, Atlas был поставлен на вооружение как первая американская межконтинентальная ракета (дальность полета — 8 тыс. км). Позднее, в 1965 г., Atlas был заменен на ракету Titan II, преимущество которой состояло в том, что она требовала гораздо меньшего времени для предпусковой подготовки. Таким образом, к середине 60-х боевая биография Atlas закончилась, и с тех пор эта ракета используется только как космический носитель. После снятия Atlas с вооружения, в арсеналах осталось большое количество ракет Atlas E и Atlas F. Было принято решение об использовании их для вывода правительственных и военных спутников. В основном привлекала достаточно низкая стоимость таких пусков. Последний носитель этой серии — Atlas 45E — был пущен 31 марта 1995 г. На орбиту был выведен военный метеорологический спутник.

Уже после окончания программы R&D компании General Dynamics было заказано несколько носителей следующей модификации — Atlas G и Atlas H для вывода военных спутников Navstar, Geosat и других. Было осуществлено 11 запусков, как с использованием блока Centaur, так и без него. Все пуски носителей этой серии производились с площадок базы Вандерберг. Эти площадки в настоящий момент переконструируются под запуски более поздних моделей.

В 1955 году Lockheed Aircraft Company начала разработку второй ступени для баллистической ракеты Atlas. Разработка производилась заранее для космического применения. Носитель получил название Atlas Agena и применялся для вывода военных и научных спутников. Первый пуск Atlas Agena A был произведен в декабре 1958 года. Более половины всех запусков начальной стадии американской космонавтики было произведено этим носителем. С 1963 г. использовалась более поздняя модификация Agena D. Всего с 1959 по 1978 г. было произведено 117 пусков Atlas Agena различных модификаций. Из них 17 были неудачными. Потом эта серия была заменена более мощной Atlas Centaur и Titan.

На первом этапе развития американской космонавтики применялась ракета Redstone, которая представляла собой комбинацию из модифицированной "Фау-2" (первая ступень) и второй твердотопливной ступени. Этой ракетой был выведен первый американский спутник, на этой ракете Алан Шепард и Гас Гриссом совершили свои суборбитальные полеты, став первыми американскими космонавтами. Однако как основа серьезной космической программы ракета Redstone не подходила. В 1957 году начались испытания носителя Atlas Mercury — самого мощного в США на тот момент. Он создавался как основной носитель для осуществления американской пилотируемой программы. Первый пуск был осуществлен в 1959 году. Всего было произведено 10 пусков этой ракеты, из них 4 — пилотируемых. Из первых четырех испытательных пусков три были неудачными, в дальнейшем аварий не было.

Для вывода спутников на более высокие, в том числе и геостационарные, орбиты General Dynamics совместно с NASA был разработан разгонный блок Centaur. Первый пуск Atlas Centaur был осуществлен в мае 1962 года. Потом были произведены еще пять пусков, и испытания были признаны успешно законченными. За более чем 35 лет использования системой Atlas Centaur было выведено на орбиту 68 космических аппаратов. В том числе спутники серии Surveyor, выведенные на лунную орбиту, коммуникационные спутники Intelsat и связные спутники ВМФ США Mariner. Последний запуск Atlas Centaur был произведен в 1989 году. 25 июля 1990 года был совершен первый пуск Atlas I, и было принято решение о переносе космической программы на этот носитель. Все многочисленные модификации Atlas отличались друг от друга только двигательной установкой и боковыми ускорителями. Atlas I сохранил все компоновочные решения своего предшественника. Коренные изменения коснулись системы управления — аналоговые логические схемы были заменены на цифровые. Atlas I использовался с тем же разгонным блоком Centaur, что и предыдущие модификации носителя. Программа Atlas I (заказчик все тот же — ВВС США) была рассчитана на 18 запусков. Но немного позднее General Dynamics Space Division был выигран контракт от того же заказчика на создание универсального носителя — Medium Launch Vehicle II.

В качестве носителя по проекту MLV II уже предполагалось использовать Atlas II, поэтому программа Atlas I была сокращена до 11 пусков. Из этих 11 пусков три были неудачными.

Atlas II создавался как более мощная версия носителя Atlas. По сравнению с Atlas I были увеличены боковые твердотопливные ускорители, установлены более мощные маршевые двигатели. Также был модифицирован блок Centaur, который был увеличен в размерах и оборудован более мощными двигателями разработки компании Pratt & Whitney (RL10A-3-3A). Первый пуск Atlas II состоялся 7 декабря 1991 года. На геостационарную орбиту был выведен коммуникационный спутник Eutelsat II-F 3.

В 1987 году было принято решение о коммерческой эксплуатации носителей семейства Atlas. Специально для этого была создана модель Atlas IIA. На носитель были установлены двигатели RL10A-4 или RL10A-4-1, которые можно было более гибко приспосабливать под нужды конкретного заказчика. Первым запуском Atlas IIA, состоявшимся в июне 1992 года, был выведен спутник Intelsat K. Для вывода на геостационарную орбиту более тяжелых спутников была создана модификация Atlas IIAS, отличающаяся от Atlas IIA наличием четырех твердотопливных ускорителей. Первый пуск Atlas IIAS был произведен 15 декабря. На орбиту был выведен спутник Telstar 401. Различные модификации Atlas II выводят на геопереходную орбиту от 2812 кг до 3719 кг.

После того как в 1994 г. Martin Marietta приобрела компанию General Dynamics Space Division, а немного позднее произошло объединение Martin Marietta и Lockheed Corporation, распоряжаться носителем Atlas стала новая компания — Lockheed Martin Corporation.


Запуски носителей серии Atlas II
07.12.91Atlas IIEutelsat II-F 3
10.02.92Atlas IIDSCS III B14
09.06.92Atlas IIAIntelsat K
02.07.92Atlas IIDSCS III B12
19.07.93Atlas IIDSCS B9
28.11.93Atlas IIDSCS B10
15.12.93Atlas IIASTelstar 401
03.08.94Atlas IIADirecTV
06.10.94Atlas IIASIntelsat 703
29.11.94Atlas IIAAtlantic
10.01.95Atlas IIASIntelsat 704
28.01.95Atlas IIAUHF F/O F4
22.03.95Atlas IIASIntelsat 705
07.04.95Atlas IIAAMSC-1
31.05.95Atlas IIAUHF F/O F5
31.07.95Atlas IIADSCS IIIB
28.08.95Atlas IIASJCSat 3
22.10.95Atlas IIAUHF F/O F6
22.12.95Atlas IIASSOHO
15.12.95Atlas IIAGalaxi 3R
31.01.96Atlas IIASPalapa C1
03.04.96Atlas IIAInmarsat 3-F1
25.07.96Atlas IIAUHF F/O F7
08.09.96Atlas IIAGE-1
21.11.96Atlas IIAHot Bird 2
17.12.96Atlas IIAInmarsat 3-F3
17.02.97Atlas IIASJCSAT 4
06.03.97Atlas IIATempo 1
27.07.97Atlas IIASSuperbird C
04.09.97Atlas IIASGE-3
05.10.97Atlas IIASEchostar III
24.10.97Atlas IIADSCS III/IABS
03.12.97Atlas IIASGalaxi VIIIi
29.01.98Atlas IIAMLV-7
27.02.98Atlas IIASIntelsat 806
16.03.98Atlas IIAUHF F/O F8
18.06.98Atlas IIASIntelsat 805
09.10.98Atlas IIAHot Bird 5
20.10.98Atlas IIAUHF F/O F9
15.02.99Atlas IIASJCSAT 6
12.04.99Atlas IIASEutelsat W3



РД-180 на испытаниях

Несколько лет назад ВВС США был объявлен тендер на создание носителя по программе EELV (Evolve Extendable Launch Vehicle). Согласно этой программе, должно быть создано семейство носителей, которые в следующем веке заменят все существующие. Помимо требований по массе выводимой нагрузки, выдвигались требования по низкой стоимости запуска и универсальности носителя. Контракты по тендеру получили компании "Боинг" с носителем Delta III и Lockheed Martin с носителем Atlas III (старое название Atlas IIAR).

Идут разработки двух носителей Atlas IIIA и Atlas IIIB. Запуск Atlas IIIA был намечен на середину этого года (пока не объявлялось о новой дате первого запуска). Запуск Atlas IIIB — на 2001 год. Носители серии Atlas III должны выводить на геопереходную орбиту до 4500 кг (кстати, такая же выводимая масса объявлена для Ariane 5 и "Протон-М"). Главным отличием этого семейства носителей является то, что в качестве маршевого двигателя первой ступени будет установлен двигатель российского производства — РД-180. В 1992 г. между НПО Энергомаш им. В.П. Глушко и Ptatt & Whitney было заключено соглашение о совместном маркетинге и лицензировании технологий. В октябре 1995 г. были начаты испытания РД-120 — прототипа. Испытания РД-180 начались летом 1998 г., и, несмотря на некоторые неудачи, признаны успешными.

Также для Atlas III доработан РБ Centaur. Он будет оборудоваться либо одним двигателем (для Atlas IIA), либо двумя (для Atlas IIIB). Еще одно отличие будет состоять в том, что запуск Atlas III будет проводиться по “мягкой” схеме. Сначала двигатель будет разгоняться до достижения 5,5-кратной перегрузки. Затем он поддерживает этот режим полета столько времени, насколько хватает топлива. Как только запасы топлива перестают поддерживать рабочий режим, первая ступень отделяется. При запуске по “жесткой” схеме каждая ступень работает строго определенное время, что заставляет делать резервные запасы топлива.

Для применения в более отдаленном будущем идет проектирование серии носителей Atlas V. Эта серия будет существовать в четырех видах: 300, 400, 500 и hevy vehicle — тяжелый носитель. Самая тяжелая модификация должна выводить 8200 кг на геопереходную орбиту и 5900 кг непосредственно на геостационарную. Даты первого пуска пока не называлось.

Для коммерческих запусков на низкие орбиты было разработано семейство легких носителей Athena — Athena 1 (выводит 1750 фунтов на низкую орбиту) и Athena 2 (выводит 4350 фунтов на низкую орбиту). Этими носителями было выведено несколько исследовательских спутников.

В рамках конверсионной программы Multi-Service Launch System на базе баллистической ракеты Minuteman III был создан легкий носитель. Первый пуск был произведен в 1996 году. Ведется работа по использованию для космических запусков ракеты Minuteman II.




Пуск РН Athena

За все время существования Lockheed Martin было создано и выведено на орбиту более 750 космических аппаратов. Из них около 150 — коммуникационные. В 1966 году компания получила первый заказ на создание коммуникационного спутника. Заказчиком выступало Министерство обороны США. С того времени создано и запущено 42 спутника серии DSCS — Defense Space Communications Satellite. Сейчас на орбите находится третье поколение этих спутников, и идет разработка следующего — спутников серии Milsatcom. На спутнике Satcom-1 была впервые применена стабилизация по трем осям, на ACTS — впервые освоен Ка-диапазон. Разработкой космических аппаратов занимается отделение Lockheed Martin Missile & Space. Разработку и производство коммерческих коммуникационных аппаратов ведет Lockheed Martin Commercial Space Systems. Самой ходовой и современной моделью Lockheed Martin является платформа А2100. Для своего космического сегмента эти спутники заказывали EchoStar Satellite Corporation; ASIA Cellular Satellite (ACeS); Intelsat; Inmarsat; China Orient Telecomm Satellite Co.; PT Telkomunikasi Indonesia; Telesat Canada; Space Communications Corporation; Japan Satellite Systems Inc.; Korea Telecom.

В 1993 году между Motorola и Lockheed Martin было заключено соглашение, согласно которому Lockheed Martin становился главным подрядчиком по производству спутниковой платформы для системы Iridium. Платформа получила название LM 700, всего было поставлено 149 платформ.

Lockheed Martin были разработаны спутники системы глобального позиционирования GPS.

Нельзя сказать, что все совсем безоблачно. Серия выходов из строя коммуникационной аппаратуры на спутниках А2100 доставила массу неприятностей операторам. Один из спутников Echostar пришлось вывести из эксплуатации. Справедливости ради надо отметить, что в последние два года неприятности с бортовой аппаратурой в большей или меньшей степени преследуют всех трех крупнейших разработчиков коммуникационных спутников — Hughes, Loral и Lockheed Martin.




Пуск РН Titan

К 1998 году Lockheed Martin решила завладеть сектором на сильно привлекательном рынке спутниковых коммуникаций. И в прошлом году была образована компания Lockheed Martin Global Communications. В данный момент компания является отделением LM Corporation, полностью субсидируемой. В будущем предполагается выпуск акций в открытую продажу. В качестве предварительных наработок имеется опыт создания сети корпоративной связи — одной из крупнейших в США. Почти сразу после образования, LGMT объявила о том, что главное стратегическое направление работы компании — партнерство с Comsat. Компания Comsat является подписантом и членом Intelsat и Inmarsat, как представитель США. Также Comsat имеет доли в 11 из 15 крупнейших телекоммуникационных компаний планеты. Основным стимулом является надежда на то, что объединение технологии LM, финансов LM с опытом Comsat в предоставлении глобальных телекоммуникационных услуг, долями в Intelsat и Inmarsat позволит LGMT выдвинуть на рынок новейшие услуги по самым приемлемым ценам. Comsat имеет более чем 30-летний опыт работы в более чем 180 странах. Два основных направления: международный глобальный телекоммуникационный сервис, внедрение цифровых технологий. Предварительно сделка должна закончиться к середине 1999 г., окончательно — к концу 1999 или к началу 2000 г.

Другим основным партнерством является совместное предприятие "Локхид Мартин Интерспутник". Достаточно подробная информация по этому проекту представлена в предыдущем номере, поэтому здесь на ней задерживаться не будем.

В альянсе с TRW и Telespazio LGMT участвует в реализации проекта Astrolink — глобальной спутниковой системы широкополосной связи. Начало работы системы запланировано на 2003 г. Первый спутник системы (геостационарный, Ка-диапазон) будет запущен в 2002 г. Еще три запуска последуют с полугодовым интервалом. Astrolink будет специализироваться на широкополосной передаче данных, передаче Интернет-трафика, мультимедийных приложений, корпоративных систем передачи данных. Предполагается, что система будет совместима со всеми существующими и планируемыми системами передачи данных, как спутниковых, так и наземных. Система будет предоставлять “bandwidth on demand” — ширину полосы канала по требованию — пользователь будет платить только за переданную информацию. Первый спутник будет предоставлять услуги в Европе и в Северной и Южной Америке. Остальные три расширят зону охвата до территории всего земного шара. В пяти заявленных орбитальных позициях намечено разместить до 9 спутников. LM будет создавать спутники и обеспечивать вывод на орбиту. LMGT — сервис-провайдер системы. Telespazio — отвечает за создание земных станций, системы контроля и управления спутниками, системы контроля сети. Telecom Italia является сервис-провайдером системы в Италии и нескольких странах Европы и Латинской Америки. TRW — создает полезную нагрузку для спутников и является одним из сервис-провайдеров. Согласно исследованиям, проведенным компанией Booz-Allen & Hamilton, рынок широкополосных глобальных услуг в 2005 г. составит около 200 млрд долларов. Спутниковые услуги составят примерно 10-15%.

LMGT имеет около 30% ACeS — компании, предоставляющей услуги мобильной телефонной связи и передачи данных. Космическим сегментом системы является спутник Garuda-1, намеченный к запуску в конце этого года. Другими владельцами ACeS являются индонезийская и тайваньская компании — операторы сотовой связи. Однако этому проекту может помешать ужесточение законов спутникового экспорта, введенное недавно в США.

Таким образом, мы видим, что в случае удачной реализации всех своих проектов Lockheed Martin Corporation станет единственной компанией, охватывающей все направления, связанные со спутниковыми коммуникациями: разработка и производство носителей, производство спутников, создание наземных сетей, предоставление услуг глобальной телекоммуникации, предоставление широкополосных услуг.


Все материалы — Lockheed Martin Corporation



 
Теле-Спутник Август 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт