Эдуард Сагалаев - личность широко известная. Не только в телевизионных кругах. Созданный им на заре реформ телеканал ТВ-6-Москва, почитаемый сегодня многими телезрителями, в особенности молодежью, стал первым образцом нового независимого телевидения в России. 
Вскоре по его инициативе возникла и Национальная ассоциация телевещателей (НАТ), одна из ведущих общественных организаций, представляющая интересы телерадиокомпаний разных форм собственности на всех уровнях власти. Сегодня НАТ объединяет 150 телерадиокомпаний по всей стране, включая и центральные телеканалы. Накануне TRBE’98, международной экспозиции, которую во второй раз НАТ проводит в Москве, “Теле-Спутник” обратился к Эдуарду Сагалаеву с просьбой дать интервью. Несмотря на занятость, он согласился, признавшись, что именно это издание он читает постоянно.
- Эдуард Михайлович, когда планировалось это интервью, думалось, что речь пойдет о приятном. О трехлетнем юбилее НАТ, о второй экспозиции TRBE. Но случившийся кризис спутал все карты. Даже поверг в растерянность... - Многие пребывают сегодня в таком состоянии. Телерадиокомпании переживают не лучшие времена. Не только малые студии, которые даже в период относительной стабильности с трудом сводили концы с концами. Кризис затронул и крупные телеканалы. У всех один вопрос: как выжить? Телерадиокомпании, большие и малые, напрямую зависят от рекламных средств. Телезритель обычно не доволен рекламой, ее назойливостью, не отдавая себе отчет, что именно благодаря ей, у него есть другие телепередачи. Реклама - это тот финансовый оселок, на который нанизывается и штат телерадиокомпании, ее программное вещание, доставка сигнала, содержание и замена телерадиооборудования. Телевидение - вещь дорогостоящая, а платного вещания в России практически не существует. При сокращении рекламы на 70-80% - этот процесс, кстати, уже идет, - телерадиокомпании остаются без средств. Многие сокращают персонал, отправляют работников в неоплачиваемые отпуска. До какого уровня сжатия дойдет этот процесс, пока непонятно. Все зависит от общей ситуации в стране. А прогноз пока безрадостный. Может случиться так, что мы, включая телевизор, окажемся попросту перед голубым экраном. - Но это нарушение положений Конституции страны, где записано, что каждый гражданин имеет право на получение информации, и электронные СМИ - это единственный доступный канал. - Надеюсь все-таки, что до этого не дойдет, каким бы масштабным ни был экономический кризис в стране. Но сокращение объемов рекламы нужно трезво оценивать. Поэтому НАТ пытается продумать методику антикризисных мер, которые бы помогли телерадиокомпаниям продержаться до лучших времен. Возможно, государству следовало бы снять запрет на рекламу табачных изделий и спиртных напитков, разрешив ее транслировать после 23.00.Такие предложения от рекламодателей поступают, и это во многом сняло бы экономический прессинг. Есть и другие предложения. О выработке программы антикризисных действий шел разговор и на “Телевызове’99" в Нижнем Новгороде, где, в частности, НАТ договорилась с Российской ассоциацией региональных телекомпаний (РАРТ) о консолидации усилий по защите интересов российских телевещателей. Это, пожалуй, главный итог прошедшего совещания, который выразился в подписании совместного Заявления. НАТ и РАРТ готовы даже выступать в роли своеобразного профсоюза работников электронных СМИ и сотрудничать со всеми организациями, заинтересованными в сохранении свободы слова и независимого телевидения. - Вы считаете, что есть тенденция превращения телевидения в единую государственную монополию, своего рода в Гостелерадио СССР на новом витке истории? - Как ни трудно становилось независимое телевидение все эти годы, но результат есть. Сегодня нет единой по всей стране программной сетки вещания, которая была в прошлом. Переключаясь с одного телеканала на другой, телезритель уже почувствовал их разницу и может самостоятельно делать свой выбор. Тем более, что телевидение - практически единственная сфера, где удалось создать целую инфраструктуру. Во многом она еще несовершенна, и ее надо развивать. Но она есть и работает. А с созданием государственного медиа-холдинга в лице ВГТРК и передачей ему радиотелепередающих центров появилась угроза зависимости телерадиокомпаний, в особенности коммерческих, от госмонополии. Такой непродуманный подход к развитию телерадиоиндустрии не может не повлиять на экономическую и программную политику телерадиокомпаний, разрушает сложившийся рекламный рынок. Ведь в ее основе с самого начала заложены неравные условия для государственных и негосударственных вещателей. К тому же в нашем парламенте все чаще раздаются голоса о применении мер к нелояльным вещателям, рассматриваются проекты создания разных контролирующих органов, например, Высшего Совета по этике и нравственности, которые иначе, как органами цензуры, не назовешь. Об этом, кстати, тоже шел разговор в Нижнем Новгороде, где разбирался проект Постановления Правительства РФ “О порядке предоставления права на использование радиочастот, выделяемых для целей телерадиовещания”, а также проект Постановления о порядке проведения открытого конкурса для претендентов. Эти два весьма важных проекта были продуманы и разработаны ФСТР России совместно с НАТ и РАРТ и представлены на “Телевызове’99". Телевещатели готовы платить разумную цену за использование частотного ресурса, делать взносы за участие в конкурсе по приобретению лицензий, но процедуры эти должны быть абсолютно прозрачными. Да и государство должно гарантировать вещателям защиту от произвола чиновников всех рангов, их невмешательство в программную политику путем, например, сокращения объемов вещания или аннулирования лицензий. Конкуренция на телевизионном рынке предполагает одинаковые условия для телерадиокомпаний всех форм собственности. - На мой взгляд, телевещатель должен руководствоваться некой триадой положений, определяющих его деятельность.Причем их последовательность должна быть следующей. На первом месте стоит экономика, схема привлечения средств для владения радиочастотой, технического и творческого развития телерадиостудии. Затем мера ответственности вещателя перед зрительской аудиторией, которая проецируется на третий постулат - создание программной политики. Что Вы, Эдуард Михайлович, думаете по этому поводу? - Разумеется, соглашусь. Поскольку без гарантированной экономической базы телерадиокомпания состояться не может. Да и затраты на производство телерадиопередач высоки, не говоря уж об оплате за доставку сигнала. Экономические возможности диктуют и привлечение к вещанию грамотных профессионалов, влияют на программную политику вещателя, от которой зависит его рейтинг у телезрителя. Триада безусловно верная, вот только сложить ее довольно трудно. На развитие телевидения, государственного и негосударственного, средств нет. Поэтому некоторые телерадиокомпании и прибегают, зачастую вынужденно, к неадекватным действиям. Для того чтобы их свести к нулю, требуется целый набор составляющих. И стабильное экономическое положение в стране, и последовательность в проведении рыночных преобразований, и принятие законов, регламентирующих действия, права и обязанности телерадиокомпаний. У нас же до сих пор не принят Федеральный закон “О телевизионном вещании и радиовещании”. Хотя НАТ и участвует в его разработке и многие предложения и поправки, сделанные Ассоциацией, внесены в проект Закона, “воз и ныне там”. Кстати, НАТ и РАРТ договорились также о том, чтобы отныне согласовывать свои позиции и в разработке законодательной базы вещания. В первую очередь, эти договоренности относятся к Федеральному закону, а также к подготовке нормативных актов в области лицензирования и распределения радиочастот. Смысл этих консолидированных действий один: обеспечить вещателю равный доступ к средствам связи, создать ему нормальные условия для работы. - Недавно НАТ отметила свой трехлетний юбилей. За эти годы Вашей общественной организации удалось сформировать собственное “лицо”, основная черта которого - защита интересов своих членов. Видимо, в адрес Ассоциации пришло немало поздравлений? - Поздравляли нас многие, и мы благодарим наших коллег, в том числе и зарубежных. Во всем мире роль общественных организаций чрезвычайно высока. Именно им принадлежит право аккумулировать информацию, развивая избранную сферу деятельности и отделяя “зерна от плевел”, способствуя тем самым продвижению важных решений на всех уровнях власти. По сути, благодаря общественным организациям происходит развитие профессионального цеха, отслеживаются интересы населения. Я рад, что НАТ удалось довольно быстро реализовать у нас в стране эту задачу. К сожалению, пока развитие механизма действий общественных организаций, их имиджа у нас в стране только в начале пути. Предстоит еще много работать, чтобы соответствовать подобному уровню влияния за рубежом. Чем НАТ сегодня и занимается. Мы не только участвуем в организации различных в сфере телерадиоиндустрии мероприятий. В ряду последних можно назвать Телефорум стран СНГ “Содружество”. Мы также осуществляем регулярное информационное обеспечение, консультационную и практическую поддержку российских телерадиокомпаний всех форм собственности в вопросах действующего законодательства, налогообложения, технического оснащения, лицензирования, профессионального обучения, исследований аудитории, доступа к профессиональной литературе и др. Более того, мы сформировали в Ассоциации секцию радиовещателей. Так уж получилось, что телевещатели оказались первыми, кто испытал потребность в объединении, а их коллеги с радио оказались вне нашей Ассоциации. Теперь эта ошибка исправляется, и, возможно, вскоре НАТ перестанет быть ассоциацией сугубо телевизионной и превратится в ассоциацию теле-радиовещателей. Тем более, что процессы, происходящие на радио и телевидении, во многом схожи. Идет формирование новой секции НАТ - секции ассоциированного членства, открытой для российских и зарубежных организаций, предоставляющих продукцию и услуги для вещателей. - Одной из крупнейших акций НАТ, кроме законотворческой, повышения профессионального и образовательного уровня работников телерадиокомпаний, является международная выставка профессионального оборудования в Москве - Tele- Radio Broadcast Expo. Эта первая экспозиция, состоявшаяся в прошлом году, пользовалась огромным успехом. Отразится ли экономический кризис на проведении TRBE’98? - Я далек от иллюзий считать, что, несмотря на кризис, все прекрасно и безоблачно. Кризис, к сожалению, затронул все сферы деятельности у нас в стране. Разумеется, отразится он и на TRBE’98, но, надеюсь, незначительно. Как и планировалось, TRBE’98 состоится 4-7 ноября на ВВЦ. Заявки на участие многих организаций, занимающихся обеспечением технического оборудования для России, не только отечественных, но и зарубежных, давно собраны. Практически 90% участников этой экспозиции высказали свое пожелание еще в прошлом году. К тому же намечается серьезная программа на нашем Международном конгрессе “Прогресс технологий телерадиовещания”. Его главной темой станут цифровые стандарты, на создание которых направлены усилия крупнейших научных, промышленных и вещательных организаций США, Японии и Европы. И нам важно определить роль и место России в этом всемирном процессе. Так или иначе, на цифровой стандарт будут ориентированы все секции конгресса, поскольку выбор сегодня такого стандарта или пакета стандартов - задача одновременно научно-техническая, экономическая и даже политическая. Ведь цифровое вещание уже на подступах в России, и не обсуждать эту проблему невозможно, так как новый цифровой стандарт в сфере телерадиовещания может обусловить и новое распределение рабочих мест, финансовых средств. И кризис у нас в стране здесь не помеха. Жизнь, несмотря на потери, продолжается, и главное - ее правильно спрогнозировать. Мы ожидаем в качестве докладчиков 10 зарубежных специалистов высочайшего класса из Европы, Америки и Китая. Можно сказать, что в наше непростое время TRBE’98 приобретает иной, даже более выигрышный ракурс. Идея проведения этой национальной выставки базировалась как раз на том, чтобы новейшее телевизионное и радио- оборудование доставлялось телерадиокомпаниям практически на дом. Телерадиокомпаниям проще накопить средства и приобрести телеоборудование у нас в стране. Ведь до тех пор, пока существует вещание, замена и совершенствование технической базы будет происходить. А в условиях кризиса, надо заметить, только первое время у людей превалирует чувство растерянности, затем жизнь налаживается, входит в определенную колею. Появляются надежды, строятся планы на перспективу. Здесь-то как раз и окажет серьезную поддержку наша экспозиция. Ведь это приток новой важной информации, без которой невозможно стратегическое развитие телерадиовещания в России. Поэтому я призываю всех, кому небезразлична наша отечественная телерадиоиндустрия, не пропустить это событие. На TRBE’98 Национальная ассоциация телевещателей ждет всех желающих! Беседу вела Светлана Уразова
|