
В. Рампхорст, глава юридической службы EBU (передний план)
На семинар были приглашены 27 стран, приехали же представители 15 стран — в основном это страны бывшего СССР. Участники семинара представляли службы, отвечающие за развитие национального телевидения. От России присутствовали представители комитета по СМИ Госдумы, ФСТР, ОРТ, руководители служб, отвечающих за СМИ в Петербурге, представитель правозащитной организации "Гражданский контроль". Глава юридической службы EBU В. Рампхорст (главный докладчик по проекту закона) и юридический эксперт МСЭ П. Джиани, эксперты МСЭ П. Канчев и П.С. Кураков в своих выступлениях на семинаре и на пресс-конференции разъяснили цели семинара, рассказали об основных проблемах. Участникам семинара был представлен для обсуждения проект Типового закона об общественном телерадиовещании. При обсуждении проекта Типового закона было рассмотрено более 50 предложений и поправок участников семинара, приемлемых для всех стран-участниц. Предложенный проект Закона призван служить моделью для парламентов стран Центральной и Восточной Европы, интегрирующей и обобщающей опыт всех стран, основой, на которой можно строить национальное законодательство. Проект Закона об общественном вещании, направленный на реализацию прав граждан и дистанцирование властных, политических и иных элит от какого бы то ни было вмешательства в деятельность общественных вещателей, ничего не навязывает, он отражает мнение, опыт и взгляды большинства стран, региональные точки зрения. Для МСЭ и ЕВU семинар стал обратной связью, показателем состояния дел с реализацией информационных прав граждан через телерадиовещание.
Необходимость выработки законодательства по общественному вещанию для организаторов семинара очевидна. Дело в том, что коммерческое вещание в принципе недостаточно регулируемо. Существует спутниковое вещание, Интернет, возможность создать вещательную станцию в любой точке, а коммерческие станции за пределами страны проконтролировать невозможно, национальное законодательство не может ограничить деятельность международных операторов. Их деятельность определяется международным соглашением по трансграничному телерадиовещанию, если страна подписала эти соглашения. И национальных коммерческих вещателей с точки зрения реализации информационных прав граждан контролировать практически невозможно. Это тоже было предметом обсуждения на семинаре с учетом того обстоятельства, что любой коммерческий вещатель использует в своих коммерческих целях ограниченный национальный ресурс — радиочастоты — и, следовательно, должен учитывать и общенациональные интересы и потребности граждан. Во многих странах данное обстоятельство учтено в национальных законодательствах, регулирующих деятельность телерадиовещателей. Но полностью скомпенсировать недостатки деятельности коммерческих вещателей и сохранить культурные ценности общества возможно за счет увеличения влияния общественного радио и телевидения. Тенденция, неразрывно связанная с техническим прогрессом, — это конгломерация и объединение в транснациональные телевизионные, телекоммуникационные компании. Все идет к созданию глобальной информационной структуры, появлению абсолютно нерегулируемых потоков информации. Уже сейчас имеется огромный выбор телевизионных каналов (в развитых странах телезритель принимает 50-80 каналов), через 10 лет телевидение будет в Интернете, и возникает вопрос: уверены ли мы, что при наличии 100 и более каналов каждый человек найдет то, что ему нужно? Если все каналы будут коммерческими, там будут дешевые развлекательные передачи, игры, но возможно будет мало неангажированных новостей, познавательных и культурологических передач. Снова неизбежен приход к идее общественного вещания, предлагающего свои программы всему населению, всему обществу в целом. Общественное вещание может давать людям весь спектр передач, особенно в таких областях, на которые коммерческое вещание не обращает внимания (напр., образование, фольклор, классическая музыка и т.д.), составлять программы для всех групп населения (напр., по возрасту, вероисповеданию, национальности, интересам). Так, по телевизору следует показывать не только футбол, но и менее популярные виды спорта. Интересно, что Европейский союз создал список важных спортивных событий, которые не могут передаваться по платному ТВ, увидев намерение тех, кто закупил право на трансляцию Олимпиад 2000 и 2004 годов, организовать трансляцию футбольных матчей только по платным ТВ каналам. Типовой закон гибко регламентирует все стороны деятельности организации общественного вещания. Общественное вещание могут организовывать как частные компании, так и государственные организации при обязательном условии обеспечения независимости вещательной политики от всех факторов, кроме потребностей граждан, преобразовываясь в независимую некоммерческую организацию. В качестве идеального основного источника финансирования предлагается абонентская плата, дополняемая доходами от рекламы, спонсорства и в ряде случаев бюджетным финансированием. Г-н В. Рампхорст подробно остановился на независимости вещания, крайне важной для населения. Полная независимость невозможна, поэтому целью является независимость от правительства, парламента и коммерческих кругов, включающая в себя редакционную и финансовую независимость. Редакционная независимость предполагает контроль за вещателем со стороны независимого Совета по вещанию, представляющего интересы всего общества. Финансирование вещателя государством без создания юридически точного и действенного механизма дистанцирования власти от вмешательства в деятельность вещателя — очень сильная зависимость, и введение абонентской платы уменьшает ее. При регламентации в будущих национальных законах всех тонкостей общественное вещание сможет удовлетворительно реализовывать право граждан на информацию и соответствовать их потребностям, но не станет функционировать на основе желаний государственных служащих или политиков как инструмент формирования общественного мнения в интересах властных или иных элит. По предсказаниям организаторов семинара, идея создания института общественного вещания в большинстве развивающихся и посттоталитарных стран встретит серьезное противодействие с самой разнообразной аргументацией. Странам Восточной Европы, бывшего СССР предложен Типовой закон об общественном телерадиовещании как путь к демократии, чтобы в очередной раз не изобретать велосипед, избежать информационных битв и экспериментов, уродливых телевизионных монстров и информационных империй, созданных финансово-промышленными группировками под контролем и при участии властей. Открывая семинар в Петербурге, г-н В. Рампхорст отметил, что можно привести лошадь к воде, но невозможно заставить ее пить. "Моя цель — подвести вас к воде, вы должны будете подвести к этому источнику парламенты, но вы не можете заставить их пить из источника, вы можете только объяснить, как это важно для вас, для ваших детей." Должны быть созданы условия для производства и распространения качественных национальных программ. Россия обладает громадным творческим потенциалом, который до сих пор грамотно не использован! Существующая государственная телерадиовещательная структура с помощью Закона может быть трансформирована в общественную телерадиовещательную организацию. А развитие цифрового вещания будет еще одним шагом к общественному телевещанию, программы смогут дифференцироваться, появятся общественные детский, новостной, музыкальный каналы. Автор благодарит Ю.Вдовина за помощь в подготовке материала.
|