30Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Забавы детские - заботы взрослые


С.Уразова Теле-Спутник - 3(29) Март 1998 г.


Незадолго до любимого праздника всей детворы, где-то за месяц до наступления Нового года, у обладателей оборудования "НТВ-Плюс" заработал еще один канал — "Детский мир". Это тоже был своего рода новогодний подарок, преподнесенный компанией и детям, и взрослым. Немногим более трех месяцев прошло с тех пор. Новый канал продолжал "раскручиваться", и стало интересно, какие все-таки программы смотрит юное поколение, которому посчастливилось иметь дома персональное спутниковое вещание.

Собственно, решение о том, что детскую, пожалуй, самую благодатную из всех возрастных категорий, зрительскую аудиторию следует охватить непосредственным спутниковым вещанием, у компании "НТВ-Плюс" существовало давно. Но время шло, а планы оставались планами — запуск нового канала задерживался, что-то пробуксовывало.То ли дело не складывалось,то ли чудеса — главную детскую приманку — никак не подвозили, но принятое решение все не реализовывалось, не воплощалось в жизнь. И вдруг, нежданно-негаданно, как по мановению волшебной палочки, появился "Детский мир" вкупе с журналом о программах всех "плюсовых" каналов, органично войдя в семью этого коммерческого вещания. Правда, одновременно с этим увеличилась для абонентов и ежемесячная плата за услуги, поднявшаяся от $10 до $15 в месяц, но что не сделаешь ради любимого чада. Родители поспешили раскошелиться, а младое поколение получило возможность в любую свободную минутку дневного времени устроиться перед телевизором и погрузиться в только для них предназначенные передачи. Тем более, что "Видеофильм", московская дистрибьюторская компания, взявшаяся за наполнение нового эфира содержательной начинкой и приложившая немало усилий, чтобы его разнообразить, позаботилась о том, чтобы интерес у юных зрителей не пропадал.

Взрослым порой только кажется, что они хорошо знают мир детей, их реакцию на обыденные явления. Но дети просты и непосредственны в своем восприятии окружающего мира, нередко непредсказуемы в поведении, в их воображении рождаются новые идеи, фантастические образы, которые и скрашивают будничную повседневность. Взрослым остается лишь разводить руками от такого натиска ирреальности. Потому-то и задача, поставленная перед разработчиками концепции нового канала, была непростой. Каким он должен быть? Образовательным, познавательным или развлекательным?.. И какова его реальная аудитория? На какой возраст должен быть рассчитан новый канал? И кто они, эти самые потребители, владеющие индивидуальной спутниковой "тарелкой"? Каковы их интеллектуальные потребности и, как ни странно звучит, материальные возможности? Сможет ли удовлетворить семья очередной запрос ребенка, подсказанный ему телевизионной программой? Ведь канал коммерческий, и от попадания в "точку" интересов его потребителей во многом зависит его дальнейшее развитие. И хотя компания "НТВ-Плюс" в преддверии запуска телеканала проводила, разумеется, социологический опрос, только практика может найти подлинный "ключ" к телезрителю.

"К тому времени, когда дата выхода в эфир "Детского мира" была окончательно утверждена, наши партнерские отношения с группой каналов HТВ были проверены не одним годом тесного взаимодействия, — сказал генеральный директор компании "Видеофильм" Александр Готлиб. — Тем более, что наша независимая фирма специализируется на программировании телевизионного вещания, причем довольно давно, и может удовлетворить пожелания любого российского заказчика быстро, качественно, как говорится, "под ключ". Много лет мы закупаем за рубежом самые разнообразные фильмы и программы, предназначенные для любых возрастов. Сотрудничаем не только с центральными каналами, но и региональными, многими телевизионными станциями, а также рядом представителей стран СНГ. Видимо, опыт и знания, полученные в годы формирования рынка телевидения, и сыграли основную роль в выборе нас как партнеров при запуске "Детского мира". Не скрою, мы рьяно взялись за дело, да и поставленные "НТВ-Плюс" жесткие сроки весьма поджимали. К тому же нам самим было интересно понять, каким все-таки должен быть первый коммерческий детский канал.И, конечно, реализовать это. Множество "ножниц" приходилось учитывать при разработке концепции. И то, что родители зачастую жаждут отгородиться от ребенка, стремясь увлечь его интересным делом. И то, что для них совсем небезразлично, каким делом он занимается, а значит, познавательный элемент все-таки должен быть привнесен. И то, что интересы взрослых обычно не совпадают с интересами детей, склонных по большей части к развлекательному жанру и способных, в случае скуки, запросто переключиться на другой канал. Обращал на себя внимание и возраст потенциального зрителя "Детского мира", колеблющийся в довольно широком диапазоне — 4-14 лет. В итоге мы склонились в пользу интересов ребенка, нашего основного телезрителя, и привнесли в программы большую долю развлекательного элемента, чтобы на этой базе сформировать у юных почитателей канала привычку к новому виду вещания".

По признанию того же Александра Готлиба, детский канал необходимо было вводить на "НТВ-Плюс" в числе первых. И в связи со значительным сокращением детских передач в "открытом" эфире, и в силу того, что потребность у юной аудитории в телевизионных программах значительно выше, чем у взрослой. Притягателен здесь и эффект достижения результата. Ведь не секрет, что пожелания детей движут во многом действиями родителей. Но так или иначе, обеспечив функционирование теперь уже 5-ти разнонаправленных самостоятельных каналов, "НТВ-Плюс" получила выход к довольно обширной аудитории, различной по интересам и возрастному цензу. И новый канал "Детский мир" начинает прочно занимать свою нишу, поскольку одно из основных преимуществ "плюсового" вещания и состоит в том, что обратная связь с владельцами "тарелок" реально существует и выявление интересов последних и корректировка программ в соответствии с их пожеланиями не составляет особого труда.

"Основной критерий показа программ в коммерческом эфире при составлении его сетки вещания состоял прежде всего в представлении высококачественной телевизионной продукции, которую зрителю трудно приобрести самому, — продолжает разговор Олег Блинов, зам. генерального директора компании "Видеофильм", чьи ежедневные заботы связаны с формированием репертуара "Детского мира". — Кроме общего времени вещания — канал работает с 7.30 утра до 21.00 вечера — мы должны были учесть и возрастные категории зрителей, и разное время занятий школьников — дневную и вечернюю смены. Поэтому, чтобы охватить всю аудиторию, прибегли к повторам. Так, в субботние и воскресные дни на канале идут только оригинальные программы, а в будни они повторяются с 12.00 до 17.30. Утром и вечером в рабочие дни также представлена оригинальная продукция. Таким образом мы охватываем всю детскую аудиторию, независимо от школьного расписания. Подразделены наши программы на три категории зрителей — для дошкольников, младших школьников и подростков, от 12 до 14 лет. Так, на канале демонстрируются самые разнообразные короткие мультфильмы и целые мультипликационные сериалы, сказки для детей, художественные и документальные киноленты — о животных, об окружающей среде, об открытиях в науке и технике, об истории окружающего нас мира и о самом мироздании. Выбор огромный. Правда, здесь существует и некоторая техническая сложность: показ наших программ должен точно уложиться в 60 минут вещания. Тогда как вся зарубежная продукция сделана под коммерческое телевидение, с тем чтобы небольшую паузу можно было заполнить рекламой или небольшим сюжетом. У нас рекламы нет, да и собственное производство программ пока не запланировано. Приходится выкручиваться, заполняя "дырки" небольшими познавательными историями или малым кино. К тому же компания "НТВ-Плюс" также выдвинула свои условия для трансляции на канале "Детский мир". Если кинофильм был показан по каналам "НТВ-Плюс", то в течение 9-ти месяцев его нельзя транслировать, чтобы не было повторов. Нельзя показывать и те художественные фильмы, которые транслировались в отечественном эфире последние 2 года. Разумеется, эти требования касаются западной продукции и на отечественную не распространяются. Несмотря на существующие ограничения, выбор программ у нас обширный".

Компания "Видеофильм", работающая на российском рынке дистрибьюции с 1993 года, прекрасно изучила конъюнктуру запросов отечественных телевизионных компаний и постоянно пополняющийся список предложений своих зарубежных партнеров. Даже те зарубежные телепрограммы для детей, которые еще совсем недавно шли в большом "пакете", поскольку не пользовались спросом, теперь удается покупать с правом на распространение на короткий срок. Такая методика возникла не случайно, в связи с появлением канала "Детский мир", чей ежедневный эфир "проглатывает" множество телепрограмм. С большим числом своих зарубежных коллег "Видеофильм" взаимодействует на постоянной основе, причем как с производителями, так и распространителями. Только для детского телеканала они делают закупки в Англии — у компаний BBC, Link,Chrysalis Distribution, London Films, Hit Enternainment; во Франции — Gaumont, TF-1, Marathon, Pandora. В Канаде — это Nelvana и CBC, а в США — Whamo и SPI International. В ФРГ — Ravensburger, а в Испании — BRB. У каждой из них есть свой наиболее интересный набор программ для детей, и "Видеофильм" просеивает все через свое "сито", отбирая лучшее из лучших для показа на детском канале "НТВ-Плюс".

К примеру, чтобы отобрать телепрограммы компании BBC, славящейся художественными детскими мини-сериалами, было просмотрено около 100 часов видеопленки, из которых для показа отобрано только 15. Закупил "Видеофильм" у компании Pandora 26-часовой телеспектакль, состоящий из большого набора популярных во всем мире сказок, где главные роли исполняют всемирно известные актеры. Большой популярностью у зрителей "Детского мира" пользуется и доставляемая каждую неделю прямо из Лондона программа "Новости компьютерного мира". В Москву она приходит в то же время, что и к западным подписчикам. Редкой удачей стал для "Детского мира" многосерийный фильм "Баламут". Он также попадает в Россию "с колес", так как в продажу поступило только несколько серий, остальные находятся еще в производстве.

Разговор о зарубежных программах, предназначенных для детского телеканала, можно было бы продолжать бесконечно, поскольку в сетке его вещания немало мультфильмов, документальных и познавательных, приключенческих и художественных кинолент. Но есть в показе и отечественная продукция, хотя похвастаться ее обилием вряд ли возможно. В основном, это мультипликационные фильмы прошлых лет, закупленные компанией "Видеофильм" по всей России, на Украине, в Белоруси и Молдове. Показывают на канале и отечественные художественные фильмы.Но, увы, в последние годы отечественное детское кино мало заявляло о себе и в эфире оно может быть представлено только в устаревшем ассортименте. Хотя на "Видеофильме" все-таки надеются, что в связи с появившимся спросом на детскую телевизионную продукцию — художественную и документальную, но обязательно отечественную, будут постепенно появляться и предложения. И тогда наше детское кино возродится, но уже на новом этапе, с новыми реалиями.

К слову сказать, чем скорее это произойдет, чем лучше. И хотя зарубежные программы известны профессионализмом исполнения и по большей части изобретательностью сюжетов, вряд ли дети, живущие в России, могут узнать с их помощью об исторических корнях своей страны, ее традициях и нравах. Патриотический дух закладывается в сознание с малолетства и может быть передан потомкам лишь творчеством соотечественников, талантливых мастеров. Иначе, если процесс этот задержится, из подрастающего поколения вырастет некое подобие зарубежному образцу. А это недопустимо. Поговаривают в компании "Видеофильм" и о производстве детских передач, готовящихся специально для "Детского мира". Уже сейчас очевидна необходимость такого направления. Но это дело будущего. А пока новый телеканал "НТВ-Плюс" — "Детский мир" — продолжает "раскручиваться" и с нетерпением ждет откликов своих зрителей.



 
Теле-Спутник Март 1998
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт