38Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Хроника "скачущего" сигнала


С. Уразова Теле-Спутник - 8(34) Август 1998 г.


В Москве, на улице Казакова,16, на крыше 19-этажного здания НИИ "Радио" завершились работы по установке ретранслятора с передатчиком мощностью... всего 100 Вт. Пока это техническое сооружение проходит апробацию. А вскоре, уже в сентябре, оно заработает в полную силу и сможет предоставлять фанатам "голубого" экрана до 50 телевизионных программ. Тогда-то и вступит в действие первая головная станция сотового телевидения, внедряющегося в России.

Из истории проекта LMDS



Комплект абонентского оборудования с антенной 15х15 см для приема программ сотового телевидения

Пока еще мало кто в первопрестольной толком знает о так называемом сотовом телевидении. Кроме, разумеется, специалистов, осваивающих этот проект. Хотя даже непосвященным вряд ли нужно объяснять, откуда взялось это название. Аналогия с технологией сотовых телефонов здесь прямая. Принцип, заложенный в технологии сотовой связи, основан на том, что осваиваемый мегаполис — большой ли, маленький ли, значения не имеет, — подразделяется на небольшие ячейки, своеобразные "соты", каждая из которых обслуживается отдельным передатчиком. Радиус его действия, как правило, невелик. Обычно не превышает 3-6 км. Сотовое телевидение построено на том же принципе.

Для телевизионного вещания решение это принципиально новое, поскольку до недавнего времени считалось, что в городе может работать только один передатчик, установленный на высокой отметке на приемо-передающей башне. Короче, Останкинская башня в действии. Об использовании множества таких башен речь не шла, так как их одновременное включение способствовало бы возникновению перекрестных помех в приемных устройствах.

Спутниковое и кабельное телевидение, год от года развивающееся по всему миру, расширило рамки технических возможностей приема сигнала, что не могло не отразиться на потребителе, то есть самом телезрителе. Шутка ли, иметь в доме одновременно почти 60 телеканалов и переключаться с одного на другой, не вставая с дивана. Налицо были и внешние признаки технических нововведений. Современные жилые дома стали похожими на "грибницы", утыканные спутниковыми антеннами различного диаметра. Иными словами, осваиваемые технологии шли навстречу телезрителю, перед которым вставала лишь одна проблема — выбора интересных телевизионных передач. Для специалистов, обслуживающих потребителя, ситуация поворачивалась другой стороной. Введение дополнительных каналов создавало новую проблему. Высвобождение новых частот приобретало во всем мире особую актуальность.


 



Ведущий специалист в области телекоммуникаций И. Елизаров (НИИ Радио)

Спрос, как известно, рождает предложение. И оно родилось лет десять назад. Увы, не у нас в России, а в далекой Америке, где задумались над совмещением телевизионного вещания и услуг местной многоточечной рассылки (Local Multipoint Distribution Service, LMDS), базирующейся на частотах вблизи 28 ГГц. До этого LMDS использовали только для передачи данных между двумя объектами, находящимися в поле зрения друг друга. Так оказалась запатентованной новая микроволновая технология для одновременной передачи множества радио- и телевизионных каналов, междугородной и международной телефонной связи, надежной и дешевой в употреблении, а также огромного объема данных и высокоскоростного выхода в Интернет. Главное достоинство этого новшества состояло в том, что впервые использовались сверхчастотные микроволны — СВЧ-диапазона, которые, в отличие от УВЧ и ОВЧ, ранее считались непригодными для телевизионного вещания. Были и другие преимущества. Не надо было прокладывать дорогостоящий и трудоемкий в производстве работ оптико-волоконный кабель. Кроме того, высокоскоростной выход в Интернет обеспечивал невиданные прежде возможности при передаче данных для коммерческих фирм и банков. Это прекрасно видно на цифрах: мощность современных услуг обычно составляет 2 Мбит/с, а новый высокоскоростной метод предоставляет возможность пользоваться услугами в 54 Мбит/с.

Правда, некоторое время существовали опасения, что применение новой технологии будет сказываться на качестве передаваемого сигнала. Однако оказалось, что препятствия и помехи, возникающие на линии приема сигнала между передатчиком и приемником, проблем не создают. И вот почему. Передача сигналов на таких высоких частотах имеет тенденцию отражаться от препятствий практически без потерь для качества. Более того, оказалось, что возможен прием многократно отраженного сигнала на индивидуальную приемную антенну. Эта антенна размером 15х15 см устанавливается не снаружи дома, как это было со спутниковыми "тарелками", а внутри помещения — на окне. Просто, удобно, элегантно.

Не "сталкиваются" сигналы, идущие и от смежных башен — "сот", так как последние ориентируют их в разных направлениях. И если в городе установлено даже несколько передающих станций — для реализуемого проекта это обычное явление, — то приемники одной части города не смогут принимать сигнал, "забредающий" из другого, смежного района.



В Москве, на улице Казакова,16, на крыше 19-этажного здания НИИ "Радио" завершились работы по установке ретранслятора с передатчиком мощностью... всего 100 Вт

Собственно, разработка самой системы сотового телевидения, работающего в диапазоне 27,9-29,5 ГГц и использующего технологии LMDS, принадлежит американской компании Cellular Vision (CV). Это на ее имя запатентовано ноу-хау, суть которого состоит в установке в мегаполисе целой сети передатчиков с определенным радиусом действия, работающих по сотовому принципу. По оценкам специалистов, "технически она обеспечивает передачу 50-100 телевизионных каналов и способна организовать двунаправленные линии связи между базовой станцией и фиксированными абонентами, может быть использована для телефонии, передачи данных, организации телеконференций, интерактивного телевидения" и многого другого. Кроме того, сеть позволяет работать в режимах с закрепленными каналами и с предоставлением каналов по требованию. В зоне обслуживания своей базовой станции располагаются и абонентские приемные станции, принадлежащие конкретным потребителям. У российско-американской компании, занимающейся продвижением проекта у нас в стране, название иное — "Рустел". А расшифровывается оно — "Русские телекоммуникации". Ее президентом является Аттик Заман, известный у нас в стране и за рубежом предприниматель, пользующийся уважением в мире бизнеса. Список деловых партнеров компании довольно солиден. Это известные фирмы США — Cellular Vision and Telecommunications, Loeb partners, а также одна из крупнейших в Америке фирм по телекоммуникациям — GTE. Российская сторона представлена НИИ Радио в лице его директора — академика Юрия Зубарева, а также ведущего специалиста в области телекоммуникаций Игоря Елизарова.

"Подготовительный период проекта, — считает Игорь Елизаров, — оказался довольно длительным. Готовя его к запуску, наша фирма работала более 3-х лет. Это и понятно. Проект глобальный, требующий тщательных проработок. Его анализ и сертификация, получение множества разрешительных документов, обеспечение лицензиями, проведение исследований местности, где будут установлены станции — "соты", определение стратегии развития компании и корректировка бизнес-плана — весь этот перечень можно теперь отнести к прошедшему этапу работ. Появление в Центральном округе Москвы головной станции, основанной на новых технологиях, — лишь начало пути развития проекта. Далее мы предполагаем двигаться довольно стремительно".



Студия компании "Рустел"

С этим нельзя не согласиться. Мобильность развертывания башен — "сот", практической основы новых технологий, несравнима с внедрением ни одного из существующих видов связи. Не надо перекапывать улицы или строить в городе специальные сооружения. Можно попросту воспользоваться крышей дома, причем не самого высокого в мегаполисе, как это было в Москве. И связь заработает. А это для российских городов, когда в рыночных условиях каждый из них становится маленькой столицей международного значения, — настоящее спасение.

Как планируют создатели проекта, уже к концу этого года в Москве будут установлены 6 базовых станций, хотя, чтобы охватить все районы полностью, необходимо установить до 20. Продвинется до конца года этот проект и в глубь России. Такие договоренности уже существуют. Первыми городами станут Оренбург, Ростов и, видимо, Санкт-Петербург. А дальше дело за малым. В частности, и за решением местных администраций. Тех, кто предпочитает продвигаться вперед по современному пути развития.

 

От конкуренции к кооперации

Издавна камнем преткновения в России была связь. (Несовершенство российских дорог той же категории.) Удручающе выглядят и современные ее показатели. На исходе второго тысячелетия наша страна телефонизирована лишь на 17%, тогда как европейский стандарт требует минимум 40%. С телевидением дела обстоят не лучше. По мнению специалистов, изучавших эту проблему, в России существует немногим более 50 млн телевизоров, немалая часть из которых черно-белые, а 40% из них принимают лишь 1-2 телевизионные программы. И это тогда, когда современные технологии позволяют принимать до 100 каналов. По ориентировочным подсчетам авторов нового проекта, в России потребуется не менее $50-60 млрд для того, чтобы обеспечить жителей современными телекоммуникациями, в том числе и качественной телефонной связью. Деньги немалые, и вопрос в том, где их взять. Западные инвесторы не спешат в Россию, несмотря на ее кажущуюся привлекательность для делового человека. Однако эти огромные вложения предполагают традиционную прокладку линий — оптико-волоконный кабель и современную телефонию. По отношению к ним внедряемый проект выигрывает многократно: финансовые затраты на установку станций — "сот" значительно ниже при их одновременной мобильности развертывания и высокой рентабельности использования.

Наша страна всегда считалась огромным и перспективным рынком, где спрос на новые современные виды товаров всегда существовал. Однако и по сей день этот рынок продолжает оставаться неосвоенным. Причина — в экономическом показателе России, а если проще — в платежеспособности потребителей. Известно, что самый надежный и массовый покупатель — это средний класс, нуждающийся, кстати, и в приобретении дешевой связи. Но одного желания потребителя мало. Надо еще иметь средства. А средний уровень зарплаты этой части населения России, увы, не совпадает пока с покупательскими возможностями.

По словам Аттика Замана, президента компании "Рустел", в этом переходном периоде ничего страшного нет. В 20-е и 40-е годы Америка тоже переживала подобные проблемы, однако задачи, связанные с продвижением на рынок новых видов услуг, все-таки решались — субсидиями, бюджетными вливаниями, различными моделями финансирования, кооперацией отдельных фирм, идущих навстречу потребителю. Словом, несмотря на трудности, страна развивалась, продвигалась вперед. Такой подход, кстати, учтен и в российском бизнес-плане, в стратегической концепции компании по развитию проекта. Более того, идеолог и президент компании "Рустел" считает, что, внедряя этот проект, Россия может стать лидером в области применения новых технологий, обеспечивая своих жителей не только множеством телевизионных каналов, но и великолепной дешевой связью, исполненной по последнему слову техники. Ведь, по сути, создается информационная труба, через которую на высокой скорости можно передавать различные данные, интерактивное телевидение, аудио- и видеосигнал. Внедрение "цифры" лишь увеличивает потенциальные возможности этих технологий. Если удастся быстро развернуть этот проект по всей России, то в считанные годы наша страна из отстающих держав в сфере телекоммуникаций превратится в одну из лидирующих. Все, что ей придется создавать, так это мощную информационную базу. Тем более, что технологии, предлагаемые компанией "Рустел", рассчитаны не только на индивидуального клиента, которому на первом этапе предлагаются пока различные пакеты телепрограмм. Правда, если он приобретет к комплекту оборудования еще и один из высокоскоростных модемов — всего их более 10 наименований различного спектра действия, ориентированных как на частного потребителя, так и на организации, — сразу появится возможность использовать Интернет.

Выгоден этот проект и для региональных вещателей, с которыми компания предполагает работать на лизинговой основе и для которых отныне открываются небывалые возможности. Обилие телевизионных каналов, заложенных в проекте, позволяет им иметь не просто местные "окна" в эфире, а использовать до 5-6 самостоятельных телеканалов. Пожалуй, таким предложением могут быть удовлетворены и независимые вещатели и государственные телерадиокомпании. Причем, последние особенно, так как создание унитарного государственного медиа-холдинга вполне серьезно "подрезало" время для их местного вещания. В выигрыше окажется и региональный телезритель. Вместо 2-4 каналов телевидения он сможет смотреть их неизмеримое множество: предлагаемые компанией в "базовом" пакете зарубежные телеканалы, существующие российские и местное телевидение в многоканальном исполнении.



 
Теле-Спутник Август 1998
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт