78Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Cпутниковое телевидение в Париже


Н.Орлов Теле-Спутник - 11(25) Ноябрь 1997 г.


На любой из технических выставок сразу становится понятно, - какие из фирм в данной области ведущие. Их стенды выглядят всегда наиболее внушительно и занимают наибольшую площадь.



На выставке Antennes97 в Париже ведущими были безусловно французские пакеты платного цифрового спутникового телевидения — Canal Satellite, TPS и ABSat. На их стенды входящий натыкался непосредственно сразу после входа в экспозиционный зал. На любой из этих пакетов, каждый из которых включает около трех десятков тематических программ, можно было подписаться прямо на выставке.



В одном из последних номеров авторитетного английского журнала Cable &Satellite Europe приведены данные о числе индивидуальных подписчиков на эти пакеты на середину 1997 года. Canal Satellite — 400 000 подписчиков, TPS — 100 000 подписчиков и ABSat — всего около 15 000 подписчиков. И это примерно после девяти месяцев работы. Полное впечатление, что конкуренты полностью вытеснили ABSat с рынка. Поэтому мы поговорили на стендах Canal Satellite и ABSat о методах их работы.

 Студия телеканала МСМ-Африка и Muzzik.

Ситуация оказалась довольно сложной. Все платные пакеты программ поощряют своих дилеров и установщиков. Цифры, детали и методики поощрения в каждом случае разные, но принципы остаются одинаковыми. Крупным дилерам, которые занимаются оптовой продажей цифровых ресиверов-декодеров, это оборудование отпускается с дотацией (ниже заводской цены). Другим оборудованием, необходимым для установки (антенны, конверторы, кабель и т.д.), сами пакеты не занимаются. Эту номенклатуру изделий дилеры обеспечивают самостоятельно. Отдельно поощряются установщики, которые собственно и дают конечных клиентов, которые в дальнейшем будут вносить абонентскую плату и делать данные проекты платного телевидения прибыльными. За одну установку в некоторых случаях можно получить до 400 франков. Для справки: французский франк примерно равен российской тысяче рублей. И это при том, что с клиента за монтаж установщик деньги получает отдельно.

Политика у всех одинаковая, однако успехи у платных пакетов весьма и весьма различные. В чем же дело? Понятно, что Canal Satellite — дочернее предприятие CANAL+, является наиболее мощной фирмой по сравнению с другими его французскими конкурентами. Кроме того, ему удалось перетянуть часть своих клиентов из своего платного аналогового сервиса. Но почему же ABSat имеет столь ничтожное число клиентов?


Cтудия телеканала МСМ.

Оказывается, что все пакеты кроме индивидуальных клиентов работают с кабельными сетями. Есть два принципиально разных варианта. Первый заключается в том, что в кабельной сети идет полностью кодированный сигнал и раскодируется у каждого абонента. При этом для конечного клиента отношения с платным пакетом те же самые, что и в случае индивидуальной антенны. При втором варианте кабельные сети покупают каналы из пакетов по отдельности, "в розницу". При этом у ABSat в этом бизнесе есть серьезное преимущество. Эта фирма — крупнейший в мире производитель телевизионной продукции. Поэтому фактически все их двадцать каналов построены на основе собственных передач, которые они могут продавать на всей территории, куда достает луч Hot Bird. А это, кстати, значит, что и на территории бывшего СССР. Даже их четыре фильмовых канала на 80% составлены из собственных фильмов. Так что и эти каналы ABSat может продавать кабельным сетям с условием, что те заменят "чужие" фильмы на какие-нибудь другие передачи. А во Франции эти каналы, конечно, продаются целиком.

Canal Satellite и TPS или переретранслируют чужие каналы полностью или компонуют их из приобретенных чужих программ. Поэтому кабельным сетям они могут продавать свои каналы только во Франции, где они имеют права на вещание.


Госпожа Вероника Сегар - менеджер по распостранению MCM в Европе

Вслед за стендами платных каналов стояли несколько менее солидные, но тем не менее обращающие на себя внимание, стенды Eutelsat и Astra. На этих стендах мы в первую очередь интересовались спутниковым Интернетом. Обе эти фирмы собираются предоставлять такие услуги в стандарте DVB, в отличие от американского DirecPC, который уже предлагается в России. Мы, правда, не беремся пока сказать, какой же из стандартов лучше. Пока нет возможности сравнить.



Для тех, кто впервые столкнулся с данным понятием, сообщим, что спутниковый Интернет — это получение информации из этой всемирной компьютерной сети на индивидуальную спутниковую антенну, которая подключена непосредственно к персональному компьютеру. При этом запрос от пользователя на получение информации обычно уходит через традиционные наземные каналы связи, а ответ приходит через спутник. За счет того, что по объему информации запросы на несколько порядков меньше, чем ответы, а спутниковый канал имеет очень высокую пропускную способность, обеспечивается высокая скорость доступа к ресурсам Интернет.

И вот впервые нам удалось "потрогать руками" спутниковый Интернет на стенде Eutelsat. Доступ к WWW-серверу Eutelsat был осуществлен с фантастической для российского пользователя скоростью — 42 кбит/с! Более того, с этого сервера удалось посмотреть на экране компьютера демонстрационные видеоролики, посвященные телевизионным каналам, транслируемым через спутники Eutelsat, в реальном времени со стереозвуком. При этом скорость доступа вообще плохо поддавалась осмыслению — 4054 кбит/с! Скорости фиксировались по сообщениям, которые выдает самый обыкновенный Netscape Navigator — программа-браузер для доступа к ресурсам Интернет.



Однако червь сомнения все же продолжал подтачивать фантастическое впечатление, произведенное подобными техническими достижениями. Ведь это демонстрационный стенд на выставке, и все демонстрации проводятся на сервере того же Eutelsat. Наверное, этот сервер и up-link-станция, передающая информацию на спутник, связаны очень хорошим каналом связи. А как же доступ к более удаленным серверам? И тут мы обратились к серверу нашего журнала — www.telesputnik.ru. Скорость доступа упала примерно на порядок до единиц кбит/c, хотя и оставалась весьма приличной по российским понятиям. Этот простенький эксперимент показал, что чем дальше от up-link- станции находится нужный Вам сервер, тем более спутниковый Интернет приближается к традиционному наземному.


Господин Amaury Simon - менеджер Eutelsat, отдел мультимедиа.

Ну да Бог с ним, с Интернетом. А ведь возможность приема на индивидуальную спутниковую антенну видеофильмов по заказу, пусть даже с какого-либо выделенного сервера — это же просто фантастика! Вышел на этот сервер, посмотрел каталог фильмов и передач и выбрал для просмотра что твоей душе угодно из огромного списка. А не из программки принимаемых Вами спутниковых, эфирных или кабельных телевизионных каналов и не из прейскуранта ближайшей к вам точки, торгующей видеокассетами. Хочешь — смотришь Сильвестра Сталлоне, а хочешь — "Белое солнце пустыни" хоть по пять раз на дню. Здорово, не правда ли? Да и деньги за такой фантастический по возможностям сервис можно "снимать" с клиента немалые. Вот только остается маленький вопросик — а сколько же их может быть, этих клиентов?

Простейший расчет показывает, что число клиентов оказывается очень ограниченным. Стандартный транспондер современного спутника имеет ширину 36 МГц. А это примерно соответствует пропускной способности 36 Мбит/с. А на каждого клиента нужно, как показал наш эксперимент, около 4 Мбит/c. То есть на один транспондер всего только девять клиентов одновременно. Пожалуй, термин "золотой" для данного вида сервиса будет выглядеть весьма бледненько, так как цены для индивидуальных клиентов будут просто астрономические. Можете прикинуть сами, исходя из того, что цена аренды одного транспондера на спутнике Hot Bird в зависимости от условий аренды лежит в пределах 3-4 миллионов долларов в год.

А это означает, что клиенты данного сервиса будут корпоративные, а не индивидуальные. А это уже совсем не видео по заказу. Именно к такому выводу мы и пришли, обсудив данную проблему с менеджером Eutelsat, господином Amaury Simon, который собственно и демонстрировал нам спутниковый Интернет в действии. Тем не менее, Eutelsat активно продвигает такого рода услуги на рынке и небезуспешно. Первый клиент из Италии уже есть — фирма COM.NET. Кто следующий?


Английская фирма Unicorn представила на выставке двухкоординатное опорно-поворотное устройство, позволяющее вращать антенну в горизонтальной плоскости на 180 °

Еще более прагматично смотрит на вещи господин Сharles Josa — менеджер конкурирующей фирмы Astra-Net. Эта фирма в ближайшем будущем будет предлагать совершенно аналогичные услуги через спутники Astra. Господин Josa вообще считает, что экономически выгодно пользоваться такими услугами только для "корпоративного вещания". Например, транснациональная корпорация (ну, например, Coca-Cola или Panaso-nic) может одним махом распространить свою документацию объемом в несколько мегабайт в сотни своих офисов и тысячи офисов своих дистрибьютеров, расположенных на пространствах в тысячи километров. Представьте, сколько бы это стоило при помощи традиционных методов передачи информации. Тем, кто интересуется этим вопросом подробно, мы можем рекомендовать обратиться к статье "Спутники на информационной супермагистрали", опубликованной в предыдущем номере нашего журнала.

За стендами "монстров" расположились уже самые обыкновенные стенды фирм, предлагающих техническую продукцию. Среди оригинальных новинок мы смогли увидеть уникально дорогой бытовой спутниковый ресивер американской фирмы Chaparal более чем за три тысячи долларов. Зато и описать все многочисленные и хитроумные возможности данного аппарата даже вкратце не представляется возможным в рамках данной статьи. Мы смогли насладиться Dolbi-звуком в домашнем кинотеатре, представленном на стенде известнейшей французской фирмы Sagem.


Мощный супермаунт фирмы Unicorn на стенде был пристыкован к полутораметровой параболической антенне

Но что показалось нам наиболее интересным, так это обилие технических новинок для параболических спутниковых антенн и опорно-поворотных устройств для них. Казалось бы, тут уже все давным давно придумано. Так ведь пытливый человеческий ум изобретает все новые и новые усовершенствования даже в этой "классической" области спутникового телевидения.

Маленькая английская фирма Unicorn представила на выставке двухкоординатное опорно-поворотное устройство, позволяющее вращать антенну в горизонтальной плоскости на 180°, тогда как стандартная полярная подвеска обычно позволяет вращать антенну в пределах 100-120°. Мощный супермаунт фирмы Unicorn на стенде был пристыкован к полутораметровой параболической антенне. Представители фирмы уверяли, что ограничений по размерам антенны для их супермаунта нет, что, наверное, не совсем правда, но двухметровую антенну к нему пристыковать можно. Заметим, что сейчас на рынке стран бывшего СССР представлены только супермаунты тайваньского производства для антенн диаметром 90-120 см.


Тайваньская фирма Jaeger (торговая марка SuperJack) представила на выставке устройство управления супермаунтом, где все силовые и управляющие сигналы подводятся к супермаунту по тому же коаксиальному кабелю, по которому с конвертора к ресиверу подается телевизионный сигнал.

Известная тайваньская фирма Jaeger (торговая марка SuperJack) представила на выставке устройство управления супермаунтом, где все силовые и управляющие сигналы подводятся к супермаунту по тому же коаксиальному кабелю, по которому с конвертора к ресиверу подается телевизионный сигнал. При этом отпадает необходимость в дополнительных проводах и дополнительных разъемах и сильно упрощается процесс монтажа такого устройства.

На стенде американской фирмы Gore&Associes были выставлены изделия швейной промышленности — чехлы на спутниковые антенны. Предвижу скептические ухмылки на лицах многих наших читателей. А зря! Чехлы изготовлены из радиопрозрачного материала, который предотвращает налипание снега на антенну. Симпатичная дама — менеджер этой фирмы, которая, к сожалению, забыла представиться, спросила нас — много ли зимой выпадает снега в Сибири? Мы честно признались, что очень и очень много, из чего следует естественный вывод, что такие чехлы для местностей, где выпадают осадки в виде снега, могут очень пригодиться.

Небольшая французская фирма Cubsat выставила на своем стенде пластиковую коробку. Эта коробка представляет собой кожух из радиопрозрачного материала, в который закрепляется шестидесятисантиметровая параболическая антенна. Угол места при этом жестко задан. В экспонируемом образце угол места был подобран для Франции и спутника Astra. Азимут выставляется простым перемещением коробки по ровной плоской поверхности. Таким образом получается приемная антенная система, которая фактически не требует никаких усилий при установке, и любой самый технически безграмотный и "безрукий" клиент сможет все сделать сам.

В рамках этой поездки мы посетили офисы и студии двух крупнейших и известнейших спутниковых телевизионных каналов — Eurosport и MCM. Вместе с нами там побывали клиенты "Теле-Спутник"-ТУР, воспользовавшиеся его услугами для поездки на выставку.

Mенеджер по распространению Eurosport в Восточной Европе господин Жак Рено (Jacques Reynaud) рассказал о политике Eurosport в данном регионе. Пока Eurosport заключает договора только с кабельными сетями. Месячная плата с одного абонента в зависимости от условий заключения контракта может колебаться в пределах от 10 до 20 центов. Имеется в виду сумма, которую оператор кабельной сети платит каналу Eurosport. Присутствующие при встрече операторы кабельных сетей из России и Украины, естественно, сказали, что это будет дороговато для их бедных кабельных сетей и еще более бедных абонентов. На это господин Рено заявил, что продавать свою программную продукцию Eurosport дешевле не может, так как затраты на ее изготовление очень высоки по сравнению с затратами на другие тематические телевизионные каналы - например, музыкальные. В этом мы убедились в дальнейшем при посещении студий Eurosport.

Тем не менее, политика канала Eurosport заключается в том, чтобы входить в самый дешевый и массовый пакет платных программ в кабельной сети, следующий за пакетом общенациональных программ, которые кабельный оператор обычно должен транслировать в обязательном порядке и бесплатно для абонентов. Для России — это, например, каналы ОРТ и РТР, а для Украины — УТ1 и УТ2. Eurosport, по словам господина Рено, стремится попасть в следующее, наиболее дешевое и массовое предложение для абонентов кабельной сети. Eurosport не хочет быть дорогим телевизионным каналом для богатых клиентов, каким господин Рено считает "НТВ-Плюс" в России.

Сейчас Eurosport имеет договора с несколькими кабельными операторами в Москве, Московской области и Карелии и ведет интенсивные переговоры с рядом других кабельных операторов. Например, с крупнейшими киевскими операторами кабельных сетей — IVK и "Киевтелемонтаж". Впрочем, если дела с кабельными сетями пойдут так же тяжело, как и сейчас, то господин Рено готов начать сотрудничество с эфирными станциями. В Москве он этого делать точно не будет. Наибольшие шансы заключить официальные контракты у эфирных станций Урала и Сибири, где затруднен непосредственный прием со спутника Hot Bird.

Затем господин Реми Терешкевич, технический специалист Eurosport, провел небольшую экскурсию по студиям Eurosport. В Eurosport работают около 200 тележурналистов и еще около 400 тележурналистов работают по контракту. Свои корреспондентские пункты у Eurosport есть во всех крупнейших городах Европы. Десятки репортерских групп, раскиданных по территории всего мира, ведут прямые репортажи с крупнейших спортивных соревнований. Вся информация собирается и обрабатывается в многочисленных студиях Eurosport.

Телеканал вещает на 14 языках. Причем это не синхронный перевод, а независимая работа спортивных комментаторов на родном языке. Часть языкового сопровождения делается здесь же, а часть на местах, для вещания в национальных кабельных сетях. Шестичасовая русскоязычная версия делается в Москве и передается в кодированном виде через Hot Bird. Декодеры частным клиентам Eurosport не продает, только кабельным сетям, с которыми подписан контракт.

После посещения огромного офиса и производственных помещений Eurosport телеканал MCM напротив удивляет своими миниатюрными размерами. На MCM работают около 150 человек — технический персонал, творческие работники, операторские группы, менеджеры, администрация. При этом MCM производит отдельно версии для Франции, Африки, Латинской Америки и Европы (MCM International — то, что мы имели возможность принимать со спутника Hot Bird до весны 1997 года, когда канал перешел на цифровое вещание и закодировался). Если французская и европейская версии канала отличаются весьма незначительно (заменены на клипы различные разговорные вставки на французском языке), то африканская версия строится в основном на основе совершенно другой национальной африканской музыки. Именно на африканском рынке MCM сейчас имеет наибольшие успехи, где удалось существенно потеснить своего основного конкурента — MTV.

Кроме того, MCM производит еще один очень интересный канал — Muzzik, посвященный классической музыке, балету, джазу и другим нероковым направлениям в музыке.

И все это делается в одной маленькой съемочной студии и двух аппаратных студиях. Дело в том, что производство MCM предельно автоматизировано. Специальная машина меняет кассеты с записью клипов каждые несколько минут и выдает их в эфир. Телеканал Muzzik имеет значительно более длинные передачи — по часу или полтора, и не требует автоматизации такого уровня.

Госпожа Вероника Сегар (Veronique Segard), менеджер по распространению канала MCM в Европе, готова заключать договора с операторами кабельных сетей в странах бывшего СССР. При заключении такого договора MCM предоставляет свой декодер оператору кабельной сети бесплатно. С индивидуальными клиентами телеканал не работает. До сих пор госпожа Сегар не заключила ни одного договора ни с одной кабельной сетью в странах СНГ. Первый прецедент произошел во время нашего посещения телеканала MCM. Было достигнуто соглашение с маленькой кабельной сетью "Тодор" на 4000 абонентов из города Лодыжин Винницкой области из Украины.

Кроме того, MCM занимается продвижением на европейском рынке еще двух телевизионных каналов. Один из них — телеканал Fashion — целиком посвящен вопросам высокой моды. Некоторое время канал шел в открытом виде со спутника Hot Bird. Второй телеканал, маркетингом которого MCM занимается на европейском рынке — это российский канал "Всемирное российское телевидение" (ВРТ), который, по непроверенным данным, ориентирован на русскоязычных эмигрантов в Европе.



 
Теле-Спутник Ноябрь 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт