24Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Рожденная... перестройкой


Р. Маградзе Теле-Спутник - 4(42) Апрель 1999 г.


В мире российского спутникового телевидения наступила новая эпоха. НТВ-Плюс начал трансляцию собственного цифрового пакета. Само по себе цифровое вещание уже давно освоено отечественными телекомпаниями. Но последнее событие вывело нас на европейский уровень. Так же, как тысячи немцев, скандинавов, французов, англичан и жителей других экономически развитых стран, российские зрители могут теперь принимать на родном языке телеканалы практически всех мыслимых и желанных направлений. От музыкального до футбольного. А ведь все когда-то начиналось с создания одного-единственного альтернативного телеканала НТВ.

Лирическое вступление

“Перестройка — это такая маленькая девочка, которая пока не может всех нас удовлетворить”. Именно так в свое время, на всю страну (бывший Советский Союз), определил половую зрелость периода грандиозных и драматических преобразований тогдашний, как сейчас мы сказали бы, “спикер” Верховного Совета СССР Рафик Нишанович Нишанов. Через некоторое время (кажется, несколько дней) какой-то депутат из рабочих поделился с народом своими наблюдениями, и выдал “на гора” собственное мнение о состоянии этой “девочки”. Он выразился буквально так: “Перестройка выросла и стала женщиной”.

Этот народный избранник, похоже, оказался прав. Потому что “девочка, ставшая женщиной” начала выполнять то, что свойственно каждой представительнице “слабой” половины человечества. Она стала “рождать в муках”. Законы, постановления, распоряжения, конституцию, новые формы производства и экономических отношений, невиданные доселе царства-государства... Реанимировать виданные... Одни “детки” рождались хиленькими и умирали во младенчестве, другие живы до сих пор и достигли собственной зрелости. Бывали и “мертворожденные”, и “выкидыши”. Последним ее чадом стала “Демократия”, после чего перестройка “в бозе почила”, со всех сторон одновременно благословляемая и проклинаемая. Много было “детей” у нее. Кто-то был лучше, кто-то хуже. Впрочем, как во всякой большой семье, — “не без урода”.

Одним из первых “детищ” перестройки стала телекомпания НТВ. К счастью и большому нашему удовлетворению, “ребенок” оказался здоровым и быстро пошел в рост. Сегодня НТВ-Холдинг представляет собой прочно стоящего на ногах богатыря отечественной телеиндустрии. Мы внимательно следили за его становлением. Телекомпания "НТВ-Плюс" является частью НТВ-Холдинга. Часто обзоры программ НТВ-Плюс сводились примерно к следующей формулировке: “Он еще молод, поэтому мы недостаточно требовательны. Но в ближайшем будущем ожидаем от него чего-то большего”. Это будущее, кажется, наступило.

Как всегда, повзрослев, мы что-то теряем. На наш российский рынок в последнее время все активнее проникают зарубежные телекомпании. Отечественным вещателям конкурировать с ними становится все труднее и труднее. “Повзрослев” и вступив в этот жесткий мир, НТВ-Плюс отказался от собственного музыкального канала, заменив его на MTV-Россия.

Но радует то, что, несмотря на эти сложности, телекомпания "НТВ-Плюс" выжила и даже совершила существенную эволюцию. Укрепились позиции фильмовых телеканалов, начал вещание еще один — канал остросюжетного кино, расширился спектр предлагаемых программ, благодаря заключенным договорам на ретрансляцию с иностранными телекомпаниями.

Мир нашего кино

Что сегодня предлагает россиянам спутниковое цифровое телевидение? Трудно сказать однозначно. Это — все и ничего, одновременно. Казалось бы, цифровой формат вещания предоставил богатейшие возможности для увеличения количества и разнообразия телеканалов, а также улучшения качества их трансляции. Действительно, каналов стало больше. Но на деле оказалось, что индивидуальные системы приема спутникового телевидения не обеспечивают той широты выбора, которая адекватна возникшему предложению. До сих пор не выработаны единые стандарты, благодаря которым, приобретая какой-либо тюнер, конвертор и т.д., можно было бы принимать любой пакет телепрограмм. Пусть даже подписываясь на них и покупая официальные декодирующие карточки. Аналоговая система вещания предоставляет гораздо больше возможностей смотреть интересные программы. В “цифре” в открытом виде не осталось ни одного фильмового телеканала, спортивного. По разным спутникам и пакетам разбросаны немногие музыкальные и детские каналы.

Появление цифрового пакета НТВ-Плюс решило проблему многих россиян. На одном оборудовании, с одного спутника и на одну карточку можно принимать на родном языке более десятка интереснейших каналов различного направления.

Среди них по-прежнему одно из ведущих мест занимают каналы “Наше кино” и “Мир кино”, посвященные отечественному и зарубежному кинематографу, соответственно.

Зачем было создавать два канала? Не вдаваясь в причины, побудившие руководство компании принять именно такое решение, отметим, что оно попало “в яблочко”. У каждого из двух телеканалов сразу же появилась своя аудитория.

Возможно, наши мастера киноискусства и уступают Голливуду в создании ярких эффектов, и им не хватает средств на дорогостоящую технику, но вряд ли они отдадут “пальму первенства” кому-либо в профессионализме. Потому и пользуются они большой любовью зрителей “от Москвы до самых, до окраин, с южных гор до северных морей”. А телеканал “Наше кино” “удовлетворяет” эту любовь.

“Мир кино” приобщает зрителей к кинокультуре зарубежных стран. Появление множества новых имен в кино, направлений, новые работы уже известных мастеров — все это стало содержанием телеканала.

В последнее время значительно вырос уровень кинофильмов, демонстрируемых по этим телеканалам. НТВ-Холдинг вышел на новый уровень. Теперь здесь есть и собственное кинопроизводство, компания активно участвует в качестве продюсера в новых и совместных проектах.

Самое лучшее — детям

Такой лозунг был во времена советской власти. Реально воплотить его в жизнь, во всяком случае, телевизионную, взялась компания "НТВ-Плюс". С конца прошлого года появился первый российский детский телеканал "НТВ-Плюс — Детский Мир".

Начинается вещание в восемь утра и продолжается до восьми вечера. Основу передач этого телеканала, как впрочем и всех подобных, составляют мультипликационные и художественные фильмы и мультсериалы, такие как "Ну, погоди!". Идут они один за другим в течение всего дня, иногда перемежаясь с другими программами. На телеканале не стали забивать эфир поднадоевшими сериями “Том и Джерри” и другими расхожими голливудскими лентами. Впрочем, причина игнорирования этой продукции достаточно ясна — таких анимационных лент более чем хватает и в программах эфирных каналов. Продукция, практически, только отечественного производства.

Художественные фильмы, в основном, приключенческого жанра. Об этом говорят даже их названия, что безусловно привлекает к ним внимание детей и подростков. Найдется немало и взрослых, которые с удовольствием посмотрят такие фильмы, как “Руслан и Людмила”, “Снегурочка”, “Автомобиль, скрипка и собака Клякса” и другие, ставшие уже классикой советского детского кинематографа. Многие из них несут познавательную и воспитательную нагрузки, так как в основном сюжеты касаются жизни природы и поступков мужественных, честных людей, борющихся со злом и защищающих слабых и маленьких. Эти фильмы позволяют отправиться в путешествие в мир тайн и приключений.

“Детский канал” сегодня представляет собой такой же фильмовый телеканал, как “Мир кино” и “Наше кино”. По сравнению с тем временем, когда его трансляция только начиналась, из программы исчезли такие интересные и познавательные передачи, как CYBERNET. Она представляла собой программу новостей из мира компьютерных игр. Несомненно, она была интересна не только детям. Надо сказать, что и тогда таких передач было чрезвычайно мало. К сожалению, теперь этого нет вовсе. Остается надеяться, что детский телеканал Nickelodeon, вошедший в новый цифровой пакет НТВ-Плюс, с успехом восполнит этот пробел.

А судьи кто?

В компании "НТВ-Плюс" есть человек, от которого зависит, что увидят в ближайшее время абоненты пакета каналов. Это Сергей Фикс. Именно он принимает решение о приобретении того или иного фильма для последующей демонстрации в программах “Мира кино”, “Нашего кино” и “Детского Мира”.

"Теле-Спутник": Где берется столько фильмов, чтобы обеспечить ежедневную работу аж трех телеканалов?



Сергей Фикс: Для телеканала “Наше кино” права на демонстрацию фильмов приобретаются у российских дистрибьюторов. Особых предпочтений, разумеется, мы никому не отдаем. Но всем же понятно, что без “Мосфильма”, “Ленфильма” и киностудии имени Горького ни советское, ни российское кино немыслимо. Но закупаются фильмы режиссеров студийна территории всего бывшего СССР.

Т/С: А для “Мира кино”?

С.Ф.: Сегодня в нашей коллекции фильмы порядка 25-ти стран. Преобладают англоязычные картины. То есть, фильмы производства США, Великобритании, Канады, Австралии. Есть также фильмы Китая, Гонконга, Индии, ЮАР, Японии. Много фильмов европейского производства — Франции, Италии, Германии, бывших соцстран. Есть ко-продукция, где и Россия обладает правами на фильмы. У нас совместные фильмы идут либо на том, либо на другом канале. Определяется это по такому критерию, как режиссура. Если режиссер иностранец, фильм пойдет в “Мире кино”. Если режиссер русский, то скорее фильм пойдет на канале “Наше кино”. Есть, конечно, исключения. Например, на день рождения Высоцкого мы показали фильм “Одни вдвоем”, где он с Мариной Влади. Единственный фильм, где они вместе. Хотя Высоцкий и в эпизоде, а фильм венгерский, но мы купили на него права и показали на канале “Наше кино”.

Т/С: Во время закупок, учитывается ли продавцами то обстоятельство, что ваша телекомпания российская, отличается ли их отношение к вам или вы на равных со всеми условиях?

С.Ф.: То обстоятельство, что мы компания российская — никак не учитывается. Как правило, мы приобретаем все, что нам нужно. Более того, у нас на НТВ-Плюс идут фильмы, которые потом не факт, что пойдут на НТВ. В качестве примера можно привести множество лент, скажем, компании “Двадцатый век Фокс”, — “Чужие”, “Крепкий орешек”, “Роман с камнем”, “Один дома”. Они сначала шли на НТВ-Плюс, а потом демонстрировались на ОРТ. Но сначала они были на нашем канале.

Т/С: А если сравнивать вас с такими фильмовыми телеканалами, как “Canal +”, “TV 1000”, кому из вас легче?

С.Ф.: Нам тяжело уже в силу того, что мы работаем не в самой благоприятной стране.

Т/С: То есть, все-таки существует какое-то отличие?

С.Ф.: Я думаю, что отличие все же есть. Все разные. Иначе у всех было бы одно и то же.

Т/С: Соответственно, это как-то отражается на программе?

С.Ф.: Нет. Вот открывается список фильмов. Мы их получаем. Нам говорят: “Вот фильмы, которые мы хотим продать”. Мы их покупаем. Вот такая простая история.

Т/С: И никаких скидок на то, что вы работаете на таком сложном, мягко говоря, рынке?

С.Ф.: Это деньги. Им плевать, что и как. Мы готовы платить, потому и получаем кино. Фильм, как товар, работает на нескольких разных рынках. Есть кино, есть видео, есть платное телевидение, есть эфирное. На каждый вид открытия прав наступает свой срок. Понятно ведь, что если сейчас показать фильм по телевидению, видео никто покупать не будет. Путь от кино до эфира занимает порядка двух-трех лет. Где-то через полтора-два года после открытия кино- и видеоправ, наступает "окно" платного телевидения. В этом "окне" мы и покупаем то, что нам предлагают.

Т/С: Что смогут увидеть ваши телезрители в апреле?

С.Ф.: Из русских, я думаю, будет премьера фильмов “На новом месте”, “Хочу в тюрьму”. И очень дорогой пакет американских кинолент. Но пока контракт не подписан, я не люблю о нем рассказывать.

Т/С: Вы дома смотрите только НТВ-Плюс?

С.Ф.: Я не смотрю телевизор вообще. Времени на это практически не остается. Я смотрю те фильмы, которые намереваемся приобрести для показа на наших каналах. Вон сколько видеокассет! Ведь мне, в итоге, принимать решение о приобретении того или иного фильма. А это большая ответственность — ведь дешевых кинолент мы не покупаем. Максимум, что мы себе позволяем, так это покупку фильмов категории В, которые замечательно продаются на видео или добились кассового успеха. Основным критерием для приобретения фильма являются его коммерческие или художественные достоинства. Понятно, что от Феллини коммерческого успеха ждать не приходится, но там есть имя. Это могут быть и молодые, подающие надежды режиссеры, лауреаты кинофестивалей. И вот когда я смотрю, принимаю решение, мне как-то хватает “приобщения к шедеврам”.

Т/С: Ну а ваши домашние? У вас большая семья? Когда вы отбираете фильмы для закупки, вы как-то ориентируетесь на вкусы семьи?

С.Ф.: Нет. И по двум причинам. Во-первых, жена тоже занимается кино. Поэтому, это — нетипичный случай. Во-вторых, она занимается кинопрокатом. А для того, чтобы закупать или не закупать кино, нужно просто знать историю кино, текущую ситуацию на рынке и смотреть фильмы самому. Отсюда приходит решение.

Т/С: Судя по тому, что вы сказали, ваша работа — это “прикладная” кинокритика.

С.Ф.: А я, в общем-то, и работал какое-то время журналистом, пишущим на данную тему. А по образованию — кинодокументалист. Понимаете, если фильм хороший, об этом пишут. Мы не в Лос-Анджелесе живем, поэтому сначала читаем о фильме в Интернете. Так чем тут руководствоваться? Я худо-бедно кино знаю. Вот — режиссер, вот — актер. Так что спокойно справляюсь со своей задачей сам, без ориентации на кого-то еще, хотя бы и жену.

Заключение

В новом пакете появился еще один собственный телеканал — канал остросюжетного кино. Окончательное название для этого канала еще не выбрано. Он представляет собой тот же фильмовый канал, но, в отличие от других, здесь идут только боевики, детективы, триллеры и другие киноленты приключенческого жанра, горячащие кровь и будоражащие воображение. Здесь можно увидеть работы как отечественных, так и зарубежных режиссеров, как новые, так и минувших лет.

По-прежнему вещает спортивный канал. Но в дополнение к нему появился футбольный. Что можно по нему увидеть? Собственно все, что касается этой темы. Ведут его лучшие футбольные комментаторы. А вот остальное словами вряд ли выразишь. Только междометиями футбольного фаната.

Нам — зрителям — хочется, чтобы появлялось еще больше хороших телеканалов. И чтобы “дети перестройки” были такими же умными, здоровыми и красивыми, как и одно из ее первых порождений — телекомпания "НТВ-Плюс".

Будут ли еще создаваться собственные телеканалы новых направлений? Ведь, казалось бы, уже все охвачено, если не собственным производством, то каналами, включенными в цифровой пакет по договору. Хочу поделиться существующим в определенных кругах мнением, что трансляция дублируемых на русский язык зарубежных телеканалов служит, скорее всего, для изучения зрительского спроса. Ближайшие год-два покажут целесообразность продолжения роста холдинга в этом направлении. И не исключено, что в пакетах программ НТВ-Плюс появятся новые собственные телеканалы.



 
Теле-Спутник Апрель 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт