24Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Канал “Культура”. Штрихи к портрету


С. Уразова Теле-Спутник - 9(35) Сентябрь 1998 г.


Вот уже без малого год в эфир ежедневно выходит телеканал "Культура". Стремительно возникнув и начав трансляцию передач на 300 российских городов, он быстро завоевал зрительские симпатии. Явление, в общем-то, очевидное, но стоящее внимания. С вводом в действие нового канала оказалась прорванной блокада на показ просветительских и познавательных телепрограмм. Так начал складываться диалог, где превалировали интерес и уважение к потенциальному собеседнику — телезрителю.

Краткость — сестра таланта



Этот чеховский афоризм на телевизионной "кухне" тоже к месту. Время, отведенное на создание канала "Культура", оказалось настолько сжатым, что его создателям не откажешь в присутствии вдохновения. Именно за организационные способности и творческий талант им была вручена в этом году национальная премия телевидения — "ТЭФИ".

Вряд ли стоит подробно рассматривать все составляющие, из которых складывается новое дело. Возьмем одну, отдельно взятую телепрограмму. За неделю ее не сотворишь, иначе будут заметны на полотне произведения "белые нитки". А тут целый канал, с ежедневным выходом в эфир, обилием разных передач, выдержанных в едином ключе. Мировая практика показывает, что на запуск нового канала обычно уходит до 5 лет. Причем, с полным набором экономических выкладок, бизнес-планов, штатным персоналом и, разумеется, с реальным бюджетом, предназначенным для выплат за проделанную работу. Взять хотя бы франко-германский канал ARTE аналогичного профиля и содержания. Его трансляция предполагалась на европейские страны. Становление канала проходило под патронажем Президента Франции Франсуа Миттерана и Канцлера ФРГ Гельмута Коля, причем, от обеих стран загодя были выделены немалые средства. Телевидение — вещь дорогостоящая, самый массовый вид коммуникаций, поспешив с которым можно и прогореть. Тогда расплатой станет несостоятельность нового канала, неприятие его телезрителем. И, конечно же, его неокупаемость.




Но Россия, как известно, страна непредсказуемая. И как показывает практика, исключительных возможностей. Богата она и талантливыми людьми, которыми движет энтузиазм и сама идея. А суть ее состояла в том, чтобы в пику расплодившимся в последние годы "рейтинговым" телепрограммам создать нечто такое, что зовется богатством "жизни человеческого духа". Ориентир понятный, но размытый. Такое руками не потрогаешь. Понятно, конечно, что дух человеческий не может существовать без высоких материй — искусства, литературы, музыки, балета, иных видов творчества, которыми так славится Россия по всему миру. Без них, кстати, не состоялась бы и загадочная русская душа, привлекающая многие народы своей одухотворенностью, национальным колоритом.




Задача, поставленная перед создателями канала, была обширной. Транслируемые программы должны были предназначаться широким социальным группам зрителей, в том числе и молодежи, пребывающей уже с десяток лет в культурологическом вакууме. По сей день немало ее представителей, теперь подросших и возмужавших, мыслят о жизни рекламными слоганами. Высокохудожественные программы не должны были вытеснить и другие передачи — художественно-публицистические, научно-познавательные, детские, религиозные и даже экономические. Скорее наоборот, они должны были органично вплетаться в эфирную канву. Короче, должен был состояться полноценный телеканал со своим неповторимым имиджем.

И — телеканал "Культура" был создан. Всего за... 4 недели! Факт, заслуживающий занесения в Книгу рекордов Гиннесса. Хроники этой телелетописи свидетельствуют о стремительности событий. Последняя неделя августа 1997 года: Президент РФ подписывает Указ о создании канала "Культура". Середина сентября: Михаил Швыдкой назначается главным редактором. (Сегодня его статус изменился в связи с появлением государственного медиа-холдинга. "Кривая" его карьерной лестницы поползла вверх.) Первые числа октября: в штате телеканала 6 сотрудников. Сетка вещания формируется благодаря их знаниям о том, где и какая телепрограмма из "золотого фонда" находится в отечественных архивах. Результат оказался ошеломляющим. 1 ноября 1997 года канал "Культура" вышел в эфир с объемом вещания 16,5 часов в сутки. "Вполне понятно, что поначалу говорить о полновесной концепции не приходилось. Существовал скорее некий ориентир, на который был нацелен канал, — вспоминает заместитель главного редактора Александр Чернышев, один из тех, кто стоял у истоков рождения нового вещания. — Первые наши сетки строились в основном на программах из телевизионных фондов и архивов. Это были телеверсии известных спектаклей с участием выдающихся актеров, незаслуженно забытых в последние годы, а также телевизионные записи музыкальных вечеров, концертов, балетных постановок в исполнении деятелей культуры и искусства, чье творчество помнит и признает весь мир. Эти шедевры телевидение прошлых лет тщательно коллекционировало, сохраняло для истории, для потомков.




Такой подход сразу же принес свои результаты. Каналом заинтересовался телезритель, что было особенно ценно. Оказалось, что такого рода передач ему явно недоставало. Не было в его досуге фильмов прошлых лет отечественного производства, да и зарубежные киноленты тоже представляли интерес. Их отбор велся особо скрупулезно. Но дело не только в этом. Благодаря раритетам, показанным уже в первые дни выхода в эфир, определилась планка развития канала, начинала прорисовываться его концепция. Правда, долго обращаться к ретроспективе мы не могли. Каналу требовался срез культуры в современном обличии. Иначе вещание могло стать архаичным. К тому же какими бы сказочными ни были фонды, со временем они иссякают. Тогда-то канал и оказался перед выбором: либо ему суждено было впасть в стагнацию и снизить уровень заявленных требований к вещанию, либо обратиться к созданию собственных телепрограмм. Канал "Культура" выбрал последнее".

По словам Александра Чернышева, вначале канал обратился к таким известным ныне продюсерским фирмам, как АТВ, ВИД и другим. Но оказалось, что культура не их стезя, да и расценки на производство у них слишком высоки. Явно не по карману бедствующей у нас в стране культуре. Нет, однако, худа без добра. Нашлось немало мелких фирм, радеющих за культуру на телевидении, с которыми у канала сложился тесный альянс, длящийся уже почти год. Причем, качество их работы ничуть не хуже, чем у нынешних новомодных производств, а денег за свой труд они запрашивают много меньше. Так начали складываться циклы передач канала "Культура". Вместе с этим появилась и другая поддержка. На канал потянулись творчески одаренные люди, прошлых и нынешних лет, для которых создание просветительских и познавательных программ было делом жизни. И хотя сегодня мастеров, умеющих создавать оригинальные художественные телепрограммы, особенно близкие телезрителю, остается все меньше, а самому каналу иногда трудно воплотить задуманное, например, найти профессионалов, равных уровню Игоря Кириллова или Валентины Леонтьевой, создателям нового вещания удалось нащупать главное — стилистику и тональность идущих на канале передач. Единый камертон определяет их сущность, служит связующей нитью, а концепция ориентирована на телезрителя. Это канал-собеседник, с которым можно провести не один час и не сожалеть о впустую потраченном времени. Его рассказ о жизни, прошлой, настоящей или будущей, прост и безыскусен, доступен каждому, а главное, нетривиален.

Подручными средствами




Понятно, что без производственной базы, без отлаженной системы распространения и доставки сигнала канал "Культура" вряд ли бы заработал. Техническая сторона вопроса — важная составляющая для телевидения. Решение о том, какими техническими средствами будет пользоваться канал, было прописано еще в Указе. Канал "Культура" должен был воспользоваться производственной базой ВГТРК, предназначенной для производства передач канала "Россия" и некогда существовавшего и любимого многими зрителями канала "Российские университеты". Тем более, что с самого начала специфика канала "Культура" была ориентирована на фондовые материалы, что в производственном отношении было не столь трудоемким. Так уж сложилось, что часть производственной базы предоставил Шаболовский центр, который теперь почти на 40% загружен подготовкой культурных программ, остальной набор технических средств был позаимствован у РИА "Новости" (в свете последних решений — РИА-Вести), расположенного на Зубовском бульваре. Но практика показала, что этих производственных мощностей сегодня явно недостаточно. Причин тому множество.

Первая проблема состоит в том, что Шаболовский центр, работая теперь на два полновесных телеканала, явно не рассчитан на такое производство. Лишь один корпус является там техническим. Более того, день ото дня развивая свое вещание, канал "Культура" начал накапливать свой, эксклюзивный фонд телепрограмм, которые необходимо сохранять. Следовательно, каналу необходимо свое хранилище, снабженное современной системой поиска видеокассет. Сегодняшний метод работы оставляет желать лучшего.




Второй головной болью нового телеканала является производственная база, содержащая 3 непременных составляющих. Это съемочная техника, оборудование для озвучивания и монтажа отснятого материала, а также постоянное оборудованное место для выхода в эфир. Сегодня канал пользуется подручными средствами. Кто что подаст. ТЖК, или тележурналистские средства принадлежат ВГТРК, аппаратные для озвучивания и монтажа предоставляют ВГТРК и РИА "Новости", в эфир передачи выходят из студии РИА "Новости" на Зубовском бульваре. Разумеется, это сказывается на ежедневной работе и даже на формировании концепции вещания. Канал "Культура" не может даже подумать о том, чтобы занять студию для съемки на несколько дней, расставить в ней декорации, установить свет: так как расписание этой производственной "точки" рассчитано по минутам. В результате "за кадром" остается немало интересных предложений. Скажем, Юрий Башмет готов в "живую" встречаться с телезрителями, вести с ними диалог в прямом эфире, а заодно и расцвечивать это общение музыкальными паузами в собственном исполнении. Увы, это невозможно, так как нет ни студии, ни качественной звуковой техники. И таких примеров немало.

Как рассказывает Евгений Брудно (директор технической службы ВГТРК, чьи рабочие будни состоят и в обеспечении канала техническими средствами), уже сегодня интенсивное развитие этого нового вещания требует выделения не менее 2-х студий по 150-200 кв. м, оснащенных современной системой озвучивания, 5-6 аппаратных для сложного монтажа с современными эффектами и титрами, 2-х передвижных станций для выездных съемок и 10-15 комплектов для тележурналистов. База выдачи программ в эфир — особая проблема канала. Сейчас работает только одна аппаратная, которая справляется с одним дублем передач. Но их следует иметь минимум пять — для 5-ти дублей программ, рассчитанных на разные часовые пояса. Иными словами, уже сегодня канал остро нуждается в собственном производственно-техническом комплексе. По мнению Евгения Брудно, затраты на такой комплекс составят до $20 млн на первое время, а полное укомплектование потребует еще $70 млн. Деньги немалые, но и эти расходы будут оптимальными лишь при наличии здания, где сможет полностью разместиться канал. Если будут выделены и средства и здание, за 2 года это оснащение полностью можно будет закончить. Но пока это не столько мечты, сколько экономические прикидки, подкрепленные сознанием практической необходимости, пониманием, что канал "Культура" следует развивать.




Уже выросло целое поколение, оторванное от того, что являет собой отечественная и всемирная культура. И это серьезная брешь в сознании молодых людей. Теперь растет следующее поколение. Его-то новое вещание и должно привлечь, заинтересовать, заставить думать. Многие сегодняшние программы канала требуют, безусловно, сосредоточенности, повышенного внимания. Это не боевик, который можно смотреть с любого места, не ток-шоу. И хотя ритм идущих в эфире программ требует перебивок, чтобы зритель смог отдохнуть, расслабиться перед началом другой, требующей внимания передачи, скудная производственная база не позволяет их воспроизвести.

О том, что канал "Культура" нужен телезрителю, подтверждают не только приходящие в его адрес письма. Есть немало запросов, поступающих из разных концов страны и ближнего зарубежья. Был, например, запрос из Алтайского края от депутатов местного значения, считающих, что жителям этого района необходимо смотреть канал. Приезжали и операторы из Владикавказа, готовые ради канала "Культура" отказаться... даже от вещания РТР.




Технические проблемы существовали и с доставкой сигнала этого вещания. Разбросанность между Шаболовским центром, Зубовским бульваром и Ямским полем, где расположен ВГТРК, заставила "попотеть" специалистов из отдела телекоммуникаций. Но решение было найдено. По оптико-волоконным линиям связи сигнал теперь доставляется на ВГТРК и оттуда передается в ГЦМС (Главный центр международной связи) в Останкино. Затем распространяется по наземным радиорелейным линиям доставшейся в наследство каналу телевизионной сети по России, составляющей сегодня почти 29 тысяч километров.

Известно, что доставка сигнала канала "Культура" базируется на сети, сформированной во многом стихийно благодаря каналу "Петербург-5 канал". В начале перестройки этот канал пользовался спросом, и многие операторы старались обеспечить интерес телезрителей. Потом рейтинг стал падать, но сеть сохранилась. Теперь ею пользуется канал "Культура". Разумеется, вещание это не однородно. Где-то его программы соседствуют с местными передачами, где-то, как, например, в Москве, вещание идет в усеченном виде. Причина довольно проста: передатчик 33 частотного канала занят утром коммерческой структурой, у которой есть и договор и лицензия на вещание. Каждый российский город, где принимается канал "Культура", использует передатчики различной мощности — от 1 кВт до 25 кВт. Различны и диапазоны, в которых передается сигнал. Где-то он идет в метровом диапазоне, а где-то в дециметровом. Не применяются к каналу "Культура" и вещательные зоны, предназначающиеся для доставки программ, рассчитанных на разные часовые пояса. В результате одна и та же программа, не имеющая дублей, приходит к телезрителям в регионах с большим опозданием.




Обо всех этих проблемах поведал Леонид Таубе, руководитель дирекции телерадиокоммуникаций ВГТРК, в чье ведение и входит доставка сигнала канала "Культура". Крупный специалист, работавший еще в системе Гостелерадио СССР, он прекрасно понимает, сколь широки существующие сегодня технические возможности для качественной трансляции передач. Лучше, разумеется, доставлять сигнал при помощи эфирно-кабельной системы современного образца либо кабельными усовершенствованными линиями. Можно и при помощи спутников. Кстати, спутниковая связь, возможно, будет задействована в недалеком будущем и для канала "Культура". Журнал уже писал о проекте "РТР-сигнал", где ВГТРК имеет свой пакет акций. Вероятнее всего, в свете последних государственных решений, когда ВГТРК получает большие полномочия в сфере телерадиовещания, этот проект сможет развиваться более интенсивно. И сейчас "РТР-сигнал" арендует один транспондер на спутнике "Интелсат-604", 60° в.д. Благодаря этому ряд регионов могут принимать сигнал канала "Культура". Хотя, по оценкам специалистов, сигнал этот идет стабильно, о бесперебойной его доставке говорить пока рано, так как нет еще необходимой измерительной базы для его качества. В 2000 году "РТР-сигнал" предполагает использовать для передачи сигнала современный спутник "Ямал-2000", глобальная антенна которого покроет всю Россию. Вот тогда-то, видимо, и пойдет речь о зональном вещании канала "Культура" в полном объеме.

Культура вещания




Интересно, что, появившись на телевизионном небосклоне, канал "Культура" заставил другие каналы подтянуться в своей программной политике. Ведь телевидение являет собой некий симбиоз информационно-просветительско-развлекательных блоков. Как говорится, три в одном. За последние годы утраченным оказался именно познавательный аспект программ, а вместе с ним ушла в небытие и культура вещания. Канал "Культура" пытается восполнить этот пробел.

Сегодня уже мало кто задается вопросом, что такое интеллигент. Интеллигентность выражается в облике людей, их поведении, манере речи, но, главное, в понятиях и суждениях, которым необходимо следовать изо дня в день. Но интеллигентный человек не самодостаточен, ему нужна среда обитания, где культура играет немалую роль. Обо всем этом и ведет разговор канал со своей аудиторией. Причем, если вникнуть, то слово "культура" не просто приставка во многих бытующих повсеместно словосочетаниях. Оно является определяющим в окружающей нас жизни. Скажем, культура производства, культура деловых отношений, культура речи, культура письма, культура чувств, культура восприятия, культура воспитания и, наконец, культура бытия. Примеры эти можно множить, применяя к самым современным сферам деятельности человека.




Отвечая на запросы телезрителей, канал "Культура" взял на себя просветительскую миссию. Попытался возродить тот самый утраченный блок телепрограмм, избегая при этом занудных, учительствующих интонаций. Его программы отличаются современным подходом, выдумкой. Одни только короткие заставки, посвященные грамотности русского языка, чего стоят. А метеослужба, рассказывающая телезрителям о погоде, читает стихи известных русских и зарубежных поэтов. Просто и ненавязчиво знакомятся зрители с поэтической культурой. Правда, эти милые девушки не обучались художественному слову, а потому не всегда могут донести до зрителя поэтику стихотворного образа. Но хоть такими средствами знакомится аудитория с именами великих людей, их мыслями и чувствами.

Вместе с программой "Международное обозрение" бывает телезритель и в королевских дворцах, где ему рассказывают истории о бытии царствующих особ. Из роскошных дворцов можно перенестись в передачу "Старое танго с Александром Белинским", чье творчество озарило немало судеб отечественной артистической элиты. Рассказ об этом подается просто, естественно, вдохновенно. Можно, скажем, вместе с нынешним главным редактором канала Татьяной Пауховой, автором программы "Богема", побывать в Нью-Йорке, увидеть этот город в совсем нетрадиционном свете. Жаль только, что нет аналогичной передачи или документального кино о старорусских городах, их истории, традициях и нравах прошлых лет, современной жизни. О них телезритель тоже знает пока мало.




Совсем под другим углом зрения подается ретроспектива художественного кино. Недавно прошли циклы фильмов Ингмара Бергмана, Альфреда Хичкока. Теперь готовятся к показу киноленты Анджея Вайды. В скором времени показ известных всему миру кинолент будет сопровождаться небольшим кинорассказом из истории мирового кино. Уже готовятся 18 серий этого проекта, а представлять его будет известный кинокритик Виктор Божович.

Началась подготовка еще к одному циклу передач, посвященных истории МХАТа. Программа названа "Тайна театрального фойе". Это целый рассказ-детектив из жизни отечественных театральных деятелей, в том числе Станиславского и Немировича-Данченко, который будет представлять знаток театральной жизни Анатолий Смелянский. В этом проекте планируется 16 серий.




Другой цикл передач, на который канал "Культура" получил имущественные права, будет посвящен отношению советских вождей к культуре. Тема, доселе не появлявшаяся на телеэкране и требующая пристального рассмотрения, чтобы понять культурологическую парадигму советской эпохи. "Сталин и культура" — лишь один из примеров этих программ. Готовится канал и к пушкинским торжествам, хотя припасенные к этой дате проекты стоят особенно дорого. Планируется, что в дни торжеств в эфир будут выходить пятиминутные сюжеты, рассказывающие о 200 днях из жизни Пушкина.


 Понятно, что срок существования канала еще слишком мал и его становление продолжается. Однако выходящие в эфир программы уже дают представление о том, что создатели идут к своей цели неторенными тропами. Как писал во время работы над фильмом "Причастие" Ингмар Бергман, определяя свое отношение к избранному делу, "...Правило, которому следовал и собираюсь следовать всегда: ты обязан, невзирая ни на что, совершить свое богослужение". Вот так, несмотря ни на что, свое богослужение совершает и канал "Культура", приглашая к участию самого требовательного своего ценителя — телезрителя.



 
Теле-Спутник Сентябрь 1998
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт