42Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Золотая жила космонавтики


И. Сафронов, В. Кириллов Теле-Спутник - 5(43) Май 1999 г.


Притча первая: О коммерческих запусках

Работали на барина несколько мужиков. Работали не покладая рук — небывалые вещи делали. То такую штуку соорудят, которая за десять тысяч верст улететь может, то своего же соседа мужика черте куда отправят. Барин был очень доволен своими мужиками, любил их, хвалил. Да и пили-ели они досыта. А по всему свету о них слава шла. "Есть в России барин, — говорили. — Так у него мужики такое творят!"



РН "Протон" в цеху ГКНПЦ им. Хруничева

Но помер старый барин. Схоронили его мужики да стали ждать-мозговать, что новый барин делать пожелает. Новому же барину до их мужицких заковык дела не было. Он был барин из молодых, из столичных. Все по заграницам ездил. Кормить мужиков барин стал плохо. "Как хотите, — говорит, — так и кормитесь." Стали в ту пору к барину гости заграничные наезжать, да порой к мужикам в их избенки заглядывать. А увидев, как мужички то живут, гости те лишь языками цокали, да говорили: "Не по заслугам, не по заслугам вы так век мыкаете, эсквайры. Давайте ваш товар нам, а мы вам много злата-серебра отсыплем."

Помозговали мужики и порешили: "А чеб не попробовать. Вон как мужики за границей то живут, кашу с маслом жуют. А мы то лишь щи пустые лаптем хлебаем."

Вот один мужик свою штуковину толканул за кордон, другой. Самим то им ездить из своей деревеньки никуда не позволялось, так они тем гостям заезжим и сбывали свой хитроумный товар. Кто из гостей попорядочней, так тот платил не худо да еще других покупателей подсылал. Бывали и другие, кто хотел обманным путем, да подешевле. Худо- бедно, на кашу с маслом и нашим мужикам стало хватать. Дивились они только: "Нешто нашему барину совсем наши штуки хитроумные не нужны. Странный он какой, неразумный."

А барину только в радость: "Совсем я на своих мужиков тратиться не буду. Пусть они сами себя обрабатывают, а мне лишь оброк платят." Вот так и стали жить. Слава мужиков по свету растет и крепнет, а о барине том уже никто и не вспоминает.

Прежде всего, что значит "коммерческий запуск"? Если исходить из того, что только оплаченный пуск космической ракеты является коммерческим, то под это определение сейчас подходят практически все старты ракет-носителей во всех странах мира. "Неоплаченными" можно было назвать, пожалуй, пуски советских ракет-носителей, изготовленных на предприятиях Министерства общего машиностроения, с аппаратами этого же министерства и по минобщемашевской программе. Здесь получалась какбы схема "сами же для себя же", и определение "коммерческий" было совсем неуместно. Пуски же для других министерств (например, Минобороны) требовали межведомственных расчетов, то есть уже получались "коммерческими". Советская же схема "некоммерческих пусков ракет-носителей" действовала и по сей день действует только в Китайской Народной Республике.

Во всем остальном мире для каждого конкретного запуска космического аппарата производится заказ на ракету-носитель у фирмы-производителя. При этом заказчик ракеты-носителя (независимо от того, государственное ли это космическое агентство, военное министерство или частная фирма) обязательно производит соответствующую оплату носителя. Так должно происходить теперь и в России в рамках собственной национальной космической программы. Однако бывает еще и иначе. Случаи бесплатной передачи ракет из арсенала Ракетных войск Минобороны для нужд Российского космического агентства являются, похоже, пережитком "темного прошлого", который, будем надеяться, со временем удастся изжить. Ведь дико даже представить, что НАСА обратится к Президенту США с просьбой издать распоряжение о бесплатной передаче ему, государственному космическому агентству, ракеты, изготовленной по заказу и на деньги Пентагона.

Поэтому термин "коммерческий" употребляют сейчас, говоря о запусках космических аппаратов, принадлежащих частным фирмам. Но порой очень сложно провести грань и здесь. Бывали случаи, когда КА создавался на деньги частной фирмы, но по программе государственного космического агентства. Бывали случаи и наоборот, когда разработанную на средства государственных агентств ракету-носитель передавали для эксплуатации частной фирме. Поэтому все-таки все нынешние космические запуски стоит считать коммерческими.

России в наследство от СССР достался парк ракет-носителей всех классов. Это и тяжелые (более 20 т полезной нагрузки на низкую орбиту) ракеты "Протон-К", и носители среднего (от 5 до 20 т) класса "Союз-У" и "Молния-М", и легкие (менее 5 т) "Космос-3М". На базе баллистических ракет РС-18 и РС-12М "Тополь" созданы легкие конверсионные космические носители "Рокот" и "Старт" соответственно. К ним можно добавить украинские носители "Зенит-2" (средний класс), "Циклон-2 и -3" и "Днепр" (легкий класс). Все из этих перечисленных ракет используются для коммерческих запусков.


Притча вторая: О самых тяжелых

Базарный день. С самого раннего утра на него приехали добрые и порядочные колхозники из США и Европы. Стоят торгуют, ракеты предлагают, производителей спутников зазывают. На рынке все чинно-рядно, все всех давно знают: и покупатели продавцов, и продавцы покупателей.



Пусковая платформа Sea Launch. Выборгский судостроительный завод

И тут, где-то к обеду ближе, когда пошла самая та торговля, вламывается в этот чинный ряд русский крестьянин, начинает всех расталкивать, а покупателям заявляет, что его брюква (то бишь, "Протон-К") и дешевле, и лучше, и слаще (надежней, значит).

Что тут делать добропорядочным колхозникам американщины и европейщины? Правильно, козью морду они делают русскому нахалу. С какой такой великой радости пускать нового конкурента в свои добропорядочные ряды, своим законным целковым делиться?!

Что делать нашему припозднившемуся мужичку? Идет он к одному, другому и предлагает: "Слушай, друг! Дай постою рядышком. Товар-то у меня — о-го-го." Француз, что больше всех продавал в тот день товару, сказал: "Так и быть, мосье русский. Отстегнешь мне три четверти — пущу." "Креста на тебе нет, — обижается наш мужик. — Мало вам, супостатам в двенадцатом году вломили, ой мало!"

Идет наш мужичок к американцу с той же просьбой. "О’кэй, — говорит янки. — Фифти-фифти поделим акции нашей общей лавки, а оплату каждого проданного товара будем вести по тому, кто сколько сделал. Процентов десять с пуска брать буду, не больше." "Ол райт, — сразу же смекнул русский. — Америка-Россия — фрэнды навек." Стали вместе торговать американец и русский. Стоят, свой товар нахваливают, покупателей зазывают. Стала бойче у них торговля, пошло к ним больше покупателей. Даже от жадного француза переметнулись. То-то, не жадничай — богаче будешь.

Первым из отечественных носителей на международный рынок вышел "Протон-К". Он оказался наиболее привлекательным для зарубежных заказчиков. Однако втиснуться на рынок, уже давно поделенный и переподеленный, — занятие бессмысленное.

Совместное предприятие ILS (International Launch Services) в настоящее время является лидером по коммерческим запускам. Оно предлагает для запусков ракеты-носители как американского производства (Atlas 2 и 3), так и российского ("Протон-К и -М"). На настоящий момент в портфеле ILS контракты на запуск 24 Atlas’ов (на общую сумму $2,14 млрд) и 21 "Протона" ($1,56 млрд). Тем самым предприятие добилось своей первой задачи, объявленной при создании в июне 1995 году: ILS обошло по объему заключенных контрактов своего главного конкурента — Arianespace ($3,42 млрд). Позади остался и такой гигант, как Boeing с ракетами "Delta-2 и -3" (соответственно 48 и 17 запусков на общую сумму $2,055 млрд и $1,31 млрд).

"Протон-К" оказался тем носителем, который сразу же удачно вписался в условия международного рынка. Он единственный из отечественных ракет смог выполнять задачу по выводу спутников связи на геостационарную орбиту (ГСО; эта орбита высотой 36000 км позволяет спутнику находиться над одной и той же точкой экватора, что облегчает наведение на него антенн потребителей). Задачу по выводу аппаратов на ГСО "Протон-К" выполнял для советских спутников с 1975 года. Эту же задачу теперь он выполняет и для зарубежных заказчиков.

Производитель "Протона-К" — Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева — сразу же отказался вести демпинговую политику, здраво рассудив, что если удается продать свою ракету подороже, то от этого грех отказываться. Стоимость одного пуска "Протона-К" колеблется сейчас в пределах от $65 млн до $80 млн. На "Протоне-К" уже выполнено 12 коммерческих запусков. Один из них был неудачный (декабрь 1997 года, спутник AsiaSat-3). На 1999 год намечено еще 11 пусков. В настоящее время заказов на "Протон" до 2001 года уже столько, сколько предприятие может выпустить ракет, учитывая и российские государственные запуски. Заказчиков же могло бы быть и больше, потому что сейчас в мире спрос на средства выведения спутников связи опережает предложение. Поэтому Центр Хруничева планирует увеличить выпуск своих ракет, для чего в 1998 году в производство было дополнительно инвестировано $106 млн, из которых $68 млн Центр внес из своих собственных средств, а $38 млн выделило ILS.

Чтобы не отставать от своих зарубежных конкурентов, Центр Хруничева проводит в настоящее время модернизацию "Протона-К" для увеличения его грузоподъемности, не снижая надежности. На первой ступени носителя уже используются двигатели с тягой на 7% выше, чем у прежних. Весной 1999 года должен состояться первый испытательный пуск "Протона-К" с новым разгонным блоком (четвертой ступенью) "Бриз-М". Блок тоже позволит увеличить массу запускаемых спутников. Центр Хруничева надеется, что "Бриз-М" будет более надежным, чем используемый сейчас блок ДМ-2 производства РКК "Энергия" им. С.П.Королева (в 1996-97 годах блок серии ДМ отказывал трижды). В 2000 году должен состояться первый запуск полностью модернизированного "Протона-М", который сможет выводить на орбиту самые тяжелые из только разрабатываемых сейчас спутников или проводить запуск сразу двух спутников такого типа, какие сейчас запускаются "Протоном-К".


Притча третья: Космодром в океане

Делали два мужика хорошие ракеты. Только один мужик жил в нашей губернии, а другой — в соседней.



РН "Циклон"

Наш губернатор, человек порядочный и дальновидный, наотрез отказался брать ракеты у мужика из другой губернии. "Что же ты, скотина, хочешь, чтобы я тебе за твои такие-растакие ракеты золотым червонцем платил? — кричит наш порядочный и дальновидный губернатор. — Чтоб я, да пошел кланяться к соседнему порядочному и дальновидному губернатору за разрешением покупать их ракеты?! Да не в жизнь! Лучше я за эти же золотые червонцы куплю ракеты за границей!"

Их порядочный и дальновидный губернатор тоже на попятную не идет. "Не дам я тебе, сосед-губернатор, несмотря на твою порядочность и дальновидность, ракет за твои дырявые ассигнации. Только золотые червонцы, или получишь кукиш с маслом."

Пока судили-рядили, сами мужики и договорились между собой. Да еще и иноземцев притянули. Один теперь ракету делает, другой — разгонный блок. А пускать ракету решили вообще с острова Буяна на Тихом окияне. Так что, на всякого порядочного и дальновидного губернатора у нас завсегда найдется своя хитрая гайка. То-то.

Конкурентом "Протону-К" в ближайшее время может стать российско-украинская ракета "Зенит-3SL". 70% ее комплектующих (в том числе двигатели и разгонный блок ДМ-SL) изготавливается в России, а сама сборка носителя проводится в украинском Днепропетровске.

Эта ракета стала, если можно так сказать, побочным продуктом программы "Энергия-Буран". Для этого боковой блок ракеты "Энергия" оснастили второй ступенью. Такой носитель, использующий на обоих ступенях в качестве топлива керосин и жидкий кислород, мог выводить на низкие орбиты 13,7 т груза. Проект "Зенита-2" был разработан в днепропетровском КБ "Южное". Производство ракет освоил Южный машиностроительный завод в том же городе. Для запусков "Зенита-2" на космодроме Байконур построили две пусковые установки.

Первыми полезными нагрузками "Зенитов-2" стали военные разведспутники и гражданские аппараты наблюдения за природными ресурсами Земли. Постепенно Украина стала предлагать "Зенит-2" и для коммерческих пусков. Первыми, кто решился поставить свои аппараты на украинский носитель, стали многочисленные владельцы микроспутников. Эти небольшие аппараты можно было запускать в качестве дополнительной полезной нагрузки. Так в июле 1998 года "Зенит-2" вывел на орбиту российский спутник дистанционного зондирования Земли "Ресурс О1", а заодно с ним пять микроспутников массой от 20 до 70 кг, принадлежащих Австралии, Германии, Израилю, Таиланду и Чили. Общая сумма контракта на запуск этой "россыпи" составила $720 тыс.

Однако за 13 лет эксплуатации "Зенит" зарекомендовал себя не с самой лучшей стороны: из 31 состоявшегося запуска 8 были неудачными. Последняя неудача 9 сентября 1998 года очень больно ударила по престижу украинского носителя: из-за аварии "Зенита-2" не вышли на орбиту 12 спутников системы низкоорбитальной связи Globalstar. За этот пуск было заплачено $30 млн.

Широкому использованию "Зенита-2" в российской космонавтике помешало его украинское "гражданство". Однако КБ "Южное" нашло достаточно удачный выход из этой ситуации. Вместе с американской фирмой Boeing Commercial Space, норвежской судостроительной компанией Kvaerner A.S. и российской РКК "Энергия" НПО "Южное" создало

4 мая 1995 года совместное предприятие Sea Launch для проведения коммерческих пусков модификации носителя "Зенит-3SL" с плавучей платформы из Тихого океана. Первый испытательный старт с этого морского космодрома состоится 14 марта 1999 года. Sea Launch уже подписала контракты на выведение по крайней мере 18 спутников в течение 5 лет с плавучего стартового комплекса на общую сумму $1,25 млрд.

Однако в последнее время главный "локомотив" проекта — американский Boeing — здорово охладел к проекту морского старта. За прошедшее время в его распоряжении вместе с фирмой McDonnell Douglas появилась серия ракет Delta-2 и -3. Также Boeing разрабатывает сейчас принципиально новую серию модульных ракет-носителей Delta-4, которые собираются из унифицированных блоков и в зависимости от комплектации относятся к легкому, среднему или тяжелому классу по грузоподъемности. В связи с такими собственными планами Boeing рассматривает программу Sea Launch больше как экспериментальную для получения новых технологий, чем коммерческую, способную принести существенную прибыль.


Притча четвертая: Непоколебимый "Союз"

Жил был умный Фрол. Имел Фрол тачку. Кормился он этой тачкой сам, кормил двух братьев-лежебок. То груз какой купеческий на базар подвезет, то мужика какого немощного до дома подбросит. Очень умный Фрол.



РН "Космос-3М" на стартовой позиции

Решил Фрол расширить свое дело. Купил телегу. Едет по улице, а на ней таких, как он, тележных мужиков — пропасть. Как, думает, клиента заполучить? Возьми да и крикни: "А кто хочет за копейку в соседнюю деревню съездить?" Тут же один мужичонка к нему в телегу — прыг: "Вот тебе копейка, вези." Отвез Фрол мужичка за копейку, да когда довез — договорился: "Вот тебе, — говорит, — гривенник. Завтра как крикну — кого за гривенник в соседний город свозить, — так ты сразу и беги."

Сказано — сделано. Отвез Фрол мужичонку до соседнего города за свой же гривенник. А на следующий день к нему купец подходит: "Вижу — ты парень не промах, хорошо с телегой справляешься, да и деньгу берешь умеренную. Иди ко мне подрядчиком. Будешь товар мой на ярмарку возить. Платить буду по рублю за день."

Вот так и работает умный Фрол. Сам ест, двух братьев-лежебок кормит, да еще купеческих мужичков подкармливает.

Рынок коммерческих запусков ракет-носителей космического назначения среднего класса пока мало освоен. Основная его часть сейчас приходится на спутники низко- и среднеорбитальных систем глобальной связи. Эта сфера бизнеса тоже начинает приносить прибыли, чем привлекает внимание как государственных организаций, так и частных фирм.

Возможен и другой вариант — установка на базовый аппарат дополнительной ("попутной") аппаратуры или запуск вместе с основным спутником на ту же орбиту попутных микроспутников.

Появилась в последние годы и еще одна сфера бизнеса, для которой используются носители среднего класса. Это пилотируемые космические полеты. Такой вид бизнеса практикуется в России на космических кораблях "Союз".

Россия располагает в области ракет-носителей среднего класса хорошо зарекомендовавшей себя серией ракет, созданной на базе МБР Р-7А. Прежде всего, это трехступенчатый "Союз-У", выводящий на низкую орбиту 6900 кг груза. Также к этой серии относится четырехступенчатая ракета-носитель "Молния-М", выводящая на сильно вытянутые орбиты КА до 1,9 т. Все носители этой серии производятся в Государственном научно-производственном ракетно-космическом центре "ЦСКБ-Прогресс" (г. Самара). Для запуска же этих ракет есть две пусковые установки на космодроме Байконур и четыре — на космодроме Плесецк.

Первый коммерческий пуск ракеты этой серии состоялся 17 марта 1988 года. Носитель более ранней модификации "Восток" вывел на орбиту индийский спутник дистанционного зондирования Земли IRS-1A за $7.5 млн. Однако стоимость этого контракта была специально занижена для привлечения иностранного заказчика. Запуск IRS-1C на ракете "Молния-М" стоил уже $12.8 млн. Однако все это было мелко. В 1996 году за "раскрутку" ракет серии Р-7А взялись французы. Для этого было организовано совместное предприятие Starsem, в которое вошли Центр "ЦСКБ-Прогресс" (25% акций СП), Российское космическое агентство (25%), французские Aerospatiale (35%) и Arianespace (15%). На данный момент Starsem имеет контракты на 8 запусков ракет "Союз" общей суммой $310 млн. В среднем один пуск "Союза" оценивается в $40 млн. Первый из этих коммерческих пусков состоялся 9 февраля 1999 года. На орбиту были выведены 4 спутника GlobalStar. Для их запуска и разведения на орбите был специально изготовлен новый разгонный блок "Икар". Он был изготовлен на базе приборного и агрегатного отсеков военных спутников серии "Янтарь". На настоящий момент они уже 153 раза выводились на орбиту, один из них до сих пор работает в космосе. Этими пусками была гарантирована успешная работа нового разгонного блока.

С помощью носителей серии "Союз" Россия активно проводит сейчас "коммерческие" пилотируемые полеты. Расценки здесь устанавливают прежде всего не владельцы ракеты-носителя, а владельцы транспортных кораблей "Союз ТМ" и станции "Мир" — Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева. Цены — относительно невысоки. Например, объявленная стоимость 179-суточного полета европейского космонавта Томаса Райтера на станции "Мир" в 1995-96 годах — $69 млн. За 16-суточный полет французского космонавта в 1997 году космическое агентство КНЕС заплатило "Энергии" 74 млн франков ($13.7 млн). Шесть длительных космических полетов американских астронавтов (1996-1998 годы) общей продолжительностью около двух с половиной лет стоили НАСА $450 млн. Однако астронавтов на "Мир" доставлял в данном случае не корабль "Союз", а американский шаттл.

Притча пятая: Ушедший "Циклон"

Жил был ленивый барин. И работящие были у него мужики. Ладные телеги делали. Да и не только телеги, а цельные экипажи с атласной обивкой.

Вздумал было барин продавать экипажи. Долго думал, десять лет думал. Надумал. Глядь, а главный мастер, кто эти экипажи делал, уж три года как помер.

Тогда решил барин телеги продавать. Долго решал, пять лет решал. Решил. Смотрит, а мужики его работящие все разбежались по другим волостям и губерниям.

Так и не продал барин ни экипажей, ни телег. Очень ленивый был барин.

В первой половине 90-х годов Украина старательно предлагала на международном рынке коммерческих пусков свои ракеты среднего класса серии "Циклон". Эта серия ракет, как и многие другие отечественные носители, была создана на базе баллистической ракеты. Такой разумный вид конверсии был распространен в СССР уже в 50-60-е годы. Переделку боевой ракеты Р-36 в космическую сделало все то же днепропетровское КБ "Южное", а производство освоил Южный машиностроительный завод. Двухступенчатый вариант носителя получил название "Циклон-2". Первый его запуск состоялся 6 августа 1969 года. Все старты этой ракеты проводились с космодрома Байконур. "Циклон-2" использовалась только для запуска военных спутников. Однако при старте в декабре 1995 года на борту военного космического аппарата был установлен комплекс научной аппаратуры "Конус-А" массой 131 кг, предназначенный для исследований всплесков гамма-излучений. Возможно, в дальнейшем практика установки попутной аппаратуры на "Циклон-2" и была бы продолжена, но производство "Циклонов" в Днепропетровске Украиной прекращено. Расстреляв имевшийся у Министерства обороны боезапас ракет "Циклон-2", запускавшая их часть на космодроме Байконур в октябре 1998 года была расформирована.

Та же участь постигла и трехступенчатую ракету "Циклон-3". Ее пуски проводятся только с космодрома Плесецк. Впервые она поднялась оттуда 24 июня 1977 года. Коммерческое применение "Циклона-3" было более обширно, чем его старшего брата. В июле 1992 года эта ракета вывела на орбиту шесть спутников, два из которых представляли собой аппараты "Гонец" для системы низкоорбитальной спутниковой связи. При пуске "Циклона-3" в январе 1994 года одновременно со спутником "Метеор-3" был выведен на орбиту германский экспериментальный микроспутник Tubsat B. При пуске в августе 1995 года, кроме украинского спутника "Сiч-1", также на орбиту выводился чилийский микроспутник FASat-Alfa. Правда, в этот раз субспутник от базового аппарата не отделился. Несколько раз на базовых аппаратах, запускаемых "Циклоном-3", устанавливалась зарубежная попутная научная аппаратура. Однако боезапас "Циклона-3" тоже практически полностью расстрелян. На сем славная летопись этой ракеты, похоже, и закончится.

Притча шестая: Мал, да удал

Познакомился барин с генералом. Долго длилась их дружба: то этот того угощает, то тот этого. Взял да заказал генерал барину хомуты для своих лошадей. Барин вызвал своего мужика, дал задание. Мужик ночи не спит — все хомуты для генерала делает. А у генерала вдруг напасть приключилась: все лошади пали. Потому, вроде как хомуты то ему уже и не нужны.



РН "Рокот", макет на аэрокосмическом салоне МАКС-97

Тем временем приехал в те края заграничный купец. И прознал он, что мужик у барина знатные хомуты справляет. Пришел он к барину: "Продай, — говорит, — хомуты. Знатно заплачу." "А чего бы и не продать,", — решил барин. Подписали они с купцом бумаги, ударили по рукам. Купец пошел за деньгами, барин — за мужиком с хомутами.

Но на беду обоих узнал об их договоре генерал. Рассвирепел, расгорлопанился, вынул шашку наголо и побежал к барину (лошадей ведь у него не осталось). Прибежал аккурат вовремя — купец деньги принес. "Мои это хомуты! — взревел генерал. — Мне деньги давай!" "Нет, мои это хомуты! — голосит барин. — Мой мужик их сделал!" Почесал затылок купец, подумал, да и поехал в соседнюю деревеньку за хомутами. Только его и видели. А барин и генерал так до сих пор и ругаются: спорят, чьи хомуты и кто их будет продавать.

В последние годы на рынке коммерческих космических запусков появляется все больше так называемых микроспутников. Это небольшие аппараты, весящие, как правило, от десятков до сотен килограммов. Однако они могут выполнять достаточно разнообразные функции, благодаря широкому применению последних достижений микроэлектроники. Это и научные аппараты, изучающие Землю, околоземное пространство, Вселенную, и малые межпланетные станции, и низкоорбитальные коммуникационные спутники. Последний тип микроспутников приковывает сейчас наибольший интерес деловых кругов. В мире разработано уже несколько вариантов низкоорбитальных спутниковых систем, обеспечивающих радиотелефонную, или пакетную компьютерную связь. Рынок таких спутников еще достаточно молод. Здесь нет пока определенных лидеров, хотя уже вырисовывается круг фирм, способных занять ключевые позиции по запускам малых спутников. Среди них есть и российские представители. Рынок же запусков малых аппаратов, как и всякий новый сектор бизнеса, сулит заманчивые перспективы тому, кто первым захватит себе нишу побольше.

Среди российских космических ракет-носителей легкого класса первым на международный рынок вышел "Космос-3М". Он был спроектирован еще в середине 60-х годов в красноярском НПО прикладной механики на базе баллистической ракеты 8К65 (разработчик — КБ "Южное", г.Днепропетровск). Производство "Космоса-3М" расположено в омском АКО "Полет". Эта двухступенчатая ракета стартовала со всех отечественных космодромов: и с Плесецка, и с Капустина Яра, и с Байконура.

Хоть первый старт ракеты состоялся в 1967 году, но только в январе 1995 года началось ее коммерческое использование. Тогда вместе с основной полезной нагрузкой (спутник "Цикада") были запущены два микроспутника: американский экспериментальный спутник связи Faisat-1, принадлежащий Final Analysis, Inc. (FAI), и шведский научный спутник Astrid, разработанный Шведской космической корпорацией и Шведским институтом космической физики.

Стоимость запуска не была тогда объявлена, но корпорация FAI отметила, что русские запуски вовсе не являются "дешевыми", особенно если учесть все дополнительные расходы, связанные с ведением бизнеса с Россией. Привлекательность их заключается не в цене, а в высокой надежности "Космоса-3М" и возможности предоставления запуска в короткие сроки. Представители Final Analysis заявили, что они бы хотели использовать "Космос-3М" и для эксплуатационного развертывания всей системы из 26 спутников серии Faisat. Второй спутник этой серии был запущен в 1997 году.

Стоимость запуска одного "Космоса-3М" составляет $12-16 млн. Его маркетингом занимается предприятие "Пусковые услуги" Российского космического агентства. Однако в последний момент Росвооружение Министерства обороны перехватило у "Пусковых услуг" инициативу на коммерческие старты "Космоса-3М" на правах формального владельца носителя. Именно Росвооружение заключило контракт на запуск второго шведского субспутника "Astrid-2", который был выведен на орбиту "Космосом-3М"10 декабря 1998 г. вместе с основным спутником "Надежда". На данный момент подписано еще 3 контракта на использование этого носителя для запуска микроспутников в качестве попутных нагрузок на общую сумму $45 млн.

Притча седьмая: Конверсионные проекты

Жил-был Мальчик-С-Пальчик. Глубоко в лесу жил. Не то даже, чтобы глубоко, а родители его от сглазу берегли, никому не показывали: "И так мал, рано тебя еще на люди вести." А мальчонка был хоть куда. То медведя в лесу завалит, то дров на год вперед наломает. "Хороший мальчик, — вздыхали родители, — только уж очень худенький."

Жил Мальчик-С-Пальчик, не тужил. Да только встретил раз в лесу старичка-лесовичка. "Что же ты, Мальчик-С-Пальчик в глухом лесу так всю жизнь и будешь сидеть? — спрашивает лесовичок. — Так и белый свет не повидаешь?" "Да я бы рад, — отвечает Мальчик-С- Пальчик. — Только ростом я не вышел. Меня ведь там затопчут, я и глазом моргнуть не успею." "А ты не иди туда, где люди большие да сильные, — советует лесовичок. — Иди туда, где маленькие."

Так и поступил Мальчик-С-Пальчик. И живет он теперь в городе лилипутов. И слывет среди них великаном. То медведя в лесу завалит, то дров на год вперед наломает. "Хороший мальчик, — сокрушаются лилипуты, — только худенький." И кормят-поят его до отвала.

Несмотря на то, что ракеты легкого класса относятся к самым небольшим носителям, их коммерческое использование может стать не менее прибыльным, чем ракет тяжелого и среднего класса. По вполне понятным техническим и экономическим критериям в последнее время в России сложилась практика создавать ракеты-носители легкого класса на базе боевых баллистических ракет. Часть старых легких носителей, разработанных в первые космические годы, уже не используется, некоторые отличаются завидным долголетием, многие делают только первые шаги (точнее — первые полеты), еще больше существует проектов легких ракет-носителей.

Большое количество заказов можно ожидать для новой российской ракеты-носителя легкого класса "Рокот", созданной на базе МБР РС-18. Ее разработчик и изготовитель Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева пошел по проторенному пути и создал в мае 1994 года для коммерческой эксплуатации "Рокота" совместное предприятие Eurockot Launch Services GMBH. На сей раз с дочерней фирмой концерна Daimler-Benz — Daimler-Benz Aerospace AG (DASA). Акции в Eurockot были поделены между партнерами поровну.

На данный момент было выполнено три полностью успешных запуска "Рокота" из шахт на космодроме Байконур. Скоро к уже имеющимся шахтным пусковым установкам на Байконуре добавится одна наземная пусковая установка на космодроме Плесецк (ее переоборудуют из стартовой установки ракеты "Космос-3М"). Первый старт "Рокота" оттуда должен состояться в октябре 1999 года. По планам Eurockot в 1999 году будет проведен первый коммерческий запуск "Рокота": 20 декабря из Плесецка на орбиту будут выведены два спутника Iridium. В 2000 планируется провести уже четыре пуска, а с 2001 года СП рассчитывает осуществлять ежегодно 6 коммерческих пусков носителя. На настоящий момент Eurockot имеет контракты на 3 запуска общей стоимостью

$39 млн, а также 23 зарезервированных пуска, контракты на которые будут подписаны в ближайшем будущем. Средняя стоимость одного пуска "Рокота" называется в пределах $12-15 млн.

А вот для семейства ракет-носителей "Старт" каких-то специальных пусковых установок не требуется. Этот космический носитель унаследовал от своего прототипа — МБР РС-12М "Тополь" — мобильность. Ракета в контейнере и стартовое оборудование легко могут быть доставлены в любую точку земного шара. Разработал семейство "Старт" Научно-технический центр "Комплекс-МИТ". Это самостоятельное предприятие, созданное специально для конверсии разработок Московского института теплотехники.

На сегодняшний день НТЦ "Комплекс-МИТ" разработано два варианта ракет: 4-ступенчатая "Старт-1" (грузоподъемность — 390 кг на низкую орбиту), летные испытания которой успешно прошли в марте 1993 года, и 5-ступенчатая "Старт" (600 кг на низкую орбиту), первый пуск в марте 1995 года завершился аварией. После этой неудачи прошли еще два пуска "Старта-1" с космодрома Свободный, оба успешных.

НТЦ "Комплекс-МИТ" с самого начала ставил задачу коммерческого использования семейства "Старт". Однако первый опыт коммерческого использования носителя завершился аварией в марте 1995 года. Тогда за $250 тыс. на ракете был установлен израильский спутник Gurvin-1, который погиб вместе с ракетой.

При последнем запуске "Старта-1" из Свободного в декабре 1997 года ракета вывела на орбиту спутник Early Beard 1 американской фирмы EarthWatch Inc. Правда, аппарат отказал через несколько дней после старта, но вины российского "Старта-1" в этом не было. Финансовые условия запуска не были объявлены. Однако, по имеющимся данным, НТЦ "Комплекс-МИТ" имеет еще один контракт на запуск в 1999 году шведского спутника Odin стоимостью $8 млн. Маркетингом семейства "Старт" занимаются "Пусковые услуги" и Росвооружение.

Украино-российская ракета "Днепр" ("Днiпро") создана на базе самой большой межконтинентальной баллистической ракеты, когда-либо развернутой и поставленной на боевое дежурство РС-20 (она же Р-36М, по западной классификации SS-18 Mod. 3, или Satan). Ее разработали и изготавливали в Днепропетровске. По различным данным, от 30 до более чем 100 этих ракет, уничтожаемых согласно договору СНВ-2, должно быть переоборудовано в ракету "Днепр". Эта модификация, оцениваемая в $100 млн, была официально одобрена украинским и российским правительствами в январе 1997 года.

Маркетингом "Днепра" занимается СП "Космотрас" ("Космические транспортные системы"). Это предприятие со штаб-квартирой в Киеве было создано в ноябре 1997 г. Национальным космическим агентством Украины совместно с Российским космическим агентством. 50% капитала принадлежат украинским предприятиям: НПО "Южное", состоящему из Машиностроительного завода "ПивденьМаш" (бывший "ЮжМаш") и КБ "Пивденне" (прежде КБ "Южное"). 50% капитала — российские, принадлежащие АО "Рособщемаш", АО "Асконд", ЦНИИмаш, НПО специального машиностроения и НПО транспортного машиностроения.

Запуски "Днепра" будут проводиться из шахт космодрома Байконур. Первый пуск "Днепра" намечен на апрель 1999 года. Полезной нагрузкой будут три микроспутника: британские технологические спутники UoSat 12 и UoSat-MTS-1 (он же Snap 1), а также спутник американских ВВС PicoSat. По неофициальным данным этот пуск стоит всего $2 млн. Скорее всего, это рекламная цена для того, чтобы привлечь потенциальных заказчиков. Ведь "Космотрас" рассчитывает запустить до 2007 года порядка 150 "Днепров". Если эти пуски не состоятся, то к декабрю 2007 года все равно оставшиеся ракеты должны быть уничтожены по Договору СНВ-2. Если, конечно, этот договор вообще ратифицирует Дума...



 
Теле-Спутник Май 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт