14Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Когда мечта становится явью


Теле-Спутник - 10(24) Октябрь 1997 г.


Незабываемой стала последняя неделя сентября для жителей далекого российского города Сургут. В эти дни здесь проходил фестиваль "Шесть дней ТВ-6 в Сургуте", организованный телеканалом "ТВ-6 Москва" при участии телекомпании "СургутИнформ-ТВ".

 Рис .1 Рис. 1

Почти целую неделю гости фестиваля и городские любители "голубого экрана" оценивали потенциал транслируемых в местном эфире телепрограмм, составленных из передач телеканала "ТВ-6 Москва" и программ его постоянных партнеров - телекомпаний, входящих в региональную сеть ТВ-6. Сегодня численность партнеров телеканала превышает 150. Так, на конкурсной основе, при всеобщем обсуждении отбирались лучшие из лучших программы: информационная, развлекательная, детская и многие другие - из 10 номинаций, заявленных на "Гран-при" фестиваля. Так, во время различных "круглых столов" обсуждались наиболее актуальные проблемы, совместно вырабатывалась общая стратегия вещания всей сети ТВ-6, чья аудитория составляет ныне более 95 миллионов зрителей в России и странах СНГ.

В начале была техника

 Рис. 2
Рис. 2 Представители региональных телекомпаний-партнеров телека-нала ТВ-6 на фес-тивале в Сургуте во время обсуж-дения насущных вопросов.

Наверное, мало кто из нынешних телезрителей, среди которых есть и приверженцы телеканала ТВ-6, вспоминает сегодня историю его зарождения, первые месяцы его выхода в эфир. Лишь профессионалы-телевизионщики, как говорится, по долгу службы, хранят в памяти эти события почти пятилетней давности, отдавая должное первопроходцам - Эдуарду Сагалаеву и его команде, решившим тогда создать телеканал нового типа, отвечающий принципам рыночной экономики. Организовав новую структуру - Московскую Независимую Вещательную Корпорацию (МНВК) и получив лицензию на вещание в столице по 6-му частотному телеканалу, арендовав у Минсвязи передатчик мощностью 100 Вт с объемом вещания не более 5 часов в сутки, создатели приступили к делу. Телеканал заработал. Основу его программ составляли в ту пору два фильма - русский и американский - да два выпуска CNN по З0 минут с синхронным переводом на русский язык. Зрительская аудитория не превышала 500 тысяч человек.

  Рис. 3
Рис. 3 Руководство телекомпании ТВ-6 отвечает на вопросы во время "круглого стола" в Москве.

"Наш канал действительно можно назвать первопроходцем прежде всего потому, что мы первыми озаботились проведением работ по реконструкции московской телевизионной приемной сети и довели свой сигнал до телезрителей самостоятельно. Нашим генеральным подрядчиком выступил ГЦРТ, - вспоминает Елена Злотникова, стоявшая у истоков создания телеканала, а ныне возглавляющая дирекцию его региональной сети. - Сделать это было непросто, из-за немалых финансовых затрат. Но руководство телеканала прекрасно понимало, что первым шагом к успеху станет обеспечение зрительской аудитории. И потому все средства - доходы от рекламы, взносы учредителей, кредиты - направлялись на дооборудование городской приемной телесети, приобретение передатчика американской фирмы "Харрис Эллайд" мощностью в 1 кВт. Уже к середине 1995 года наш канал смогли смотреть 90 процентов москвичей."

Решение технических вопросов дало толчок к формированию и интенсивному развитию региональной сети телеканала ТВ-6, в которую входят ныне более 380 городов России, Украины, стран Балтии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы и Беларуси. Проявляют интерес к сотрудничеству и телекомпании Азербайджана, Армении и Грузии. А нынешнее техническое оснащение канала состоит из 140 приемных спутниковых станций и 254 телевизионных передатчиков, из которых 205 - метрового и 49 - дециметрового диапазона. Свершившийся в декабре 1996 года перевод трансляции программ со спутника "Горизонт" на спутник нового поколения "Экспресс" на той же орбитальной позиции, позволил качественно улучшить передачу сигнала. При этом расположенные на европейской части России и на Урале телекомпании получают сигнал со спутника и ведут, как правило, прямую трансляцию программ "ТВ-6 Москва" по своим эфирным каналам, а телекомпании, находящиеся в других часовых поясах - на территории Сибири и Дальнего Востока - записывают часть программ в ночное время и транслируют на следующий день в прайм-тайм по местному времени. Существует и другая практика. Ряд телекомпаний, являющихся по сути представителями телеканала, получают со спутника его программы и передают их по радиорелейным линиям в небольшие города данного региона. Работа эта проводится также на основании подписанных трехсторонних договоров.

"Сегодня, оглядываясь назад, - говорит Елена Злотникова, - можно вполне утверждать, что и стратегия развития канала, и экономические расчеты были выбраны правильно. Но это сегодня, когда начатое дело подтверждено успешной практикой и когда в стране уже существует вполне развитая система мониторинга, есть немало социологических фирм, обеспечивающих контроль, ведущих расчеты в системе рейтинга. Но тогда, когда мы начинали, эти вспомогательные службы только зарождались и телеканалу приходилось самостоятельно проводить анализ ситуации в России, выбирать свой путь. Было трудно даже представить, что мы сможем без бюджетных вливаний, за счет собственных и привлеченных средств обеспечить охват всероссийской аудитории! А ноу-хау телеканала состояло в том, что мы с первых минут осознали: перед нами огромное коммерческое поле. Ведь телеканал, и ранее и теперь, мог существовать и развиваться лишь за счет рекламных средств. Это означает, что первые наши "опорные" точки в выборе региональных телекомпаний-партнеров были осуществлены в городах не только с численностью не менее миллиона жителей, но и, главное, в тех мегаполисах, где рыночные механизмы уже заработали, где были фирмы, заинтересованные в рекламе.

Рис. 4
Рис. 4 Зона обслуживаия луча ИЗС Эксресс(в точке 80 ° в.д.) осуществляющего трансляцию программ ТВ6-Москва.

Так впервые мы осуществили коммерческий подход к развитию телеканала. До этого все общенациональные телеканалы, такие как ОРТ, ВГТРК и даже НТВ на первом этапе, действовали только через средства связи. Оплачивали средства связи, и сигнал распространялся по России. Мы же пригласили к сотрудничеству телекомпании, владеющие лицензиями и имеющие уже достаточно серьезную аудиторию в таких городах, как Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и других. Подписав договоры, мы обеспечили их современными приемными станциями и готовым программным продуктом, определили схему финансовых поступлений от рекламной продукции. Это был наиболее оптимальный путь, базирующийся на взаимовыгодной основе."

Практика показывает, что положенный в основу политики развития телеканала дифференцированный подход и корректные взаимоотношения как с партнерами, так и с рекламодетелями, сыграли значительную роль. Вот что пишет в исследовании за 1996 год - "Информационное телевизионное пространство России" - известная в мире телевидения фирма КОМКОН-2. Оценивая зону вещания "ТВ-6 Москва" и сравнивая ее с зонами вещания других телеканалов - "Санкт-Петербург 5 канал" и "НТВ", авторы отмечают: "Распространение вещания "ТВ-6 Москва" осуществляется, как нам кажется, несколько эффективнее - этим каналом почти пропорционально охватывается вся территория России: центр, север и северо-запад, юг, Урал, Восточная и Западная Сибирь, а также осуществляется вещание на Дальний Восток". По свидетельству самой Московской Независимой Вещательной Корпорации, куда входит и телеканал "ТВ-6 Москва", он имеет третью, после 1-го и 2-го телеканалов, региональную сеть распространения своих программ на территории России, объем вещания которой составляет ежедневно 20 часов на Москву и 18 часов - через спутник - на другие города и веси.

Дорога с двусторонним движением

"В условиях нынешней конкуренции, когда телевидение шаг за шагом превращается в целую индустрию, отдельную отрасль производства, работать стало несколько труднее, - продолжает свой рассказ Елена Злотникова. - Но конкуренция, как известно, только стимулирует развитие, заставляет работать интенсивнее. К тому же, создав собственную региональную сеть, мы смогли закрепить с телекомпаниями и профессиональные и человеческие отношения. Причем на одном языке мы говорим не только с их руководителями, но и с директорами программных и технических служб. Это происходит, когда мы договариваемся с ними и о распределении рекламного времени - известно, что у нас в стране есть сильные города по предоставлению рекламной продукции, а есть и довольно слабые, где реклама "идет" с трудом. Поэтому очень важно, чтобы "дорогое" для всех нас временное пространство не пустовало в эфире. Взаимопонимание возникает и тогда, когда мы совместно вырабатываем сетку вещания на год. Этому в немалой степени способствуют наши ежегодные встречи, круглые столы, конференции, а теперь и фестивали, на которых порой звучит и нелицеприятная, но всегда конструктивная критика. К ней мы особенно прислушиваемся, ее мы особенно ценим.

Кстати, за пределы Москвы, в Сургут, мы выехали впервые. Обычно такого рода мероприятия проводились в столице. Видимо, эта практика получит развитие. И хотя представители телеканала много ездят по стране, встречаются с телезрителями, которые довольно хорошо знают наши программы, а иногда и подсказывают интересные идеи, касающиеся новых телепередач, фестиваль в Сургуте не просто очередное событие. Это важнейшая веха. Он был сориентирован как бы на два аспекта - на создание праздничной атмосферы для жителей региона и на серьезную аналитическую работу для нас, организаторов. Все мероприятия фестиваля транслировались на Ханты-Мансийский автономный округ, а это значит, что все жители региона стали его участниками. Информационную поддержку оказала нам и центральная пресса. Журналисты почти всех ведущих изданий освещали это событие. Конечно, серьезный анализ нашего первого опыта еще впереди, и нам важна объективная оценка прессы, но главное сегодня то, что этот фестиваль состоялся".

Избрав для себя цель - смотреть на мир не через камеру, а как бы из толпы, глазами телезрителя, "ТВ-6 Москва" начал использовать в своих сюжетах на московском и региональном вещании "национальный продукт", то есть информацию, репортажи, зарисовки различных региональных телекомпаний, в которых как в зеркале отражается жизнь городов России, происходят встречи с особо интересными людьми, живущими вдали от центра. Так возникла "обратная связь" с регионами, основанная на творческом подходе. По словам Елены Злотниковой, интерес к такому содержательному сотрудничеству проявляют не только телекомпании. Заинтересованы в нем и сами зрители. Для них немаловажно взглянуть на себя со стороны, как бы "глазами центра". Полезен, разумеется, такой обмен "взглядами" и для столичных телезрителей, причем, как говорится, всех рангов и сословий.

За последние полгода в программной сетке вещания ТВ-6 прошло 240 сюжетов, пришедших из различных регионов, краев и областей. То, что такая практика не только наметилась, но и начинает налаживаться, свидетельствует о неизмеримых возможностях телеканала для создания объемного информационного поля. Есть здесь и "ростки" для формирования будущего имиджа ТВ-6. Ведь известно, что интенсивный приток заблаговременной информации особенно важен для новостных и информационно-аналитических программ. А они являются самой дорогостоящей телевизионной продукцией для любого канала. Каким бы центром "земли русской" не являлась Москва, а будущее России в ее регионах, губерниях и уездах. Региональные телекомпании, заинтересованные в творческом взаимодействии, предлагают, как правило, уже готовую с профессиональной точки зрения продукцию. Вот фестиваль в Сургуте и был призван выявить наиболее интересный творческий потенциал, лучшие программы лучших телекомпаний, определить лучшего режиссера, продюсера и ведущего, чтобы сразу после праздника придать телеканалу новое дыхание.

Не за горами переход от аналогового к цифровому вещанию не только за рубежом, но и у нас в стране. Прецеденты уже есть. Это подвигло телеканал к тому, чтобы сделать заказ у ведущей английской инженерной компании "Megahertz Communica-tion" на производство и установку двухканального цифрового автоматизированного вещательного комплекса, в котором будут использоваться современные телевизионные вещательные технологии: например, роботизированная карт-машина - TSC-45 производства компании "Odetics" для воспроизведения видеокассет, а также совмещенная с устройствами хранения коротких видеофрагментов на дисковом накопителе /видеосервер "Profile" производства компании Tektronix/. Заложена в технических параметрах комплекса и возможность его расширения в сторону многоканального вещания. Успешно пройдя испытания в Кембридже, новый комплекс расположился ныне в Останкино и ждет своего часа.

"Время неуклонно движется вперед. То, что было ново еще недавно, становится недостаточным на текущий момент, - заканчивает свой рассказ Елена Злотникова.- О своем интенсивном развитии мы заботимся постоянно. Подумываем, разумеется, и о цифровой компрессии с учетом доставки программ и сдвигов поясного времени. И о создании дополнительного канала, который был бы спрограммирован на спутнике по отношению к каналу в Москве. B ближайшей перспективе обеспечение цифрового уплотнения подачи сигнала наших программ, дифференцированных для различных российских регионов. Важно это еще и потому, что мы ведем переговоры с "Интерспутником" о выделении нам ствола на новом, очень современном спутнике, который будет запущен в 1998 году.

Много интересного происходит сегодня в телевизионном мире. Все, о чем мы когда-то лишь мечтали, становится явью. Для меня, инженера-связиста, кандидата технических наук в области спутникового телевизионного вещания, этот процесс особенно увлекателен. И потому, мне хочется передать самые теплые пожелания журналу "Теле-Спутник", постоянным читателем которого я являюсь, и сказать, что темы, которые журнал освещает на своих страницах, несомненно интересны и важны для широкого круга читателей, стремящихся найти точный ориентир в современном мире телевидения".



 
Теле-Спутник Октябрь 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт