29Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Мелодии цифрового петербургского радио от Испании до Урала


М. Мирошников Теле-Спутник - 3(41) Март 1999 г.


С 1 января 1999 года петербургская УКВ/FM радиостанция “Ретро-канал” переименована в “Канал “Мелодия”. Радиостанция уже несколько месяцев вещает в сети Интернет в режиме real-audio. “Канал “Мелодия” собирается резко увеличить число слушателей, начав распространение сигнала в цифровом виде со спутника с зоной покрытия от Испании до Урала.



До последнего времени российские радиостанции распространяли свой сигнал через спутник двумя способами: в аналоговом виде или же в цифровом виде по технологии Comstream. Технология Comstream предусматривает выделение частотного сегмента на транспондере спутника, в этой полосе передается один сигнал. Недостатками является высокая стоимость полосы частот и аппаратуры Comstream, в том числе приемной части. Следовательно, при организации сети филиалов радиостанции неизбежно возникнет проблема приобретения дорогой приемной аппаратуры Comstream. Не каждый потенциальный местный филиал радиостанции сможет себе это позволить, тем более индивидуальный абонент.

Очень экономичным способом является передача радиопрограммы в телевизионном спутниковом стволе в общем цифровом потоке MPEG-2. Получается большая экономия спутникового ресурса, поскольку не требуется выделения отдельной полосы частот, а прием сигнала производится на стандартный цифровой спутниковый ресивер. У радиостанции сразу появляется большое количество индивидуальных слушателей, а местные филиалы, желающие транслировать радиоканал в эфир или по кабельным сетям, приобретут обычный цифровой ресивер уровня бытового, например Nokia MediaMaster.

“Канал “Мелодия” является одной из первых российских радиостанций, начинающих распространение в цифровом телевизионном стволе. О сегодняшнем дне и планах “Канала “Мелодия” нам рассказал исполнительный директор радиостанции С. Афанасьев.




С сервера выдачи программ подается сигнал на эфирные передатчики и на up-link станцию в Хельсинки

Радиостанция вышла в петербургский эфир в диапазонах FM и УКВ в 1997 году под названием “Ретро-канал”, была переименована в 1999 году. “Основу музыкального формата “Мелодии” составили произведения русских, советских и зарубежных авторов, изданные в разное время Всесоюзной фирмой грамзаписи “Мелодия”," — сообщается в пресс-релизе радиостанции. Как пояснил С. Афанасьев, это то, что было издано и растиражировано в Советском Союзе как массовая музыка. Самым точным описанием будет “музыка пространства Советского Союза”. Многие из песен звучали в 70-80-е годы, например, на радио “Маяк”. На музыкальном жаргоне этот стиль называется “музыка мэйн-стрим”, только с оттенком ретро. Сейчас радиостанция ушла от названия “Ретро”, и в фонотеку были добавлены песни 90-х годов, отвечающие общему настроению канала. Около 70% музыки — советская, 30% — западная. В эфире нет традиционного диск-жокея (DJ), объявляющего музыкальные номера, а есть лишь диктор-ведущий. В соответствии со строгими правилами ведущий не прерывает музыкальный эфир более чем на 3 минуты. Ретро-атмосферу на канале создают крылатые фразы из популярных советских фильмов.

Все начиналось с того, что слушатели по просьбе радиостанции присылали старые пластинки (их было получено более 2000), в основном выпуска 70-80-х годов. Были проведены и многочисленные тесты для отбора того, что люди реально хотят слушать сегодня. Записи были реставрированы и использованы. Беспрецедентная акция по сбору пластинок дала колоссальный промоушн-эффект, т.е. у станции появился свой слушатель. Есть песни, которые радиостанция ищет до сих пор и не может найти. Позднее, когда песни стали переиздаваться на компакт-дисках, цифровая фонотека обновлялась, чтобы улучшить качество записей.

“Канал “Мелодия”, — это одна из первых в России радиостанций формата oldies, рассчитанная на взрослого слушателя (кстати, весьма привлекательного в рекламном смысле), основа аудитории (75%) — слушатели в возрасте 25-55 лет. Здесь необходимо сделать небольшой экскурс в историю и географию радиовещания.

Уже в 60-х годах в США существовало стерео FM вещание. Люди возраста 25-55 лет активно слушали FM радиостанции в 60-х годах, и сейчас продолжают слушать музыку на привычном им диапазоне FM. Формат oldies — это фактически ретро — в США является частью массовой культуры. На этом формате выросло целое поколение, они и сейчас слушают такую же музыку. В Европе, особенно в России, FM вещание — явление молодое. Поэтому станций формата oldies, основанных на старой музыке, в Европе не было. И когда с начала 80-х годов в Европе пошло развитие массовой культуры в формате MTV, произошла деформация. В радиоэфире Европы и России сейчас преобладает MTV формат. MTV культура — это культура, существующая только в сочетании с видеорядом. Радиостанции формата MTV промотируют ту же музыку, которая звучит с телеэкрана в видеоклипах. Она может быть популярной и рейтинговой только при условии, что ее поддерживает телевидение. Без ТВ эта музыка не может существовать. Человек, слушая музыку по радио, вспоминает: “Да, я видел этот клип”, у него категория уже не “слышал”, а “видел”. Если убрать видеоряд, телевизионные хит-парады, русское MTV (в случае России), то рейтинг таких радиостанций сильно изменится.




Алексей Меньшов, ведущий спортивных и информационных программ

В чем же состоит отличие формата oldies? Радиостанции типа “Канал “Мелодия” промотируют радиокультуру. Это музыка, которую люди изначально только слушали, но не видели. Возможно, они видели какие-то концерты, но это было от случая к случаю. Вот что говорит С. Афанасьев: “У нас реальная альтернатива MTV культуре. MTV культура имеет все права на существование в наш мультимедийный век, но она немножко искусственная, слишком синтетичная. Радиокультура более чистая. Там в основе мелодия, то, что человек может насвистеть, напеть. Вот почему мы нравимся людям — это реальная альтернатива тому, что их окружает со всех сторон. Наш глобальный проект — это реальная альтернатива MTV, это как бы возрождение радио. Не подчиненного музыкальному ТВ, а в чистом виде, где приоритет отдан мелодии, а не видеоряду и подогнанному к нему ритморяду. Мы будем крутить современнную музыку, где есть здоровая основа, мелодия, даже если есть богатый видеоряд. Но у нас не будет музыки, где в основе клип. Я хочу промотировать “Канал “Мелодия” для Запада как станцию — альтернативу MTV. У нас музыка, которая существует сама по себе без картинки.”

Итак, мы подошли к вопросу распространения “Канала “Мелодия”. Эфирная радиостанция Санкт-Петербурга распространяется по сети Интернет в режиме real-audio. Вещание в Интернете пользуется бешеной популярностью, слушают радиостанцию прежде всего в Финляндии, потом идут другие европейские страны, Израиль, США, очень много слушателей в Канаде. Цифровое спутниковое вещание становится следующим шагом в распространении канала.

Основная проблема состоит в том, что станций up-link, обеспечивающих формирование цифрового потока в спутниковом стволе, например, для телевещания, в России очень мало. В Петербурге, втором по величине городе России, их нет. Дело в том, что в городе нет на сегодняшний момент ни одной телевизионной компании, у которой была бы задача “поднять” ТВ сигнал на спутник. Телекомпания ТВ-3 передает сигнал в Москву по оптоволоконной линии. 5-й канал, когда у него была общероссийская лицензия, использовал радиорелейные линии. “Может быть, сумей они в свое время уйти на спутник, это сэкономило бы им средства”, — считает С. Афанасьев. Итак, на спутник в Петербурге не выходит никто, даже в аналоговом виде.




Татьяна Ким, ведущая информационных программ

Ближайшим к Петербургу городом с up-link станцией, которая работает, в частности, на спутник Intelsat-707 (10з.д.) и обеспечивает выведение, например, финского ТВ на спутник, является Хельсинки. Оптоволоконная линия до Хельсинки проложена уже давно. В феврале 1999 года, по окончании прокладки “последней мили” оптоволоконного кабеля до радиостанции (расстояние от провайдера связи около километра), “Канал “Мелодия” появляется в спутниковом эфире.

Стратегическим партнером радиостанции в проекте спутникового распространения является крупнейший международный оператор спутниковых систем, норвежская государственная телекоммуникационная компания Telenor. Одна из программ компании — это техническое содействие странам Восточной Европы по выведению национальных программ на спутники. В рамках этой программы Telenor сотрудничает с российским телеканалом ОРТ, а последний выбрал “Канал “Мелодия” в качестве единственного промоушн-партнера для вещания своего продукта на Западную Европу. Расходы по спутниковому вещанию “Канала “Мелодия” возьмет на себя Telenor. Это глобальный провайдер, у него много собственных уже созданных спутниковых мощностей, поэтому появление нового радиоканала не потребует серьезных дополнительных затрат. Telenor же в свою очередь планирует размещать рекламу на радиоканале в своих интересах. Скорее всего, Telenor будет заинтересован в рекламе на территории России, в том числе в Петербурге, поскольку фирма производит большие капиталовложения в развитие сотовой мобильной связи стандарта GSM в России. Так, в Петербурге она является акционером компании “Северо-Западный GSM”.

Зона покрытия спутника Intelsat-707 — это вся Европа (см. “Теле-Спутник”, февраль 1999). На Урале для приема требуется антенна диаметром 2,5 м. “Канал “Мелодия” разделяет для себя российского и западного слушателя и работать с ними будет по-разному.

По России “Мелодия” хочет заняться созданием сетевой станции широкого вещания, создавать эфирные филиалы. Найдено некоторое количество городов, которые хотят транслировать сигнал “Мелодии”, уже заключаются первичные контракты. Местным филиалам предоставляется сигнал, возможность ставить свою рекламу 2 раза в час и свои новости. За это с филиалов будет взиматься абонентская плата. При массовом развитии проекта возможна помощь филиалам в централизованном приобретении ресиверов и компьютеров для автоматизации эфира. Речь идет об уже существующих радиостанциях, у которых есть персонал, передатчик и частота, которая не используется, либо есть намерение конвертировать существующее радиовещание. Основной интерес “Канала “Мелодия” — будущая возможность продажи сетевой рекламы.




Студия производства программ и рекламных роликов

Вещание “Канала “Мелодия” на Западную Европу первоначально предполагает непосредственный прием сигнала со спутника абонентом. Здесь приходится решать уникальную проблему поиска своего слушателя при полном отсутствии эфирного вещания. Аудитория будет сначала создаваться через Интернет, через анонсы появления спутникового сигнала и возможности приема при минимальном комплекте оборудования.

Основная музыка на канале русская, поэтому канал рассчитан на русскоговорящую аудиторию. Нередки случаи, когда этнически чужая радиостанция начинает нравится населению, т.е. в нерусской аудитории у “Мелодии” тоже появится своя ниша. Телекомпания ОРТ претендует на телевизионное иновещание и, конечно, ищет аудиторию среди русскоговорящего сообщества. “Канал “Мелодия” — это идеальный партнер для ОРТ, поскольку их аудитории однозначно пересекаются. Поэтому распространение теле- и радиопродукта за рубежом будет тесно связано.

Сейчас со спутника Intelsat-707 ведется вещание телеканала ОРТ в открытом виде. “Канал “Мелодия” с февраля также передается с этого спутника. Вскоре спутниковый телеканал ОРТ должен сменить статус на закрытый спутниковый коммерческий канал ОРТ-Интернешнл (со сменой программного наполнения) и перейти на спутник Thor-3 (0,80з.д.). С переходом от ОРТ к ОРТ-Интернешнл появляется необходимость анонсирования продукта по радио. Тогда “Канал “Мелодия” будет передаваться и со спутника Thor-3 в открытом виде в одном пакете с ОРТ-Интернешнл. Зона покрытия Thor-3 сужена до Центральной Европы, у него сильный сигнал. У Intelsat-707 сигнал сравнительно слабее. Складывающаяся ситуация представляет для “Канала “Мелодия” хорошую возможность распространения как в России, так и в Западной Европе. Как только “Мелодия” получает западную аудиторию, сразу можно начинать анонсировать: “В этом же пакете идет телеканал ОРТ”. Спутниковый телеканал ОРТ, в свою очередь, будет анонсировать “Канал “Мелодия”.

Стиль MTV — это синтез музыкальной основы, ритма, картинки видеоклипа, мультфильма. Его оппонент — радио “Канал Мелодия” — основывается на “чистой” мелодии без лишних ассоциаций. Работа его является синтезом эфирного распространения, распространения через Интернет, через спутник для индивидуальных абонентов и филиалов (эфирных и, возможно, кабельных), партнерством с телеканалом и телекоммуникационной фирмой в целях взаимного продвижения. Тысячи пластинок с мелодичной музыкой “Канала “Мелодия” зазвучат в динамиках приемников. Это будут эфирные приемники, спутниковые ресиверы, абонентские терминалы кабельных сетей по всей Европе.



 
Теле-Спутник Март 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт