mod_ug_r.tif - Дмитрий Нагиев и Сергей Рост в студии и на съемках программы "Осторожно, Модерн!"Cовременный - одно из значений слова "модерн". Словарь русского языка Тишина в жизни человека давно канула в небытие. На ее место пришло радио - самое дешевое, общедоступное и универсальное средство массовой информации. Его слушают все и повсеместно: просыпаясь и засыпая, дома и в автомобиле, на работе и на отдыхе. Мы встаем под бодрящую утреннюю радиопрограмму, завтракаем под сводки свежих новостей, едем в автомобиле на службу и возвращаемся с нее под коктейль из музыки и информации о дорогах и засыпаем под мелодичные вечерние программы для полуночников. С момента своего появления в эфире наибольшей популярностью у слушателей пользуются FM-радиостанции. Разнообразная музыка, остроумие ведущих, интересная информация в сочетании с высоким качеством звука и возможностью заказать любимую песню или выиграть приз привлекают огромную аудиторию. Для многих представление о работе радиостанции на этом и заканчивается, хотя эфир - только надводная часть айсберга этого живущего по своим законам бизнеса. Рис. 1 - Дмитрий Нагиев в студии и на съемках программы "Осторожно, Модерн!"
На долю радиостанций приходится примерно 8-15% оборота рекламного рынка, что ставит их количество в каждом конкретном городе в прямую зависимость от развитости данного рынка. Сейчас в России на один город c населением более 300 тыс. человек приходится в среднем 3-4 радиостанции. Чем больше радиостанций в городе, тем сильнее в борьбе за аудиторию конкуренция, которая постепенно переходит в программно-техническую "гонку вооружений" и ведет к разделу радиостанций на "сильные" и "слабые". В такой ситуации простого выхода в эфир недостаточно - получение даже незначительной аудитории требует от молодой радиостанции серьезных финансовых и организационных усилий. Доступность же спутниковых каналов связи предоставила "монстрам" радиоэфира заманчивую возможность перевести усилия по увеличению аудитории из жестких рамок одного города на широкие и еще не освоенные, с точки зрения радио, просторы страны.
Организация сети ретрансляционных станций - заманчивый, но в то же время длительный и дорогостоящий проект, который под силу далеко не каждой радиостанции. Успешность проекта напрямую зависит от степени доступа к финансовым и информационным ресурсам, и поэтому построением ретрансляционных сетей в основном занимаются московские радиостанции, находящиеся в финансовом и информационном центре страны. Интересным исключением является петербургская радиостанция "Модерн", о планах которой наш журнал писал в самом первом номере. Рис. 1 В студии на Дворцовой площади Наталия Маркова.
В октябре 1993 г. "Радио Модерн" первой из петербургских FM-радиостанций вышло в местный эфир и начало конкурировать с ретранслировавшимися из Москвы "Европой плюс", радио "Рокс" и радио "Максимум". Привлечь внимание слушателей, а позже и выйти на лидирующие позиции в Санкт-Петербурге позволила оригинальная, эпатирующая стилистика ведения эфира, построенная на индивидуальных качествах ведущих. Дух свободы, царящий в эфире "Радио Модерн", не позволяет относиться к радиостанции, как к "музыкальным обоям", и вызывает у слушателя постоянный интерес к происходящему. Кроме этого, ди-джеи "Радио Модерн" - профессиональные актеры, звезды, популярные в шоу-бизнесе Петербурга и других городов вещания. Слушатели "Радио Модерн" - это взрослое население от 16 до 45 лет с доходом от $100 на члена семьи, занятое в разных сферах бизнеса, составляющее, по различным оценкам, не менее 15% (400 тыс. человек) от общей аудитории радиослушателей Петербурга. По оценкам независимых исследовательских фирм, доля высокодоходного населения (с доходом более $500 на члена семьи) в составе слушателей "Радио Модерн" более чем в 1,5 раза превышает аналогичные показатели любой другой коммерческой радиостанции в FM-диапазоне Петербурга. По исследованиям, проводимым маркетинговой службой Корпорации General Satellite, наибольшей популярностью у владельцев спутниковых приемных систем пользуется "Радио Модерн". С точки зрения западной классификации форматов радиостанций, "Радио Модерн" находится ближе всего к формату CHR (Contemporary Hit Radio - средняя ротация песен - 2000 в месяц, музыка из хитов последних 5-6 лет, возраст аудитории - от 19 до 38 лет), хотя напрямую использовать эту классификацию применительно к российским радиостанциям нельзя.
История "Радио Модерн" - это постоянный и небезуспешный поиск новых средств самовыражения. Телевизионная комедийная программа "Осторожно, Модерн!", транслируемая в настоящее время по телеканалу СТС, стала призером Второго Фестиваля Российских региональных телерадиокомпаний. Первой в компьютерной сети Internet русскоязычной стереопрограммой, "вживую" транслируемой с помощью режима RealAudio, была программа "Радио Модерн". Акция "104 часа", проведенная радиостанцией в феврале 1997 г., явилась первой в России демонстрацией "живого" радио - в течение 104 часов петербуржцы имели возможность наблюдать студию "Радио Модерн", работающую прямо в центре города. Популярная на многих радиостанциях эфирная игра "Радиорулетка", в которой слушатель, не выходя из дома, может сделать ставку в казино и выиграть, впервые появилась в эфире "Радио Модерн". В номинации "Лучшая радиостанция сезона 1997-98 года" радиостанции была присвоена первая профессиональная премия музыкальных масс-медиа Санкт-Петербурга - "Мастер-Ключ". Осенью 1994 года активная рыночная политика, проводимая "Модерном", привела компанию к изучению возможности выхода на спутниковое вещание. "Московский" опыт подобных проектов уже в первом приближении оказался неприменим. Во-первых, оборот рекламного рынка Петербурга в десять раз, а цены на рекламу - в три-четыре раза ниже, чем в Москве. Во-вторых, в Петербурге практически отсутствуют национальные и транснациональные компании, которые являются основным потребителем сетевой рекламы. И, в-третьих, в Петербурге, в отличие от Москвы, практически нет собственных общероссийских средств массовой информации, необходимых для рекламной поддержки расширения сети. Таким образом, "московская" стратегия франчайзинга (предоставление в использование программы), построенная на доходах от общесетевой рекламы, не могла быть использована петербургской радиостанцией, и ей требовалась принципиально другая коммерческая стратегия. Она была найдена после тщательного изучения западного и российского рекламного бизнеса, которое показало, что до 80% оборота рекламного рынка города приходится на деньги местных рекламодателей, и только оставшуюся часть дают столичные и иногородние. Компания решила, что она будет создавать сеть собственных ретрансляционных станций, и полученный таким образом доступ к региональным рекламным рынкам даст ей возможность с лихвой компенсировать все "неудобства", связанные с построением сети из Петербурга. Ретрансляционная станция, получая от центральной высококачественный и относительно недорогой (по сравнению с его производством на месте) программный продукт, раскрученную торговую марку и рекламную, техническую и технологическую поддержку, имеет хорошие шансы в конкурентной борьбе с местными станциями. Одной из основных целей проекта стала минимизация затрат на создание и эксплуатацию ретрансляционной станции. Значительный ресурс экономии обнаружился при проектировании студии, выпускающей в эфир местную рекламу и информационные программы. Надо сказать, что к этому времени "Радио Модерн" уже располагало цифровой автоматической системой подачи в эфир звуковой информации собственной разработки. На ее базе была создана система автоматизированной синхронизации вывода в эфир местной информации - джингловая машина, которая, выполняя свою основную функцию, оказалась мощным средством экономии затрат местной станции. Отпала необходимость в приобретении выпускающей студии (вся система умещается на обычном столе и устанавливается на территории передающего центра в непосредственной близости от передатчика). Система не требует обслуживания, а для того чтобы она работала, нужно записать в нее рекламный ролик (или другую информацию) и расставить в расписании время его выхода (максимально - на месяц), после чего трансляция ролика будет производиться автоматически. Рис. 3 В открытой студии "104 часа" Алиса Шер.
Система построена на базе персонального компьютера PC/AT Pentium, оснащенного операционной системой Windows NT, несколькими звуковыми платами, платой контроля работы и звуковой базой данных, содержащей расписание выхода роликов в эфир и сами ролики, записываемые на жесткий диск компьютера. Базовая программа "Радио Модерн", транслируемая из центральной студии через спутник, содержит старт-коды - команды на выход местной рекламы и "пустые" места для местной рекламы, во время которых звучит музыкальная "подкладка". Зафиксировав прохождение старт-кода, плата контроля работы обращается к звуковой базе данных. Если в расписании выхода рекламы есть ролик, время выхода в эфир которого совпадает со временем фиксации старт-кода, он выводится в эфир. Если в расписании на это время ничего нет, в эфире звучит "подкладка". Кроме основных функций, у джингловой машины есть сервисные, позволяющие контролировать уровень сигнала базовой программы, управлять приемным оборудованием, хранить статистику выхода рекламы в эфир, получить по модему файл отчета о работе.
Основной же задачей была организация в городах вещания продажи рекламного времени. Самым удачным решением было нахождение путем практического отбора в городе одного крупного рекламного агентства, готового ежемесячно производить закупки определенных объемов рекламного времени, и предоставление ему эксклюзивных прав на его продажу рекламодателям. Изучение текущего состояния рекламных рынков некоторых городов России показало, что агентства, способные работать по такой схеме, есть не во всех городах. В связи с этим было разработано два дополнительных решения - работа с несколькими агентствами по принципу агентских вознаграждений и создание собственного отдела продаж, каждое из которых могло быть применено уже в зависимости от сложившейся ситуации в конкретном городе. Одним из серьезных "неудобств" построения сети из Петербурга было отсутствие операторов спутниковой связи, что вынуждало для трансляции программы на спутник доставлять ее в Москву с помощью наземных средств связи. В качестве орбитального ретранслятора был выбран ИСЗ "Интелсат"- 604 (60° в. д.), обеспечивающий одновременно высокую мощность сигнала и стабильность его приема наземными средствами. А для осуществления передачи базовой программы "Радио Модерн" на спутник и ее приема ретрансляционной станцией у фирмы ComStream (США) - закуплено оборудование, работающее в самом современном цифровом стандарте сжатия звуковой частоты - ISO/MPEG Layer II (MUSICAM). Вооруженное качественной программой, экономичной технологией и оригинальной коммерческой стратегией, в начале 1996 года "Радио Модерн" приступило к освоению региональных рынков - 16 января одновременно были "запущены" Архангельск, Краснодар и Тула, в течение нескольких месяцев к ним присоединились Петрозаводск и Пермь, и уже летом началось вещание в Сочи. Рис. 4 В эфире "Радиорулетка".
Промежуточный итог такой экспансии стало возможным подвести к осени 1996 года, когда коммерческая деятельность в основной массе городов стала давать стабильные показатели. В Туле рекламное агентство "Времена года" успешно справилось с функцией эксклюзивного "продавца" рекламного времени, в Сочи начинал, а в Краснодаре и Петрозаводске уже функционировали местные отделы продаж, а в Архангельске и Перми над созданием таковых успешно работали командированные из Петербурга специалисты. Анализ восьми месяцев работы показал, что проект развивается по экстенсивному пути - решение вопросов по отбору сотрудников для рекламного отдела, их обучение, консультации по текущим вопросам, проведение PR-акции, ведение отношений с рекламными агентствами увеличивали эффективность работы отделов продаж, но с каждым днем на это требовалось все больше и больше времени. В это же время произошло резкое уменьшение денежных средств на петербургском рекламном рынке, который был источником финансирования проекта. Произведенный расчет показал, что сохранение наметившихся тенденций в ближайшее время может привести к кризису как в управлении, так и в финансировании проекта и поставить под сомнение его успех. Единственно возможным выходом из сложившейся ситуации был перевод проекта на интенсивный путь развития - возврат к сотрудничеству с единственным рекламным агентством, ведущим "эксклюзивную" продажу рекламного времени. С одной стороны, имеющийся опыт работы и высокая популярность "Радио Модерн" во всех городах вещания давали хорошие шансы на успешное решение этой задачи. С другой стороны, были сомнения, что, образно выражаясь, у находящегося на полном ходу поезда можно менять колеса. Действительно, приходилось решать слишком много задач организационного, технического, юридического и финансового характера одновременно. Из-за этого было принято решение в течение переходного периода вещание в городах временно остановить. Переходный период продолжался три месяца, и в феврале 1997 года работа сети была возобновлена. За это время были найдены нужные партнеры, проведены консультации и переговоры, реорганизованы работавшие в городах рекламные службы. Техническая часть проекта тоже подверглась усовершенствованию: подача сигнала на спутник была переведена из Москвы в Петербург, у джингловой машины появились дополнительные сервисные функции - автокоррекция расписания, дистанционное управление и запись роликов с помощью Internet, возможность выпуска в эфир длинных программ (новостей). В это же время у радиостанции появилась страничка в глобальной сети Internet (http://www.modern.dux.ru), на которой было начато стереовещание программы "Модерн" в режиме RealAudio. Сегодня уже можно сказать, что проект построения собственной сети у "Радио Модерн" удался - сеть работает, она вышла на окупаемость, и у компании есть хорошие шансы в ближайшем будущем увеличить свои доходы за счет роста региональных рекламных рынков. Сеть "Радио Модерн" - пока что единственная в своем роде, и основное достижение радиостанции в том, что она сама создавала ретрансляционные станции и выводила их на лидирующие позиции в городе. Компания уверена, что ее технология создания экономичной и быстро окупающейся сетевой радиостанции, проверенная в семи городах и давшая положительный результат, в самое ближайшее время получит широкое распространение по всей России. Рис. 5 Дмитрий Нагиев и Сергей Рост в студии и на съемках программы "Осторожно, Модерн!"
"Радио Модерн", имея лицензии на радиовещание в некоторых городах России, продолжает строить собственные ретрансляционные станции. Не за горами и выход в эфир столицы - в ноябре начинается просчет FM-частоты в Москве для "Радио Модерн". Одновременно с этим компания расширяет сеть за счет франчайзинга, так как теперь она может предложить партнеру готовое решение целого комплекса задач, возникающих при создании и в процессе работы сетевой радиостанции. В рамках данного направления развития сети компания предлагает не просто право на прием и ретрансляцию своей программы, имеющей поклонников даже там, где вещание еще не ведется, а проверенную в нескольких городах России эффективную технологию по ее использованию. Она включает в себя и джингловую машину, которой можно управлять и "начинять" роликами через Internet, и консультации по всем техническим, коммерческим и правовым вопросам, которые могут возникнуть в процессе работы, и возможность приглашения ди-джеев для проведения разных шоу-программ под эгидой "Радио Модерн", позволяющую резко поднимать рейтинг популярности, и возможность изготовления рекламных роликов в Петербурге, что значительно повышает уровень сервиса местного отдела продаж.
В ближайших планах компании - "модернизация" всей страны. Адрес и телефон для связи с "Радио Модерн" смотрите в разделе Yellow Pages.
|