45Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Таблица частот спутниковых каналов


Теле-Спутник - 10(24) Октябрь 1997 г.


 МАКС-97 Что мы делаем, когда нам нужно быстро попасть из одной точки земного шара в другую? Мы летим на самолете. Что мы при этом видим? Аэропорт отправления, стойку регистрации, салон самолета, облака за окном, аэропорт прибытия. Иногда можно мельком увидеть самолеты, стоящие на летном поле. Пожалуй, что и все. А вам хотелось бы в буквальном смысле слова потрогать самолет руками? А посмотреть фигуры высшего пилотажа? А поговорить с людьми, которые эти самолеты делают? Тогда вам нужно было оказаться в подмосковном городе Жуковский во время проведения там Международного авиакосмического салона МАКС-97.

Сходство с посещением аэропорта заканчивалось на входе, где посетителей точно так же проводили через рамку металлоискателя и просвечивали вещи. После этого посетитель выходил на поле и предоставлялся самому себе. Он мог идти на малую взлетно-посадочную полосу, где в ряд на протяжении километров полутора были выставлены самолеты и вертолеты. Он мог идти к ангарам, где располагалась экспозиция. А мог просто сесть за столик или на траву и наблюдать демонстрационные полеты. Не каждый день выдается возможность посмотреть фигуры высшего пилотажа даже по телевизору.



Однако нас, как журналистов "Теле-Спутника", интересовало в первую очередь все, что было связано с космосом, а в особенности со спутниковыми коммуникациями. У нас не ушло много времени на то, чтобы найти ангар, в котором выставлялись российские предприятия и организации космической отрасли - перед ангаром была установлена полномасштабная модель функционально-грузового блока международной орбитальной станции "Альфа". Стенд создателей этого блока, Государственного Космического Центра им. Хруничева (Москва), находился по соседству с детищем - сразу у входа. Надо сказать, что работники ГКНПЦ приложили немало усилий, чтобы представить "в железе" все направления своей деятельности: модели ракет "Протон", "Рокот" и "Ангара", модели разгонных блоков(РБ - последняя ступень ракеты) "Бриз-М" и КВРБ, модель орбитальной станции "Альфа". Именно она больше всего интересовала посетителей. Однако, если кто-то интересовался "рабочей лошадкой" - носителем "Протон", то он мог сполна удовлетворить свое любопытство .

На стенде нам рассказали, что первый пуск ракеты "Протон-М" намечен на будущий год, что коммерческое использование этой ракеты ожидается несколько позднее. "Протон-М" будет обладать большей грузоподъемностью, а также улучшенными экологическими характеристиками. Идет разработка новых РБ "Бриз-М" и КВРБ.



Блок "Бриз-М" работает на том же топливе и окислителе, что и "Протон" - несимметричный диметилгидразин и азотный тетраксид (НДМГ/АТ). Предусмотрена возможность сброса топливного бака и многократного включения маршевого двигателя. В случае установки на "Протоне" этого блока он сможет выводить на геостационарную орбиту до 3-3,3 тонн, на геопереходную (перигей 400 км, апогей - 36000 км, наклонение - 28°) - 6,1-6,2 тонны. Разрабатывается вариант установки этого блока на ракетах "Ангара", "Зенит" и даже Ariane. Начало летных испытаний "Бриз-М" намечено на 1998 год.

Второй РБ, разрабатываемый в ГКНПЦ им. Хруничева, - кислородно-водородный разгонный блок (КВРБ). Этот блок тоже подразумевает использование с различными носителями ("Протон-М", "Ангара", "Зенит", Ariane-5). Начало испытаний КВРБ намечено на 2000 год.



Также на стенде нам сказали, что ГКНПЦ может обеспечить 15 пусков в год (в свое время от офицеров ВКС РФ мы слышали цифру 18) - были бы желающие.

В августе 1994 года ГКНПЦ им. Хруничева выиграл тендер на создание новой российской ракеты-носителя, получившей название "Ангара". Этот носитель будет выводить космические аппараты на все виды орбит - от околоземных до отлетных. В зависимости от выполняемой задачи на нем будут устанавливаться различные разгонные блоки: в случае вывода на низкие орбиты (300-2500 км) - "Бриз-М", при выводе на средневысотные орбиты - КВРБ. В дальнейшем планируется создание многоразовой первой ступени, возвращаемой к месту старта, что удешевит пуск и повысит экологичность ракеты. "Ангара", оборудованная КВРБ, будет выводить 4,5 тонны на ГСО . Для осуществления пусков начато создание стартового комплекса на космодроме Плесецк. Начало эксплуатации носителя - 2000 год.

 Рис. 4
Рис. 4 Стенд ЦСКБ "Прогресс"

Характерной особенностью развития ракетной техники в настоящий момент является большое количество конверсионных программ по переделке баллистических ракет в носители. ГКНПЦ им. Хруничева "взял на вооружение" SS-19, которая получила третью ступень - разгонный блок "Бриз" и гражданское название "Рокот". На данный момент осуществлено несколько пусков "Рокота" из шахтной установки на Байконуре, которые показали, что ракета полностью удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к космическим носителям. Для коммерческих пусков в Плесецке строится стартовый комплекс, на стенде был представлен его макет.

Российские предприятия очень серьезно занялись разработкой разгонных блоков. Стенд НПО им. Лавочкина (Москва) - тому подтверждение, он почти целиком занят макетами разгонных блоков "Фрегат", "Флагман" и "Лифт". По замыслу разработчиков, эти блоки можно будет использовать на ракетах-носителях "Союз", "Зенит", "Протон" и "Рокот".

"Фрегат-2" оборудован маршевым двигателем двадцатикратного включения, работающим на паре НДМГ/АТ, и сбрасываемыми топливными баками. При оснащении этим разгонным блоком ракета "Зенит" сможет выводить на ГСО с космодрома Байконур 2300 кг. С платформы Sea Launch - 3200 кг. Предполагаемый срок ввода блока в эксплуатацию - середина 1999 года.

Разгонный блок "Лифт" разрабатывается для использования в качестве последней ступени ракеты "Днепр" (SS-18). Для более быстрого и дешевого создания используются стандартные разработки - например, система управления РБ "Фрегат" и блок баков двигателя разгонного блока ракеты "Молния". Топливо то же, что и у "Протона": несимметричный диметилгидразин/азотный тетраксид. Ракета "Днепр", оборудованная блоком "Лифт", сможет выводить на геопереходную орбиту, эквивалентную переходной орбите при выводе с мыса Канаверал, 1200 кг.

Блок "Флагман" разрабатывается совместно с РКК "Энергия" для использования на ракетах-носителях "Протон" и "Протон-М". Это двухступенчатый разгонный блок, где в качестве первой ступени используется "Блок-ДМ" (РКК "Энергия"), а в качестве второй - "Фрегат". Управление осуществляется через систему управления "Фрегата". В качестве перспективной разработки - приспособление блока "Флагман" на носителях "Ангара". Ракета "Протон", оборудованная этим РБ, сможет выводить на ГСО 3100 кг, "Протон-М" - 3500 кг.

Представители РКК "Энергия" (Москва) не выразили беспокойства по поводу возможного появления на рынке нескольких разгонных блоков помимо единственного на данный момент "Блока-ДМ". Они считают, что надежный и проверенный "Блок-ДМ" вызывает большее доверие у заказчиков. На данный момент РКК может обеспечить блоками все пуски ракет "Протон" и "Зенит" даже с учетом увеличения количества пусков.

 Рис. 5
Рис. 5 - Экспозиция ГКНПЦ им. Хруничева

К сожалению, стенд РКК "Энергия" не был оформлен моделями и развернутыми плакатами, зато на нем присутствовали представители корпорации, которые охотно отвечали на все вопросы. Очень интересна позиция РКК в вопросе создания и использования легких носителей. В то время, как все подобные организации полным ходом ведут конверсионную переработку баллистических ракет в носители легкого класса (ракеты "Рокот", "Старт", "Штиль", "Волна" и т.д.), "Энергия" начала разработку собственного, полностью гражданского легкого носителя. По словам представителя РКК, использование конверсионных ракет имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, из-за закона о нераспространении военной ракетной технологии могут возникнуть проблемы при запуске американских спутников или спутников, на которых какие-либо из основных агрегатов созданы в США. В случае использования гражданского носителя эти проблемы отпадают. Во-вторых, количество конверсионных ракет не безгранично, и когда-либо они кончатся, а переорганизация производства обойдется немногим дешевле разработки нового носителя. Гражданский носитель может быть создан с перспективой на несколько десятков лет. Правда, на это можно возразить, что первые контракты на пуски конверсионных ракет уже заключены. Например, совместное предприятие Eurokot (подробнее о нем - несколько ниже) получило заказ на запуск американской коммуникационной системы. Что же касается ограниченного количества конверсионных ракет, то, наверное, прибыль от их использования может быть с успехом пущена, в частности, на разработку нового носителя. Видимо, хорошо, что к тому моменту, когда все конверсионные ракеты кончатся, будет готов новый носитель легкого класса. Остается только пожелать РКК "Энергия" удачи в столь непростом деле.

Новой информации по проекту "Ямал" узнать не удалось. Как обычно, все дело в финансировании. Именно от скорости и регулярности поступления денег зависят сроки реализации этого проекта. Но на данный момент никаких разговоров об отсрочке запуска спутников не ведется.

 Рис. 6
Рис. 6 - Экспозиция ГКНПЦ им. Хруничева

Если уж мы перешли от ракет к спутникам, тот нельзя не отметить проект "Руслан" НПО Машиностроения (Реутов, Московская область). Об этом проекте немного упоминалось в материалах конференции Спутниковая Связь-96. Однако подробности не сообщались. Вся привлекательность проекта заключается в использовании на спутнике электрореактивного двигателя, в котором нагрев рабочего тела осуществляется электрическим током. Характерная особенность - очень низкий расход топлива. Правда, и удельный импульс при этом очень мал, что означает гораздо больший срок вывода спутника на орбиту - вывод аппарата на ГСО займет около месяца. Зато спутник можно выводить на опорную орбиту легким носителем, после чего он добирается до ГСО своим ходом. Для операторов, которых не очень волнует время вывода спутника, зато очень волнует цена, это может оказаться премлемым вариантом. Что касается характеристик "Руслана", то они обычны для современных коммуникационных спутников: точность удержания на орбите - 0,1°, масса - 2300 кг, 13 транспондеров С-диапазона шириной по 36 МГц, 24 транспондера Ku-диапазона шириной по 36 МГц.

Центральное место на экспозиции Самарского ЦСКБ "Прогресс" занимала модель ракеты "Союз". С этим носителем самарцы связывают большие надежды на поправку своего финансового положения. Во-первых, совместное российско-французское предприятие "Старсем" будет осуществлять продажу пусков этой ракеты на мировом рынке. Во-вторых, с разгонным блоком "Фрегат" "Союз" сможет осуществлять вывод космических аппаратов на ГСО, составив тем самым конкуренцию "Протону". Также была представлена дальнейшая разработка ракеты - "Союз-2", более известная под названием "Русь". Эта ракета должна в следующем веке заменить все семейство носителей, берущих свое начало от знаменитой "семерки" - "Союз", "Союз-У", "Молния-М".

 Рис. 7
Рис. 7 - Экспозиция ВКС РФ

Крупнейший российский производитель спутников НПО ПМ (Красноярск) представил спутники, с которыми предприятие собирается пробиваться на мировой рынок. Это уже не раз упоминавшиеся на страницах нашего журнала "Галс-Р16" и Sesat. Первый строится по заказу компании "Бонум-1" для трансляции пакета "НТВ- Плюс", второй - по заказу компании Eutelsat. Руководитель пресс-службы компании госпожа Рыженкова сообщила, что финансирование по обоим заказам идет без задержек, и сбоя в графике нет. То есть, если все останется по-прежнему, оба спутника будут готовы в условленный срок.

Как уже говорилось, "Галс" и Sesat - проекты известные и не раз освещавшиеся. Однако про спутник "Экспресс-2000" пока мелькали только отрывочные сведения. На выставке мы имели возможность очень подробно изучить этот спутник. Да, он действительно разрабатывается с целью быть готовым к началу следующего тысячелетия. Основной его особенностью является то, что этот спутник будет построен без герметичного отсека. До этого все советские и российские коммуникационные спутники строились с использованием герметичного отсека, что сильно снижало срок службы, так как известно, что ничего полностью герметичного не бывает. Hughes и Loral - компании, производящие подавляющее большинство коммерческих коммуникационных спутников, давно разработали и выпускают модели, на которых герметичный отсек отсутствует. Из российских разработчиков-производителей пионером в создании негерметичных спутников стала РКК "Энергия" - на спутнике "Ямал" герметичный отсек не используется. Если в следующем веке на месте "Горизонтов" и "Экспрессов" появятся "Экспрессы-2000", то все только выиграют (см. табл. 1).

Большую экспозицию выставили российские "двигателисты" - Воронежское объединение "Химавтоматика" и Химкинский завод ЖРД. В этой области вся работа идет на повышение тяги двигателей и уменьшение их токсичности.

На стенде Военно-Космических Сил можно было увидеть телевизор, на котором показывались записи разных пусков. Но гораздо больший интерес вызывал компакт-диск, выпущенный ВИКА им. Можайского (Санкт-Петербург). На этом диске в красочной и удобной форме представлена информация по носителям "Протон", "Союз", "Зенит", "Молния" и "Циклон". История, технические характеристики, "живые" записи и анимации - увлекательно, интересно и информативно. Диск можно было "помучить" и приобрести.

 Рис. 8
Рис. 8 - Модель судна и платформы Sea Launch

Выйдя из российского "космического" ангара, замечаем ангар с надписью "Украина". К сожалению, НПО "Южное" (Днепропетровск, Украина) не было представлено на этом салоне, и мы отправились в здание с надписью "Франция-Германия".

Первое, что мы увидели, - модели французских Арианов, и никого, кто бы рассказал нам, что слышно о следующем пуске Ariane-5. Жаль, очень хотелось получить информацию из первых рук.

На стенде компании "Старсем" нам с удовольствием рассказали о том, как продвигаются дела в этом предприятии. Первый коммерческий пуск "Союза" намечен в следующем году с Байконура. Подчеркнули, что "Старсем" является самостоятельным предприятием, а не отделением компании Arianespace. Сказали, что с нетерпением ожидают блока "Фрегат".

Немецкая компания Daimler-Benz Aerospace (DASA) большие надежды возлагает на свой альянс с ГКНПЦ им. Хруничева и ракету "Рокот", про которую мы уже рассказывали в этой статье.

Совместное предприятие Eurokot, в котором 51% принадлежит Daimler-Benz Aerospace, а 49% - ГКНПЦ им. Хруничева, было основано в 1995 году. Компания предлагает на рынке носители легкого класса "Рокот", которые смогут выводить на низкие круговые (до 1500 км), эллиптические, полярные и солнечносинхронные орбиты космические аппараты массой до 2 тонн. Первый заказ - вывод шести американских спутников DBSI на солнечносинхронную орбиту высотой 900 км. Эти спутники будут осуществлять передачу данных для американских газовых и электрических компаний. Пуск намечен на 1999 год.

Компания вкладывает большие деньги в строительство пускового комплекса ракеты "Рокот" на космодроме Плесецк. Не последним стимулом в продвижении этого проекта является желание стать независимыми от американских носителей. Европа на данный момент не имеет своего массового малого носителя. Информации о том, как продвигаются работы Aerospatiale в этом направлении, на салоне получить не удалось. Господин Стаммер-йоханс, менеджер компании Eurokot по пускам, считает, что именно российские конверсионные легкие носители обеспечат Европе прорыв на данном этапе.

 Рис. 9
Рис. 9 Модель МАКС-ОС

В "американском" здании центральное положение занимал стенд компании Боинг, что в общем-то закономерно. К сожалению, все специалисты компании относились к "авиационной" части стенда, поэтому нам не удалось узнать, почему и на сколько отложен первый пуск "Зенита" по проекту Sea Launch, и как повлияла майская авария этой ракеты на планы компании. Зато на стенде была представлена модель пусковой платформы с ракетой и пристыкованного к ней судна.

Итак, как же можно охарактеризовать "космическую" экспозицию салона? В основном тем, что большинство предприятий выставило множество "железа", чтобы показать посетителям, какую роль они играют в том, что несколько непонятно называется "космической отраслью". Недостаток "железа" на некоторых стендах компенсировался представителями предприятий, всегда готовыми пообщаться с любознательным посетителем. В менее выигрышном положении перед глазами массового посетителя оказались предприятия, изготовляющие, скажем, материалы для сопел. Остается надеяться, что они тоже получили своего посетителя или возможного заказчика.

На следующий день на стенде ГКНПЦ им. Хруничева была проведена пресс-конференция, в которой участвовали руководители ведущих предприятий космической отрасли: В.Ф Уткин (ЦНИИМАШ), В.В. Алавердов (РКА), А.Н. Киселев (ГКНПЦ). Каждый из участников пресс-конференции вкратце описал деятельность своего предприятия и его роль в космической отрасли в целом. В.Ф. Уткин подчеркнул, что, несмотря на финансовые трудности, ни по одному из направлений, по которым велись работы 10 лет назад, деятельность не прекращена. Вопросы журналистов в основном касались станции "МИР" и недавно произошедшей аварии. Также большой интерес вызывал график выполнения российской части программы создания международной станции.

Сразу после первой конференции мы поспешили на пресс-конференцию НПО "Молния". Эта организация была разработчиком космического аппарата "Буран". Как всем известно, эта программа была свернута. Но в начале 80-х, параллельно с разработкой "Бурана", была начата работа над проектом МАКС (Многоразовая Авиационно-Космическая Система). В этой системе роль первой ступени играет самолет Ан-225 "Мрия", созданный для транспортировки "Бурана". Преимущества самолетного старта очевидны - можно выбирать наиболее энергетически выгодную точку. Также существует возможность оперативного вывода космического аппарата в нужную точку орбиты. Существуют три варианта системы МАКС. Первый - МАКС ОС - в качестве второй ступени используется пилотируемый возвращаемый орбитальный самолет с одноразовым топливным баком. Экипаж самолета - 2 человека. В зависимости от задачи на самолете устанавливается либо герметичная пассажирская кабина на 4 человека, либо негерметичный грузовой отсек. Второй вариант - МАКС Т - грузовой. Вместо орбитального самолета установлена одноразовая беспилотная ступень с тем же топливным баком. Третий вариант - МАКС М - беспилотная многоразовая система. Этот вариант должен выводить на ГСО до 5 тонн. Создатели системы видят большую перспективность и коммерческую привлекательность многоразовых систем. По их словам, если сейчас вывод одного килограмма груза на орбиту стоит около 22 тысяч долларов, то система МАКС снизит эту цену в десять раз.

Итак, мы осмотрели космическую часть Третьего международного авиакосмического салона. Что же можно сказать по поводу увиденного? Во-первых, российские предприятия космической отрасли начали стремиться к тому, чтобы об их деятельности стало как можно больше известно широким массам. Во-вторых, идет активное проникновение на мировой рынок. При более чем недостаточном государственном финансировании предприятия выискивают возможности зарабатывать деньги. Правда, при этом развитие некоммерческих проектов несколько притормаживается. В-третьих, есть шанс, что Россия не растеряет свой престиж космической державы.

Мы приносим извинения всем, кого не смогли упомянуть в этой статье. Например, на салоне было представлено несколько систем спутниковой аэронавигации и посадки самолета, но это тема отдельного разговора.

И напоследок: вряд ли хоть один посетитель салона пожалел о потраченном времени и деньгах на входной билет.

ТАБЛ. 1. "ЭКСПРЕСС-2000"
Точность удержания на орбите0,1°
Масса2600 кг
Срок службы15 лет
Полезная нагрузка
С-диапазон42 транспондера по 36 МГц
Ku-диапазон18 транспондеров по 72 МГц
ЭИИМ
С-диапазон41,7 дБВт
Ku-диапазон47,5 дБВт


 
Теле-Спутник Октябрь 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт