66Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Телерынок: позиция ожидания


С. Уразова Теле-Спутник - 7(33) Июль 1998 г.


На 4-й московский международный телерынок "ТелеШоу-Весна98" съехалось более 200 участников, российских и зарубежных, прибывших из ближних и дальних краев, областей России, иностранных государств. Широко были представлены печатные СМИ, специализирующиеся на телевизионной тематике и осуществляющие информационную поддержку этого события. Одним из таких изданий был журнал "Теле-Спутник", чей стенд пользовался немалой популярностью.



Тезис о том, что важна не победа — важно участие, с полным правом можно было бы ввести в девиз этого форума, происходящего отныне дважды в год в Москве. Нечасто или даже скорее совсем редко встречи на телерынке продавцов и покупателей приводят к сиюминутному результату — свершившейся сделке. Напротив, в основном здесь происходит накопление информации о том, какие программы, передачи, фильмы, видеоклипы и даже целые телеканалы предлагаются к продаже и какими из них целесообразно пополнить эфир, что, по мнению приобретателей, должно привести к повышению рейтинга их телекомпании. Победа, а вместе с ней и взаимное торжество, приходят значительно позже, спустя время, когда, после состоявшихся обсуждений в стенах родной телестудии, выделяются средства на приглянувшуюся телепродукцию. Впрочем, региональные телекомпании предпочитают пользоваться больше бартером. Причины разные. Чаще к этому их подталкивает отсутствие свободных средств, иногда нежелание вырабатывать собственную политику программного вещания, тем более, что в России функционирует немало телесетей, чьи программы нетрудно заполучить. Но даже в последнем случае на "ТелеШоу" все-таки приезжают не только за тем, чтобы увидеться со своими партнерами, познакомиться с новыми или присмотреть какую-либо "мелочевку", пятиминутные, к примеру, заставки для образовавшихся в сетке вещания пустот. Едут главным образом за тем, чтобы быть в курсе последних событий, появившихся новинок.

Обычно программа телерынка весьма насыщена. Презентации, пресс-конференции, различные семинары сменяют друг друга. Не было исключения и на этот раз. Вот только Михаил Сеславинский, новый назначенный руководитель ФСТР России не прибыл на объявленную пресс-конференцию, отдав предпочтение, судя по распространившейся из уст в уста информации, встречам в высших сферах и оставив собравшихся на телерынке томиться в ожидании. Да Никита Михалков, ставший не так давно председателем Союза кинематографистов и проводивший как раз в эти дни IV Съезд, где решалась судьба отечественного кинематографа, не смог почтить участников "ТелеШоу" своим присутствием. А жаль, поскольку эти два лидера, несомненно, смогли бы пролить свет на будущее телевизионной индустрии. К тому же, сферы кино и телевидения находятся на стыке, нередко пересекаются, и от грамотно выстроенного рынка во многом зависит развитие этих двух отраслей. Но все-таки это не стало преградой для накопившихся вопросов, обращенных к организаторам весеннего "ТелеШоу". Вышли из положения и с церемонией открытия. Ее провела Дирекция телерынка вместе со своими постоянными соорганизаторами-партнерами — Российской ассоциацией региональных телекомпаний и Российским фондом развития телевидения.

Чем же более всего интересовались на телерынке? Конечно, проектом создания внебюджетного фонда — идея Никиты Михалкова — в чьих недрах будут аккумулироваться кинофильмы, а заодно и решаться вопросы их лицензирования. Пока этот вопрос остается открытым, но здесь есть опасность, что стимулирование отечественного кинематографа может лишить телевидение его основной привлекательности — показа художественных кинолент, в основном отечественных, которые придется закупать, видимо, по немалой цене. Возможно, конечно, это создаст прецедент, и "вставшие на ноги" телеканалы начнут создавать свою телевизионно-художественную продукцию. Впрочем, такое направление на телевидении уже развивалось в советские годы и весьма успешно. Вспомним студию "Экран", функционировавшую на Шаболовском телецентре. Теперь телеканалам предлагается вспомнить уже подзабытую практику и развить ее в соответствии с современными законами рынка и свободой творчества. Кстати, по свидетельству организаторов телерынка, постепенное оживление такого производства уже началось, и лучшие образцы этой телепродукции отправятся в скором времени на фестиваль в Германию. Интересно, каким будет у них там рейтинг?

Другой вопрос, волновавший участников телерынка, был тоже связан с кино, теперь уже неигровым. По сей день доступ на телеэкран документальным лентам практически закрыт. Исключение составляют лишь единицы. Считается, что документальное кино не пользуется спросом у телезрителей, иными словами, рейтинга не имеет. Хотя, по мнению тех же организаторов "ТелеШоу", причина кроется в самих телевещателях, у которых все еще "не выработался вкус к подобного рода продукции". Еще одним немаловажным вопросом была проблема расчетов с регионами, которые и поныне за показ той или иной программы рассчитываются с производителем или владельцем рекламным временем.

Анализ рекламного рынка в регионах был сделан двумя ведущими рекламными агентствами "Премьер СВ" и "Юнитон-Максима", совместно с Российской ассоциацией рекламных агентств. Основные вопросы, выдвигавшиеся в этом исследовании, касались закупок рекламного пространства в региональных СМИ и выгоды их приобретения для рекламодателя, а также того, почему рекламные деньги не доходят до регионов или, вернее, доходят, но либо в виде продукта, либо в виде инвестиций. Вообще, эта тема заслуживает отдельной публикации, снабженной пояснительными диаграммами и цифрами, которые демонстрировались на семинаре.

Проблемам регионов был посвящен и другой семинар, который проводил Новый институт социально-психологических исследований (НИСПИ). Уже не первый год ведет он медиаисследования в разных городах России и рассматривает весь спектр телевизионного рынка. Семинар так и назывался — "Региональные предпочтения телеаудитории". Цифры, приводившиеся в этом анализе, свидетельствовали о том, что общий объем рекламного рынка в России составляет $ 700-800 млн, из которых на регионы приходится всего $ 100-125 млн в год. И хотя за последний год объем рекламного рынка увеличился в 2,5 раза, одновременно с этим увеличился и разрыв между региональным и московским рынками. Для того чтобы повысить приток финансовых средств от рекламы в регионы, необходимо наладить единую систему сбора информации, в которой заинтересованы рекламодатели. Процесс объединения региональных СМИ и рекламных агентств сможет сослужить здесь хорошую службу.

Проблеме правового регулирования деятельности телевещателей был посвящен отдельный семинар, проведенный Центром "Право и средства массовой информации", кстати, впервые участвовавшим на телерынке. Совсем недавно этот Центр начал выпускать свое постоянное издание — "Законодательство и практика СМИ" ("ЗиП"), где выступают ведущие юристы и журналисты страны. Разумеется, дискуссия на телерынке касалась основных проблем телевидения. Известно, что проект Закона о телерадиовещании, разрабатываемый с 1990 года, продвигается с трудом. Сейчас он готовится ко второму рассмотрению в Государственной Думе. Основная его "заковыка" — выдача лицензий и контроль за исполнением отраженных в них прав и обязанностей телевещателя. На семинаре говорилось и о том, что в последние полгода был принят ряд законопроектов, согласно которым к телевещателю предъявляются жесткие требования, совсем, однако, не конкретизированные. А в этом случае есть простор для волюнтаризма: телевещатель легко может потерять лицензию или его эфирное время может быть сокращено, а могут быть предъявлены и немалые штрафы. Шла речь и о возможностях регулирования спутниковых систем телевещания и сети Internet. Идея разработчиков этих законопроектов состоит в создании отдельного закона о спутниковом телевещании и отдельного закона о кабельном телевидении. Вопрос об Internet лежит пока в плоскости дискуссий. Еще не решено: является ли Internet СМИ и, в соответствии с этим, нуждается ли в лицензировании. Ясно одно: спутниковые системы вещания и Internet снимают, безусловно, проблему дефицита ресурсов, но, с другой стороны, выдвигают и новую, касающуюся содержания транслируемых программ.

Именно о программной политике говорилось во время встреч участников телерынка с руководством программы "МУЗ-ТВ", уже три года существующей в московском эфире. В скором времени "МУЗ-ТВ" превратится в молодежно-развлекательный канал, где будут транслироваться не только музыкальные передачи, но и молодежные, и даже мультипликационные сериалы, что должно привлечь и более юную аудиторию. Хотя основу концепции этого телеканала по-прежнему будут составлять отечественные видеоклипы. Это единственный канал в России, работающий в течение 20 часов в сутки в прямом эфире и намеревающийся в ближайшее время начать распространение своих программ в регионы. Правда, пока в виде записи на видеокассетах.

Фирма "Русский репортаж" тоже не преминула рассказать о своем новом пакете фильмов. Ею были приобретены эксклюзивные права на трансляцию 96 картин из коллекции английской компании "РЕНК-Фильм", так называемой — "РЕНК-библиотеки", для показа на территории СНГ и стран Прибалтики. Большинство из них кинокомедии, а самые известные — "Мистер Питкин" и классический английский комедийный сериал — "Так держать!". Планируется показ этих фильмов и на всех центральных телеканалах.

Программе "Кино и телевидение" на этом телерынке, как, впрочем, и на предыдущем, было отведено немало времени. Помимо обсуждений и дискуссий, например, разговор касался реконструкции памятника В. Мухиной "Рабочий и колхозница", являющегося символом киноконцерна "Мосфильм", были показы и презентации художественных фильмов. Выбор на этот раз пал на фильм "Возвращение броненосца" (режиссер Г. Полок), на новую киноленту "Адвокат дьявола", представленную кинокомпанией "Кармен-Премьер", и на кинокартину совместного российско-французского производства (режиссер Н.Гибу, в ролях — К. Лучко, М. Волонтир и другие) — "Виновата ли я?" Премьерой этого кинофильма и завершился последний день телерынка "ТелеШоу-Весна98".



 
Теле-Спутник Июль 1998
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт