28Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Разработка Типового закона об общественном телерадиовещании


М. Мирошников Теле-Спутник - 9(35) Сентябрь 1998 г.


...По телевизору идет трансляция полуфинального футбольного матча Бразилия-Голландия с Чемпионата мира из Франции. Блок рекламных роликов перед вторым таймом очень затянулся. Наконец на экране появляется стадион, идет 47-я минута встречи, футболисты давно уже с мячом. "И так получилось что уже забит гол, — виновато объявляет комментатор, — "но вы его еще увидите в повторе". Вот типичный пример работы так называемого коммерческого телевидения, которое об интересах зрителей вспоминает в последнюю очередь.



Вечерняя программа новостей, представляющая точку зрения чиновника из "Министерства Правды", — это пример государственного телевидения, в данном случае главное — идеология. Интерес зрителя к объективной информации опять остается за кадром.

Происходят данные несуразности вопреки тому, что одним из фундаментальных прав граждан является право на свободу слова и информации. Совет Европы внимательно отслеживает ситуацию с реализацией этих свобод, со средствами массовой информации (СМИ) и разрабатывает юридическую основу для обеспечения информационных прав граждан, для разработки концепции общественного телерадиовещания. Перечень документов помогает составить представление о круге проблем, которые пытается решить Совет Европы для обеспечения прав граждан на свободу слова и информации, являющихся краеугольным камнем демократии и процветания общества. Это документы сессий Парламентской Ассамблеи Совета Европы, например, Рекомендация 748 о роли национального вещания и управления им (1975), Резолюция 820 об отношении парламентов государств со средствами массовой информации (1984). Вот некоторые резолюции Европейских конференций министров по политике в области СМИ: Декларация "О средствах массовой информации в демократическом обществе" (1994), План стратегических действий по развитию средств массовой информации в демократическом обществе, План действий по развитию свободы слова и информации на общеевропейском уровне в рамках информационного общества, резолюция "Влияние новых коммуникационных технологий на права человека и демократические ценности".

Как видим, Совет Европы и другие демократические институты разрабатывают концепцию общественного телерадиовещания уже много лет. Общественное вещание — это вещание, предназначенное для реализации права всех граждан на информацию, для общества, финансируемое обществом, контролируемое обществом и противопоставленное тенденциям использовать телерадиовещание в пропагандистских целях для пресловутого формирования общественного мнения в интересах властных, политических или коммерческих элит, как правило, прямо противоположных интересам граждан.

Одной из основных организаций, активно занимающихся проблемой распространения и внедрения в практику идей общественного вещания, является Международный союз электросвязи ICU (МСЭ). Совместно с Европейским вещательным союзом (EBU) были разработаны несколько вариантов проекта Закона об общественном телерадиовещании для посттоталитарных государств. На базе этих проектов созданы аналогичные законы в Прибалтике, Венгрии, Польше, Украине, в некоторых странах Балканского региона. Общественное телерадиовещание уже начинает функционировать в Прибалтике, в Венгрии.

В июле 1998 года в Санкт-Петербурге проходил Рабочий семинар по проблемам общественного телерадиовещания для стран Центральной и Восточной Европы (с приглашением стран Азии — республик бывшего СССР), организованный МСЭ при участии Европейского вещательного союза EBU и при поддержке ЮНЕСКО. Основной целью семинара было рассмотрение проекта Типового закона об общественном телерадиовещании.



В. Рампхорст, глава юридической службы EBU (передний план)

На семинар были приглашены 27 стран, приехали же представители 15 стран — в основном это страны бывшего СССР. Участники семинара представляли службы, отвечающие за развитие национального телевидения. От России присутствовали представители комитета по СМИ Госдумы, ФСТР, ОРТ, руководители служб, отвечающих за СМИ в Петербурге, представитель правозащитной организации "Гражданский контроль". Глава юридической службы EBU В. Рампхорст (главный докладчик по проекту закона) и юридический эксперт МСЭ П. Джиани, эксперты МСЭ П. Канчев и П.С. Кураков в своих выступлениях на семинаре и на пресс-конференции разъяснили цели семинара, рассказали об основных проблемах. Участникам семинара был представлен для обсуждения проект Типового закона об общественном телерадиовещании. При обсуждении проекта Типового закона было рассмотрено более 50 предложений и поправок участников семинара, приемлемых для всех стран-участниц. Предложенный проект Закона призван служить моделью для парламентов стран Центральной и Восточной Европы, интегрирующей и обобщающей опыт всех стран, основой, на которой можно строить национальное законодательство. Проект Закона об общественном вещании, направленный на реализацию прав граждан и дистанцирование властных, политических и иных элит от какого бы то ни было вмешательства в деятельность общественных вещателей, ничего не навязывает, он отражает мнение, опыт и взгляды большинства стран, региональные точки зрения. Для МСЭ и ЕВU семинар стал обратной связью, показателем состояния дел с реализацией информационных прав граждан через телерадиовещание.

Необходимость выработки законодательства по общественному вещанию для организаторов семинара очевидна. Дело в том, что коммерческое вещание в принципе недостаточно регулируемо. Существует спутниковое вещание, Интернет, возможность создать вещательную станцию в любой точке, а коммерческие станции за пределами страны проконтролировать невозможно, национальное законодательство не может ограничить деятельность международных операторов. Их деятельность определяется международным соглашением по трансграничному телерадиовещанию, если страна подписала эти соглашения. И национальных коммерческих вещателей с точки зрения реализации информационных прав граждан контролировать практически невозможно. Это тоже было предметом обсуждения на семинаре с учетом того обстоятельства, что любой коммерческий вещатель использует в своих коммерческих целях ограниченный национальный ресурс — радиочастоты — и, следовательно, должен учитывать и общенациональные интересы и потребности граждан. Во многих странах данное обстоятельство учтено в национальных законодательствах, регулирующих деятельность телерадиовещателей. Но полностью скомпенсировать недостатки деятельности коммерческих вещателей и сохранить культурные ценности общества возможно за счет увеличения влияния общественного радио и телевидения.

Тенденция, неразрывно связанная с техническим прогрессом, — это конгломерация и объединение в транснациональные телевизионные, телекоммуникационные компании. Все идет к созданию глобальной информационной структуры, появлению абсолютно нерегулируемых потоков информации. Уже сейчас имеется огромный выбор телевизионных каналов (в развитых странах телезритель принимает 50-80 каналов), через 10 лет телевидение будет в Интернете, и возникает вопрос: уверены ли мы, что при наличии 100 и более каналов каждый человек найдет то, что ему нужно? Если все каналы будут коммерческими, там будут дешевые развлекательные передачи, игры, но возможно будет мало неангажированных новостей, познавательных и культурологических передач. Снова неизбежен приход к идее общественного вещания, предлагающего свои программы всему населению, всему обществу в целом. Общественное вещание может давать людям весь спектр передач, особенно в таких областях, на которые коммерческое вещание не обращает внимания (напр., образование, фольклор, классическая музыка и т.д.), составлять программы для всех групп населения (напр., по возрасту, вероисповеданию, национальности, интересам). Так, по телевизору следует показывать не только футбол, но и менее популярные виды спорта. Интересно, что Европейский союз создал список важных спортивных событий, которые не могут передаваться по платному ТВ, увидев намерение тех, кто закупил право на трансляцию Олимпиад 2000 и 2004 годов, организовать трансляцию футбольных матчей только по платным ТВ каналам.

Типовой закон гибко регламентирует все стороны деятельности организации общественного вещания. Общественное вещание могут организовывать как частные компании, так и государственные организации при обязательном условии обеспечения независимости вещательной политики от всех факторов, кроме потребностей граждан, преобразовываясь в независимую некоммерческую организацию. В качестве идеального основного источника финансирования предлагается абонентская плата, дополняемая доходами от рекламы, спонсорства и в ряде случаев бюджетным финансированием.

Г-н В. Рампхорст подробно остановился на независимости вещания, крайне важной для населения. Полная независимость невозможна, поэтому целью является независимость от правительства, парламента и коммерческих кругов, включающая в себя редакционную и финансовую независимость. Редакционная независимость предполагает контроль за вещателем со стороны независимого Совета по вещанию, представляющего интересы всего общества. Финансирование вещателя государством без создания юридически точного и действенного механизма дистанцирования власти от вмешательства в деятельность вещателя — очень сильная зависимость, и введение абонентской платы уменьшает ее. При регламентации в будущих национальных законах всех тонкостей общественное вещание сможет удовлетворительно реализовывать право граждан на информацию и соответствовать их потребностям, но не станет функционировать на основе желаний государственных служащих или политиков как инструмент формирования общественного мнения в интересах властных или иных элит. По предсказаниям организаторов семинара, идея создания института общественного вещания в большинстве развивающихся и посттоталитарных стран встретит серьезное противодействие с самой разнообразной аргументацией.

Странам Восточной Европы, бывшего СССР предложен Типовой закон об общественном телерадиовещании как путь к демократии, чтобы в очередной раз не изобретать велосипед, избежать информационных битв и экспериментов, уродливых телевизионных монстров и информационных империй, созданных финансово-промышленными группировками под контролем и при участии властей. Открывая семинар в Петербурге, г-н

В. Рампхорст отметил, что можно привести лошадь к воде, но невозможно заставить ее пить. "Моя цель — подвести вас к воде, вы должны будете подвести к этому источнику парламенты, но вы не можете заставить их пить из источника, вы можете только объяснить, как это важно для вас, для ваших детей." Должны быть созданы условия для производства и распространения качественных национальных программ. Россия обладает громадным творческим потенциалом, который до сих пор грамотно не использован! Существующая государственная телерадиовещательная структура с помощью Закона может быть трансформирована в общественную телерадиовещательную организацию. А развитие цифрового вещания будет еще одним шагом к общественному телевещанию, программы смогут дифференцироваться, появятся общественные детский, новостной, музыкальный каналы.

Автор благодарит Ю.Вдовина за помощь в подготовке материала.



 
Теле-Спутник Сентябрь 1998
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт