Всю Рождественскую неделю, вплоть до Старого Нового года, в Москве, в киноконцертном зале "Пушкинский", кинотеатрах "Художественный" и "Америком" в гостинице "Рэдиссон-Славянская" продолжался III Международный кинофестиваль "Лики любви". В показе этого мини-кинофорума участвовало 11 художественных зарубежных кинолент, 1 российская игровая кинокартина и 10 документальных фильмов о любви, отснятых в России. Марк Рудинштейн, вдохновитель и создатель этого зимнего кинофестиваля, известный также как основатель Открытого Российского и Международного кинофестиваля "Кинотавр", ежегодно теперь проходящего в Сочи, согласился ответить на вопросы "Теле-Спутника". — Марк Григорьевич, в сознании любителей кино, а к таковым можно отнести чуть ли не каждого, поскольку кино - массовый вид искусства, кинофестиваль всегда событие. Его ждут, к нему готовятся.Так, во всяком случае, было в прежние времена. Но теперь, на новом витке, сколько кинофестивалей существует в России? — Всего их три. Московский международный, возрождение которого состоялось в прошлом году, и теперь его планируется проводить один раз в два года. Кинофестиваль "Кинотавр", вот уже восемь лет ежегодно проходящий летом в курортном городе Сочи, и маленький, зимний кинофорум "Лики любви", который состоялся в третий раз. Он ориентирован на продажу кинофильмов в российские города и на запись видеокассет, предназначенных для домашнего просмотра. — Каковы приоритеты этого мини-кинофестиваля, и почему ему дано такое поэтическое название в наше совсем неромантичное время? — Во-первых, этот кинофестиваль не конкурсный. Пока не конкурсный. Мы сознательно придаем ему статус локального события, хотя в нем участвуют не только отечественные, но и зарубежные кинокартины. Есть для победителя и главный приз в виде статуэтки богини Юноны, жены Юпитера и хранительницы брачных союзов. А проводим мы его в Москве, чтобы заполнить вакуум зимнего периода, хотя сначала проведение планировалось в Ялте. Приоритеты у него просты как сама жизнь. На показ мы отбираем только те кинофильмы, которые рассказывают о взаимоотношениях мужчины и женщины. Известный французский фильм "Мужчина и женщина", наполненный блистательной музыкой, кстати, эта картина имела в основе своей коммерческий подход, показал всему миру, что о любви можно рассказывать без слюнтяйства. Тема эта вечная, как вечны нравственные ценности бытия. Но когда мы приступили к отбору кинолент, оказалось, что о любви снимается столько грязи, замешанной на извращенном сознании и не имеющей ничего общего с настоящим отношением мужчины к женщине. Поэтому, увы, на первом нашем показе фильмы выглядели довольно мрачно. Теперь же, сохранив основной критерий отбора, мы показываем фильмы менее значительные по жанрам, но отвечающие устремлениям наших зрителей и, разумеется, поэтике любви. — Время его проведения выбрано весьма удачно. Оно и само окрашено поэтикой светлого праздника Рождества. — Да, идея хорошая, и хочется надеяться, что и наш светлый праздник приживется в Москве. Хотя, если Московский международный кинофестиваль наберет силу, то мы, из чувства уважения и такта к нашему прародителю, перенесем его в другой российский город. Уверен, что нас с радостью примут. — Есть какие-то сложности с Московским международным? — То, что этот кинофестиваль не проводился несколько последних лет, сыграло свою отрицательную роль. Не способствовали его престижу и экономические трудности в отечественном кинопроизводстве. В организации Московского международного участвуют мои друзья и коллеги, и мне искренне хочется, чтобы у них все состоялось на хорошем уровне. Но, на мой взгляд, сегодня пришло время изменить концепцию самого кинофестиваля. Может быть, включить его в еще более масштабное событие городского или национального плана и, уж конечно, не проводить с двухгодичной разбивкой. "Кинотавр" тоже начинал и пробивался довольно сложно. Теперь это целый киноинститут, где в течение всего года работают серьезные профессионалы: организаторы, режиссеры, критики. Несколько раз в год мы выезжаем в российские города. Так тренируемся, набираем силу, накапливаем свой авторитет. Это дорогого стоит. У меня отношение к "Кинотавру", как к собственному ребенку. Взрастил, вскормил, передал свои знания, сотворил, а дальше он сам испытывает судьбу, выбирает путь, сталкивается с миром, где и срабатывает тот самый фундамент, который в него заложен. В свое время "Кинотавром" мы заполнили пустоты культуры, когда государство не могло ею заниматься. Да и делали мы его прежде всего для тех, кто остался жить у нас в стране в это непростое время, чтобы и у них был "глоток свежего воздуха". Задуманное получилось. И теперь, когда наше государство начинает посматривать в сторону культуры, понимая, что это необходимо со всех точек зрения, в том числе и с политической, "Кинотавру" будет придан статус государственного кинофестиваля. Это вопрос решенный. Если ему будет отдан и класс "А",— во всем мире кинофестивали такого уровня проходят в курортных городах,— то его потенциал еще увеличится. Хотя у "Кинотавра" и так репутация стабильная. — Согласитесь, Марк Григорьевич, что еще одним массовым показом является телевизионный экран. И здесь львиную долю времени телеэфира занимают кинофильмы. Зарубежные и отечественные. Разного калибра. Каково Ваше отношение к политике показа кино на различных телеканалах? — О том, что ситуация на телевидении переломилась в пользу отечественного кино, говорилось даже на прошедшем недавно Съезде кинематографистов.И сейчас соотношение колеблется уже между 45% показа отечественных кинолент и 55% продукции зарубежного кинематографа. Тенденция эта постепенно начинает нарастать, что безусловно радует. Но..! Пожалуй, никто не обращает внимания на существенную деталь в этом процессе. В какое время суток ведется трансляция отечественных кинофильмов?! А вся наша беда состоит в том, что предложенное время совершенно неадекватно той аудитории, для которой предназначен сам кинофильм. "Детское" кино показывают тогда, когда школьники находятся в школе, а "взрослое" — либо после полуночи, когда люди ложатся спать, либо во время рабочего дня, когда фильм смотрят одни пенсионеры. Весь прайм-тайм предоставлен западному кино! Цинизм проживания сегодняшнего дня, проявляющийся будь то в политике показа кино или в финансировании различного рода вульгарных тусовок, даже не раздражает, а попросту возмущает. А сегодняшние "играшки" с лоббированием западного кино на телевидении я рассматриваю как подлость по отношению к собственной национальной культуре. Ведь ничего не изменилось, несмотря на корректировку процентного соотношения в телевизионном кинопоказе. И поколение, превратившееся за истекшее десятилетие из подростков во взрослых людей, продолжает относиться к западному кино, как к наркотику, без которого не может обходиться. А ведь по большей части все это — "боевики", триллеры, разношерстная мистика — суррогат, некая субкультура, отвыкать от которой будет довольно трудно.Нам бы сейчас взять и пренебречь сиюминутными заработками, которые по большей части "ложатся" на удовлетворение прихотей и амбиций отдельных личностей, живущих по сути за кордоном, а в Россию наезжающих на заработки, и начать "двигать" отечественное кино, поддерживать культуру, как это делается в других странах. Россия, уверен, сможет выйти из кризиса, если перестанет "лить воду на чужую мельницу", откажется от ненужного критиканства и нигилизма, начнет поддерживать оптимизм в наших людях, поддерживать нашу страну. И кино здесь может сыграть не последнюю роль. На мой взгляд, культура — единственная вещь, которую нельзя убить. Она воспроизводится на генном уровне. В течение 70-ти лет мы ее душили, расстреливали, и как результат пренебрежительного к ней отношения получили нынешнее, весьма циничное поколение. Пройдет время, и генность русской культуры восстановится. Вот только уже сегодня надо видеть эту перспективу и, разумеется, пытаться что-то делать для ее реализации. wicom.tif— А какие кинофильмы на телеэкране смотрите Вы сами, человек, для которого диапазон выбора просмотра кинокартин практически не ограничен? — В последнее время мне особенно нравится телеканал "Культура", где я совсем не слышу нытья о ее гибели, падении и тому подобное. Нравится мне еще и то, что этот телеканал ведет со зрителем серьезный разговор, а не пытается подсунуть какой-нибудь "боевик", где сюжет понятен с первых минут просмотра или, скажем, отечественный кинофильм "Неуловимые мстители", от которого "разит" советской идеологией и где дети расстреливают белогвардейцев, о которых известно сегодня много больше, причем это далеко не совпадает с установкой, заложенной в период съемок. Но особенно я люблю смотреть каналы спутникового телевидения, испанский и французский, где передается симфоническая музыка, много передач о культуре, не только национальной, но и всемирной, где есть интересные познавательные программы. Тем более что я знаком с президентом французского телеканала Canal 5, и, когда мы встречаемся, нередко обсуждаем его программы. Честно признаться, я совсем не домашний человек, но, с тех пор как у меня появилось спутниковое телевидение, я постоянно стремлюсь домой, чтобы усесться в любимое кресло и заняться пультами переключения. Бывает, тяну время, предвкушая наслаждение, устраиваюсь поудобнее, пью кофе, а потом, настроившись, погружаюсь в эту божественную "симфонию". Для меня спутниковое телевидение как непознанная книга, которую без конца перелистываешь. Так и я, "листая" спутниковые каналы, вижу страны, людей, которые в них живут, их отношение друг к другу. Причем, не покидает ощущение подлинности восприятия. А когда, спустя время, попадаешь в те же места, то ощущение знакомства со страной переходит в конкретное знание, возникает состояние легкости и естественности. Это ни с чем не сравнимо. — Какие системы спутникового телевидения у Вас установлены? — У меня есть все без исключения системы. И "Космос-ТВ", и "Хот-Берд", 13 градусов, и "НТВ-Плюс". Скоро собираюсь установить еще одну "тарелку" с опорно-поворотным устройством, которая будет "ловить" 250 различных программ.У меня нет дачи, нет автомашины, но зато есть вся техника, которая связывает меня со всеми странами мира, позволяет видеть то, что я не видел в жизни, — весь мир! А спутниковое телевидение практически полностью предоставляет такую возможность. — Марк Григорьевич, на каком "языке" Вы разговариваете со своей техникой? — Разговор сначала был трудным, поскольку я совсем не технического склада человек.Теперь значительно легче.Поначалу я долго учился выставлять время на тюнере, записывать передачи, когда уходишь из дома. Но постепенно освоился и даже получаю удовольствие от настройки. К тому же меня окружают друзья, разбирающиеся в технике. Матвея Ганапольского я рассматриваю как начальника моей домашней телевизионной службы, который всегда подскажет выход. Но и техника должна быть сделана так, чтобы любой человек, независимо от умения и пристрастий, мог ею пользоваться. Соответственно, и инструкция должна быть написана на русском языке, а не на иностранном, быть вполне ясной для понимания. — Значит, не так страшен черт, как его малюют... Но как Вы, человек весьма занятой, находите время для того, чтобы смотреть спутниковые каналы? — Это, пожалуй, проще, чем обращаться с техникой. Последние десять лет, когда я занимался организацией кинофестивалей, мой рабочий день начинался в 10 часов утра и заканчивался в полночь, когда прекращал звонить телефон. С этого момента у меня начинался, как я его называю, укороченный художественный день, когда до 4-х часов утра я просматривал материалы, предназначенные для кинофестиваля. Обычно в год просматривается до 350 кинолент. И хотя фильмы для кинофестиваля отбирает целая комиссия, я предпочитал быть в курсе дела. Так, за многие годы у меня сложилась практика спать по 5 часов в сутки. К тому же японцы говорят: если хочешь быть талантливым, 5-ти часов сна вполне достаточно. С появлением спутникового телевидения дома эта привычка укрепилась, и теперь это мое личное время, когда я могу наслаждаться своей мечтой — видеть мир. Ведь в течение многих лет мы мало что знали о других странах, да и знание было очень выборочным, "цензурным". Теперь выбор огромен, и можешь сам регулировать состояние души, которое тебе импонирует. Стало тянуть на "вечное", начал думать о "божественном". Это я связываю с тем, что организм "повзрослел", изменилось восприятие жизни. С удовольствием слушаю симфоническую музыку, стараюсь каждую неделю ходить в Консерваторию. — А о чем Вы мечтаете, Марк Григорьевич? — Признаться, в последние десять лет я попросту счастливый человек. На работе я каждый день делаю то, о чем когда-то мечтал. И это доставляет мне огромное наслаждение. Мне и моим друзьям удалось поднять на должный уровень кинофестиваль "Кинотавр", организовать другой — "Лики любви". Теперь я им больше не нужен. Должны придти молодые, новой формации менеджеры. Вот только хотелось бы, чтобы они не были уж слишком циничными в своем деле. Может быть, через некоторое время никто и не вспомнит о нас, тех, кто когда-то все это затеял. Как не помнят сегодня о тех, кто создал Каннский фестиваль, пользующийся такой большой популярностью во всем мире. Но все это не страшно, поскольку начатое дело живет и развивается. А я теперь займусь организацией фестиваля российских фильмов в Каннах, который будет проходить в конце августа в отеле Карлтон ежегодно. Договоры уже подписаны, и мы начинаем готовиться к этому событию. Это тоже замечательно, потому что у нас будет возможность показывать всему миру наши, отечественные фильмы, а значит, и поддерживать российскую культуру. Так что моя работа и моя мечта слились воедино.
|