68Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



Экспотур в водовороте кризиса


С. Уразова Теле-Спутник - 2(40) Февраль 1999 г.


Привычным делом для России стало проведение выставок профессионального телерадиооборудования, телевизионного программного продукта, сопровождающих, как правило, крупные конгрессы научно-технического толка, фестивали творчества телевизионных программ, различные симпозиумы, семинары. И хотя тематика этих мероприятий самостоятельна и самодостаточна, а экспонирование технических новшеств, программных новинок нередко служит неким дополнением, правда, весьма существенным и весомым, соединение на одной “площадке” нескольких направлений, развивающихся в рамках одной отрасли, рисует целостную картину слагаемых индустрии, определяет контуры ее будущего.

Из ведущих событий такого рода, устоявшихся во времени и проходящих теперь ежегодно, можно несомненно назвать крупнейшую в сфере отечественной телерадиоиндустрии международную экспозицию “Tele-Radio Broadcast Expo”, сопровождаемую международным конгрессом “Прогресс технологий телерадиовещания”, где встречается весь цвет научно-технической мысли России, и небольшие пока по масштабам, но имеющие ярко выраженную тенденцию к увеличению выставки “Регионэкспо” и “Регионвидео”, представляющие теле-, кино-, радиооборудование и широкий спектр программ для эфира. Последние две экспозиции проводятся тоже традиционно в рамках ежегодного Фестиваля региональных телекомпаний “Вся Россия”, на который съезжаются из городов и весей представители телерадиокомпаний. Все эти мероприятия равно как и экспозиции предназначены для отечественных вещателей, их ориентации в потоке профессиональных технических новинок, новейших технологий — зарубежных и российских. Цель, поставленная их организаторами — двумя ведущими ассоциациями, работающими на телевизионном “поле”, НАТ и РАРТ, вполне оправдывает затраченные усилия и, разумеется, средства. Как правило, посетителей на этих двух мероприятиях предостаточно, и каждый их участник получает нужную ему ценную информацию. Признаются эти экспозиции и производителями оборудования, владельцами программного продукта, иностранными и российскими, а также их представителями и дилерами, работающими на российском рынке, которые заинтересованы в продвижении своего “товара” вглубь России.

Собственно, идея синтеза самостоятельных отраслевых направлений, сфокусированных в едином месте и времени, отнюдь не нова. Ее аналогом, вполне продвинутым и получившим всемирный резонанс, являются вещательные съезды за рубежом. Это безусловно NAB в Лас-Вегасе, Международный телевизионный симпозиум INVS в Монтре (Швейцария) и Международный вещательный съезд IBC в Амстердаме (Голландия). Практически ни одна фирма, всерьез работающая на рынке вещания, не пропускает этих форумов. Из разных стран на них съезжаются профессионалы, научная элита, представители деловых кругов. В том числе и российские. Едут они за тем, чтобы получить из первых рук информацию о тенденциях развития мировой вещательной индустрии, увидеть воочию последние новинки признанных производителей, познакомиться с внедряемыми технологиями, завязать деловые контакты. Последний аспект особенно важен. При всем совершенстве современной связи на пороге второго тысячелетия, позволяющей устанавливать деловые отношения с партнером заочно, за тысячи миль, встречи коллег “лицом к лицу” ничем не подменишь. И потому эти международные съезды, собирающие не один десяток тысяч представителей, превращаются в огромные международные “тусовки”, где обнародуемая информация крутится-вертится на едином пространстве, превращаясь в информационные потоки, выстраиваясь в целые магистрали, а из разноречивых порой мнений складывается единая стратегия развития мировых вещательных технологий, проясняются “плюсы” и “минусы” ее тенденций, определяются ведущие направления отраслевых производств. В рыночной экономике, где отсутствует система централизованных установок в планировании выпуска новой продукции, подобные встречи для профи, сравнимые по своим масштабам разве что с некрупным мегаполисом, единственно возможны, рентабельны, перспективны.

Однако вряд ли стоит полагать, что столь многотысячные мероприятия за рубежом проходят вне внимания федеральных властей страны-устроительницы, без поддержки муниципальных структур города-организатора. Это попросту невыгодно, причем по многим причинам. И с точки зрения государственных приоритетов, и в силу престижа и имиджа города, да и с позиций весьма прозаических, скажем, привлечения прибыли в городскую казну. Деловой туризм — сфера весьма доходная. В России же дело обстоит иначе. Ассоциации вещателей — НАТ и РАРТ, выступившие инициаторами и постоянными организаторами международной экспозиции TRBE и Фестиваля региональных телекомпаний “Вся Россия”, а в ряду последнего и “Регионэкспо” и “Регионвидео”, настойчиво и упорно продвигающиеся по пути их совершенствования, несмотря на недостаток, а порой и отсутствие необходимых средств, готовят эти мероприятия практически самостоятельно. Спору нет, готовят хорошо, но... в меру их сил и возможностей. Тогда как для выведения этих мероприятий, уже получивших широкий резонанс и у нас в стране и за рубежом, на мировой уровень требуется прежде всего придание им более высокого, по сути, государственного статуса. И здесь без поддержки городских, федеральных и даже местных региональных властей не обойтись.

Правда, в этом плане ассоциациям кое-что все-таки удалось. Например, на организуемую НАТ международную выставку TRBE’98 приезжал Генрих Юшкявичюс, представитель России в ЮНЕСКО, выступивший на конгрессе с докладом “ЮНЕСКО и новое информационное общество”. РАРТу повезло еще больше. В III Фестивале региональных телекомпаний “Вся Россия”, прошедшем в апреле прошлого года, участвовали губернаторы ряда российских регионов, а некоторые из них вручали победителям творческого конкурса призы. Оргкомитет возглавлял мэр Москвы Юрий Лужков, а к участникам Фестиваля обращался с приветствием Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Егор Строев.

Все это, разумеется, говорит о признании государственными мужами этих двух важных для телевизионного сообщества событий. Однако это лишь подходы к проекции этих мероприятий, которыми они должны стать в действительности. Необходимы и создание отлаженной инфраструктуры, позволяющей принимать у нас в России деловых людей любого ранга, и заблаговременное планирование этих мероприятий и соотнесение их графика с признанными международными экспозициями. И, безусловно, неподдельный интерес властей всех уровней к тому, какие процессы происходят в телевизионном сообществе. Тогда, глядишь, и заработают механизмы, аналогичные вещательным съездам за рубежом.

Есть еще один немаловажный аспект. Разразившийся в России кризис больно ударил по всем сферам производства, услуг, предпринимательской деятельности. Не пощадил он и телерадиокомпании, многие из которых оказались на грани банкротства. Ощущался кризис и во время проведения экспозиции TRBE’98, которую пришлось перенести с основной выставочной площадки на Красной Пресне в павильон ВВЦ. Однако, несмотря на это, выставка и конгресс удались. Немало зарубежных ведущих фирм-производителей, участников TRBE’98 уже подтвердили свое намерение экспонировать свою продукцию на следующий год и надеятся на немалый успех. Намерены участвовать в TRBE’99, которая состоится 1-4 ноября, и российские представители.

В пике кризиса оказывается и IV Фестиваль региональных телекомпаний “Вся Россия”, организуемый РАРТ. Его проведение намечено на 14-15 апреля 1999 года, а по прогнозам экономистов весна ожидается нелегкой. И тем не менее в Ассоциацию уже начали поступать телепрограммы из регионов, заявленные на творческий конкурс Фестиваля. А это несомненное свидетельство о решении телерадиокомпаний в нем участвовать. В прошлом году участниками Фестиваля стали 254 телерадиокомпании из всех регионов страны, а всего аккредитовано на нем было 457 представителей региональных студий. Немалой оказалась и общая численность телепрограмм, выставленных на фестивальный конкурс и внеконкурсный показ. Жюри пришлось просмотреть 693 работы по 14 номинациям. Как будет развиваться ситуация на этот раз, покажет, надо полагать, время. Однако поступающие в Ассоциацию заявки говорят о том, что даже жесточайший экономический кризис не в силах заставить региональных вещателей отказаться от участия в фестивальном движении. Готовится к проведению и экспозиция “Регионэкспо’99", и телемаркет “Регионвидео’99". Как утверждает руководство РАРТ, представители немалого числа фирм, внедряющих на российский рынок теле-, кино- и радиооборудование, а также лицензионную телепродукцию, заявили о своем намерении не пропустить это событие. Проводится в РАРТе и подготовка международной части программы Фестиваля. В прошлом году партнерами Ассоциации выступили Европейский институт СМИ и Программа Комиссии Европейского Союза (ЕС) TACIS “Повышение эффективности менеджмента”. В этом году РАРТ проводит с этими организациями серию переговоров о том, как сделать международную часть программы Фестиваля еще более интересной для региональных студий.

Словом, подготовка к ежегодной встрече региональных вещателей идет полным ходом и свидетельствует о том, что IV Фестиваль региональных телекомпаний “Вся Россия” непременно состоится. Признание вещателями своего праздника творчества дорогого стоит, и никакие финансовые препоны не могут противостоять их желанию общаться со своими коллегами. Однако настоящее, а не формальное признание этого события всероссийского масштаба, равно как и экспозиции TRBE федеральными, городскими и региональными властями, еще должно состояться. Это сослужило бы хорошую службу не только телевизионному сообществу, но и несомненно могло бы стать весьма перспективным направлением в жизни города-организатора и для страны-устроительницы. Периодичность в полгода между этими встречами представляется оптимальной. Именно этот временной разрыв позволяет производителям, предпринимателям, участникам экспозиций подготовиться к новому показу. Кроме того, реальное признание властей всех рангов помогло бы ассоциациям-организаторам активнее привлекать инвестиции, необходимые для проведения своих мероприятий. Так, глядишь, и невзгоды экономического кризиса были бы преодолены сообща. Ведь на Руси всегда существовала добрая традиция: беду преодолевать всем миром.



 
Теле-Спутник Февраль 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт