24Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



В эфире третий всероссийский


Роман МАГРАДЗЕ Теле-Спутник - 11(37) Ноябрь 1998 г.


С начала августа в Санкт-Петербурге начал самостоятельное вещание на собственной частоте третий всероссийский канал. Это стало возможным благодаря серьезной реорганизации телекомпании, которую провели ее новые хозяева - группа инвесторов из США. В октябре передачи этого телеканала после недолгого перерыва увидели зрители Москвы. А в перспективе - трансляции на другие города России. Мы встретились с управляющим ТВ-3 господином Тимом МакДоналдом и попросили ответить на несколько вопросов.



T/C: Скажите, как возникла идея влиться в российский медиа-бизнес и, в частности, взяться за реанимацию ТВ-3?

T.M.: Эта идея возникла в результате контактов и длительных переговоров с российскими коллегами, которые тоже участвовали в этом проекте. Они искали идеи коммерческого телевидения и, естественно, были заинтересованы в инвестициях. И инвестиционная группа, которая включает в себя несколько достаточно известных в Америке компаний, смогла предоставить и то, и другое.



T/C: И как развивалась ситуация? Как вышли именно на ТВ-3, а не какой-либо другой канал?

T.M.: Скорее, это ТВ-3 нашло нас через инвестиционный банк в Лондоне. А мы прилетели знакомиться с положением дел на месте. И тогда же осознали, что понятие коммерческого телевидения в этой стране находится в зародышевом состоянии. Было много трудностей в создании именно коммерческого телевидения.



T/C: В чем именно состояли трудности?

T.M.: Американская система телевидения отличается от всех остальных в мире. Она развивалась из маленьких коммерческих институтов развлечения в глобальные телесети. И, естественно, никогда и никакой правительственной помощи не получала. А если посмотреть на русское, английское, французское, немецкое телевидение, то мы увидим, что изначально это были государственные телеканалы. В дальнейшем одна большая телекомпания развивалась, делилась, создавала филиалы, коммерческие подразделения. Но в то же время, Россия существенно отличается от тех же Англии, Франции. Это до сих пор самая большая страна в мире. Огромная страна, огромные просторы. Одна Москва, один Санкт-Петербург и много других городов. В Англии - один только Лондон. Если вы вещаете в Лондоне и передаете сигнал в провинцию, то у вас солидная телекомпания и большой бизнес. Здесь же радикально другая ситуация. В Нижнем Новгороде живут люди, которым нравится свой регион. И их гораздо больше волнует то, что происходит у них в городе, области, чем в той же Москве. То же самое происходит в Америке. Она тоже большая страна. Не такая большая, как Россия, но тоже большая. Люди из Нью-Йорка сильно отличаются от людей Запада. В Калифорнии совершенно другие люди, чем во Флориде. Поэтому у людей, живущих так далеко друг от друга, разные интересы. И эти интересы очень хорошо удовлетворяются местными телекомпаниями.



T/C: Следовательно, самым привлекательным оказался масштаб?

T.M.: Обнаружилось много интересных параллелей относительно того, как может развиваться коммерческое телевидение здесь, в России. Я на протяжении сорока лет занимался коммерческим телевидением в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго. И мне очень хорошо известно, какую роль играет коммерческое телевидение в установлении связи между производством и потреблением. Как успешные рекламные кампании строят бизнес небольших компаний. В Америке экономический расцвет и все хорошо, безработица ниже трех процентов. Но 9 из 10 рабочих мест в Америке предоставляют предприятия малого бизнеса. И я считаю, что это часть здоровой экономики. И здесь поле деятельности коммерческих телекомпаний.



T/C: Как вы оцениваете степень риска для ваших вложений? Насколько для вас предсказуема ситуация в нашей стране?



T.M.: Совершенно непредсказуема. А риск ничуть не больше, чем в любой другой стране. Я знаю, что телевидение играет очень большую роль в жизни людей. Большинство телевизионных каналов было создано для общения со зрителем, будь-то государственные или частные телеканалы, отдельные программы на них. И думаю, что это одна из важнейших задач телевидения. Но с другой стороны, она не единственная. Другой немаловажной задачей телевидения является развлечение людей. Если у человека имеется телевизор, то он может и должен получать бесплатные развлечения. Я видел фотоснимок, где человек, не имея возможности купить газету, стоял у газетного стенда и переписывал к себе в тетрадь интересующую его программу телевидения. Это наводит на мысли о значении телевидения в жизни людей, даже в эти трудные времена, как доступа к бесплатному развлечению.

T/C: А что вы подразумеваете под коммерческим телевидением? И в частности, в контексте ТВ-3?

T.M.: Коммерческое телевидение опирается на то, в чем заинтересованы рекламодатели. А цель рекламодателя в том, чтобы его услышали и увидели потенциальные покупатели его продукции. Потому что все люди могут быть потенциальными покупателями какой-либо продукции. Все, что мы пытаемся создать, так это сформировать определенные аудитории - женские, молодежные, детские, семейные и т.д. Но чтобы создать такую постоянную аудиторию, мы должны подготовить специальные хорошие программы. Если мы дадим программу, которая им не понравится, они тут же уйдут, переключат телевизор. В итоге, аудитория определяет то, что мы показываем. В том и заключается идея коммерческого телевидения, что мы ставим программу, которая понравится определенному кругу зрителей. А потом этот круг зрителей становится потенциальным покупателем продукции определенного рекламодателя. К тому же очень важно занять свою нишу на рынке услуг, отличную от других. Например, на нашем телеканале нет программы новостей. Во-первых, потому что в России очень много таких программ, и многие из них очень хорошие. Это не та область, где ощущается недостаток и имело бы смысл вступать в жесткую конкурентную борьбу. Эта работа уже кем-то сделана. Нам нужно пойти и найти себя. Мы считаем, что в ближайшие пять лет в России, в области телевизионного программирования произойдут большие изменения. Сейчас существует лишь очень небольшое число собственных оригинальных российских телепрограмм. Если убрать программы новостей, аналитические и публицистические передачи, то остается уж совсем небольшое количество программ в виде различных телевизионных шоу, которые уже столько раз использовались. Я уверен, что вы можете увидеть свой любимый фильм по российскому телевидению 2-3 раза в год. Сейчас у нас на ТВ-3 должен пройти некоторый период, когда недостаток собственных развлекательных передач будет заполнен заграничной продукцией. Есть очень много хорошего, интересного материала, который можно просто перевести на русский, и он будет замечательно смотреться. Но для того, чтобы преуспевать на российском телевизионном рынке, телекомпания должна производить собственные программы, телесериалы. Это и есть наша задача на ближайшие пять лет - выйти на уровень собственного студийного производства. Это не то, что мы будем сами снимать телефильмы, делать какие-либо программы. Мы будем участвовать в интересующих нас проектах, заказывать российским студиям и режиссерам отдельные передачи, фильмы.



T/C: Выражение "коммерческий телеканал" не подразумевает ли его кодирования? Будет ли он бесплатным для телезрителей?

T.M.: Никакой кодировки. Российский телезритель должен получать телевизионные развлечения бесплатно. Сейчас я попытаюсь выразить нашу философию. Во-первых, это развлечения. На нашу сетку вещания мы кладем, как на "одеяло", фильмы, фильмы, фильмы. Если вы ничего не знаете о ТВ-3, то все равно вы будете уверены, что, когда ни включи, здесь будут идти фильмы. Следующее, это найти какие-то программные платформы для специальных аудиторий. Например, мы хотели бы сделать спортивное шоу. За основу можно взять какую-нибудь баскетбольную команду и показывать все, что может касаться ее жизни, начиная с игр. Потому что мы знаем - спорт интересен юношеской аудитории. В то же время, это будет интересно и таким рекламодателям, как Nike, Adidas и другие. На "одеяло" из фильмов мы будем накладывать подготовленные российские программы. Уверен, что развиваться надо медленно, осторожно. Думаю, уже сделана серьезная работа. Мы начали с "ТВ-6 Москва". А с первого августа перешли на наше собственное вещание. После того как расстались с ТВ-6, наши рейтинги сразу же поднялись. Это говорит о том, что сделан правильный шаг. С октября наш сигнал вновь пошел в Москве. Есть лицензии на вещание в одиннадцати городах. Возможно, в ближайшие полгода наши передачи увидят и там.

T/C: Что пришлось менять, взявшись за преобразование уже сформировавшегося коллектива российской телекомпании?

T.M.: Первое, что пришлось сделать - это привить коммерческую бизнес-культуру. Многие теле- и радиостанции основываются на журналистике. А наше основное внимание направлено на коммерческую сторону. Я хочу здесь подчеркнуть, исходя из своего опыта в России, что две вещи найти в России сложнее всего. Это хороший опыт продаж и опыт маркетинга. А что легко найти в России - это великолепных инженеров, творческих людей, продюсеров, режиссеров, журналистов. Мы попытались нанять молодых, образованных людей в отдел рекламы, и несколько месяцев учили их, как продавать рекламное время на телевидении. Так состоялся наш маленький университет коммерции. В процессе мы быстро поняли, что они оказались отлично обучаемыми. И я понял, что основной потенциал России - люди. Сейчас мы пытаемся что-то сделать с областью маркетинга. К слову сказать. У нашего директора по маркетингу есть бабушка. Когда начался кризис, любящая внучка закупила ей продовольственную "корзину". Ничего необычного. Но она, а затем и мы, подумали - как же быть остальным пожилым людям, у которых нет таких родственников, имеющих солидную работу? Чем им можно помочь? Как результат этих размышлений, вы увидите в ноябре нашу акцию "Дарить тепло".

T/C: В чем она будет заключаться?



T.M.: Мы обращаемся к общественности с предложением собрать продукты питания и теплую одежду к зиме для тех, кто в этом нуждается. Мы сами делаем свой взнос в это благородное дело. Предполагаем привлечь наших рекламодателей.

T/C: А как вы предполагаете распределить собранное? Не опасаетесь злоупотреблений?

T.M.: Как раз именно это мы предусмотрели. Распределением займется местное подразделение Международной Армии Спасения. Уже есть предварительная договоренность. Кроме того, мы не принимаем денежные суммы. Если вы придете и предложите деньги в помощь обездоленным, мы попросим купить продукты или одежду на эту сумму. Эта акция должна показать, каким образом телекомпания может принимать участие в социальной жизни региона, где она осуществляет свою профессиональную деятельность.



T/C: Как осуществляется передача сигнала?

T.M.: В Санкт-Петербурге мы транслируем посредством пятикиловаттного передатчика. Кроме того, на сто процентов используются возможности кабельных сетей. А вот в Москве мы арендовали около 15 кабельных станций. Конечно, это очень доисторическая система. Но со временем будут созданы и использованы современные средства передачи сигнала без потери качества для потребителя.

T/C: Успеха вам!



 
Теле-Спутник Ноябрь 1998
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт