8Встречи с интересными людьми

оглавление | в архив | следующая статья



Эдита Пьеха: И космос внимал ее песне


Беседовал Роман Маградзе Теле-Спутник - 11(25) Ноябрь 1997 г.


Мы продолжаем знакомить наших читателей с мнением известных людей о телевидении вообще, и спутниковом, в частности. В нашей импровизированной гостиной - новая встреча. На этот раз на вопросы из нашей анкеты, опубликованной в прошлом, октябрьском, номере журнала, отвечает замечательная певица, не нуждающаяся в дополнительных рекомендациях, -
       Эдита Пьеха.

 Рис. 1

Помните ли вы, Эдита Станиславовна, свой первый телевизор, свои первые впечатления от знакомства с телевидением?

- Это случилось, когда я переехала в Советский Союз из глухой польской шахтерской провинции. Я увидела первый телевизор на Греческом,13, в коммунальной квартире у моего первого мужа, ныне покойного Броневицкого. У него стоял (теперь становящийся антиквариатом) "КВН" с маленьким экраном и линзой. Я смотрела на это чудо и восторгалась диковинкой. Гораздо позже Сан Саныч Броневицкий купил цветной телевизор. Потом уже пошли подарки. Популярность переросла в любовь поклонников и почитателей, которая выражалась во внимании. Была у меня когда-то мечта купить телевизор с большим экраном. Но для этого надо иметь много свободного времени, много денег, чтобы ничего не делать. И чтобы это время можно было сжигать бездарно у телевизора. Все знают, что время - деньги. А телевизор ворует эти деньги.

- Это значит, что Вы избегаете телевизора? Вы против телевидения?

- Любое явление - палка о двух концах. Телевизор - это хорошо для пенсионеров, это хорошо для больницы. Телевизор для меня лично - спасение, когда я болею. Тогда я наслаждаюсь. Все передачи, которые мне интересны, по моей просьбе, записывают. Особенно то, что связано с моими появлениями на экране. В этом случае я "дорываюсь" до телевизора, как наркоман. Телевидение - это несерьезно. Я не считаю, что оно может заменить книгу или живое общение. Мне, например, часто говорят: "Вы в жизни такая хорошенькая (вы не подумайте, что я так думаю), а по телевизору намного хуже". Телевидение - это только посредник, причем, как видите, не всегда полноценный. Не существует такой чудесной техники, которая могла бы запечатлеть все то, что происходит в момент общения артиста и зрителя. Вот последний пример - 3 августа состоялось выступление народной артистки Советского Союза (я не стесняюсь говорить "Советского Союза" - для меня это много людей, это много республик, много стран, все они претендуют на свои права) в "Бале Королевы на Дворцовой площади". Было такое количество людей, собравшихся в этот день на площади, что польские журналисты могли сравнить это только со штурмом Зимнего. А по телевидению, к сожалению, этого было не передать. И не передать, конечно же, того, что я чувствовала, когда стояла на сцене.

Я не смотрю телевизор, потому что у меня нет времени. Я не хочу смотреть с утра до ночи последние известия, потому что там повторяется одно и то же. Но один раз - программу "Время", чтобы знать, что происходит в стране. И, конечно, телевидение помогает мне быть там, где я не могу быть. Когда погибла принцесса Диана, фильм о ее жизни и передачи о гибели и похоронах этой замечательной женщины я смотрела, что называется, не отрываясь от экрана.

- Выходит, время от времени народная артистка СССР Эдита Пьеха все же становится таким же, как и все мы, рядовым телезрителем?

- Случается. Хорошо бывает в дождливый день посмотреть телевизор. Какую-нибудь смешную комедию. Я люблю кинокомедии. Или почерпнуть какую-нибудь информацию для себя. Я учусь на передачах о себе, ищу, что во мне можно было бы еще изменить. И страшно ненавижу всю рекламу. Она порой бывает очень и очень... не то что неэтичная, но какая-то патологичная. В то же время телевидение иногда подсказывает неплохие идеи. Так, мне очень понравилась форма празднования юбилея Фрэнка Синатры. Был прямой эфир праздничного концерта "Фрэнк Синатра в Лас-Вегасе". На свое 60-летие я решила сделать что-то интересное и оригинальное. Если Фрэнк Синатра в Лас-Вегасе, то... Выходит дерзкая афиша "Впервые юбилей Эдиты Пьехи в Голливуде". И даю своим почитателям два концерта подряд в ночном клубе "Голливудские ночи", на Невском.

- Смотрите ли Вы какие-нибудь музыкальные передачи?

- Нет времени. Это роскошь. Если бы у меня было больше свободного времени, я могла бы, не опаздывая, сэкономить его и на то, чтобы посмотреть какие-то передачи. Кроме того, вы можете считать меня большим консерватором, но я считаю, что все телеканалы о музыке должны быть живыми. Без клипов. Одна медсестра очень хорошо мне сказала: "Если меня загримируют, и у мужа будет много денег, да еще будут снимать месяц, то из меня тоже сделают певицу". А настоящий артист должен в любой ситуации оставаться самим собой и быть на высоте. Я за музыкальное театрализованное действие. Клара Фатова сняла "Соседа". Очень забавно. Я там такая неожиданная, в бигудях, таскаю дрова, белье стираю. Виктор Макаров снял несколько театрализованных моих песен. И они очень весело смотрятся. Они живые, правдивые. В них нет надуманности. А мои собственные концертные концепции, на мой взгляд, гораздо лучше моих съемок на телевидении.

- Несмотря на Ваше, честно сказать, здоровое отношение к телевидению, благодаря именно ему миллионы людей имеют счастливую возможность видеть и слушать любимую ими Пьеху... Пьеха и телевидение - это, наверное, целая история, достойная добротной книги воспоминаний?

 Рис. 2

- Первое появление было, конечно, в кино. На ленинградской студии документальных фильмов, на ленинградской хронике работал тогда режиссер Ефим Учитель. Сейчас сын продолжает его дело. Он снял в 56-м году фильм, который назывался "Мастера ленинградской эстрады". Для меня - тогда еще девчонки - это было настоящим событием. Меня снимали в сцене "Червонный автобус" роли кондуктора. Затем этот киноролик стал телевизионным музыкальным клипом. Другая песня - французская, которая называлась "Гитара любви", - тоже снималась как киноролик, которому была суждена долгая телевизионная жизнь. И, наконец, наступила пора более профессионального телевидения на Шаболовке. Все снималось практически живьем. И это было очень ответственно... 76-й год. Москва. Большой театр. "Дни французского искусства в Советском Союзе". Прямой эфир по Евровидению. Не нашлось ни одного диктора советского телевидения, который настолько совершенно владел бы французским языком, чтобы вести прямой эфир без репетиций. Ведущий со стороны французского телевидения - Ив Луи. И господин Лапин приказал Пьехе вести программу на всю Европу. Я могла спокойно, из зала Большого театра кричать: "Долой коммунизм!" Никто бы меня не остановил, потому что был прямой эфир, трансляции вели и французы и наши. Режиссером был Гинзбург. Я справилась с этой задачей, с этим испытанием. Это был огромный советско-французский гала-концерт. И завершала его Мирей Матье. Я принимала эту певицу у себя, на Будапештской, подарила огромного плюшевого мишку, которого специально для нее заказывала. Это был ее первый визит в СССР. Но, увы, она все забыла в своих мемуарах. Это недостойно такой большой артистки. Французский ведущий 10 дней говорил со мной только по-французски, издевался надо мной, если я не "врубалась" с ходу в нужную ему ситуацию. Я тогда не понимала, как работают камеры. Он становился лицом к той камере, которая брала крупный план, а я была всегда спиной к ней. А потому попадала только на средние планы. Он - знаток эфира, а я в то время плохо разбиралась во всех тонкостях этой профессии. Когда закончился эфир, этот французский ведущий подошел ко мне и сказал: "До свидания, прелестное создание. Я потомок Саввы Морозова". Я глаза вытаращила, расплакалась. Я плакала уже до этого, потому что ко мне не подошел никто из телевидения. У них был банкет всю ночь, а мне даже фужер шампанского не принесли за вкалывание в течение всех этих напряженных 10 дней. Я представляла Советский Союз на всю Европу, а мне "спасибо" никто не сказал. Я была участницей всех исторических "Голубых огоньков" - с Гагариным, другими космонавтами. Гала-концерт в Большом театре - грандиозное событие в моей жизни.

- Вы сказали об участии в одной передаче вместе с Гагариным. Вы были лично знакомы?

- У меня есть фотография, где он меня тащит на спине. В Переделкино, играя в волейбол, я потянула ногу. Сижу и плачу от боли. Он подходит и говорит: "Не плачь". Поднял меня и понес. А сам-то он мне по плечо. Сохранился снимок Юрия Воронова - тогда спецкора "Правды". Потом, после знакомства в Переделкино, играла с Гагариным в бильярд. Не умея играть вообще, случайно его обыграла. Все друзья говорили, что он просто поддался. Он был настоящий джентльмен.

- Ваша жизнь оказалась тесно связанной с советской космонавтикой?

- Да. В год, когда полетел Гагарин, родилась моя дочь Илонка. Так что она у меня ровесница советской космонавтики. Я с нею на руках вместе со всеми советскими людьми ликовала по поводу первого полета человека в космос... У нас дома часто бывали Титов, Леонов, Быковский, Савиных. С Терешковой вместе я несла транспарант в Софии на 9-м Всемирном фестивале молодежи и студентов. Сейчас они все генералы. А вот и чудо телевидения - лет 10-15 назад, во время длительного полета Савиных и Джанибекова, состоялись мои выступления для космонавтов в прямом с ними эфире. Это был мой прямой выход в космос. Во время одного из таких сеансов связи состоялась премьера моей новой песни "Сентябрьская мелодия" Александра Пеньковского на стихи Дербенева. А космонавты попросили кассету с песней. Я помчалась на самолете на ленинградское радио. Уговаривала: "Давайте накатаем кассету нашим космонавтам". Мы сделали аудиокассету, и я в этот же день отправила ее в Москву самолетом. Кассету встретили и ближайшим грузовым кораблем доставили на орбиту. Это было огромное для меня событие. В следующем прямом эфире с космонавтами они мне показывали живую орхидею, которую они вырастили там, в космосе. Важна была в этом случае не картинка, ее качество, а само событие.

- Евровидение, прямой эфир с орбитальными станциями...- Вы внесли свой скромный вклад в развитие спутникового телевидения на ранней стадии его развития. Являетесь ли Вы хоть иногда, учитывая нехватку у вас времени, зрителем спутниковых телепрограмм? Проще говоря, есть ли у Вас спутниковая антенна?

- У меня "на фазенде" с недавних пор есть круглая антенна, "тарелка". Но я даже не знаю, что идет по спутниковым телеканалам. Действительно, совсем нет для этого времени. Слышала, что по ним идут программы польского, германского, итальянского телевидения.

- Каковы Ваши творческие планы на ближайшее будущее? Чем порадуете тех ваших поклонников, которые все же являются телезрителями?

- Во-первых, в декабре я должна подарить моим почитателям, моей публике творческий отчет "Пьехе - 40 лет", посвященный сорокалетию моей творческой жизни. Российское телевидение собирается снимать этот концерт (которого еще нет!) на эксклюзивных правах. И во-вторых, сейчас идет разработка проекта четырех фильмов - Пьеха 60-х, 70-х, 80-х и сегодняшняя. Четыре серии по 26 минут. Как-то на НТВ снимали про меня фильм "Родом из детства". Это 25 минут. И я смотрела буквально "взахлеб", будто целый час. Так насыщенно. Не было воздуха, не было пустоты. Как хорошо уложенный чемодан, в который поместилось очень многое. И было ощущение, что получилась большая часовая передача. Новый четырехсерийный фильм должен называться "А любовь, как песня" - по названию моей песни. Уже есть сценарий. Режиссер - Таня Андреева. Сценарист и редактор Любовь Гранстрем...

- Каким вы видите будущее телевидения?

- Телевидение может быть динамичным, хроникальным, документальным, художественным. Но только не надуманным, не искусственным. Не таким, чтобы из никого делать "кого-то". Наоборот, не терять в передачах о личности ее достоинств. Чтобы не говорили на улице: "В жизни вы лучше, чем по телевизору". Хочу, чтобы мое обаяние, мое тепло, мои горящие глаза, когда я загораюсь на сцене, чтобы они тоже были видны на экране. Скрытая камера - лучший вариант правдивого телевидения.



 
Теле-Спутник Ноябрь 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт