82Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



Юбилейный фестиваль в юбилейной столице


C. Уразова Теле-Спутник - 9(23) Сентябрь 1997 г.


XX Международный кинофестиваль, длившийся в Москве в течение 10 дней, завершился. Разъехались почетные гости - всемирно известные актеры, режиссеры, кинокритики, продюсеры и кинодельцы, признанные мастера киноискусства.

Теперь уже не будет случая у наших киноманов встретить своих кумиров на центральных улицах столицы. Смолкла великолепная музыка в исполнении отечественных и зарубежных звезд - Людмилы Гурченко, Вахтанга Кикабидзе, Аллы Пугачевой, Риты Морено, Чака Берри, изо дня в день радовавшая прохожих своим звучанием в сквере на Пушкинской площади, у подножья известного кинотеатра "Россия", ныне отремонтированного по последнему слову техники и переименованному в "Пушкинский", где проводился нынешний показ конкурсных фильмов кинофестиваля. Не увидишь скопления зрителей у билетных касс этого и других кинотеатров, где демонстрировались в рамках кинофестиваля отечественные и зарубежные фильмы, отнесенные к разряду внеконкурсных и вошедшие в ранг информационного, ретроспективного, молодежного и даже перспективного просмотров. Столичная жизнь вновь обрела обыденность, потекла своим чередом, отодвигая в отдаленные уголки памяти обретенные впечатления. Но воспоминания не стираются так быстро. Они остаются надолго. Потому что кинофестиваль, и в прошлые годы, и теперь - это всегда праздник, запечатленный в душе кинозрителя.



Немало было споров в преддверии юбилейного Московского кинофестиваля. Быть или не быть - таким был основной вопрос для его организаторов. Российское кинопроизводство испытывает немалый кризис, достигший, по сути, крайней точки отсчета, за которой - развал отечественной киностудии, давшей миру блистательных киномастеров, на чье творчество ориентируются и по сей день молодые кинематографисты за рубежом. Кроме споров было и письмо 60-ти к Правительству, подписанное некоторыми представителями киноискусства, с просьбой закрыть Московский кинофестиваль, а предназначенные деньги - 30 млрд рублей - направить на производство фильмов. Нехватка новых российских кинофильмов, разумеется, качественного, а еще лучше - высококачественного уровня, не только наносит непоправимый ущерб престижу отечественной культуры, но и во многом отрицательно влияет на умы и чаяния россиян. Это особенно остро ощущается на телевидении. Переизбыток многочисленных зарубежных кино- и телекартин, ежедневно представляемых вниманию телезрителей, среди которых, безусловно, есть блистательные по задумке и исполнению, но по большей части - отвечающие массовому спросу киноленты, заставляет нашего кинопотребителя погружаться волей-неволей в зарубежную бытовую проблематику, в то время как наша, отечественная, остается "за бортом". Так постепенно, из сознания, в особенности молодого и совсем юного поколения, исчезают постулаты и понятия, критерии оценок и психология восприятия русского мироощущения и российских традиций, в основе которых лежит многовековая русская философская мысль.

И все-таки кинофестиваль состоялся. На конкурс было отобрано 16 фильмов, представляющих 13 стран, претендующих на главный приз - золотую скульптуру Святого Георгия, покровителя Москвы, и на вторые места, присуждение которых будет ознаменовано вручением аналогичных серебряных статуэток. Как справедливо заметил Армен Медведев, председатель Госкино России, не будет Московского кинофестиваля - не будет и кинематографистов, так как каждый такой праздник - это возможность заявить о себе, о своем творчестве. Его слова подтвердились уже во время проведения фестиваля. Московские зрители, казалось бы, уже позабывшие о привычке посещать кинотеатры, а тем более во время прошлых кинофестивалей не отдававшие предпочтение конкурсным фильмам, вдруг полностью заполонили просмотровый зал кинотеатра "Пушкинский".

А. Медведев отметил в интервью и другую, также весьма существенную деталь: на Мосовский кинофестиваль приехали из-за рубежа две категории гостей - умные и просчитывающие далеко вперед экономическую перспективу кинодельцы, прекрасно осознающие возможности неосвоенного российского кинорынка, и настоящие друзья и почитатели российского кинематографа, отдающие дань его заслугам и готовые в трудную минуту поддержать его своим присутствием.

Восторженно встречала публика на главной смотровой площадке XX кинофестиваля - кинотеатре "Пушкинский" - своих кумиров: Альберта Сорди, Софи Лорен, Роберта де Ниро, Микеле Плачидо, Катрин Денев, Джину Лоллобриджиду, Орнелу Мути, Жаклин Биссу, Жерара Депардье, композиторов Мориса Жарра и Мишеля Леграна. Аплодисментами одаривали и наших отечественных звезд - Нонну Мордюкову, Татьяну Самойлову, Кирилла Лаврова, Людмилу Гурченко, Александра Абдулова, Олега Меньшикова, возглавившего жюри конкурсных фильмов кинофестиваля, а также ставших теперь представителями ближнего зарубежья, но оставшихся не менее любимыми - Богдана Ступку, Ингеборга Дапкунайте, Романа Балаяна, Фрунзика Давлатяна, Дмитрия Астрахана, Вахтанга Кикабидзе. Все эти прославленные мастера помогли кинозрителю разных стран не только понять и полюбить кинематограф, но и научили отличать настоящее творчество от суррогата. Именно этой весьма существенной проблеме было отведено немало времени на кинофестивале.

Видео - территория закона

Акция с таким названием была проведена во время кинофестиваля рядом с телецентром Останкино, куда пришло немало российских граждан, готовых обменять приобретенную пиратскую видеокассету на качественную лицензированную. Это массовое действо, имеющее скорее популистский эффект, - лишь начало последовательной программы борьбы с кино- и видеопиратством, наносящим ущерб государственной казне до $ 300 млн в год. Эти немалые деньги могли бы восстановить отечественный кинематограф. Во время кинофестиваля было официально объявлено о создании Российской Антипиратской Организации (РАПО), которая будет защищать авторские права создателей аудиовидеопродукции на всех носителях и оказывать помощь российскому правительству в охране прав интеллектуальной собственности. Совместный план действий по охране авторского права в сфере кино предусматривает более тесное сотрудничество между не только кинопроизводящими организациями США и России, но и Правительствами обеих стран. Об этом рассказали на пресс-конференции председатель и генеральный директор Американской ассоциации кино Джек Валенти и президент Российского союза кинематографистов Сергей Соловьев, встретившиеся накануне с Председателем правительства России Виктором Черномырдиным. Двустороннее взаимопонимание было достигнуто без особых проблем. А потому на следующий день в "Президент-отеле" состоялся специальный семинар, посвященный этой проблеме.

Точка зрения Сергея Соловьева состояла в том, что отечественный кинематограф должен вновь стать искренним, сердечным способом общения кинотворца и зрителей, поднимающим насущные и вечные проблемы. Кстати, именно этой теме была посвящена дискуссия деятелей кино, девиз которой был "Конец века - конец чернухи". Кроме того, наш кинематограф стоит на пороге многих технических революций в аудио- и видеосферах, куда нельзя не отнести и компьютерную революцию. Например, в Москве есть лишь один кинотеатр, где существует настоящее звуковое обеспечение Dolby-surround, а таких кинотеатров должно быть множество - тогда зритель сможет почувствовать разницу между домашним кинопросмотром и демонстрацией фильма в кинотеатре. Однако проблема перезаписи кинопродукции через Internet стоит на повестке дня особенно остро и пока еще ни в России, ни в США не знают, как ее решить. Лишь одно понятно обеим сторонам: надо вырабатывать методику сохранения интеллектуальной собственности.

Солидарен с такой позицией был и Джек Валенти, признавшийся, что, когда он думает о системе Internet, у него начинает болеть голова. Даже в США, где серьезно занимаются борьбой с кинопиратством, еще не разработаны пока соответствующие законы. Говорил он и о том, что система отслеживания видеопиратов должна вестись в отношении не только американской кинопродукции, но и российской, хотя для ее эффективности уже сегодня следует подумать о специальном символе на видеокассете, отличающем лицензионную от пиратской. Только тогда, когда в России начнут решаться вопросы по сохранению авторских прав и интеллектуальной собственности и будет поставлен заслон на пути пиратства, в российский кинематограф пойдут инвестиции.



Определенную ясность в дискуссию о киновидеопиратстве внес Армен Медведев. Процесс лицензирования необходим. Это очевидно, подчеркнул он. Однако надо понять, какой участок киновидеодеятельности нуждается в этом. Ясно, что пиратство начинается на стадии запуска фильма в тиражирование. Известно также, что некоторые кинодельцы работают в двух направлениях - легальном и нелегальном. В первом случае идет расчет с фирмой-киноизготовителем при достаточно малых продажах, во втором - доход в чистом виде достается дистрибьюторам. И вот здесь задача государства состоит в том, чтобы выработать понятные и выполнимые правила "игры" в борьбе с киновидеопиратством. В проект Закона о лицензировании в этой сфере, рассматриваемый в настоящее время в Государственной Думе РФ, было, в частности, введено положение о лицензировании проката и тиражирования фильмов. Когда Закон будет принят, этот процесс станет более или менее "прозрачным". А с нарушителями будет бороться Министерство внутренних дел, которое также готово подключиться к этому процессу. Так сообща планируется методика цивилизованных рыночных отношений в этой области. В заключение Армен Медведев сказал, что не развитие национального кино должно помочь в борьбе с пиратством в киноиндустрии, а борьба с пиратством должна обеспечить в новых экономических условиях развитие национального кино. И как следующий этап - помочь отечественной кинопродукции, оснащенной цивилизованными методами проката и распространения, войти полноправно в мировой киновидеорынок.

Последний день XX международного кинофестиваля был особенно торжественным. Награждали победителей. Ими стали Софи Лорен, Роберт де Ниро, Джина Лоллобриджида, Катрин Денев и Андрей Кончаловский, им вручен приз Святого Георгия за выдающийся вклад в мировое киноискусство. Де Ниро получил и главный, золотой приз за фильм Джерри Закса "Комната Марвина" (США). Исполнительницей лучшей женской роли объявлена Исабель Ордас, фильм "Шевроле" (Испания). Приз жюри ФИПРЕССИ получил фильм "Мальчики Витман" венгра Яноша Саса. Приз жюри Российской кинокритики за "Уникальность киноязыка" и приз Андрея Тарковского "За лучшую режиссерскую работу" присужден фильму Александра Сакурова "Мать и сын", оператор - постановщик этого фильма Алексей Федоров получил приз от компании "Кодак" - 15000 метров негативной пленки - за лучшую дебютную работу на ММКФ.

Стихли громкие фанфары. Разъехались гости и участники кинофорума. Прекрасный праздник киноискусства, подаривший надежду на его полновесное возрождение, завершился. А российская столица вновь обратилась к своим рабочим будням. Этот год для нее тоже особый, юбилейный. Вот уже 850 лет Москва собирает вокруг себя многочисленные народы России, являясь подлинно культурным центром нации. До ее собственного юбилейного праздника, когда в Москву съедутся многочисленные российские и зарубежные гости, остались считанные дни.



 
Теле-Спутник Сентябрь 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт