36Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Таблица частот спутниковых каналов


В. Кириллов, П. Михеев Теле-Спутник - 9(23) Сентябрь 1997 г.


Коммерческие запуски спутников - одно из немногих направлений современной космонавтики, которое действительно приносит существенную прибыль. Те российские предприятия-производители ракет-носителей, которые смогли выйти со своими изделиями на международный рынок, занимают теперь завидное положение по сравнению со всем остальным отечественным ракетно-космическим сектором промышленности. К этим немногим счастливчикам относятся Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (Москва) с ракетами-носителями (РН) "Протон-К" и "Рокот", РКК "Энергия" им. Академика С.П. Королева (г.Королев Московской обл.) с разгонными блоками серии ДМ, Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (Самара) с РН серии "Союз", Производственное объединение "Полет" (Омск) с РН "Космос-3М", Научно-технический центр "Комплекс - МИТ" (Москва) с РН серии "Старт".



Ракета-носитель "Протон".
Как правило, этим фирмам,чтобы выйти на международный рынок услуг по запуску космических аппаратов, приходилось организовывать совместные предприятия с зарубежными компаниями, которые уже имеют вес на этом рынке (см. Табл. 1). В одиночку получить "лакомый кусочек" от уже давно поделенного "пирога" коммерческих пусков очень сложно. Пока это изредка удается лишь производителям легких ракет, которые способны запускать небольшие и дешевые спутники. Однако, чтобы получить действительно крупные и выгодные заказы, российские фирмы "идут на поклон" Западу.

Тем не менее и такое паевое участие приносит ощутимые плоды.

Связанные антидемпинговыми соглашениями (цены на запуск не могут быть ниже мировых более чем на 15%), российские предприятия извлекают достаточно крупную для себя прибыль. Эта прибыль позволяет латать им бюджетные прорехи. Так, по заявлению Генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Анатолия Киселева, "из общего объема производства и опытно-конструкторских работ Центра в 1996 году коммерческие заказы составили 65% от общей суммы". При этом государственный заказ ГКНПЦ им. Хруничева по линии Министерства обороны не превысил 15%, а работы для Российского космической станции "Альфа") - 20%. "Не будь коммерческих работ - предприятию пришлось бы очень тяжело," - подвел итог Анатолий Киселев.

Пуски ракет-носителей Atlas.

При этом российские носители не только пробились на коммерческий рынок запусков, но и способны значительно изменить распределение ролей на нем. Например, по данным находящейся в Париже консультативной группы "Евроконсалт", доля нынешнего лидера космического рынка по запуску космических аппаратов (КА) - европейского консорциума "Арианспейс" - в течение ближайших нескольких лет сократится с почти 50% до 21%. При этом число контрактов, заключаемых "Арианспейс", останется на прежнем уровне, что и в последние годы, - вырастет доля контрактов других участников рынка, прежде всего - России.

Согласно оценкам "Евроконсалта" в 1997-2006 годы объем рынка услуг по запуску КА составит более $34 млрд. Это почти вдвое больше, чем показатели за последние 10 лет. Объем услуг космических запусков в 1987 - 1996 годы составил $18,3 млрд.

Обобщив все имеющиеся данные, "Евроконсалт" определил общее количество спутников, которые будут запущены в 1997 - 2006 годах, - 1138 космических аппаратов. Причем в это число не входят КА России и других стран СНГ. Во-первых, эти государства не публикуют свои долгосрочные космические планы. Во-вторых, практически все запускаемые ими КА - не коммерческие, а сделанные по государственному заказу.

За предстоящее десятилетие общая масса ежегодно выводимых на околоземные орбиты КА увеличится с 68,9 до 149,7 тонн. Какие же это будут аппараты? 63% объема рынка запусков составит выведение спутников на геостационарные орбиты (высотой 36 000 км). Основная доля из этого числа приходится на телекоммуникационные спутники, незначительное количество - метеорологические аппараты и спутники иных назначений. 27% объема запусков грядущего десятилетия составят запуски спутников на низкие околоземные орбиты (до 10 000 км). Прежде всего, это будут аппараты низкоорбитальных систем спутниковой связи. Незначительная доля придется на аппараты для съемки земной поверхности и технологические спутники. Остальные 10% запусков КА в 1997 - 2006 годах придутся на средние околоземные орбиты (10 000 - 36 000 км). Прежде всего, это будут спутники для точной навигации.

В течение предстоящих 10 лет на долю коммерческих заказчиков придется 65% запусков оценочной стоимостью услуг в $22 млрд. При этом около 55% от этого планируемого объема услуг на рынке уже сейчас покрыто заключенными контрактами.

Быстрые изменения на рынке услуг по запуску КА в ближайшее десятилетие произойдут прежде всего из-за появления целого ряда коммерческих низкоорбитальных спутниковых систем связи. Такие системы предусматривают создание группировок спутников численностью от 10 до нескольких сотен. При этом рабочие орбиты аппаратов для этих систем невысоки. А масса спутников - сравнительно мала. Поэтому в развертывании таких спутниковых систем смогут принять участие фирмы, выставляющие на рынок космических запусков ракеты-носители среднего и даже легкого класса. На данный момент существуют около 10 проектов низкоорбитальных спутниковых систем связи, находящихся на различных стадиях реализации. Некоторые из них уже подошли к стадии экспериментальной отработки на орбите.

Пуски ракет-носителей Delta.

Произойдет в следующие 10 лет и некоторое расширение сектора рынка запусков, связанного с выведением спутников на геостационарную орбиту. Однако при этом не будет наблюдаться столь существенный количественный прирост, как в предыдущие 10 лет.

В 1997 - 1999 годах ожидается очень резкое повышение спроса на запуск КА. На эти годы придется пик развертывания низкоорбитальных систем связи. В эти же годы должно произойти большинство из запланированных на ближайшие 10 лет запусков спутников на геостационарную орбиту. Грубо говоря, все кто хочет и может запустить свой спутник связи или развернуть низкоорбитальную спутниковую систему, сделают это в ближайшие годы. Затем на рынке космических коммерческих запусков ожидается спад. Его пик придется на 2004 - 2005 годы. Спад объясняется тем, что срок активного существования современных зарубежных космических аппаратов составляет 10-15 лет. Этим периодом определяется рыночный цикл в области космических запусков. Выведя свои аппараты в космос, странам и частным фирмам потребуется их замена лишь в 2007-2012 годах. Потому следующий пик спроса на космические запуски ожидается в районе 2010 года.

В 1997 - 2006 гг. растущая конкуренция на коммерческом рынке космических запусков будет компенсироваться расширением спроса. Торговые соглашения, заключенные в 1995 - 1996 годах между США и Россией, США и Украиной, США и Китаем, запрещают использование заниженных цен. Взамен США выделило определенные квоты на коммерческие запуски на определенные сроки. В данном случае США действительно могут диктовать условия России, Украине и Китаю на рынке космических запусков в связи с тем, что основная часть спутников, которые должны запускаться в рамках этих квот, производятся в Соединенных Штатах. При этом разрешение на вывоз спутников выдает Министерство торговли США. Однако странам, только выходящим на мировой рынок, приходится мириться с такими условиями. Предусмотрено также, что торговые соглашения с этими странами не будут продлены на период после 2001 года. Как отметила аналитик группы "Евроконсалт" Рэйчел Виллейн, "рынок растет, и постепенно исчезают споры по ценовой политике".

Кто же в следующие 10 лет будет удовлетворять спрос на космические запуски? Прежде всего - это нынешние лидеры рынка: европейский консорциум "Арианспейс", американские фирмы "Локхид-Мартин", "Макдоннелл Дуглас", а также совместные предприятия с участием России.



Ракета-носитель Ariane.
"Арианспейс" в ближайшие годы перейдет от эксплуатации хорошо зарекомендовавших ракет серии "Ариан-4" к РН "Ариан-5". Этот носитель расширит возможности консорциума по выводу аппаратов на стационарные и низкие орбиты. Несмотря на первый неудачный запуск этого носителя в 1996 году "Арианспейс" рассчитывает на большой спрос на этот носитель. Хотя эксперты и считают, что к 2006 году доля "Арианспейс" на мировом рынке упадет до 21%, однако пока европейский консорциум не сдает своих позиций. В течение 1996 года "Арианспейс" заключил контракты на запуск 19 спутников, в то время как его американские, китайские и российские конкуренты, вместе взятые, - 12. На 1997 год запланированы 12 эксплуатационных пусков РН "Ариан-4". По мнению независимых аналитиков, консорциум "Арианспейс" обладает достаточным потенциалом, чтобы сохранить свою лидирующую роль на быстро развивающемся рынке космических запусков.

"Локхид-Мартин" предложит в ближайшем будущем новую модификацию своих ракет серии "Атлас". На первой ступени этого носителя, названного "Атлас-2АR", будет стоять двигатель, разработанный российским НПО "Энергомаш" (г. Химки Московской обл.). Также "Локхид-Мартин" уже предлагает на рынке свою новую РН среднего класса LMLV. Несмотря на единственный неудачный пуск этого носителя на него уже есть ряд контрактов, причем, как с государственными организациями, так и с частными фирмами.

ТАБЛИЦА 1.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКИХ РАКЕТОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Название совместного предприятияФирма в РоссииИностранная фирма-партнерНазвание РН
"Интернешнл лонч сервис"ГКНПЦ им. Хруничева, РКК "Энергия""Локхид-Мартин коммершиал спейс лонч сервис" (США)"Протон-К"
"Си Лонч"РКК "Энергия""Боинг коммершиал спейс" (США),
"Кварнер A/S", (Норвегия),
НПО "Южное" (Украина)
"Зенит 3SL"
"Старсем S.A."ГНПРКЦ
"ЦСКБ-Прогресс", РКА
"Аэроспасьяль" (Франция), "Арианспейс" (Европа)"Союз-У"
"Еврокот"ГКНПЦ им. Хруничева"Даймлер Бенц аэроспейс" (Германия)“Рокот”
"Космос США"ПО "Полет""Эшу эд эксесс" (США)"Космос-3М"

Фирма "Макдоннелл-Дуглас", недавно объединившаяся с компанией "Боинг", планирует в ближайшие два года создать две новые модификации своих ракет серии "Дельта". На базе РН "Дельта-2" уже разработана ракета-носитель "Дельта-7235". Для запусков более тяжелых аппаратов ведутся работы по проекту "Дельта-3".

Фирма "Боинг" выходит на коммерческий рынок и с другим носителем украино-российского производства "Зенит-3SL". Для коммерческой эксплуатации этого носителя "Боинг" совместно с российской корпорацией "Энергия", украинским НПО "Южное" (Днепропетровск) и норвежской фирмой "Кварнер" создало совместное предприятие "Си Лонч" ("Морской Старт"). Запуски "Зенита" будут производиться из экваториального района Тихого океана с переоборудованной плавучей буровой платформы. Платформу и транспортно-командное судно для перевозки ракет и управления запусками создает "Кварнер" (20% акций "Си Лонч"). Основой для РН "Зенит-3SL" послужит ракета "Зенит-2", разработанная и производимая в НПО "Южное" (НПО принадлежат 15% акций предприятия). РКК "Энергия" (25% акций "Си Лонч") будет изготавливать для "Зенита" разгонные блоки ДМ-SL, обеспечивающие вывод спутников на геостационарную орбиту. "Боинг" (40% акций "Си Лонч") должен изготавливать головные обтекатели для спутников и заниматься маркетингом РН "Зенит-2SL". Планируется, что первый старт этого носителя состоится в конце 1998 года. Как заявила Украина, всего в период до 2010 года должны быть выполнены 60 коммерческих запусков "Зенитов" в рамках проекта "Си Лонч". Однако это пока лишь оптимистичный прогноз. Соглашение, подписанное в январе 1995 года между Украиной и США, разрешает пока запуск только 20 спутников на "Зенитах", в том числе 11 - в рамках "Си Лонч". К тому же в НПО "Южное" уже давно не ведется серийная сборка РН "Зенит-2" из-за отсутствия заказа со стороны России.

Серьезным конкурентом на рынке услуг по космическим запускам стало в последнее время совместное предприятие "Интернэшнл Лонч Сервис" (ILS), которое образовали американская корпорация "Локхид-Мартин" (51% акций), ГКНПЦ имени М.В. Хруничева (32%) и РКК "Энергия" (17%). ILS занимается маркетингом на мировом рынке коммерческих запусков РН "Протон-К". Ракету производит Центр им. Хруничева, разгонный блок серии ДМ - РКК "Энергия". На американской стороне лежит поиск заказчиков. В настоящее время США выделило квоту ILS на 20 коммерческих запусков до 2000 года. По словам Генерального директора ГКНПЦ им.М.В. Хруничева Анатолия Киселева, эта квота является пока пределом для его предприятия по темпу выпуска РН "Протон-К" помимо Федеральной космической программы России.



Ракета-носитель "Рокот."
В ближайшее время, судя по всему, из состава ILS выйдет "Энергия". Дело в том, что "Энергия" вошла в другое СП "Си Лонч", где имеет большую долю участия. При этом на РН "Зенит-3SL" используется тот же разгонный блок, который изготавливают сейчас и для "Протона-К". Чтобы проект "Си Лонч" оправдал себя, надо делать не менее 8 - 10 запусков "Зенита" с разгонным блоком серии Д в год. Получается, "Энергии" нужно изготавливать 8 - 10 разгонных блоков для "Зенита", плюс блоки для Федеральной космической программы России, плюс блоки по заказу Министерства обороны, плюс заказ ILS по 8 - 10 блоков в год. Такого "Энергия" сегодня сделать не может. Предвидя это, руководство ГЕНПЦ поставило перед своим КБ в 1996 году срочную задачу - разработать собственный разгонный блок "Бриз-М". Его первый пуск состоится в 1998 году. Появление нового разгонного блока не должно оттолкнуть потенциальных заказчиков ILS. Тем более, что блок "Бриз-М" может вывести на орбиту более тяжелые спутники. К концу 1998 года должна начать полеты и новая модификация РН "Протон-М" большей грузоподъемности.

Для рынка легких полезных нагрузок совместное предприятие "Евроком", в которое входят ГКНПЦ им М.В. Хруничева (49% акций) и германская фирма "Даймлер Бенц аэроспейс" (51% акций), предлагают РН "Рокот". Этот носитель, созданный на базе баллистической ракеты РС-18 (SS-19 по классификации НАТО), с 1998 года начнет стартовать с космодрома Плесецк. Конкурентами этого носителя в обозримом будущем могут быть украинская ракета-носитель "Циклон-3" (НПО "Южное"), ракеты серии "Старт" на базе баллистических ракет "Тополь" (НТЦ "Комплекс-Мит"), американская ракета "Конестога" (фирма "EER Спейс системз").

В ближайшие годы ожидается выход на рынок космических запусков российской ракеты среднего класса "Союз-У". Ее маркетингом займется СП "Старсем S.A.". Его образовали производитель этих ракет ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" (Россия, 25% акций), Российское космическое агентство (25% акций), фирмы "Аэроспасьяль" (Франция, 35% акций) и "Арианспейс" (Европа, 15% акций). В дальнейшем РН "Союз-У" заменит более совершенный носитель этой серии "Союз-2" ("Русь").

Упадет в ближайшие годы доля космических запусков, приходящаяся на китайские РН серии "Великий Поход". На это повлияли три серьезные неудачи ракет этой серии в 1995 - 1996 годах. Причем в двух авариях китайских РН были утеряны зарубежные спутники, запускавшиеся по контрактам. Сейчас руководство китайской космонавтикой рассматривает возможность создания совместного предприятия с европейским "Арианспейс", чтобы поправить свое серьезно пошатнувшееся положение на коммерческом рынке. Серия неудач с китайскими носителями уже привела к тому, что часть заказчиков расторгли контракты на запуск своих КА на ракетах КНР. Была также потеряна и часть потенциальных заказчиков, которых прельстила дешевизна китайских носителей.

ТАБЛИЦА 2.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ДОЛИ НА РЫНКЕ КОММЕРЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ ОСНОВНЫХ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ МИРА В 1997 - 2006 ГОДАХ
Ракета-носительДоля на рынке
серия РН "Ариан" (Европа)21%
серия РН "Дельта" (США)17%
серия РН "Атлас" (США)16%
"Протон-К" и "Протон КМ" (Россия)13%
Н-2А (Япония)12%
"Зенит-3SL" (Украина)10%
серия РН "Великий поход" (КНР)9%
Остальные новые ракеты 3%

Также в предстоящие 10 лет ожидается начало коммерческого использования японской РН Н-2А, индийских РН PSLV и GSLV и носителей новых в космонавтике фирм "Кистлер аэроспейс" и "Келли спейс энд текнолоджи". Однако новые участники рынка должны еще только показать свои технические возможности.

Вполне вероятно, что при начале эксплуатации новых ракет малой и средней грузоподъемности в ближайшие 5 - 10 лет возникнут значительные трудности из-за их конкуренции с уже признанными лидерами мирового рынка ракет-носителей. По мнению "Евроконсалта", ожидается, что рынок РН малой и средней грузоподъемности в 1997 - 2006 годах будет составлять не более 133 спутников.



 
Теле-Спутник Сентябрь 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт