42Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



DBS - как оно за океаном?


В. Колюбакин Теле-Спутник - 2(40) Февраль 1999 г.


Говорят, что в Америке уважают свободу и свободную конкуренцию. В том числе в понятие свободы входит право каждого жителя США принимать на своем телевизоре нужное количество программ, независимо от места его проживания. Если житель Калифорнии без проблем получает их по кабелю, то жителю, скажем, Аляски приходится труднее. А это — ущемление его прав, можно сказать, дискриминация по месту проживания, значит, этим надо серьезно заняться на государственном уровне.

Смешно? А мне — нисколько, я просто пересказал другими словами один из документов Федеральной комиссии по связи (FCC — Federal Communications Comission), датированный началом 90-х годов. В этом документе декларируются новые правила по развитию спутникового телевидения прямого вещания, или как его называют в США — DBS (Direct Broadcasting Satellite) вещания. Изначально термин DBS относили только к вещанию в диапазоне 12 ГГц, предназначенном для прямого спутникового телевещания, но потом DBS-сервисом начали называть и прямое вещание в диапазоне, предназначенном для FSS — фиксированного спутникового вещания. В Европе больше прижился термин DTH (Direct-To-Home) вещание. К тому же DBS, как правило, подразумевает цифровое сжатие сигнала.

В 70-е годы DTH в США было (как и у нас в конце 80-х, в начале 90-х) уделом “продвинутых” энтузиастов. Вся трансляция велась в С-диапазоне, и для приема требовались антенны больших диаметров. Однако к началу 80-х стало ясно, что скоро прямое спутниковое вещание выделится в отдельную индустрию, что потребовало разработки новых регулирующих законов. Решением Международного комитета по радиосвязи DBS-вещание было выделено в отдельный сервис, получивший международное название BSS — Broadcasting Satellite Services. Одной из особенностей DBS-вещания, по которой его выделило FCC, было получение прибыли в виде подписной платы. В 1982 году была принята поправка к Communication Act от 1934 года (основной закон, регулирующий все виды проводной и беспроводной связи в США). Международным комитетом по радиосвязи США для DBS-вещания были выделены восемь орбитальных позиций. С каждой можно было транслировать по 32 канала по 24 МГц каждый. Еще одно отличие прямого спутникового вещания (DBS) от фиксированного (FSS) — орбитальные позиции, предназначенные для DBS, разделяет минимум 9°, тогда как FSS-позиции разделяются промежутком в 2°. Это сделано для того, чтобы при приеме на антенны маленьких размеров (в США был принят стандарт 18 дюймов, то есть 45 см) не создавалось помех. Для антенн диаметром около 1 м и больше промежуток в 2° является достаточным, у восемнадцатидюймовых антенн диаграмма направленности гораздо шире.

Из восьми орбитальных позиций — 175° з.д., 166° з.д., 157° з.д., 148° з.д., 119° з.д., 110° з.д., 101° з.д., 61,5° з.д., — предоставленных Всемирным Советом, только три имеют большую ценность, так как с них можно вести вещание на всю территорию США. Это так называемые full-CONUS (CONUS — Continental Unated States) позиции. Такими позициями являются 101° з.д., 110° з.д. и 119° з.д. Позиции 148° з.д. и 61,5° з.д. тоже видны на всей территории США, но антенны, настроенные на эти позиции в восточных (для 148° з.д.) и западных (для 61,5° з.д.) областях, будут иметь очень маленький угол наклона над горизонтом, что создает большие неудобства для пользователя (одним из пунктов развития DBS-программы было то, что клиент должен иметь возможность самостоятельно установить антенну) и делает эти позиции неполноценными.

Первым, в 1994 году, начал вещание пакет Primestar, вначале в аналоговом стандарте. Хотя, если смотреть формально, это не было DBS-службой, это скорее входило в категорию FSS DTH, так как на большей части территории США для приема требовалась антенна диаметром 1 м. Однако факт того, что компания первой вышла на рынок, сыграл свою роль — в апреле прошлого года Primestar отметила появление двухмиллионного подписчика. Сейчас Primestar транслирует свои 160 программ со спутника GE-2, 85° з.д. Несмотря на большое количество подписчиков, по темпам развития Primestar сильно отстает от своих основных конкурентов — большие размеры приемных антенн (следовательно, и большая стоимость комплекта аппаратуры), необходимость услуг профессионального установщика, — все это играет против Primestar.

Второй компанией, начавшей DBS-трансляцию, была DirecTV, одна из компаний холдинга Hughes. Это уже было действительно DBS, без всяких скидок. Чтобы отличать этот сервис от сервиса Primestar, некоторое время использовали термин High Power DBS, акцентируя внимание на мощности спутников и, соответственно, малых размерах антенн. В позицию 101° з.д. был запущен спутник DBS-1, впоследствии в эту точку было выведено еще два спутника. С этой же позиции транслировала свой DBS-пакет компания USSB, 14 декабря 1998 года было одобрено объединение DirecTV и USSB, то есть фактически USSB была поглощена более крупной компанией. На момент объединения DirecTV предлагала 185 каналов, которые смотрели 4,3 млн подписчиков. После объединения количество каналов возросло до 210, количество подписчиков — до 4,6 млн.

Третьей компанией, получившей в свое распоряжение орбитальную позицию для DBS-вещания, стала компания Echostar. Эта компания была основана в 1980 году, в 1987 году она подала заявку в FCC на создание и эксплуатацию DBS-сети. В 1992 году Echostar была выдана лицензия на прямое спутниковое вещание с орбитальной позиции 119° з.д. В декабре 1995 года в эту позицию был запущен первый спутник Echostar 1. В марте 1996 года началось вещание цифрового телевизионного спутникового пакета Dish Network. Сейчас космический флот Echostar состоит из четырех спутников, и недавно был заключен контракт с компанией Space System/Loral (контрактор всех спутников Echostar) на создание еще двух аппаратов. На декабрь 1998 года количество подписчиков Dish Network равнялось 1 млн 810 тыс.

Надо сказать, что большинство компаний, имеющих отношение к телевизионному или коммуникационному бизнесу, в начале 80-х сообразили, насколько сладок “пирог” американского DBS. Заявок на лицензии и орбитальные позиции было подано множество, однако FCC поставила весьма жесткие условия, чтобы заранее отсечь компании, которые не могут предоставить должное техническое и финансовое обоснование проекта. Во время распределения частотных каналов и орбитальных позиций компании сливались, разделялись, создавали альянсы, разрушали их, или просто прекращали свое существование. Представители компаний вели ожесточенные споры по поводу правил распределения частот: крупные компании заявляли, что частоты надо распределять целиком, не деля одну орбитальную позицию между двумя операторами, мелкие же (относительно, конечно) компании заявляли, что это противоречит правилам свободной конкуренции, и надо разделить частотные каналы в небольшие пакеты, и уже после этого распределять их. К тому же специальной комиссией FCC была проведена работа для изменения законов, касающихся спутникового телевидения. Была собрана информация о состоянии телевидения вообще и спутникового в частности по всей территории США. Было выяснено, что и в каком качестве можно принимать в различных районах посредством эфирного и кабельного телевидения. Вопросник, составленный FCC для выяснения ситуации, содержал в себе более 200 вопросов. В итоге был проведен закон, гласящий, что ни домовладелец, ни местные власти не имеют права запретить установку на здании антенны размером 1 м и меньше (для Аляски этот лимит был снят), если здание не является историческим или архитектурным памятником. Ни один домовладелец не имеет права препятствовать установке коллективной антенны, если местная кабельная или эфирная сеть не обеспечивает приема такого же количества каналов и в таком же качестве, что и спутниковое телевидение.

Правда, не только спутниковое телевидение было “любимчиком” FCC, аналогичные законы были разработаны и для MMDS- и LMDS-трансляции.

Но самые горячие страсти разгорелись вокруг позиций 110° з.д. и 148° з.д. И, разумеется, самый большой интерес вызывала именно 110°, как full-CONUS позиция. Лицензия на вещание с этой позиции была выдана Advanced Communications Corporation в 1984 году. Однако, по прошествии определенного времени, ACC не смогла предоставить FCC требуемых контрактов на создание или аренду спутников, создание земных Uplink станций, закупку оборудования и телевизионных программ. Вещание пакета ACC должно было начаться в конце 1994 года. АСС запросила четырехлетнюю отсрочку, с тем чтобы до того, как будет готова их DBS- сеть, сдать орбитальную позицию в аренду Primestar. Прошение об отсрочке было отклонено, и ACC (не без судебного разбирательства) была лишена лицензии. Тут же заявку на вещание с позиции 110° подала Echostar, эта заявка была отклонена, так как по решению FCC одному оператору не может быть выдана лицензия на две full-CONUS позиции. На лицензию на вещание с этой позиции (как и с позиций 148° з.д., на которую тоже была выдана лицензия ACC, и 61,5° з.д.) был объявлен аукцион.

Право на трансляцию с позиции 101° з.д. получила компания MCI Communications, предоставляющая на рынке США услуги фиксированной спутниковой связи (FSS). За лицензию компания выложила 682,5 млн долларов при стартовой цене в 546 млн долларов. Право на вещание с позиции 148° з.д. компании Echostar обошлось значительно дешевле — 52,3 млн долларов. Здесь стартовая цена была 41,8 млн долларов.

Затем Echostar и MCI вступили в альянс, для организации вещания с позиции 101° з.д. MCI должна была обеспечивать часть, касающуюся телепрограмм, Echostar — техническую часть. Но в 1997 году Руперт Мердок, партнером которого является MCI (его компания News Corp. бралась за финансирование большей части проекта), разорвал альянс. Это поставило Echostar в довольно трудное положение. На финансовые неудачи наложился частичный отказ одного из спутников. Однако Echostar удалось добиться кредитов и выбраться из финансовой ямы. Следующим претендентом на партнерство с MCI и Мердоком стала компания Primestar. Для нее это был хороший шанс организовать собственный действительно DBS-сервис (мы помним, что формально сервис Primestar не относится к этой категории), получить возможность уменьшить размеры приемных антенн и увеличить количество подписчиков. Однако после предварительных переговоров Мердок отказывается и от этого союза. Вдобавок на Primestar подан иск в суд. Дело в том, что эта компания была создана как холдинг крупнейших кабельных компаний США, следовательно, если кабельные компании захватят ко всему прочему и большую часть DBS-рынка, то тем самым будет нарушено условие свободной конкуренции. А время поджимает, лицензия может быть отобрана, поэтому Мердок снова возвращается к Echostar, и очередной спутник этой компании будет выведен в позицию 101° з.д.

На этом пока история заканчивается. Итого на американском рынке прямого спутникового вещания остается три действующих оператора с общим количеством подписчиков около 8,5 млн. При этом у DirecTV в ноябре прошлого года (еще до объединения с USSB) прибавилось 183 тыс. подписчиков. Динамика весьма впечатляющая.

А кто-нибудь спросит: “А, вообще, к чему это все? Какое нам дело до США и тамошнего спутникового телевидения?” Наверное, никакого дела и не было бы, если бы в прошлом году на орбите не появился первый спутник, предназначенный для трансляции цифрового DBS-пакета и принадлежащий российскому оператору. Хотелось бы, чтобы и в России человек имел неотъемлемое, поддерживаемое государством, право принимать на свой телевизионный приемник достаточное количество телепрограмм.



 
Теле-Спутник Февраль 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт