83Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



Кoммерческий космос


В.Колюбакин Теле-Спутник - 11(25) Ноябрь 1997 г.


30 сентября - 1 октября в Москве в здании Российского Космического агентства проходили международная конференция и выставка "Коммерческие возможности и перспективы космической деятельности: Новизна. Риски. Гарантии."



Открыл конференцию В.В. Алавердов, первый заместитель генерального директора РКА. В своем вступительном слове он отметил, что несмотря на трудное положение, российская космическая отрасль не потеряла ни одного из направлений. Также господин Алавердов заявил, что рад открыть конференцию в преддверии таких дат, как сорокалетие запуска первого спутника, девяностолетие со дня рождения С.П. Королева и пятилетие Российского Космического агентства. В своем вступительном слове он кратко охарактеризовал положение российской космической отрасли. Особый акцент был сделан на том факте, что при недостаточности государственного финансирования, единственный шанс на выживание дают иностранные инвестиции. Если в 1996 году иностранные инвестиции в российскую космическую отрасль составляли 420 млн долларов, то в 1997 — 640 млн долларов, а в 1998 они ожидаются в размере 720 млн долларов. Эксперты прогнозируют, что к 2000 году эта сумма составит 1 млрд долларов, а весь доход от космической отрасли составит 20 млрд долларов для всех стран.

Генеральный директор страховой компании Мегус П.А. Демьяненко дал оценку ситуации со страхованием рисков в российской космической отрасли. Надо сказать, что впервые на подобной конференции была поднята проблема страхования рисков в космической индустрии. Роль страхования сильно возрастает именно сейчас, во время перехода российской промышленности к рыночным отношениям. В данный момент (и не только в нашей стране) политические мотивы очень часто превалируют над мотивами экономическими, поэтому помимо технических рисков страхуются еще политические и бюрократические риски.

Представителем ЦНИИ Машиностроения г. Бобылевым был дан общий обзор коммерциализации космической отрасли. Все космические проекты изначально были оборонно-государственного назначения. Потом появились прикладные задачи. Затем, как логическое продолжение, космос встал "на коммерческие рельсы". Преимущества услуг, предлагаемых космической индустрией, заключаются в том, что почти все технологии были разработаны и отработаны в ходе реализации государственных программ, то есть можно рассчитывать на их основательность и надежность. К отрицательным моментам относятся необходимость больших начальных вложений, большие сроки создания и отработки новых систем (ракет-носителей, космических аппаратов и др.), большой срок окупаемости и высокий риск. Итак, космические системы переходят от единичных уникальных экземпляров "на поток". Ввиду того, что информационная индустрия имеет самый высокий процент проникновения в нашу жизнь и самые высокие темпы развития, то неудивительно, что в этой области наблюдается самая высокая коммерциализация космической индустрии. Спутниковые коммуникации — наиболее рентабельная область космической отрасли. Темп развития космических коммуникаций в два с половиной раза выше развития коммуникационной отрасли вообще. А коммуникационная отрасль по своим темпам развития стоит далеко не на самом последнем месте. Область космической информационной индустрии стремится к созданию новых экономических ниш. Примером тому является создание системы Iridium и других, ей подобных. По аналогии с компьютерной индустрией, наблюдается движение к миниатюризации аппаратуры и персонализации услуг.



Тему спутников, оборудованных элек-трореактивными двигателями (ЭРД), осветили представители НПО Машиностроения и Московского Авиационного института. Очень многие операторы не могут вложить несколько сотен миллионов долларов для создания собственно спутниковой системы. Например, операторы, создающие спутниковую систему для организации региональной связи. Однако этим операторам не нужны те мощности, которые предлагаются современными коммуникационными спутниками. Для них хорошим выходом оказалась бы система малых спутников, оборудованных ЭРД. Каждый спутник весом около 500 кг, из которых 125 кг — полезная нагрузка, представляет собой как бы одну четверть тяжелого геостационарного спутника. С помощью такого спутника можно осуществлять постепенное построение спутниковой системы, избежав больших начальных вложений. Также ввиду меньшей цены каждого спутника, потери в случае одного неудачного запуска не столь глобальны, как в случае запуска большого спутника. Однако все эти преимущества сошли бы на нет, если бы не была предусмотрена возможность вывода таких спутников на ГСО ракетой-носителем легкого класса. Такая возможность появляется, если использовать на спутнике ЭРД. Обладая меньшим импульсом, но большим запасом хода, этот двигатель выводит спутник на ГСО с низкой орбиты. В этом случае удельная стоимость транспондера снижается до 35%. Спутник имеет точность удержания на орбите 0.1°, срок службы — 10 лет и время вывода на орбиту — 150 суток. В нашей стране ЭРД разрабатываются и эксплуатируются уже давно, и сейчас мы имеем в разработке и эксплуатации больше ЭРД, чем любая другая страна. В случае использования электрореактивного двигателя на спутнике, ракеты "Союз" и "Союз-2" смогут вывести на ГСО от 1100 до 1450 кг.

Представитель ЦНИИ Военно-космических сил Кузин А.И. сделал обзор перспектив запусков космических аппаратов на низкие и средневысотные орбиты конверсионными ракетами-носителями, переконструированными из баллистических ракет, снимаемых согласно договорам о сокращении ракетных вооружений. Создание космических носителей на основе баллистических ракет — дело довольно привычное. Так, на основе Р-7 был создан целый ряд ракет-носителей от "Востока" до "Союза", на основе ракет Р-12 и Р-14 были созданы носители "Космос", на основе Р-36 — "Циклон". "Протон" тоже является дальнейшей разработкой ракеты УР-500. Американские носители Jupiter, Atlas, Delta и другие тоже созданы на основе межконтинентальных баллистических ракет.

В данный момент у нашей страны "в запасе" много баллистических ракет, которые можно переделать в носители. К плюсам такой переделки относятся достаточная дешевизна, наличие пусковых комплексов и персонала. К минусам можно отнести то, что меняются система управления, головная часть ракеты, приборы. Стартовые комплексы тоже требуют некоторой реконструкции. Самую большую проблему представляет отсутствие полей падения первых ступеней. Те поля падения, которые были рассчитаны для боевых ракет, не подходят для ракет гражданского назначения. Предполагается, что эксплуатация конверсионных ракет-носителей закончится через 10 лет.

Большой доклад был представлен по совместному использованию систем космической навигации "Глонасс" и Navstar. Американская система Navstar и советская система "Глонасс" развернуты и используются с начала 80-х годов. Изначально обе системы использовались исключительно в интересах военных ведомств. Впоследствии, прежде всего в США, началась коммерциализация системы. Коммерческий вариант Navstar, отличающийся от военного меньшей точностью, получил название GPS — Global Position System.



Система "Глонасс" состояла из восьми спутников на трех круговых орбитах высотой 19 100 км. В данный момент функционируют 15-16 спутников. Срок службы каждого аппарата — 3 года. В НПО ПМ создается спутник "Глонасс-М", срок службы которого — 5 лет. Запуск первой серии новых аппаратов намечен на конец этого года.

Точность определения координат зависит от количества спутников, которые видны из точки определения. Соответственно, при использовании двух спутниковых группировок, количество спутников, видимых из одной точки, повышается. В ЦНИИ ВКС разработана аппаратура, способная одновременно работать с двумя группировками, что повышает точность и надежность измерений. Стоимость от 3 до 10 тыс. долларов. Однако существуют только опытные образцы. Для налаживания серийного производства необходимы инвестиции в размере около 100 млн долларов. Аппаратура, использующая две спутниковые группировки "Глонасс" и Navstar, позволяет определять местоположение с точностью до 50 м, скорость — до 1 м/с, время — до 1 мкс.

Генеральный директор АО "Газком" Севастьянов осветил последние итоги деятельности своего предприятия. Проект создания спутниковой системы "Ямал" неоднократно освещался на страницах нашего журнала, поэтому будем коротки. Спутники "Ямал" создаются в РКК "Энергия" по заказу АО "Газком" для обеспечения корпоративной связи и телевещания РАО "Газпром". Излишки транспондерной емкости будут сдаваться в аренду. На конец этого — начало следующего года планируется вывод на орбиту двух спутников "Ямал-100". Запуск обоих спутников будет произведен одним пуском носителя "Протон". Однако в своем докладе господин Севастьянов осветил не только роль системы "Ямал" в обеспечении связью российской газовой промышленности, но и дальнейшее развитие коммуникационных систем на основе спутника "Ямал". Как мы уже упоминали, спутниковые коммуникации — самая рентабельная область космической отрасли. Всего на орбите находятся около 4 тысяч транспондеров, из которых 90 (или около 2,5%) принадлежит России. Спутники "Ямал" удовлетворяют мировым стандартам по всем основным критериям: технические характеристики спутников, экономический эффект и сроки поставки. При создании этих спутников используются самые передовые технологии: трехслойные солнечные панели, негерметичные отсеки, модульность конструкции и другое. АО "Газком" — участник тендера на создание российской спутниковой группировки в орбитальных позициях, занятых в настоящее время спутниками "Горизонт". Тендер организован Министерством связи и РКА. Вся спутниковая система, предложенная "Газкомом", создается на внебюджетные деньги.

М.Ю. Сенаторов представил доклад об еще одной корпоративной системе спутниковой связи — "Банкир". В начале 90-х годов стало ясно, что Министерство связи РФ не может выделить Госбанку необходимые коммуникационные мощности. Следовательно, возникла идея создания собственной спутниковой системы. Вначале планировалось использовать спутник "Горизонт", однако он по своим техническим характеристикам не подходил для выполнения этой задачи. Требовалось создать VSAT-сеть из 1300 терминалов. В 1992 году была начата работа по созданию системы "Банкир". Головным подрядчиком стало НПО им. Лавочкина. На этом предприятии начал создаваться спутник "Купон". Он создавался на основе передовых технологий, использовавшихся ранее в военных разработках. Конструкция спутника позволяет, во-первых, использовать в сети терминалы небольшого размера, во-вторых, в зависимости от трафика, осуществлять перераспределение мощности по регионам. На данный момент спутник уже создан, 12 ноября планируется его запуск. Также создан телепорт и разворачивается сеть VSAT-станций. К концу года планируется закончить испытания системы. На первое время используется импортное оборудование, идет создание отечественной аппаратурной базы. Важность создания такой системы иллюстрирует интересный пример: ускорение обращения денег внутри страны на один день равносильно увеличению валового дохода страны на 3 процента. Помимо передачи данных система будет осуществлять телефонную связь, как стационарную, так и мобильную, контроль за перевозками ценностей и корпоративную телетрансляцию, например, обучающие телепрограммы для работников филиалов Госбанка. Запуск второго спутника системы намечен на середину 1999 года.

Очень интересен был доклад представителя компании "Видеокосмос" В.В. Семенова. Первым делом он заявил, что вряд ли какие-нибудь средства массовой информации будут освещать работу конференции, на ней не видно ни одного представителя телевидения. Затем он высказал следующую точку зрения: стоит вопрос не о том, как будет развиваться космическая отрасль, а о том, кто выживет в данной ситуации. Для выживания необходимо, чтобы космическая отрасль имела свои СМИ. Как, например, NASA имеет свой телеканал (который, кстати, транслируется с одного из спутников западного полушария). Российская космическая отрасль представлена в СМИ очень бедно. Кроме "Новостей космонавтики" и пресс-релизов некоторых предприятий и организаций, нет никаких печатных органов. При этом необходимо не столько популярное издание, сколько издание, нацеленное на деловых людей, способных вложить средства в российскую космическую отрасль.

Во время работы конференции в холле работала выставка. На ней были представлены несколько российских и иностранных компаний. "Газком" красочно и широко представил систему "Ямал". НПО ПМ — спутники "Галс-16Р", Sesat, "Гонец" и "Экспресс-2000". Экспозиция фактически повторяла экспозицию предприятия на салоне в Жуковском (см. Т/С №24, стр. 40). То же можно сказать и про стенд Военно-космических сил. Компании Syrus и Hewlett Pаckard представили измерительную технику. Объединение "Факел" — электрореактивные двигатели. На выставке продавали как популярную, так и специальную литературу и различные сувениры.

По окончании работы конференции заместителем генерального директора РКА г. Домоховским был проведен брифинг, на котором были вкратце освещены вопросы, обсуждаемые на конференции, и подведены ее итоги. Представители ВКС заявили, что, несмотря на реформирование, военно-космические силы выполнят все взятые на себя обязательства. На протяжении сорока лет этот род войск существовал под различными вывесками, суть от этого не менялась. Было высказано общее сожаление, что все поднятые вопросы были обсуждены не столь подробно, сколь хотелось бы. Также было высказано общее желание сделать конференцию ежегодной.



 
Теле-Спутник Ноябрь 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт