18Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Плавучий Байконур


В. Колюбакин Теле-Спутник - 5(19) Май 1997 г.


Еще со школьных уроков географии известно, что океанская поверхность занимает около двух третей земной поверхности. В большинстве своем - это экстерриториальные воды, по ним можно плавать, в них можно нырять, над ними можно летать, с них можно пускать ракеты. Не в одном фильме-боевике времен холодной войны можно наблюдать сюжет, как в темных глубинах, скажем, Тихого океана плывет враждебная американская (советская) подводная лодка и готовится пустить свои ракеты на мирную советскую (американскую) землю. В конце концов все кончается хорошо, лодка уходит, ракеты остаются в шахтах, конфликт исчерпан.

Тем не менее пуски ракет с водной поверхности - дело довольно обычное, и технология отработана достаточно давно. Правда, речь идет именно о пусках баллистических ракет типа SSN-20 с подводных лодок. Если рассмотреть эти пуски с точки зрения вывода спутников на орбиту, то более чем на вывод легкого спутника на околоземную орбиту эти ракеты не способны. Кстати, в связи с бурным развитием спутниковых низкоорбитальных систем связи разрабатывается несколько проектов по запуску спутников типа Iridium баллистическими ракетами с подводных лодок (проекты "Прибой", "Волна", "Штиль"). Что касается вывода спутника на ГСО, то, насколько нам известно, такой запуск с водной поверхности еще осуществлен не был.

Преимущества такого пуска налицо. Самое главное - можно выбрать самое выгодное место пуска, исчезают проблемы поиска стартовой площадки как можно ближе к экватору, арендной платы государству, на чьей территории находится площадка, откладывания пусков во время политических волнений. Еще одно неоспоримое преимущество - отпадает необходимость транспортировки спутника из, например, Калифорнии в Ксичанг или Байконур, что тоже значительно снижает стоимость запуска и уменьшает риск повреждения спутника во время доставки на стартовую площадку. Стартовая морская платформа достаточно мобильна, поэтому ее можно подогнать в порт, находящийся в непосредственной близости от сборочных цехов Hughes, Space Systems/Loral или Lockheed.

В середине 70-х годов в НПО "Южное" была начата разработка проекта пуска ракет "Зенит" с океанской платформы. Но ввиду того, что пуски с Байконура в то время на 100 процентов удовлетворяли потребности в запусках спутников на ГСО, а о коммерческих пусках тогда никто не задумывался, проект был заморожен. Нам не известно, делались ли попытки воплотить данный проект в жизнь за рубежом, в частности в Соединенных Штатах Америки. Возможно, и делались, но не были реализованы по тем же самым причинам.

В конце 80-х украинская космическая индустрия столкнулась с теми же проблемами, что и российская - отсутствие финансирования, затрудненность, а то и невозможность использования космодрома Байконур (нам не известно, рассматривало ли вообще правительство Украины возможность использования Байконура для пусков "Зенита", и как на это реагировали правительства России и Казахстана). Для своего спасения украинской космической промышленности, как и российской, надо было выходить на мировой рынок.

Ракета "Зенит", которую может предложить НПО "Южное", находящееся в г. Днепропетровске, довольно высоко стоит в мировой космической табели о рангах. Она была создана в 1985 г. и предназначалась на смену "Протону", который уже тогда стал вызывать нарекания экологических служб из-за высокой токсичности своего топлива. По состоянию на конец 1995 года коэффициент надежности этой ракеты составлял 88 процентов (всего 25 пусков, из них 22 удачных). На околоземную орбиту "Зенит" может вывести 13740 кг, на полярную - 11380 кг, на геостационарную - 4300 кг. И опять встала проблема пусковой площадки.

Первая попытка решить эту проблему была сделана в 1989 г. Совместно с западными компаниями разрабатывался проект создания пусковой площадки на мысе Йорк в Австралии. Тогда этот проект не был реализован, но некоторый опыт совместной работы с западными компаниями был получен.

Следующий шаг был сделан в 1993 г. Именно тогда НПО "Южное" и РКК "Энергия" начали разработку проекта пуска ракеты "Зенит-2" с разгонным блоком "Блок-ДМ" с полупогруженной океанской платформы. В течение следующих двух лет шел поиск зарубежных партнеров, необходимых для реализации проекта. В результате в 1995 г. было подписано соглашение о создании компании Sea Launch (Морской Старт).

В качестве партнеров в предприятие вошли: НПО "Южное", РКК "Энергия", Boeing Co. (компания "Боинг"), Kvaerner Co. (компания "Кваернер"). Роли партнеров были распределены следующим образом: НПО "Южное", как нетрудно догадаться, отвечает за поставку ракеты "Зенит-2"; РКК "Энергия" - за поставку четвертой ступени, или, как ее еще называют, разгонного блока, "Блок-ДМ"; норвежская компания "Кваернер", уже долгое время занимающаяся разработкой и производством морских нефтяных платформ, взялась за создание пусковой платформы; компания "Боинг" обеспечивает инвестиции и вообще отвечает за финансовую политику совместного предприятия. Необходимость наличия такой солидной компании, как "Боинг", в качестве "финансового директора" становится понятным, когда узнаешь приблизительную стоимость проекта - около 600 млн долларов. Российским и украинским компаниям, при всем доверии специалистов к ракете "Зенит" и ее четвертой ступени, вряд ли в достаточно короткие сроки удастся раздобыть такую сумму. До нас не дошла информация, по какому принципу производился раздел паев совместного предприятия, однако результат известен (и, кстати, опубликован в мировой прессе и сети Интернет): "Боинг" - 40%, "Кваернер" - 20%, НПО "Южное" и объединение "Южмаш" - 15%, РКК "Энергия" - 25%.



Схема пусковой установки.

Как мы уже упоминали, компания "Кваернер" обладает очень большим опытом в постройке морских нефтедобывающих платформ. На основе такой платформы, сконструированной для добычи нефти в Северном море, на верфи компании в г.Ставангере в Норвегии и строится платформа для "Морского Старта". Платформа имеет размер 131 на 78 метров (430 на 220 футов). В надводном положении, когда платформа не нагружена, ее водоизмещение составляет 31 тысячу тонн, в полузатопленном положении при полной нагрузке - 46 тысяч тонн. Платформа оснащена двигательной установкой и способна к самостоятельному передвижению. Также на ней будет расположен ангар для транспортировки, сборки и заправки ракеты и баки для ракетного топлива (керосин и жидкий кислород). Экипаж платформы составляет 20 человек.

Контрольно-командное судно (ACS - Assembly & Command Ship) строится на верфи "Гован" (Govan) в Глазго, Шотландия. Предполагается, что летом 1997 г. судно совершит рейс в Россию, где будет установлено и оттестировано оборудование контроля запуска. В начале 1998 г. судно должно прибыть в Лонг Бич, где строится порт компании "Морской Старт". Корабль водоизмещением 30 тысяч тонн имеет размер 200 на 30 метров (650 на 100 футов) Запас хода - 18 тысяч морских миль. На судне смогут разместиться 250 человек - экипаж судна, люди, непосредственно осуществляющие пуск, и команда платформы, которая на время пуска, разумеется, будет покидать платформу.

8 августа 1996 года в г.Лонг-Бич, штат Калифорния, была осуществлена закладка порта компании "Морской Старт". Этот порт станет основной базой компании. Здесь будет производиться монтаж ракеты на платформе, монтаж спутника и заправка ракеты топливом. Немаловажным фактором является то, что порт "Морского Старта" находится в непосредственной близости от крупнейшего в мире разработчика и производителя спутников - компании Hughes Space & Communications, которая является заказчиком первого пуска "Морского Старта". По плану порт будет готов к работе к 1998 г.

На церемонии открытия порта "Морского Старта" присутствовал президент компании Hughes Space & Communications Дональд Кромер. HSC является производителем более 50% спутников, находящихся в данный момент на орбите. С покупкой PanAmSata Hughes к тому же стал самым крупным в мире частным спутниковым оператором. По размеру и пропускной способности спутниковой системы эту компанию опережает только Intelsat. Hughesy удалось добиться своего положения и удерживать его, не в последнюю очередь, потому, что в поле зрения этой компании всегда находятся все новые разработки в области спутниковых коммуникаций и космической индустрии. Разумеется, спутниковый лидер не мог пропустить такую перспективную разработку, как "Морской Старт".

Первый пуск "Морского Старта" намечен на июнь 1998 года. При этом эта миссия будет занесена в историю спутниковых коммуникаций еще и как первый вывод на орбиту новой модели Hughes Space & Communications - HS-702. О разработке этой модели было впер-вые объявлено компанией в 1995 г. на женевской выставке Telecom 95. Первый спутник новой модели Hughes делает для "домашнего" употребления - для своей спутниковой системы Galaxy, хотя год назад было сообщений, что первый спутник HS-702 заказан австралийской национальной компанией.

По техническим характеристикам HS-702 будет превосходить своих "родителей" HS-601 и HS 601 High Power. На базовой модели предусмотрено 90 транспондеров (72 активных и 18 запасных), хотя, как известно, по количеству транспондеров спутники Hughes конфигурируются по желанию заказчика. Максимальный размер спутника - 45,6 м; масса полезной нагрузки - 1000 кг; общая масса при запуске - 4600 кг; суммарная мощность полезной нагрузки - 10 тыс. Вт, в дальнейших модификациях этой модели предполагается довести ее до 15 тыс. Вт.

Galaxy IX - только первая ласточка альянса Hughes - Sea Launch. Оценив заманчивые перспективы новой пусковой технологии, спутниковый гигант сделал заказ на вывод еще 12 спутников. Эти спутники (модель HS-601) предназначены для системы мобильной спутниковой связи ICO Global Commuications. Они будут выведены на низкие околоземные орбиты в течение трех пусков. Всего компанией Hughes зарезервировано 10 пусков компании "Морской старт". Главный конкурент Hughes в области производства спутников компания Space Systems/Loral не собирается отставать и уже подписала соглашение с "Морским Стартом" на пять пусков. Надо отметить, что в истории коммерческих запусков это первый случай, когда компания за три года до срока реализации своего проекта (напоминаем, что первый пуск "Морского Старта" намечен на 1998 г., а контракт с Hughes был заключен в 1995 г.) уже имеет такое количество заказов.

А закончить статью хочется интересным фактом, которому автор был непосредственным свидетелем. В декабре 1996 г. в Москве проходила конференция "Спутниковая связь в России и странах СНГ", проводимая Институтом Адама Смита. Среди докладчиков присутствовали Рональд Олсон (Ronald Olson), президент компании "Морской Старт" и Станислав Николаевич Конюхов, Генеральный Конструктор и Генеральный Директор КБ "Южное". Они представляли общественности свой проект. Оба докладчика неоднократно подчеркивали в своих выступлениях, насколько важно для них совместное сотрудничество. И остается только вспомнить фильмы о подводных лодках, упоминаемые в начале статьи, и добавить, что господин Олсон потратил около 20 лет своей жизни на разработку ракеты "Минитмен", а господин Конюхов примерно такой же срок занимался разработкой СС-18. Хорошо, что их опыт и талант в итоге вылился в "Морской Старт", а не в "Случай в квадрате 36-80".



 
Теле-Спутник Май 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт