30Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



"Интерспутник" - история и перспективы


В. Колюбакин Теле-Спутник - 7(45) Июль 1999 г.


Термин "спутниковая связь" к середине 60-х годов уже достаточно прочно осел в головах специалистов. К тому моменту были закончены экзотические эксперименты с надувными пассивными ретрансляторами, и на орбите начали появляться первые Intelsat’ы и "Молнии". Строилась первая станция космической связи "Медвежьи Озера" под Москвой, жители Дальнего Востока к полувековому юбилею советской власти получили возможность принимать единственную тогда телевизионную программу. И логично, что к началу 70-х годов встал вопрос о создании Международной Организации Космической Связи.



Наверное, теперь уже нет смысла выяснять, насколько тогда политика вмешалась в решение этого вопроса. Возможно, что роль, которую тогда начинал играть Intelsat в области предоставления услуг спутниковой связи, и повлияла на решение создать аналогичную организацию "на социалистической почве". Но возможно, что создание организации было просто логичным этапом дальнейшего развития. Так или иначе, но 15 ноября 1971 года в Москве представителями правительств девяти стран было подписано следующее соглашение:

"Договаривающиеся Стороны, признавая необходимость содействия укреплению и развитию всесторонних экономических, научно-технических, культурных и других отношений посредством осуществления связи, а также радио и телевизионного вещания через искусственные спутники Земли;

признавая полезность сотрудничества в теоретических и экспериментальных исследованиях, а также в проектировании, создании, эксплуатации и развитии международной системы связи через искусственные спутники Земли;

в интересах развития международного сотрудничества на основе уважения суверенитета и независимости государств, равноправия, невмешательства во внутренние дела, а также взаимной помощи и взаимной выгоды;

исходя из положений 1721 (XVI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.;

договорились о нижеследующем:

СТАТЬЯ 1

1. Создается международная система связи через искусственные спутники Земли.

СТАТЬЯ 2

1. "ИНТЕРСПУТНИК" является открытой международной организацией."



Стенд "Интерспутника" на выставке "Связь-Экспокомм99"

Странами, подписавшими соглашение, были: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Документ ООН, на который ссылается соглашение, декларирует, что спутниковая связь должна быть доступна всем странам, исключая какую бы то ни было дискриминацию, что космос должен использоваться в мирных целях во благо всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития.

Разумеется, весь космический сегмент предоставлялся Советским Союзом, так как, кроме СССР и США, остальные страны тогда не имели собственных коммуникационных спутников ("Космический комплекс является собственностью Организации или арендуется у Членов Организации, имеющих такие системы."). По поводу земных станций было определено, что "Земные станции являются собственностью государств либо признанных эксплуатационных организаций". На время проведения экспериментальных работ Советский Союз бесплатно предоставлял спутниковые емкости. В дальнейшем спутниковые каналы предоставлялись на условиях аренды.

Надо сказать, что, хотя главным резоном работы Организации было указано укрепление и расширение культурных и научных связей, экономические аспекты не были забыты. В Соглашении об этом сказано довольно скромно: "этап коммерческой эксплуатации системы связи с использованием космического комплекса, являющегося собственностью Организации или арендуемого у ее Членов. Переход к этому этапу будет осуществлен, когда создание космического комплекса, принадлежащего Организации, или его аренда будут признаны Договаривающимися Сторонами экономически целесообразными".






Итак, МОКС "Интерспутник" начала работать. С 1979 года космический сегмент стал базироваться на геостационарных спутниках "Горизонт" и "Радуга". К началу 90-х годов Организация подошла все с теми же "Горизонтами", к которым прибавился спутник "Экспресс" и спутники "Галс". Все спутники арендовались теперь уже не у Советского Союза, а у России. К этому моменту произошло много изменений — социалистический блок развалился, и политические аспекты существования "Интерспутника" (если они были) перестали играть сколько-нибудь значимую роль, на первый план выходили соображения экономические. С 1992 года началась коммерческая эксплуатация емкостей, находящихся в распоряжении "Интерспутника". К тому моменту количество стран-членов Организации возросло до 23: Исламское Государство Афганистан, Республика Болгария, Республика Беларусь, Венгерская Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Федеративная Республика Германия, Республика Грузия, Йемен, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Куба, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Монгольская Республика, Республика Никарагуа, Республика Польша, Румыния, Российская Федерация, Сирийская Арабская Республика, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Украина, Чешская Республика.

К тому моменту стало понятно, что Организация должна иметь свои собственные спутники. К тому же всем было очевидно, что имеющиеся в распоряжении "Горизонты" никого не устраивают. В 1993 году "Интерспутник" начал работы по реализации собственного проекта "Интерспутник-8". Этот спутник предполагалось оборудовать 40 транспондерами С- и Ku-диапазона. ЭИИМ спутника в С-диапазоне предполагалось установить в пределах 37-40 дБВт, в Ku-диапазоне — 48-53 дБВт. Срок службы — 15 лет. Первый спутник планировалось запустить в 1998-1999 годах. Также предполагалось заказать несколько спутников непосредственного вещания "Галс" второго поколения (в разное время эти спутники анонсировались под разными названиями — "Галс-Р12", "Галс-Р16", "Галс-М"). Таким образом, к концу 90-х годов "Интерспутник" планировал иметь в своем распоряжении спутниковый флот, отвечающий современным требованиям и позволяющий думать о значимом положении среди спутниковых операторов.

Однако все эти проекты не принесли никаких практических результатов. По множеству причин "Галс" второго поколения пока так и не готов к запуску (сейчас называются сроки — осень 2000 года). С "Интерспутником-8" тоже ничего не получилось. Тем не менее, спутник был нужен, и в июне 1997 года было образовано совместное предприятие "Локхид-Мартин — Интерспутник". Целью этого предприятия был запуск и эксплуатация глобальной системы спутниковой связи, построенной на спутниках, отвечающих современным требованиям.

Компания Lockheed-Martin является одним из "столпов" не только американской, но и мировой космической отрасли. Именно одним из носителей серии Atlas, созданным Lockheed-Martin, были выведены на геостационарную орбиту первый спутник Syncom и первый коммерческий спутник Early Bird, ставший первым спутником системы Intelsat. До середины 90-х годов Lockheed-Martin работала исключительно в области разработки и производства космических носителей, различных систем военного применения, космических систем. Затем компания начала задумываться о том, чтобы занять сектор в такой выгодной области, как предоставление услуг спутниковой связи. Таким образом в июне 1997 года было образовано совместное предприятие "Локхид-Мартин — Интерспутник". Компании Lockheed-Martin этот альянс давал двадцатипятилетний опыт работы "Интерспутника" в качестве оператора, а "Интерспутник" получал современный спутник и необходимые инвестиции.

На выставке "Связь-Экспокомм 99" нам удалось поговорить со Штефаном Колларом — руководителем отдела продаж "Интерспутника". Он рассказал о совместном предприятии, об истории создания и ближайших перспективах.



Штефан Коллар, директор отдела продаж

Штефан Коллар: История создания LMI-1 начинается лет 5-6 назад. Состояние используемой спутниковой группировки, сложившееся к тому моменту, не позволяло обеспечить требуемое качество и объем услуг. К тому же тогда не было никаких перспектив и реальных планов на ее обновление. И, к сожалению, эта ситуация сохранилась до сегодняшнего дня. Устаревшая конструкция и ограниченное количество транспондеров на этих спутниках не способно удовлетворить те потребности, которые появлялись как у ГПКС, так и у нас. "Интерспутник" является оператором глобальной спутниковой сети. У нас, кроме российских клиентов, имеется ряд, причем достаточно большой, зарубежных клиентов, которым, конечно, требуется в первую очередь качество. А его мы не всегда способны обеспечить.

Тогда, исходя из этой ситуации, мы приняли решение приобрести свой собственный спутник, который удовлетворял бы потребностям сегодняшнего, а еще лучше завтрашнего дня. Спутник должен излучать высокую мощность, иметь достаточную емкость и должен продержаться на орбите столько, сколько держатся современные спутники: лет 13-15. Где-то в 93-м или 94-м году мы начали работать над проектом "Интерспутник-8". Была разработана техническая документация, технические требования к спутнику, который мы предполагали разработать и запустить. Были найдены партнеры по производству и запуску этого спутника.

Теле-Спутник: Интерспутником был организован тендер?

Ш.К.: Это не был классический тендер. Просто было объявлено о наших намерениях, и отдельные производители давали свои предложения по возможным формам сотрудничества. На основании этой информации, естественно, после большого количества консультаций со всеми этими фирмами, мы приняли решение о сотрудничестве с консорциумом DASA, Aerospatiale и SS/Loral. Были продолжены работы над технической документацией на сам спутник, но, к сожалению, нам не удалось найти финансирование этого проекта. Производители (этот консорциум) не пожелали инвестировать этот проект, и, постепенно, он был заморожен. Но наш труд даром не пропал. Практически (я, к сожалению, не помню точно эти сроки) где-то через полгода после того, как стало видно, что проект "Интерспутник-8" не имеет перспективы, интерес к сотрудничеству с нами проявил Lockheed-Martin. Мы провели первые переговоры. Lockheed-Martin подошел к сотрудничеству с нами по-другому, нежели остальные производители. Таким образом был выяснен взаимный интерес "Интерспутника" и Lockheed-Martin в достижении своих целей. Последний тогда выразил большое желание начать работать в операторской области рынка. До этого он был только производителем разного вида аппаратуры и оборудования, в том числе и спутников, а в тот момент у компании возникло желание начать активную работу в области телекоммуникаций. В начале 1997 года начались переговоры. В июне 97 было подписано соглашение о создании совместного предприятия между консорциумом Lockheed-Martin и "Интерспутником". И было решено создать глобальную систему спутниковой связи, состоящую из четырех спутников, производимых Lockheed-Martin. Были определены орбитальные позиции, куда они будут запущены, для того чтобы охватить весь земной шар. Практически сразу же были начаты работы по реализации первого этапа проекта — по разработке и запуску первого спутника.

Т/С: Орбитальные позиции уже были к тому моменту закреплены за "Интерспутником"?

Ш.К.: К тому моменту они закреплены не были, но "Интерспутник", примерно в то время, может чуть раньше, так как это делалось еще под проект "Интерспутник-8", заявил в Международном Совете по Электросвязи 15 орбитальных позиций. После подачи заявки, почти сразу же, начался процесс координации этих позиций. Естественно, что приоритетно шла координация позиций, предназначенных для нашего проекта. То есть в первую очередь проводилась регистрация позиций, необходимых для запуска первого нашего спутника, остальные — по мере необходимости, по мере реализации наших планов. Пока за "Интерспутником" закреплена позиция 75° в.д. Она находится в стадии сертификации. Это значит, что можно проводить работы, создавать и запускать спутник, а все претензии, поступившие от других предприятий, урегулированы. Остальные орбитальные позиции находятся в стадии координации. Мы предполагаем, что к моменту запуска остальных спутников они будут на том же этапе, что и эта позиция, то есть на этапе сертификации.

Т/С: Международным Советом по Электросвязи несколько лет назад были установлены довольно жесткие условия по регистрации позиций. Способен ли "Интерспутник" подтвердить все свои заявленные позиции контрактами, предоставленными в нужные сроки? Или заведомо предполагается, что из этих 15 позиций часть будет невозможно скоординировать?

Ш.К.: Скажу откровенно, что координация не всех орбитальных позиций проходит легко. Сейчас часть из них заявлены как резервные орбитальные позиции на случай, если координация каких-нибудь основных будет невозможна. Я не исключаю, что не все орбитальные позиции будут использованы. На данном этапе для реализации наших планов по сотрудничеству с Lockheed-Martin, мы однозначно удержим четыре основных позиции. Плюс к тому, мы не собираемся отказываться от тех резервных позиций, которые за нами закреплены. Идет процесс координации всех орбитальных позиций. Естественно, там, где наши интересы больше, процесс идет быстрее. Координация других позиций идет, скажем так, без особого напряжения.

Т/С: В каком состоянии сейчас находится спутник LMI-1?




Г. Г. Кудрявцев, генеральный директор

Ш.К.: Спутник LMI-1 сейчас находится на этапе окончательных испытаний. Все проблемы, которые были с лампами бегущей волны (основной элемент усилительной схемы транспондера. — прим. ред.), решены. Сейчас идут последние тесты. По программе, которая была одобрена советом директоров, предполагается, что к июню они будут завершены, и где-то к июлю спутник будет готов к транспортировке на Байконур. Мы надеемся, что осенью он будет удачно запущен.

Нами запланирована глобальная система, состоящая из четырех спутников. Первый, как уже говорилось, будет запущен в позицию 75° в.д. Второй спутник с вероятностью 99,9% будет запущен в позицию 85°з.д. Он будет предназначен для обслуживания исключительно американского континента — северной и южной части. Третий спутник будет запущен в орбитальную позицию 3° з.д. для обслуживания Европы и Африки. А четвертый — либо в позицию 130° в.д., либо 53,5° в.д. Эти спутники, прежде всего, предназначены для обслуживания России и территорий, прилегающих к ней.

Т/С: Какова примерно доля российских потребителей, и можно ли как-то спрогнозировать этот показатель?

Ш.К.: Этот показатель все время меняется, хотя не очень сильно, всегда оставаясь в определенных пределах. Я не считал, но если оценить, то российский трафик, или тот трафик, который исходит из России, занимает у нас где-то процентов 60-65. Это обусловлено тем, что спутники обслуживают практически только российскую территорию. Через наши емкости работает несколько телевизионных каналов, а также достаточно большое количество более мелких компаний, которые организуют свои сети по территории России. И есть у нас еще два спутника непосредственного телевизионного вещания "Галс", которые обслуживают российскую территорию. Поэтому доля российского трафика достаточно велика. Правда, спутники "Галс" умирают, один из них почти совсем умер, но пока мы их не сбрасываем со счетов.

Т/С: У вас в распоряжении будут находиться четыре ваших спутника, плюс емкости на "Сесате", плюс емкости на новых "Экспрессах". Значит ли это, что спрос настолько превышает предложение, и у вас не возникает сомнений, что вам удастся продать все транспондеры?



Центр управления спутником LMI-1 в ЦКС "Дубна"

Ш.К.: Да, это вы совершенно правильно отметили, что мы арендуем часть транспондеров на спутниках "Сесат" и "Экспресс". По состоянию рынка на сегодняшний день есть большая вероятность того, что большую часть емкостей мы реализуем. Те емкости, которые обслуживают Россию, уже фактически проданы. Дополнительный спрос на спутниковые емкости еще существует. Спутники, которые мы запускаем, и в первую очередь LMI-1, охватывают своей зоной покрытия всю территорию России. Этим наш спутник выгодно отличается от спутников таких систем, как "Интелсат", или других. Эти спутники покрывают только часть территории России — или восточную или западную. Огромное преимущество нашего спутника как раз в том, что его зона покрытия специально рассчитана на российского потребителя. Для пользователя это удобно — он может распространять свои телевизионные программы через один спутник по практически всей территории России.

Т/С: Можно ли говорить о том, на что больше арендуются емкости: трансляцию телеканалов, телефонную связь, создание VSAT-сетей, Интернет-трафик?

Ш.К.: Если оценивать по уже подписанным нами контрактам, я бы сказал, что преобладает телефония. Но до сих пор все наши спутники на 80% использовались для телевизионной трансляции. Мы подписали контракт на аренду 25 транспондеров с Ростелекомом. Предполагается, что Ростелеком будет использовать их для телефонии, передачи данных и доступа в сеть Интернет. Оставшиеся емкости в Ku-диапазоне будут использоваться для телевизионного вещания. То есть картина здесь меняется до противоположной. Причина, скорее всего, в том, что сегодня большинство телекомпаний переходит на цифровой вид вещания и требуется меньшее количество спутниковой емкости для передачи одинакового числа каналов.

Т/С: Вы сказали, что один из спутников будет обслуживать американский континент. Но, насколько нам известно, проникнуть на американский телекоммуникационный рынок сложно, конкуренция там чрезвычайно высока. Как "Интерспутник" будет выходить на американский рынок?

Ш.К.: Да, американский рынок достаточно плотно забит. Уточню, северо-американский рынок, про Южную Америку этого пока сказать нельзя. Но ведь и в США тоже идет развитие телекоммуникаций. И там тоже появляются новые заказчики, которым требуются спутниковые емкости. Вопрос в том, кто удовлетворит эти потребности в тот момент, когда они появляются. Мы и Lockheed Martin Communications провели большую аналитическую работу, исследовали состояние американского и латиноамериканского рынка. Мы пришли к выводу, что у нас есть немалые шансы на то, чтобы загрузить большую часть емкостей, которые будут работать на Америку и Латинскую Америку. С другой стороны, на этом спутнике запланирована установка нового, только осваиваемого частотного диапазона Ка. Здесь рынок еще не так плотно забит. Нам уже удалось привлечь партнеров, заинтересованных в использовании емкостей этого спутника, который будет запущен где-то через два-три года.

Деятельность "Интерспутника" удовлетворяет всем американским законам, регулирующим деятельность коммуникационных компаний. Доля "Интерспутника" в LMI меньше, чем это оговорено в законе. (Согласно основному американскому закону, регулирующему деятельность коммуникационных компаний — Communications Act, — доля иностранной компании или иностранного гражданина в совместном предприятии не может превышать 20%.)

Т/С: За последний год в США были сильно ужесточены правила спутникового экспорта. Сказалось ли это каким-либо образом на деятельности "Интерспутника"?



Антенна комплекса управления LMI в ЦКС "Дубна"

Ш.К.: К счастью, нет. Во-первых, наш проект был одобрен во всех необходимых инстанциях. Во-вторых, когда это произошло, были изменены правила спутникового экспорта, это никак нас не коснулось. Ни первого спутника, ни планов относительно второго спутника. Что касается третьего и четвертого, то я думаю, что их это тоже никак не коснется. Тем более что "Интерспутник" — это не правительственная организация, а международная, где Россия является только одним из членов. Если посмотреть фактически, то Россия является основным членом "Интерспутника" и российские компании являются основными пользователями "Интерспутника". Но если посмотреть с формальной точки зрения — все члены "Интерспутника" имеют абсолютно одинаковые права и обязанности. При принятии какого-либо решения, представители любых стран имеют одинаковое право голоса. Независимо от вклада. У нас организация построена немного по-другому, чем, скажем Intelsat, — абсолютно все организации имеют один голос.

Т/С: В последнее время идет приватизация таких организаций, как Intelsat и Inmarsat, объявлено о приватизации Eutelsat. Есть ли подобные планы у "Интерспутника"?

Ш.К.: Пока таких планов нет. Или не в такой степени, чтобы о них можно было уже говорить. Я придерживаюсь такого варианта, что пока таких планов нет.

Т/С: Собирается ли "Интерспутник" заниматься мобильной спутниковой связью?

Ш.К.: Если вы имеете в виду мобильную спутниковую телефонию, организованную на низкоорбитальных спутниках, то "Интерспутник" таких планов не имеет. Наша ниша — геостационарные спутники, фиксированная связь. Разумеется, любая мобильная связь, которую можно организовать через геостационарные спутники, входит в зону интересов "Интерспутника". Но пока таких клиентов у "Интерспутника" нет, и не похоже, чтобы они появились в ближайшее время. Поэтому мы фокусируем усилия на классических спутниковых услугах — телевещании, телефонной связи, передаче данных.

Итак, по последним данным, запуск LMI-1 намечен на 6 сентября. До 30 сентября должна начаться коммерческая эксплуатация спутника. По заявлению генерального директора "Интерспутника" Геннадия Кудрявцева, сейчас продано 75% емкостей LMI-1. Самый большой заказ на емкости сделал Ростелеком, о чем уже упоминалось. Второй компанией является АФК "Система", арендовавшая на LMI-1 восемь транспондеров. АФК "Система" — дочернее предприятие АО "Система Телком" — является соучредителем телеканала "ТВ Центр". Эксперты предполагают, что "Система" планирует организацию собственной службы платного ТВ.


Характеристики спутника LMI-1
МодельLockheed Martin A2100 AX
Орбитальная позиция75° в.д.
Точность удержания на орбите в направлении север-юг, запад-восток+-0,05°
Срок службы15 лет
Мощность источников питания7560 Вт
Полезная нагрузка
Количество транспондеров
С-диапазон28
Ku-диапазон16
Ширина полосы пропускания транспондеров
С-диапазон36 МГц
Ku-диапазон27 МГц
Поляризациялинейная
ЭИИМ (EIRP)
C-диапазон31-39 дБВт
Ku-диапазон45-48 дБВТ (северный луч)
43-47 дБВт (южный луч)
Добротность в зоне обслуживания (пороговое и пиковое значения)
С-диапазонот -10 до 3,5 дБ/К
Ku-диапазонот -2 до 2,5 дБ/К (северный луч)
от -2 до 0,35 дБ/К (южный луч)

 



 
Теле-Спутник Июль 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт