79Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



Телевидение в профиль и анфас


С. Уразов Теле-Спутник - 5(19) Май 1997 г.


Три дня продолжался в Москве II Фестиваль российских региональных телекомпаний, организованный Российской ассоциацией региональных телекомпаний при поддержке Федеральной службы России по ТВ и РВ, Российского фонда развития телевидения и Российской ассоциации рекламных агентств. 115 аудиовизуальных структур, независимых и государственных, представляющих вещание в малых и крупных городах, а иногда в областях и целых регионах, направили на этот форум своих делегатов.

220 профессионалов приняли участие в его работе. 237 телевизионных программ по 10 номинациям было выдвинуто на соискание премий Фестиваля. Лучшие работы получили право на участие в конкурсе профессиональных призов "ТЭФИ", получившего с недавних пор особое признание среди отечественных производителей телевизионной продукции.

В поисках правового "поля"



Владимир Познер на фестивале;
Отличительной чертой каждого фестиваля является, как известно, показ и отбор творческих произведений, награждение лучших из них. Устроители встречи региональных телемастеров не отошли от заявленных рамок. Все приметы события этого профиля, будь то престижного отечественного или всемирно известного зарубежного, были соблюдены. В напряженном ритме, не отрываясь от телеэкрана, работало жюри Фестиваля, состоявшее из признанных работников телевидения и известных деятелей искусств, горячо обсуждавших творческий и профессиональный потенциал номинантов при выдвижении их на степень лауреатов. Атмосфера таинственности в предвкушении торжественного мига царила в зале.



Тележурналист Нина Зверева, представляющая Нижегородскую область;
Интенсивность и насыщенность предложенной организаторами программы была столь велика, что участникам встречи приходилось без устали, постоянно поглядывая на часы, перемещаться из одного зала в другой. Да и разве можно было пропустить, скажем, семинар "Ток-шоу. Как это делается", который проводил мастер этого жанра Владимир Познер. Более двух часов делился он опытом создания передач такого рода, справедливо полагая, что "Ток-шоу" - самая демократичная из существующих программ на телевидении, так как позволяет участвующей в ней неподготовленной публике открыто и свободно высказывать свое мнение по предложенной проблеме. Но непредсказуемость ответов предъявляет определенные требования к ведущему, выявляет его творческие возможности, его умение управлять аудиторией, направлять тематику разговора в нужное русло. Без широких знаний, навыков и умения этот барьер не одолеть, а внимательный зритель без труда определит на голубом экране все "взлеты" и "падения" передачи. Разговор этот, по сути, оказался неким прообразом школы профессионального мастерства, которую, кстати, в недалеком будущем Владимир Познер намеревается открыть в Москве.



Леонид Якубович и Игорь Сбраншко (зам. генерального директора РАРТ) во время дискуссии;
С интересом внимали участники фестиваля рассказу Леонида Якубовича, поделившегося знаниями об организации шоу-программ, выполняющих развлекательную функцию и заполонивших ныне эфирное пространство. Детально разъяснял он многие закулисные подробности, утверждая при этом, что для зрителя важнее всего красочное и эффектное действо в студии, требующее немалых финансовых затрат. На Западе стоимость программ такого рода начинается с миллиона долларов. Сегодня же, по его мнению, 80 процентов отечественных телепрограмм смахивают больше на радиопередачи. О "Русском языке в эфире" говорил Ролан Быков. В нынешних условиях это одна из "болевых" проблем на телевидении. Социологи уже подтвердили, что мало читающая в основной своей массе молодежь начала объясняться языком клипов и рекламных роликов, и потому всем, кто обращается к зрительской аудитории с телеэкрана, следует уделять особое внимание грамотности речи.



Виктор Завьялов (генеральный директор РАРТ); член жюри конкурса
Однако "гвоздем" программы фестиваля, его основным стержнем, объединившим в едином порыве всех собравшихся, стал круглый стол "Роль телевидения в поддержке российской государственности и национальной экономики". Тональность разговору задал президент Российской ассоциации региональных телекомпаний Сергей Лисовский, с первых минут заявивший, что нельзя рассматривать телевидение лишь как некий объект культуры. Относиться к нему следует как к мощной и весьма серьезной отрасли производства в российской экономике, где работает огромное количество россиян и где сплетены в единый узел культурологические, экономические, политические, правовые, технологические и, конечно же, мировоззренческие вопросы. Лишь при таком понимании выстроятся вертикальные и горизонтальные связи всех участвующих в телевизионном процессе структур, работающих сегодня в новых и весьма непростых экономических условиях, в системе коммерциализации телерынка, но, увы, без обеспеченной мощной правовой базы. Кроме того, отечественное телевидение - это еще и национальный продукт. Задача государства стимулировать его развитие. Ведь объем производимой в России телепродукции равен объему аналогичного продукта нескольких стран Европы. Повсеместно говорится, например, о засилии фильмов и программ западного производства на российском телерынке, но никто не задумывается над тем, почему это происходит. А отечественные телеканалы и станции, находящиеся в сложнейших финансовых условиях, попросту вынуждены закупать западный продукт, так как он обходится им в 3 - 4 раза дешевле.



Ролан Быков при вручении награды одному из победителей (фотографии сверху вниз, слева направо).
О необходимости скорейшего принятия Федерального Закона, упорядочивающего процессы на рынке телерадиовещания, говорил и Валентин Цой, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи. Тем более, что в Законе о СМИ телерадиовещанию уделено только несколько строк и правовой пробел налицо. К тому же в последнее время телерадиоиндустрия развивается особенно интенсивно. Несколько лет работает Комитет над созданием этого правового документа и готов учесть мнение всех, кто специализируется в этой области, в том числе и региональных производителей. Много принципиально новых направлений современного телерадиовещания требуют правовых определений. Одно из них - вопрос об абонентcкой плате. Сегодня государственные каналы, федеральные и региональные, финансируются из бюджета лишь на 38%, например, ВГТРК. Полное, 100-процентное финансирование может обеспечить собираемая у населения абонентская плата. Остро стоит вопрос о функциональном значении телевидения, о том, чьи интересы должно оно отражать. Нет сомнений, что прежде всего - интересы общества, а не каких-либо персоналий или государственных чиновников. Мировой опыт показывает, что если государство влияет на телеканал с целью добиться подачи именно своей информации и своих персоналий, то это приводит к серьезным политическим и общественным проблемам. Этой важнейшей теме будет посвящено 4 статьи в готовящемся Законе.



Валентин Лазуткин (слева), руководитель ФСТР, на открытии II Фестиваля.
Кто из работников, занятых в сфере телерадиопроизводства, не мечтает о Законе-Библии, отвечающем на все вопросы бытия телерадиоввещания? Этот риторический вопрос задал, обращаясь к аудитории, Валентин Лазуткин, руководитель Федеральной службы России по ТВ и РВ. Но не всегда наши представления о будущем совпадают с нашими возможностями. К тому же интенсивно развивающиеся технологические процессы в сфере вещания могут войти в противоречие с нормативным документом. Вот почему Закон должен определить прежде всего правовое русло, придать уже существующим на практике процессам цивилизованный характер, способствовать стабилизации государственного и свободного секторов телерынка.

Много примеров из региональной практики вещания приводилось на заседании. К сожалению, больше негативных, касающихся негосударственных телекомпаний и свидетельствующих о том, в каких сложных условиях им приходится работать. Ободренные царившей в зале атмосферой доверия, регионалы откровенно рассказывали о том, как зачастую их притесняет местная власть, обрекая на нищету и умирание. Картина эта практически одна для всех регионов. О том, что наболело, говорили, в частности, представители Кубанского объединения негосударственных телерадиостудий, 4-го Воронежского телеканала, Пермской области, Ассоциации независимых телерадиовещателей Ростовской области.



Валентин Лазуткин, руководитель Федеральной службы России по ТВ и РВ отвечает на вопросы.
Лишь один положительный пример был приведен во время круглого стола. Он свидетельствовал о едином стремлении местной власти и производителей направить процесс вещания в русло созидания. О нем рассказала журналист Нина Зверева. Речь шла о Нижегородской области, где был принят местный Закон о выделении госзаказа на подготовку передач социального, а значить нерентабельного характера. Претендент на исполнение госзаказа определяется на конкурсной основе и на основании рейтинга, проводимого среди населения. Практика показала, что независимые телекомпании имеют в Нижегородской области рейтинг до 40 процентов, тогда как государственные всего лишь 3%. Такая оптимизация взаимоотношений власти и вещателей не замедлила сказаться. Это проявилось, кстати, и на конкурсе II Фестиваля, где нижегородские телекомпании получили наибольшее число призов.

Стремительность темпов развития этой вообщем-то молодой общественной организации и впрямь вызывает восхищение. Созданная в октябре 1995 года с целью формирования национального телевизионного рынка, оказания правовой, информационной и, по мере возможности, экономической поддержки региональным телевещателям, Ассоциация сразу же наладила тесные контакты с основными государственными и общественными структурами, способными оказать практическую поддержку в формировании телевизионного рынка. Результаты не замедлили сказаться, и на II Фестивале они проявились со всей очевидностью: представители Ассоциации были приглашены к участию в разработке проекта Федерального Закона "о телерадиовещании" в Государственную Думу, а также в Экспертный Совет по грантам Правительства РФ в сфере средств массовой информации.



Осветительная техника АО "Италиан-Мосфильм-Техника" на "Регионэкспо-97"
1996 год оказался также для Ассоциации весьма плодотворным. В списке мероприятий, где она выступила соучредителем либо учредителем или даже организатором, числятся Московский фестиваль региональных телекомпаний и Московский международный телерынок "Теле Шоу-96", где участвовали 130 региональных структур, представивших на конкурс 230 работ по II номинациям. Лучшие из них были показаны по центральным каналам телевидения. Не осталась в стороне и предвыборная кампания "Голосуй, или проиграешь". В результате 30 руководителей региональных телекомпаний были отмечены благодарностями Президента Бориса Ельцина. Участвовала Ассоциация и в организации IV Московского международного фестиваля рекламы, а также Всероссийского телевизионного форума "Телевызов-97". И если обратиться к моменту рождения этой организации, когда Сергей Лисовский произнес сакраментальные слова о том, что "региональные телекомпании сталкиваются в своей работе со многими трудностями, что они разобщены и их продукция недостаточно представлена на российском телевизионном рынке, и что необходимо объединиться, чтобы реализовать огромный потенциал российского регионального телевидения", то можно утверждать, что первый барьер преодолен. Начав с двадцати членов, Ассоциация вышла на II Фестиваль, имея в своем списке 73 региональные телекомпании всех форм собственности. Многие из участников последней встречи также заявили о своем вступлении в эту организацию.

Однако самым большим, пожалуй, ее достижением стал разработанный проект Федерального Закона "О телерадиовещании", впервые обнародованный на Телефоруме в конце прошлого года. Трудившаяся над проектом рабочая группа во главе с В.М. Жарковым, кандидатом юридических наук, много лет проработавшим на телевидении, постаралась не пропустить ни одну из примет нового времени, придать сложившейся на телевидении практике правовые нормы. Кстати, в этом проекте есть разделы, посвященные активно развивающемуся ныне спутниковому и кабельному телевидению, отсутствующие, в частности, в представленном на круглом столе фестиваля проекте Закона, разработанного в Государственной Думе.

Новинки на любой вкус

Разговор о фестивале был бы не полным, если не сказать о работавших в его рамках экспозициях - "Регионэкспо-97" и "Регионвидео-97". Двадцать четыре фирмы принимали в них участие. Среди них, в первую очередь, можно упомянуть фирму SONY, предлагающую новейшую студийную аппаратуру MPEG-2, "Супернова", являющуюся официальным сервисным центром "Панасоник" и "Марубени Корпорейшн", MS-MAX, специализирующуюся на поставках высококачественной профессиональной звуковой и радиовещательной аппаратуры, Joy Company Corp., являющуюся одним из лидеров на отечественном рынке в области видео-графики. Из "спутниковых" фирм было представлено информационное агентство "Руслан+ТВ", которое развивает проект синхронного перевода ряда телевизионных каналов со спутника Hot Bird. Мы уже несколько раз подробно писали об этом проекте, в том числе в предыдущем номере.

Большой интерес у участников выставки вызвала представленная лицензионная телепродукция "Региовидео-97", на которой представили свои каталоги полнометражных художественных фильмов, сериалов, мультипликационных и других программ такие уже зарекомендовавшие себя фирмы, как "Премьер ТВ Фильм", "ОРТ-Видео", "Ченнелз дистрибьюшн, ЛТД", дистрибьютерская компания "Видеофильм", "ЕАТВ Интернэшнл", "Телекомпания Голдвидео", "Компания ТВР" и Содружество Телевизионных Станций СТС. Их стенды пользовались особой популярностью, и многие региональные телевещатели уже во время фестиваля подписывали контракты.

"Мы предлагаем достаточно гибкую политику продаж,- рассказывает генеральный директор "Ченнелз" Ольга Шашкова.- Наши предложения по фильмам, в основном стоимостью 300 - 400 американских долларов, подкрепляются бесплатными музыкальными программами, что для телекомпаний выгодно. Иногда мы идем навстречу покупателю. Есть в нашем каталоге и такие программные продукты, когда мы отпускаем товар в кредит на 3 месяца. За это время можно прокрутить фильм, получить деньги и рассчитаться. Демпинга у нас не бывает. Вся продукция, отечественная и зарубежная, последних лет. Работает с нами и рекламное агентство "Интермедиа", которое занимается размещением рекламы на региональных телстанциях. Многих представителей рекламы мы знаем уже не первый год. И все-таки подобные выставки необходимы, так как помогают "раскручивать" новую продукцию.

Каковы все-таки итоги II Московского фестиваля? Об этом лучше всего сказала участник встречи, директор телекомпании "Прима-ТВ" из Красноярска Наталья Сысоева. "Для нас, - говорит Наталья Сысоева, - возможность общения с нашими коллегами и партнерами очень ценна. Среди последних - и компания "Премьер-ТВ", и "Ченнелз", и "Видеофильм". Многие годы мы работаем с фирмой "Сони", так как не только выходим в эфир с программами, предлагаемыми фирмами-распространителями, но и имеем свою эфирную студию, передающий центр, несколько монтажных Betacam, superVHS и даже монтажную компьютерную графику. Нынешняя встреча позволила скоординировать с нашими партнерами планы на будущее. Ведь вещание нашей телекомпании составляет 21 час ежедневно, из которых собственная авторская продукция занимает 8 часов. Дискуссии, произошедшие на фестивале, были чрезвычайно плодотворными, наша телекомпания несомненно вступит в Российскую ассоциацию региональных телекомпаний".



 
Теле-Спутник Май 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт