86Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



В преддверии начала начал


Теле-Спутник - 2(28) Февраль 1998 г.


Московский международный телерынок "ТелеШоу", в третий раз состоявшийся в Центре международной торговли на Красной Пресне в Москве, отныне будет проходить дважды в год - весной и осенью.

Необходимость подобной практики, утвердившейся, кстати, повсеместно в мировом бизнесе распространения телевизионного "продукта", подтвердили наш отечественный телемаркет — "ТелеШоу-зима97", в котором участвовало 220 компаний из России, стран СНГ и Балтии, а также представители дальнего зарубежья — США, Германии, Швеции и Индии.


Как у строящегося здания постепенно, день ото дня, шаг за шагом прорисовываются его контуры, так и у нашего российского телевидения начинает просматриваться абрис современной телевизионной индустрии новой формации. Утверждение это, почерпнутое во время состоявшегося зимнего телерынка, отнюдь не голословное. Оно строится на конкретных наблюдениях, и доказательством является бурное оживление, царившее в течение трех дней. Прибывшие в столицу участники без устали изучали представленную на стендах кино-, видео-, теле- и иную программную продукцию, вели переговоры, знакомились с новыми предложениями.

Однако не только купля-продажа телепродукции позволяет говорить о наметившемся процессе образования российской телеиндустрии. Телерынок лишь одна из составляющих, пусть и крайне важная, множества отдельных траекторий, которые должны в итоге сложиться в единое целое. Разумеется, здесь не идет речь о таком привычном теперь явлении, как работа государственных и коммерческих телеструктур на едином пространстве, действующих по всей территории России. И не о набившей оскомину рекламе. И даже не о ставшем ныне модным слове "рейтинг", применяемом к месту и не к месту при оценке выходящих в эфир программ. Дело здесь в другом. Прежде всего, во вполне ясной тенденции регулирования самого телевизионного процесса, обрастающего не только мероприятиями, сопутствующими его развитию, но и конкретными правилами, нормами и методикой ведения дела, а значит, проясняющими для телекомпаний их права, обязанности и, разумеется, их ответственность. Об этом как раз говорилось на многочисленных пресс-конференциях и семинарах, на которых присутствовали не только журналисты, освещавшие работу телерынка, но и множество прибывших из регионов России участников.

Что же все-таки нового было на "ТелеШоу" в этот раз? Прежде всего, сам телерынок показал, что пользуется достаточным спросом у многих компаний — производящих, демонстрирующих и продающих ЛИЦЕНЗИОННУЮ теле-, кино- и видеопродукцию, а значит, возможна реализация лицензионного товара и вполне реальны в перспективе и заслоны на пути "пиратской" продукции. Проблема для России весьмая актуальная, и борьба с "пиратством" у нас только начинается. К тому же, объединив усилия, можно многого добиться, что было также заметно в процессе телерынка, в организации которого принимало, кроме постоянно действующей дирекции ММТ "ТелеШоу", множество организаций. Это — ФСТР России, Госкино РФ, НАТ, РАРТ, Фонд поддержки и развития ТВ, Союз кинематографистов и Российская антипиратская ассоциация. Возможно, именно поэтому прошедший телемаркет отличала столь богатая информационная насыщенность.

Как считает генеральный директор "ТелеШоу" Александр Максимов, это начинание должно перейти в постоянную практику, что безусловно расширит рамки этого мероприятия. Для тех же, кто не смог побывать на зимнем телемаркете, по словам Александра Максимова, готовится беспрецедентная акция заочного представления их продукции. К весеннему телерынку будет выпущено специальное издание и разослано вместе с информационными проспектами всем участникам "ТелеШоу". Кроме основного каталога участников, готовится также каталог на CD-ROM, где можно будет найти полную информацию о самих компаниях, их продукции и о спектре услуг "ТелеШоу".


Руководитель ФСТР В. Лазуткин перерезает ленточку. "ТелеШоу-зима97" открыто
На практическую почву ступили еще два подготовленных проекта. Это "ТелеШоу-Интернет" и "ТелеШоу-газета "Русский телеграф". Первый предполагает развитие в двух направлениях: Интернет как новая среда вещания, что является, увы, ближайшей, но все-таки перспективой, и Интернет как профессиональная деятельность для СМИ, что уже вполне реально. Специализированная сеть Internet/TCNet обеспечит не только выход к серверам мировой сети и обычные услуги Интернета, но и предоставит российские информационные ресурсы и интерактивные услуги для телевещателей. А телекомпании, являющиеся одновременно производителями и потребителями информации, смогут беспрепятственно получать нужную информацию независимо от ее объема. Второй представленный проект адресовал собравшихся к "Русскому телеграфу", где отныне целая полоса издания будет посвящена анализу экономики телевизионного бизнеса.

Немало проектов, представленных на телерынке, ориентировано на региональное вещание. Нынешний год объявлен Годом регионов и в какой-то мере он должен стать для них переломным. Национальная ассоциация телевещателей рассказала о готовящейся осенью теперь уже 2-й международной выставке профессионального вещательного оборудования TRBE98 с участием ведущих фирм-производителей оборудования, где пройдет в этот раз и технологическая экспертиза, а членам НАТ при закупке оборудования будут предоставлены скидки.Как и ранее в рамках этой экспозиции состоится международный конгресс "Прогресс технологий телерадиовещания".

Однако еще раньше, весной, в Москве пройдет III Фестиваль российских региональных телекомпаний, который получил название "Вся Россия". Его, как и два предыдущих, готовит к проведению Российская ассоциация региональных телекомпаний. Об этом ближайшем событии в мире телевидения стоит, видимо, сказать особо. Ни для кого не секрет, что на телевидении существует некий крен в сторону центральных телеканалов и их программ, тогда как региональные телекомпании, довольно активно развивающиеся, в своем большинстве готовят интересные авторские работы, различную творческую телепродукцию. Занимает региональное телевидение и существенные позиции у аудитории на местах. Однако "пробиться" ему на "центральные" торжества и конкурсы довольно сложно. Сказывается, вероятно, стереотип мышления советских лет. И хотя на отдельных центральных каналах наметился уже процесс интеграции периферийных телепрограмм, в основном информационного свойства, процент их ничтожно мал. Но Россия это не только ее столица. И если сегодня "не определить баланс между центральным и региональным телевидением, последнее можно попросту задушить". Так считает руководитель ФСТР Валентин Лазуткин.

Вот почему готовящемуся Фестивалю региональных телекомпаний придается особое значение и даже особый, национальный статус. К тому же все регионы намерены представить на него свою продукцию. Планируется, что участие в нем примут до 2000 телевещателей по всей России — от Владивостока до С.-Петербурга, а почетные призы за лучшие работы будут присуждаться по 14 номинациям.


В. Лазуткин у стенда журнала "Теле-Спутник"
При поддержке ФСТР и лично Валентина Лазуткина Фестивалю выделен решением Правительства РФ финансовый грант в размере одного миллиарда рублей, что несомненно позволит привлечь к этому мероприятию и дополнительные средства коммерческих структур. Получена поддержка в проведении Фестиваля и от Совета Федерации, Федерального Собрания РФ в лице Егора Строева, а в его Оргкомитет войдут не только ряд российских губернаторов, но и известные государственные деятели, работающие в структурах при Президенте РФ и Правительстве России.

Кроме показа творческих работ, запланированных рабочих встреч и семинаров, а также специализированных выставок — "Регионэкспо-98" и "Регионвидео-98", на Фестиваль собираются приехать и представители Европейского института СМИ, проявляющие неподдельный интерес к российской "глубинке". В общем время "подпирает", и, учитывая масштабность события, работа идет вовсю.

Вопросам незаконного использования теле- и видеопродукции на территории России была посвящена пресс-конференция Межрегионального агентства авторских прав (МААП). Оно создано по инициативе ФСТР России в 1996 году и уже начало осуществлять согласно своим разработанным технологиям комплекс мер: от информирования держателей прав до административного воздействия на телекомпании, использующие аудиовизуальные произведения (фильмы, ТВ-программы) без согласия правообладателей. Деятельность этой структуры только начинает набирать обороты, но уже сегодня чувствуется ее потенциал. Тем более, что, по данным лицензионной комиссии ФСТР, в российских городах работает около 2000 легальных телеканалов, чья потенциальная аудитория составляет почти 120 миллионов телезрителей. И существует немало случаев, когда "пиратство" на телевидении наносит ущерб не только владельцам прав на аудиовизуальные произведения, но и организациям, отечественным и зарубежным, входящим в систему кино- и видеообслуживания. Не всегда это происходит по злому умыслу, иногда по незнанию, но Закон об авторских и смежных правах, оберегающий интеллектуальную собственность, одинаков для всех. И деятельность МААП сегодня ориентирована прежде всего на профилактическую работу, нежели преследует карательные цели. Хотя, бывает, дело доходит и до правоохранительных органов.

Так выявлено более 20 случаев незаконной ретрансляции программ "НТВ-Плюс", более 500 случаев "пиратского" использования телепрограмм этого непосредственного телевизионного вещания, пресечены незаконные показы рекламных роликов на центральных и региональных каналах. Собранная МААП информационная база содержит ныне сведения о работе 480 российских телекомпаний и имеет около 70 000 названий телепродукции, лицензированной для показа у нас в стране. Разумеется, списки эти будут не только обновляться, но и пополняться. Более того, благодаря соглашению между ФСТР России и ФАПСИ при Президенте РФ, рамки сбора этой информации значительно расширятся. Агентство уже получает сетки вещания около 300 телеканалов. Так что время надежды на русский "авось" безвозвратно уходит в прошлое, и наступает эпоха "юридических тонкостей".

Разумеется, все более или менее значимые начинания, касающиеся телевидения, не проходят вне поля зрения главной на телевидении службы — ФСТР России. Потому-то пресс-конференция ее руководителя, Валентина Лазуткина, длившаяся не один час, собрала всех заинтересованных в понимании перспектив развития телевизионного процесса. И вопросы, которые поднимались на этой встрече, получали объективный и подчас слишком обстоятельный ответ. Речь шла и о том, сколько сил прикладывает ФСТР к обеспечению финансами бюджетных государственных телеканалов, и о том, что "выколачивать" деньги под реальные долги значительно проще, чем заранее планировать и обеспечивать бюджет. Отдельно стоял вопрос и о существующих, известных многим, 20-ти телевизионных компаниях, которые, имея лицензию на вещание в Москве, распространяют свою "виртуальную" сеть на регионы и по сути "душат" региональное телевидение в своих — московских — "объятьях". И, хотя такое сотрудничество выглядит достаточно замаскированным, подобная переуступка прав частоты запрещена законом. Теперь для рассмотрения подобных процессов, происходящих в регионах, а также для выправления положения дел ФСТР создала в каждом из регионов местную Комиссию по вещанию, которая должна обеспечить механизмы защиты против правонарушений.

Прояснил свою позицию руководитель ФСТР и по поводу ситуации, когда призыв Совета Федерации создать телеобъединение "Регион ТВ", которое, как предполагалось, должно было состоять из местных телекомпаний, иные губернаторы восприняли как создание личного телевидения, где нет места критике, а есть лишь лоббирование собственных интересов. Этот искривленный процесс также требует серьезного внимания. Ясно одно, подчеркнул Валентин Лазуткин, что "перспектива России — быть цивилизованным государством, и теперь оно уже никогда не захочет быть единым централизованным целым, как это было в прошлом. И само телевидение — региональное, государственное и негосударственное, является частью большого дела, которое является государственным строительством России. И отдавать его на откуп губернаторам или "денежным мешкам" попросту нельзя."

Не было единообразия в подходе выбора представленной на "ТелеШоу" продукции и у участников телерынка. Каждый из потенциальных покупателей действовал сообразно собственным устремлениям и установкам. Одни предпочитали "боевики", другие — исторические "костюмные" фильмы или "детское" кино и мультфильмы. Пользовались спросом и индийские кинофильмы и эротические жанры, а некоторые предпочитали зарубежные киноленты высокой категории с известными актерами или документальные зарубежные кинокартины. Был интерес и к отечественным фильмам и телепрограммам. Вот только компания "Премьер СВ", распространяющая вещание музыкальных каналов МСМ и Muzzik, где, в частности, представлены классическая музыка, джаз, лучшие мировые фестивали, балет и опера высочайшего уровня, жаловалась, что пока еще эти эксклюзивные программы не пользуются спросом у менеджеров телекомпаний. А жаль! Уже очевидно, что многие наши телезрители предпочли бы программы этого направления большинству передач, которые существуют ныне в телевизионном эфире.

 Выставка ТЕЛЕ-Шоу Однако основной проблемой, сдерживающей процесс заключения сделок, был недостаток финансовых средств у региональных представителей. И хотя компании, обеспечивающие продажу прав на теле-, кино- и видеопродукцию, исходят, как правило, из щадящей регионы финансовой политики, все-таки в "кармане" у покупателя для заключения сделки должно быть не менее $ 1000. Но все эти "мелочи" отнюдь не смущали участников телерынка, уверенных, что так или иначе, но заинтересовавшая покупателя продукция обязательно найдет место в его эфире через какое-то время. Тем более что все вместе, и продавцы и покупатели, после окончания работы телерынка переходили в другой пласт: знакомились и обсуждали премьеры отечественных художественных фильмов, показанных на "ТелеШоу".

"Уже после проведения второго телерынка, — говорит председатель Оргкомитета "ТелеШоу" Сергей Лазарук, — мы задумались над его тематической ориентацией. И потому в этот раз решили подготовить тематическую программу "Кино и телевидение", чтобы проследить те взаимоотношения, которые складываются между кинематографом как отраслью и телевидением как производителем и вещателем. Новым подходом стала творчески-презентационная акция фильмов "Новогодняя история" и "Змеиный источник" киностудии им. Горького, а также картины "Бедная Саша", предоставленной телеканалом "ТВ-6 Москва", фирмой "Дельфин" и компанией "Gold Vision". Практику эту мы намерены продолжать, тем более, что апробация смежных искусств, связанных с телерынком, работает на одну общую идею — грамотное распространение творческого "продукта" и нахождение своего зрителя".

Согласен со своим коллегой и генеральный директор "ТелеШоу" Александр Максимов, считающий, что у телеэкрана самый массовый зритель и что именно через телевизионный показ можно привлечь внимание к отечественному кино. А потому на весеннем телерынке, на который уже подали заявки отечественные компании и к которому проявляют интерес западные фирмы и даже производители, презентация фильмов отечественного производства обязательно состоится. А далее можно приступить к более интенсивному налаживанию связей и с производителями видеопродукции, в частности, такого нового направления, как Home-video. Короче, работа для выведения телерынка на уровень мировой практики предстоит немалая. И не за горами уже весенний телерынок.Он состоится 28-30 мая 1998 года в Центре международной торговли на Красной Пресне в Москве.



 
Теле-Спутник Февраль 1998
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт