предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья
Спутниковая система мобильной связи Inmarsat
В последние десять лет у бывшего советского гражданина появилась возможность путешествовать. И бывший советский гражданин этой возможностью воспользовался. Антарктида, океаны, Гималаи, Сахара... И почти всегда в репортажах о подвигах Федора Конюхова, Дмитрия Шпаро или очередной высокогорной экспедиции, в конце звучит: “Из Гималаев, специально для Радио России по спутниковому телефону передал...” Репортаж с вершины Эвереста — что может быть банальнее и обыденнее? Не поскупился человек на лишние несколько тысяч долларов, не поленился втащить лишние пару килограммов, и вот мы, торопясь на работу, спешно допивая свой кофе, слышим:"Специально для... по спутниковому телефону... из..." 
Разумеется, эти репортажи из экзотических мест — только то, что лежит на поверхности, то, по поводу чего можно разве что удивиться:”Ну, надо же, прямо с Эвереста передают. Здорово.” А спросить моряка - он может и не знать про все эти “баловства”, зато он может прибежать в радиорубку и сказать:”Ну, свяжи-ка меня с пароходством, быстренько.” А спросить летчика... А спросить геолога... А спросить...
К концу семидесятых годов индустрия спутниковой связи существовала уже более десяти лет. Каждое уважающее себя государство обзавелось собственной правительственной и военной системой спутниковой связи, работало несколько коммерческих систем. Однако мобильной спутниковой связи не существовало, если не считать единичных экземпляров, не доступных обычному, пусть и не бедному, потребителю. Наверное, именно моряки наиболее остро нуждались на тот момент в такой системе, потому что первая система спутниковой мобильной связи Inmarsat родилась именно под эгидой международных морских организаций. Международная организация Inmarsat была учреждена в 1979 году. Целью организации было обеспечение связью морских судов и повышение безопасности морских перевозок. С того времени Inmarsat стал единственным (до недавнего времени) провайдером услуг мобильной спутниковой связи. Уже давно ее услугами пользуются не только моряки, но все, кому может понадобиться быстрая и качественная связь. Первоначально аббревиатура Inmarsat расшифровывалась как International Maritime Satellite Organization (Международная Морская спутниковая Организация), после того, как организация вышла на рынки, не связанные с морскими перевозками, она, не меняя аббревиатуры, поменяла свое название - International Mobile Satellite Organization (Международная организация мобильной спутниковой связи). Организация финансируется участниками 84 стран, которые являются ее членами. Советский Союз (в прошлом) и Россию (в настоящем) в "Инмарсат" представляет государственная организация Морсвязьспутник. До запуска собственных спутников Inmarsat использовал арендованные емкости на спутниках других коммуникационных систем: два спутника Marisat (оператор - Comsat General, США), два спутника Mareks (оператор - Европейское космическое агентство), емкости на спутниках Intelsat пятой серии. С 1997 года организация полностью перешла на использование собственных спутниковых емкостей. В настоящий момент космический сегмент системы состоит из четырех спутников второго поколения Inmarsat-2 и пяти спутников третьего поколения Inmarsat-3. Inmarsat 2 |
Контрактор | Hughes Space & Communications | Субконтракторы | Fokker (Нидерланды),Matra (Франция), MBB (Германия), NEC (Япония) и Spar (Канада) | Модель | Eurostar 3000 | Срок службы | 10 лет | Стабилизация | по трем осям | Масса платформы | 480 кг | Масса полезной нагрузки | 135 кг | Масса топлива корректировочных для двигателей | 150 кг | Масса топлива для апогейного двигателя | 700 кг | Полезная нагрузка: | два транспондера, поддерживающие линии в направлении от спутника к мобильному абоненту в L-диапазоне и линии в направлении от спутника к земной станции в С-диапазоне. | ЕМКОСТЬ: | 250 телефонных каналов стандарта “Инмарсат-А” или эквивалентных им | ЭИИМ (L-диапазон) | 39 дБВт | Inmarsat 2F1 | Орбитальная позиция | 175° в.д. | Дата запуска | 30 октября 1990 г. | Носитель | Delta | Резервный спутник для Inmarsat 3F3 | Inmarsat 2F2 | Орбитальная позиция | 55° з.д. | Дата запуска | 5 марта 1991 г. | Носитель | Delta | Резервный спутник для Inmarsat 3F4 | Inmarsat 2F3 | Орбитальная позиция | 65° в.д. | Дата запуска | 16 декабря 1991 г. | Носитель | Ariane | Резервный спутник для Inmarsat 3F1 | Inmarsat 2F4 | Орбитальная позиция | 17° з.д. | Дата запуска | 15 апреля 1992 г. | Носитель | Delta | Резервный спутник для Inmarsat 3F1 |
|
Все спутники Inmarsat второго поколения отработали без сбоев, и на данный момент все четыре спутника готовы к работе с полной нагрузкой. | Inmarsat 3
Контракторы | Платформа | Lockheed Martin | Полезная нагрузка | Matra Marconi | Модель | LMAS S-4000+ | Минимальный срок службы | 13 лет | Стабилизация | по трем осям | Масса платформы | 653 кг | Масса полезной нагрузки | 210 кг | Масса топлива корректировочных для двигателей | 283 кг | Масса топлива для апогейного двигателя | 892 кг | Полезная нагрузка: | Твердотельная многоканальная линейная система связи, способная к динамическому перераспределению как мощности, так и полосы пропускания между глобальным лучом и пятью узконаправленными лучами. ЭИИМ узконаправленного луча в L-диапазоне - 49 дБВт. Навигационный транспондер, предназначенный для улучшения точности местоопределения и целостности систем GPS и ГЛОНАСС. Транспондер из С-диапазона в С-диапазон для обеспечения эксплуатации сети. | ЕМКОСТЬ: | 2000 стандартных телефонных каналов системы “Инмарсат-А”, или эквивалентных им | ЭИИМ (L-диапазон) | 48 дБВт | Inmarsat 3F1 | Орбитальная позиция | 64° в.д. | Дата запуска | 3 апреля 1996 г. | Носитель | Atlas | Inmarsat 3F2 | Орбитальная позиция | 15,5° з.д. | Дата запуска | 6 сентября 1996 г. | Носитель | "Протон" | Inmarsat 3F3 | Орбитальная позиция | 178° в.д. | Дата запуска | 18 декабря 1996 г. | Носитель | Atlas | Inmarsat 3F4 | Орбитальная позиция | 54° з.д. | Дата запуска | 3 июня 1997 г. | Носитель | Ariane | Inmarsat 3F5 | Орбитальная позиция | 25° в.д. | Дата запуска | 3 февраля 1998 г. | Носитель | Ariane |
|
Каждый спутник Inmarsat третьего поколения, помимо глобального луча, формирует пять узких лучей (spot beam), позволяющих использовать терминалы меньшего размера и мощности. Управление и контроль за космическими аппаратами осуществляется из Центра управления спутниками, расположенного в Лондоне, и со станций слежения, телеметрии и команд, расположенных в Фучино (Италия), Пекин (Китай), Озеро Ковичан (Британская Колумбия) и Пеннант Пойнт (Нова Скотия). Спутниковая система связи Inmar-sat готова предоставить своему пользователю на всей территории Земли, исключая приполярные области, телефонную и телексную связь, передачу факсов, передачу данных, электронную почту. Также система может обеспечить определение координат объекта, передачу сводок о состоянии полета с борта самолета, передачу диспетчерской информации с авиационного или автомобильного терминала, автоматическое считывание и передачу данных, передачу сигнала бедствия. - Inmarsat-A
- Аналоговый морской терминал, оборудованный антенной диаметром 1 м. Позволяет осуществлять двухстороннюю телефонную связь, передачу факсов и передачу данных со скоростью 9,6 кбит/с. На январь 1998 года продано более 25 тысяч терминалов Inmarsat-A.
- Inmarsat-B
- Является цифровым аналогом терминала Inmarsat-A. Помимо телефонной и факсимильной связи позволяет осуществлять передачу данных со скоростью 64 кбит/с или 56 кбит/с. Терминал Inmarsat-B HSD (высокоскоростная модификация) обеспечивает передачу видеосигнала, конференц-связь, работу по TCP/IP протоколам. Реализовано более 5 тысяч терминалов (на январь 1998 года).
- Inmarsat-C
- Дешевый вариант. Обеспечивает двухстороннюю передачу данных с промежуточным накоплением со скоростью 600 бит/с. Масса электронного модуля - 3-4 кг. Реализовано около 39 тысяч терминалов (на январь 1998 года).
- Inmarsat D
- Терминал малого размера для односторонней передачи данных.
- Inmarsat D+
- Двусторонняя передача данных. Определение местоположения объекта при помощи системы GPS. Эти терминалы применяются для передачи биржевой информации, контроля над грузовыми автомобильными перевозками, а также в качестве аварийных маяков.
- Inmarsat-E
- Этот терминал используется для определения географических координат объекта и подачи, в случае необходимости, сигнала бедствия.
|
Аппараты Inmarsat-M |  |  |
- Inmarsat-М
- Мобильный терминал (размер портфеля для портативного сухопутного мобильного варианта). Обеспечивает цифровой телефон (4,8 кбит/с), передачу данных (2,4 кбит/с) и факсимильную связь (2,4 кбит/с). Производится в автомобильном и морском вариантах. Антенна оборудована системой слежения и гиростабилизации.
- Инмарсатфон (Mini-M)
- С января 1996 года, после того, как был запущен первый спутник Inmarsat третьего поколения, стала возможна эксплуатация терминала Inmarsat Mini-M. Этот терминал был разработан специально для работы в узком луче спутников Inmarsat 3.
- Inmarsat Mini-M обеспечивает цифровую телефонную связь (4,8 кбит/с ), передачу данных (2,4 кбит/с), факсимильную связь (2,4 кбит/с). В мобильном варианте имеет размер компьютера типа ноутбук. Существуют морской, автомобильный и стационарные варианты.
- В зависимости от дилера стоимость терминала составляет от 3 до 4 тыс. долларов, отдельно производится оплата за подключение и лицензию. Таким образом стоимость минимального начального пакета составит около 4,5 тыс. долларов. Оплата времени разговора производится по тарифу 3 доллара за минуту, включая НДС. Реализовано около 18 тысяч терминалов (январь 1998 года).
| Зоны действия Inmarsat и расположение земных станций |  |  |
- Inmarsat-Aero
- Терминал разработан для использования в самолетах. Используется для связи экипажа с диспетчерскими службами, автоматической передачи данных о состоянии полета и систем самолета, определяет координаты и рассчитывает наиболее выгодную трассу, в случае, например, полета над океаном. Также возможно предоставление пассажирского сервиса - телефонная связь, передача факсов, пакетная передача данных со скоростью 10,5 кБит/с, непрерывная передача данных со скоростью 4,8 кБит/с.
- Inmarsat Aero-I
- Этот терминал, аналогично Inmarsat Mini-M, был разработан для эксплуатации в узком луче спутников третьего поколения. Использование узкого, более мощного луча, позволило создать более портативный терминал. Inmarsat Aero-I обеспечивает примерно те же возможности, что и Inmarsat Aero - телефонная связь, диспетчерская и полетная информация, пакетная передача данных со скоростью от 600 бит/с до 4,8 кбит/с. Все эти возможности терминал обеспечивает только в узком луче, в глобальный луч вынесена только одна функция - подача сигнала бедствия.
- Inmarsat Aero-L
- Позволяет осуществлять передачу данных со скоростью 600 бит/с и диспетчерский контроль за состоянием систем самолета и его местоположением.
- Inmarsat Aero-H
- Позволяет осуществлять телефонную связь и передачу данных со скоростью 10,5 кбит/с.
- Inmarsat Aero-С
- Самолетный вариант терминала Inmarsat-C. Осуществляет пакетную передачу текста и подачу сигнала бедствия.
- Более чем 1500 самолетов оснащены терминалами Inmarsat-Aero. Из них 500 - корпоративные и правительственные, 1000 - коммерческие. Более 850 самолетов и вертолетов оснащены терминалами Inmarsat Aero-C.
Все терминалы Inmarsat могут в настоящее время быть связаны с помощью интерфейса со спутниковой системой определения местоположения объекта GPS (Global Positoning System) и большинством национальных и международных систем контроля за морскими, автомобильными и железнодорожными перевозками. Поступивший с терминала сигнал, со спутника передается на земную станцию, откуда коммутируется в сети общего пользования. Земные станции, которые иногда называют береговыми (если речь идет о моряках) или наземными станциями (если речь идет о летчиках), являются собственностью отдельных независимых операторов связи. Часто, но не всегда, оператором ЗС является Участник - организация, номинированная его правительством инвестировать в систему и работать с организацией “Инмарсат” - от страны, в которой расположена ЗС. Отдельная ЗС может поддерживать многих поставщиков услуг. |
Система связи “Инмарсат” | Земные Станции | СЛУЖБА | ПОСТАВЩИК | 1 | Anatolia Gnangara | A A | Comsat* Stratos | 2 | Arvi | A C M B Инмарсатфон | VSNI | 3 | Ata | A C | Turk Teleco | 4 | Aussaguel | C M B Аэро Инмарсатфон | France Telecom | 5 | Beijing | A C M B | MCN | 6 | Blaavand | C | Tele Denmark | 7 | Boumehen | A C | T. C. 1. | 8 | Brunei | Aero | Datastream Technology | 9 | Burum | A C M B Инмарсатфон D D+ A M B Инмарсатфон | Station 12* KDD | 10 | Cape D’Aguilar | A M B | H K Telecom | 11 | Comsat Eurasia | M B Инмарсатфон | Comsat | 12 | Eik | A C M B Аэро Инмарсатфон | Telenor AS | 13 | Fucino | A C M B Aero | Telecom Italia | 14 | Goonhilly | A C M B Аэро Инмарсатфон | BT | 15 | Jatiluhur | M B Инмарсатфон | Indosat | 16 | Jeddah | A C M B Аэро | Saudi Telecom | 17 | Kuantan | M B Инмарсатфон | Telecom Malaysia | 18 | Kumsan | A C Аэро Инмарсатфон | Korea Telecom | 19 | Laurentides | M B Аэро Инмарсатфон M B Инмарсатфон M B Инмарсатфон M B Инмарсатфон C M B Инмарсатфон M B Инмарсатфон | Stratos France Telecom Морсвязьспутник HK Telecom Telstra T-Mobil | 20 | Maadi | A | ARENTO | 21 | Находка | A | Морсвязьспутник | 22 | Niles Canyon | A Аэро E | Stratos | 23 | Netley | A B C M Инмарсатфон | BT | 24 | Nonthaburi | C M B Аэро | C.A.T. | 25 | Одесса | A | Морком | 26 | Perth | A C M B Аэро Инмарсатфон E M B Инмарсатфон A M B Инмарсатфон M B Инмарсатфон A M B Инмарсатфон | Telstra* Stratos France Telecom Морсвязьспутник T-Mobil | 27 | Pl. Bodou | A A A | France Telecom* Telstra T-Mobil | 28 | Psary | A C | Telecom Poland | 29 | Raisting | A C M B Инмарсатфон | T-Mobil | 30 | Santa Paula | A C M B Аэро Инмарсатфон | Comsat | 31 | Sentosa | ACM B Аэро Инмарсатфон | Singapore Telecom | 32 | Sintra | C | Radio Marconi | 33 | Southbury | ACM B Аэро Инмарсатфон | Comsat | 34 | Staten Island | A | Stratos | 35 | Tangua | A C | Embratel | 36 | Thermopylae | A C M B | OTE | 37 | Towi Al Saman | M B | ETISALAT | 38 | Yamaguchi | A C M B Аэро Инмарсатфон A C M B Инмарсатфон | KDD* Station 12 | * Оператор совместно используемой станции |
|
В наших публикациях мы не раз писали о том, что в ближайшем будущем нас ожидает бум низкоорбитальных систем связи. Не раз обсуждались недостатки и преимущества низкоорбитальных систем перед геостационарными системами. Если говорить коротко, то: ввиду большей удаленности, геостационарные системы требуют больших мощностей пользовательских терминалов; геостационарные системы не обеспечивают связи севернее 70° с.ш. и южнее 70° ю.ш., однако геостационарная система может обеспечить меньшим количеством спутников больший трафик, охватывается гораздо большая по площади поверхность Земли. Тем не менее очевидно, что ввод в эксплуатацию систем Iridium, GlobalStar и аналогичных им, сильно осложнит положение Inmarsat, являющейся пока по сути дела монополистом мобильной спутниковой связи. Было бы странно, если бы этого не понимало правление организации. Поэтому неудивительно, что Организация “Инмарсат” является самым крупным акционером в компании ICO Global Communications. Эта компания была учреждена в 1995 году с целью разработки и эксплуатации среднеорбитальной глобальной спутниковой системы мобильной связи, рассчитанной на применение телефонных аппаратов, размером с аппарат сотовой связи. Система будет эксплуатировать 12 спутников (10 эксплуатационных и 2 резервных на орбите) на высоте 10 тысяч километров в двух плоскостях промежуточных круговых орбит, расположенных под 45° к экватору. Ожидается, что система войдет в эксплуатацию к 2000 году и будет обеспечивать службу двухрежимных телефонов, которые смогут работать с действующими сотовыми системами и через спутники. В этом году двумя операторами спутниковой связи, являющимися межгосударственными организациями, было принято решение о приватизации. Одна из них - Международная организация спутниковой связи Intelsat, крупнейший спутниковый оператор, вторая - Международная организация мобильной спутниковой связи Inmarsat. Представители обеих организаций объясняют этот шаг необходимостью более гибко подходить к изменениям рынка и требованиям потребителей. Возможно, что развитие спутниковой индустрии подошло к той точке, в которой громоздкие межгосударственные организации не успевают должным образом реагировать на появление новых факторов и изменение условий. Решение о приватизации Inmarsat было принято 24 сентября 1998 года на Ассамблее правительств - членов Inmarsat, проходившей в Греции. Inmarsat, который в настоящее время является кооперативом международного владения, будет преобразован в компанию с ограниченной ответственностью. Этот статус организация приобретет с 1 января 1999 года. В соответствии с решением Ассамблеи, новая структура будет состоять из двух единиц: компании с ограниченной ответственностью, которая в течение двух лет с момента создания произведет эмиссию акций, и межправительственного органа, ответственного за выполнение общественных обязательств Inmarsat, включая службу Глобальной морской связи при бедствии и для безопасности (GMDSS). Новой компанией будет управлять Совет директоров, состоящий из 15 членов. По этому поводу Генеральный директор Inmarsat Уоррен Грейс (Warren Grace) заявил: “Inmarsat является первой межправительственной организацией, которая будет преобразована в частную компанию. Inmarsat станет структурой для крупных инвестиций в новое поколение спутников, способной более гибко относиться к нуждам клиентов в конкурентной среде всемирного масштаба”. На сегодняшний день подготовлен бизнес-проект по запуску и эксплуатации трех геостационарных спутников четвертого поколения. Проект получил название "Горизонты". Решение по запуску спутников четвертого поколения будет приниматься Советом директоров "Инмарсат" уже после реструктуризации компании в 1999 году. Спутники системы "Горизонты" позволят компании использовать терминалы весом менее одного килограмма для высокоскоростной передачи данных до 144 Kps, а также для голосовой и видеотелефонии, доступа к электронной почте и базам данных. Итак, можно с большой долей вероятности предположить, что, несмотря на появление низкоорбитальных спутниковых систем, никто не собирается отказываться от традиционных геостационарных. Вряд ли можно рассчитывать, что появятся новые геостационарные системы спутниковой мобильной связи, тем более международные (повторяем, что существует довольно много национальных систем, эксплуатирующих национальные спутниковые системы или международных операторов, таких как, например, Intelsat). Однако то, что в этой области Inmarsat будет играть одну из ведущих ролей, сомнений не вызывает. За читателем (точнее за потребителем) как всегда остается право выбора.
|
|
Уважаемые посетители! |
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:
|
|