28Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Таблица частот спутниковых каналов


В.Колюбакин Теле-Спутник - 11(25) Ноябрь 1997 г.


"23 сентября ракетой-носителем "Космос-3М" были запущены два космических аппарата. Один из них в интересах Министерства обороны, другой - американский космический аппарат связи. Руководил работой начальник I-го Государственного испытательного космодрома полковник В.П. Пронников. Непосредственный запуск осуществила часть, которой командует подполковник А.И. Шевкунов." "Плесецкие новости", №109 (8627) от 25.09.97



Появление офицера в автобусе сразу настраивает на серьезный лад: "Прошу запомнить, здесь — не площадка для игр, а наблюдательный пункт космодрома." Всех предупреждают о строгом соблюдении правил безопасности, раздают противогазы и сообщают, что в случае чего надо этот противогаз надеть и спокойно, без паники занять свое место в автобусе. Офицер еще раз повторяет про площадку для игр и разрешает приступать к делу.

Обычная деревянная веранда, лес, просека, в конце которой видна готовая к пуску ракета. На ее борту находятся спутник "Космос-2346" и, в качестве дополнительной нагрузки (так называемая система piggy back), экспериментальный спутник Faisat. Плесецк — это не Байконур, здесь площадки окружены лесом, поэтому на наблюдательные пункты прорублены просеки. Вот на этой самой просеке и пытаются разместится со своими штативами оператор технологической съемки, корреспондент "Вестей", операторы американской фирмы и многие другие, в том числе и корреспонденты "Теле-Спутника". Подсвечивая фонариками, все настраивают аппаратуру. Громкая связь, по которой идет репортаж о ходе подготовительных работ и о приближающемся времени пуска, добавляет некоторую нервозность в окружающую обстановку.

"Внимание! Подано питание на борт ракеты-носителя! Система управления находится в исходном состоянии! Готовность к пуску — 20 минут!" До ракеты — около километра. По правилам техники безопасности ближе подходить нельзя. Помимо опасности взрыва, существует опасность отравления парами топлива. Топливо, используемое в ракете "Космос", шутить с собой не позволяет — сказать, что оно токсичное, это практически ничего не сказать. Успокаивает только мысль о высокой надежности ракеты.

"Внимание! Ключ предстартовой подготовки переведен в положение "Пуск". Готовность к пуску — одна минута". Итак, секундной стрелке осталось обежать один круг. Даже если можно найти лучшую точку обзора, все равно уже поздно. Максим, наш фотограф, в последний раз проверяет все настройки, а я сижу на земле около штатива, твердо заучив его инструкции: "Как появится огонь — дави на кнопку."

"Пять. Четыре. Три. Два. Один. Пуск!" Прошла вечность. Потом еще одна. Ракета окуталась багровыми клубами дыма, и через доли секунды до нас докатился рев двигателей. "Космос" оторвался от стартового стола, на мгновение как бы завис и резко пошел вверх. Через несколько секунд в черном ночном небе остался только язык пламени, который, постепенно превращаясь в точку, быстро исчез в облаках. Все... Внезапно осознаешь, что пальцы до сих пор сжимают кнопку дистанционного управления фотоаппарата, который "молотит" со скоростью 6 кадров в секунду. К реальной жизни возвращает офицер, который требует немедленно занять свои места в транспортных средствах.



"20 секунд — полет нормальный". Согласно баллистическим расчетам, после 20 секунд полета ракета уже не может упасть на место старта. Тогда считается, что она "ушла". Но вообще, "20 секунд" — это скорее местный "космодромный" юмор, все-таки ракета "Космос" стараниями разработчиков и эксплуатационщиков имеет индекс надежности выше 98 процентов. Менее, чем через два часа от спутников отделилась вторая ступень, и в "учетную карточку" носителя "Космос-3М" можно было вносить еще один удачный запуск. Правда, президенту компании Final Ana-lysis предстояло еще некоторое время поволноваться, пока не произойдет отстыковка его аппарата от спутника "Космос".

История носителей легкого класса "Космос" начинается во второй половине 50-х годов, когда в КБ "Южное" (тогда СКБ-586) под руководством М.К. Янгеля начали конструирование межконтинентальной баллистической ракеты Р-12. Принятые к тому времени на вооружение Р-1 и Р-5М не удовлетворяли заказчиков по многим параметрам. Главным из них было время предстартовой подготовки и время нахождения ракеты на боевом дежурстве. Именно в это время в Советском Союзе было начато промышленное производство топлива на основе диметилгидразина (НДМГ) и окислов азота. Многих конструкторов, в том числе и С.П. Королева, новое топливо отпугивало своей токсичностью, агрессивностью по отношению к средам, высокой стоимостью, меньшим удельным импульсом. То есть Королев, конечно, понимал всю перспективность нового топлива, но, вероятно, думал, что это дело будущего. Одним из преимуществ топлива на основе НДМГ является больший срок хранения, то есть ракета может гораздо дольше находиться на боевом дежурстве без перезаправки.

Итак, в 1955 году в КБ "Южное" под руководством М.К. Янгеля началась разработка ракеты Р-12. Эта ракета была создана и сдана на вооружение. В составе боевых частей она прослужила вплоть до сокращений ракет средней дальности конца 80-х годов.

В 1956 году Янгелю было предложено начать работы по параллельному созданию космического носителя на базе боевой ракеты. Этот вариант отрабатывался в качестве страховочного, если бы разработка "семерки", которая велась в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева, натолкнулась на непреодолимые трудности. В ходе исследовательских работ довольно быстро стало ясно, что "за просто так" носитель не получится. Оставалась проблема включения двигателей второй ступени в состоянии невесомости, да и второй ступени по существу еще не было.

Тем временем в ОКБ-456 под руководством В.П. Глушко был запущен в разработку новый двигатель, работающий на достаточно экзотичной паре "жидкий кислород — НДМГ". Заказчиком этого двигателя являлось ОКБ-1, которое заказало его для лунного аппарата. Однако, не полагаясь целиком на незнакомое топливо, Королев сделал заказ на двигатель с такими же параметрами воронежскому ОКБ-254. Создание двигателя в ОКБ-456 натолкнулось на большое количество трудностей, поэтому когда Глушко "довел до ума" свой двигатель, на луннике уже использовался двигатель из Воронежа. В.П. Глушко предложил свой двигатель Янгелю, который в конце концов согласился.

8 августа 1960 года официально, постановлением Совета Министров, началась разработка носителя на основе ракеты Р-12. Надо сказать, что к тому моменту основательно назрела необходимость советского легкого носителя. Хотя Советский Союз тогда держал неоспоримое первенство в больших космических программах (вывод на орбиты "космических лабораторий", подготовка к первому пилотируемому полету), но по запуску малых спутников (в основном военного значения) сильно отставал от США. "Семерка" не могла обеспечить все необходимые пуски, к тому же использовать ее для вывода легких спутников на околоземные орбиты было экономически нецелесообразно.

В 1961 году в Капустином Яру начались летные испытания нового носителя, позднее получившего название "Космос". Первые пуски были неудачными, только третий спутник был выведен на орбиту, близкую к расчетной. Началось осуществление программы по выводу космических аппаратов на низкие орбиты. Спутники тоже получили название "Космос" и запускались в основном в интересах военных. Однако носитель "Космос" не удовлетворял заказчиков по очень многим параметрам: низкая грузоподъемность и высота орбиты, недостаточная надежность и точность выведения на орбиту, высокая сложность эксплуатации. Достаточно вспомнить, что всего на ракете использовалось шесть типов топлива — ни о каком удобстве обслуживания не могло быть и речи.

Количество пусков (на 01.06.1997) 416

Удачных 391

Частично удачных 7

Аварийных 18

Одновременно с разработками новых носителей шло строительство космодрома Плесецк. Решение о создании нового космодрома на базе Северного испытательного полигона ракетной техники было принято Советом Министров в 1963 году. Пусковые комплексы баллистических ракет Р-7 переоборудовались для пусков ракет "Союз" и "Молния", также шла постройка комплексов для носителей семейства "Космос".



Испытания носителя "Космос-2" начались в 1965 году, и в октябре того же года модернизированный носитель вывел на орбиту очередной спутник серии "Космос". С марта 1967 года начались пуски с космодрома Плесецк. В дальнейшем носитель "Космос-2" использовался до 1977 года. За все время эксплуатации носители на базе МБР Р-12 запускались 163 раза, из них удачно — 144. На орбиты было выведено 145 спутников. Именно этими носителями осуществлялись пуски по программе "Интеркосмос".

Ракета Р-14 была дальнейшей разработкой Р-12, с большей дальностью полета и грузоподъемностью. Было логично начать создание легкого носителя на базе этой ракеты. Новый носитель, получивший название "Космос-1", конструировался с учетом недостатков предыдущей модели. В качестве топлива второй ступени использовались диметилгидразин и азотный окислитель. Эта пара, в отличие от пары "диметилгидразин-кислород", не требовала пускового горючего, а обеспечивала самозажигание. Ввиду большой загруженности КБ "Южное" военными заказами, дальнейшая разработка была передана в Красноярск, в НПО Прикладной механики (тогда ОКБ-10). Тогда это предприятие занималось серийным выпуском ракеты Р-14, так что выбор был не случаен. В ОКБ-10 работа по созданию носителя была продолжена. Испытания носителя проводились на Байконуре. Было осуществлено восемь пусков, из которых только один был неудачным. Однако почему-то этот носитель в серийное производство не пошел, и в скором времени на испытания был предоставлен в несколько доработанном виде под названием "Космос-3". Испытания этого носителя были неудачными (6 пусков, из которых 3 были аварийными), после чего он был модернизирован и стал существовать под названием "Космос-3М". Пуски этого носителя на Байконуре были прекращены и перенесены на космодром Плесецк. Испытания "Космос-3М" начались в 1967 году, а в 1971 году началась штатная эксплуатация.

Постепенно производственная ориентация КБ-10 менялась, предприятие переориентировалось на создание космических аппаратов. Таким образом "Космосу-3М" предстояло еще раз "поменять место жительства". Производство ракеты было перенесено в Омск, на Производственное объединение "Полет". Тогда это предприятие было филиалом КБ "Южное" и занималось производством ракет Р-12 и Р-16.

Ракета-носитель "Космос-3М", по исследованиям как российских, так и американских экспертов, является одной из ведущих ракет своего класса.

"Космос-3М" может выводить космические аппараты массой от 500 кг (высота орбиты — 1700 км) до 1500 кг (высота орбиты — 250 км). За один пуск можно выводить до восьми спутников. Точность выведения на орбиту по высоте составляет 40 км, по периоду обращения — 30 с, по углу наклонения орбиты — 8 (угловых минут). Подготовку носителя к пуску осуществляют 105 человек за 34-36 часов. Уровень автоматизации предстартовой подготовки составляет около 70 процентов.



Однако эта высокая надежность и "простота" оплачены по самой высокой ставке. 26 июня 1973 года на космодроме Плесецк боевой расчет проводил предстартовую подготовку ракеты "Космос-3М". Пуск был назначен на 1 час 32 минуты московского времени. В результате неисправности датчиков произошел перелив топливных баков. Согласно инструкции, боевой расчет приступил к сливу топлива и перезаправке ракеты. В тот момент еще никто не знал, что произошла разгерметизация топливных баков.

В случае обнаружения какой-либо неисправности происходит автоматическая остановка предпусковых операций, и ракета "демонтируется" со стартовой площадки. Тогда остановка была проведена за 15 секунд до назначенного времени пуска. Расчет приступил к сливу топлива. Внезапно произошла вспышка, раздался взрыв и начался пожар. В его огне погибло семь человек, еще двое умерли в больнице от отравления ядовитыми парами. На космодроме появился мемориал.

Пуск совершен, два спутника на орбите. Про "Космос-2346" сказать нечего, у него свои задачи. Известно лишь, что он будет работать не только в интересах военных ведомств. FaiSat-2 — второй экспериментальный спутник компании Final Analysis. Эта компания планирует создание низкоорбитальной коммуникационной спутниковой системы. Система будет состоять из 24 спутников на четырех орбитах. Еще четыре спутника — по одному на каждой орбите — будут находиться в резерве. Все аппараты будут запущены носителем "Космос-3М", по семь спутников за пуск. Сотрудничество ПО "Полет" с американской компанией не ограничивается носителем. В Омске создаются многие важные узлы для спутников FaiSat. Ситуация, характерная для все российских предприятий, работающих на космос, — выжить можно только найдя партнеров, всерьез намеренных использовать наш высокий космический потенциал.

"Пять. Четыре. Три. Два. Один. Пуск!" Ракета уходит в черное осеннее небо. Это нужно, это правильно, это необходимо. В конце концов, это очень красиво.



 
Теле-Спутник Ноябрь 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт