"Ворон ворону......глаза не выклюет" - говорит народная поговорка. Очень может быть, что в мире пернатых так оно и есть. А в мире большого бизнеса? В Лондоне в ноябре прошлого года произошло событие, поразившее многих наблюдателей, компетентных в индустрии средств массовой информации, - Руперт Мердок воспрепятствовал выходу в эфир WBTV, программы Warner Channel на BSkyB. Тем самым Мердок нанес удар по финансовым интересам концерна Time Warner, который к тому времени затратил немалые денежки на рекламную компанию WBTV - афиши, рекламные анонсы по радио и телевидению и в широкой прессе. Наблюдателям показалось, что подобное развитие событий оказалось непредвиденным, и, соответственно, весьма неприятным сюрпризом для дельцов из Time Warner. Тем более что незадолго до этого WBTV и BSkyB опубликовали совместное заявление о том, что "подготовительные мероприятия к запуску продолжаются, и о нем вот-вот будет объявлено". А у нас эти события не вызывают никакого удивления. Если Вы посмотрите в предыдущем номере T/С наш материал "Под "общей крышей", то Вам станет совершенно ясно, что ничего другого от Мердока ждать не следовало. Вряд ли Мердоку могло понравиться превращение и без того не слабого концерна Time Warner в крупнейшее в мире медиа-предприятие. Затем журналисты вспоминают об отказе Теда Тернера допустить Fox News Channel в сети кабельного телевидения Нью-Йорка. За это Мердок подвесил на шею конкурентов весьма неприятную и кляузную судебную волокиту. Недавно он заявил, что "в настоящее время рассматривается аннулирование решения Федеральной Комиссии по Торговле, которая разрешила Time Warner приобрести за 6,8 миллиарда долларов Turner Broadcasting, как нарушение антитрестовского законодательства США". Это предстоит решать суду, а в суде "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Но сам Мердок дела свои проворачивает без всякой волокиты. Ближе к концу прошлого года он наносит еще один удар, но уже по другую сторону океана. Они с Тедом старые соперники. Заголовки статей в прессе США пестрят колкостями, которыми обменялись оба деятеля. Тед Тернер даже сравнил Мердока с Адольфом Гитлером, а принадлежащая Мердоку New York Post предложила своим читателям решить, "Не является ли Тед Тернер мелкой сошкой?". Все это очень напоминает шумную перебранку соперников накануне первенств мира по профессиональному боксу, типичную для США. Вот только суммы, которыми оперируют наши соперники, и не снились самым мощным кулачным бойцам планеты. Да и ударами они обмениваются такими, что будь здоров. Как и прежде, News Corp. Мердока и Turner/Time Warner продолжают вести большой бизнес по всему земному шару. Однако новый удар Мердока концерн Time Warner не мог оставить без ответа и отплатил тем, что изъял свои ленты у близкой к запуску службы платного показа фильмов, принадлежащей BSkyB. Это точно соответствует старому девизу: "Око за око, зуб за зуб!". Лео Кирх под огнем Когда-то русский князь Олег, собираясь намять бока каким-нибудь хазарам или другим супостатам, посылал к ним послов с грозными словами: "Иду на ВЫ!" В большом бизнесе такое воинственное благородство вряд ли вызвало бы что-нибудь, кроме недоумения. Германская сеть публичного вещания ARD в тандеме с компанией Deutsche Telekom в обстановке глубокой секретности на протяжении всего прошлого года готовила удар по Лео Кирху, а точнее, по его монопольному положению в немецком цифровом платном телевидении. И если бы не пронырливые газетчики, то Кирх мог бы и по сей день пребывать в блаженном неведении. Инициатор этой наступательной компании - заведующий отделом кинопередач ARD Хорст Веттер - воспользовался разногласиями, существующими между Кирхом и компанией Deutsche Telekom. Кирху необходим доступ к 16 миллионам подписчиков кабельных сетей Telekom для канала DF1. Но условия, выдвигаемые правлением Telekom, оказались для него неприемлемыми. Telekom настаивает на усилении контроля за продажами цифрового декодера Кирха d-box и его системы кондиционального доступа. И самое главное - компания требует для себя право управления подпиской на цифровое pay-TV, так как ей необходимы новые источники финансовых поступлений. Telekom понесла тяжелые убытки, связанные с эксплуатацией ее кабельных сетей. По свидетельству одного из членов правления компании, на сегодня они уже составляют порядка миллиарда немецких марок (около 400 млн фунтов стерлингов). Неуступчивость Кирха бросила Telekom в объятия ARD. Ну, держись, Лео! Для достижения цели, то есть чтобы "намылить шею" Кирху, Хорст Веттер основал компанию Prima Fernsehen. Эта компания планирует организацию вещания цифрового пакета с 24 тематическими каналами. На телеэкранах будет преимущественно демонстрироваться кинопродукция Голливуда. Поскольку самой ARD не разрешено демонстрировать каналы платного ТВ, то эта сеть не станет акционером компании Prima. Большая часть правительств земель ФРГ не позволяют таким сетям, как ARD и ZDF, осуществлять вещание платного ТВ, так как эти сети финансируются за счет оплаты лицензий на телевизионное вещание. Правительства земель несут ответственность за соблюдение законов о медиа. Уже с начала прошлого 1996 года Веттер вел переговоры с компаниями Steven Spielberg, Dreamworks и другими лидерами Голливуда, включая MGM, о снабжении компании Prima фильмами и предложил им войти в число акционеров компании. В конце прошлого года эти переговоры, по словам Веттера, "достигли своего завершения". Генеральный директор Баварского Радио и ARD Альберт Шарф и другие менеджеры ARD были в курсе действий Веттера и одобрили его планы. Но официально, чтобы не создавать себе проблем с правительствами германских земель и с законами о медиа, они не хотят иметь каких-либо дел с фирмой Prima. Тем не менее сотрудник ARD, пожелавший сохранить инкогнито, сказал, что ARD планирует "тактическую игру", направленную против Кирха. Что касается Prima, то она уже подписала контракт с Deutsche Telekom. Тelekom будет передавать ее каналы по своим кабельным сетям, обеспечит "полный сервис", предложит свой собственный цифровой декодер и систему кондиционального доступа, а также собирается стать во главе системы подписки на цифровое платное ТВ. В этом варианте компания получает все то, в чем ей отказывал неуступчивый Кирх. Теперь Telekom надеется, что ее кооперация с Prima позволит ей стабилизировать свою балансовую отчетность. Что касается Лео Кирха, то он тоже мастер такого рода "тактических игр". Недаром уважаемый нами Руперт Мердок предпочел иметь его союзником, а не конкурентом (смотри материал "Человек, словно в зеркале мир, многолик" во втором номере Т/С за этот год). И очень может быть, что вскоре мы услышим о том, каким перцем Лео Кирх угостил своих хитроумных соперников. "Мне снится соперник счастливый" -поет Федор Иванович Шаляпин, исполняя старинный русский романс. Там соперник является просто плодом воспаленного воображения ревнивца. А вот относительно безмятежному существованию французского гиганта медиа Canal Plus действительно приходит конец, так как у него появляется вполне реальный соперник. Только в апреле прошлого года компания Canal Plus ввела в эксплуатацию свой первый цифровой букет Canalsatellite Numerique, ан соперник уж тут как тут - на 20 декабря 1996 года был запланирован ввод второй французской цифровой спутниковой службы, Television par Satellite (TPS).(Первый по хронологии французский цифровой букет ABSat не может, по мнению экспертов, рассматриваться как соперник киту французских медиа в силу своих явно недостаточных возможностей.) В TPS должны войти около 20 каналов. Кирилл де Пелу, управляющий директор TPS, без обиняков заявил: "TPS разрушит монополию Canal Plus в платном ТВ". Видите, как получается в бизнесе с монополией. Одни дельцы, не жалея ни себя, ни других, воздвигают эту самую монополию, а иные буквально из сапог выскакивают, чтобы ее развалить. (О таких случаях мы уже не раз рассказывали в наших публикациях.) Если говорить о TPS, то она состоит именно из последних. В ее создании принимали участие такие фирмы, как TF1 (25% пакета акций), France Television Enterprise (25% ) - это совместное предприятие France Television и телекоммуникационной группы France Telecom. Оставшиеся акции принадлежат частной ТВ станции М6 (20%) и ее акционерам (30%). "Это альянс всех французских ТВ станций (TF1, France 2, France 3 и M6) против Сanal Plus", - еще раз разъясняет нам один из ведущих французских аналитиков медиа. Однако у многих компетентных наблюдателей будущие успехи TPS вызывают сомнения. Их скепсис обусловлен прежде всего структурой капитала TPS. Поскольку 50% пакета акций TPS принадлежат M6 и ее акционерам, то вполне возможно, что любой процесс принятия решения будет затягиваться отдельными группами акционеров, то есть каждый будет "тянуть одеяло на себя". Недаром русская пословица говорит, что "у семи нянек дитя без глаза". Другим потенциальным камнем преткновения для TPS может оказаться сама фирма France Television. Она уже подверглась жесткой критике на заседании Национальной Ассамблеи Франции за свои 8,5% акций в TPS. "Публичные каналы должны тратить свои деньги на производство тематических программ, а не на продажу цифровых услуг или финансирование каталогов голливудских студий", - сказал член парламента Дидье Матхус. Руководителю TF1 и президенту TPS Патрику Ле Лаю пришлось выступить на защиту France Television и своего детища. Он заявил: "Все акционеры внесут в это предприятие свои деньги и свое понимание этого рынка". Совокупные инвестиции в TPS на протяжении следующих трех лет должны составить 294 миллиона фунтов. Де Пелу оптимистично смотрит на перспективы своего предприятия. Он считает, что его подъем начнется где-то после достижения числа подписчиков 600 - 700 тысяч, а вообще "Наш рынок очень велик, и если мы вычтем подписчиков кабельных сетей и Сanal Plus, то сеть TPS должна охватить до 15 - 16 миллионов домов". Невзирая на то, что Canal Plus имеет know-how и солидный опыт на рынке платного ТВ, руководитель TPS уверен в своих конкурентных возможностях. Он очень рассчитывает на то, что низкие подписные взносы TPS должны дать ей преимущество перед Canalsatellite. Если у TPS ежемесячные взносы составят 100 франков (не считая стоимости декодера), то для Canalsatellite они колеблются в пределах 98 - 388 франков - в зависимости от избранных подписчиком вариантов. Canalsatellite не может существенно снизить свои расценки, так как это связано с риском "каннибализма" в отношении своего собственного аналогового предложения Canal Plus. Кроме того, TPS предлагает своим подписчикам три различных пакета. Его базовый пакет включает тематические каналы типа Odysse (документы), Tele Toon (мультфильмы), RTL-9 (семейный канал, принадлежащий CLT), Teva (женский канал) и ряд других не менее известных каналов. А информированные скептики все равно стоят на своем. Они считают, что Canalsatellite, будучи запущенным первым, уже имеет неоспоримое преимущество. Он насчитывает свыше 90 тысяч подписчиков с декодерами. Он имеет право на передачу спортивных программ и, что еще более важно, на показ голливудских фильмов таких китов, как MCA, Columbia, Warner и Disney. А TPS имеет соглашения только с Paramaunt и MGM. Критики не забывают и о тех слабостях TPS, которые уже были указаны в начале нашей статьи. У героя упомянутого нами романса "оружия ищет рука", то есть он вполне созрел для противоправных действий. А что касается рассматриваемых нами соперников, то здесь никакой уголовщиной не пахнет. Некоторые наблюдатели даже предвидят неизбежное объединение между Сanalsatellite и TPS, проводя параллель с BSB и Sky, которые после лобовых конкурентных схваток вынуждены были пойти на заключение альянса и организовать одну из крупнейших европейских сетей рay-TV BSkyB. Дело может принять и такой оборот. В бизнесе браки по любви заключаются еще реже, чем в обыденной жизни. (Вспомните и наши материалы из третьего номера Т/C за этот год "Коллективом и..." и "Post Scriptum" о слиянии Hughes Electronic Corp. и PanAmSat). Однако в данный момент речи об этом нет - конкуренты готовятся к боям в самом ближайшем будущем. И если ревнивец из романса Федора Ивановича видит своего соперника счастливым, то аналитик медиа из французского органа Exane заявил, что "никто не может сказать, будет TPS иметь успех или нет". Поживем - увидим! В стране тайфуновМы решили выполнить обещание, данное в публикации "В стране цветущей сакуры" (Т/C №3, 1997), и продолжаем японскую тематику, не откладывая на три года. Надеемся, что читатель не будет за это в претензии. Япония, безусловно, заслуживает большего внимания, чем мы уделяли ей до сих пор в наших публикациях. Сегодня мы расскажем вам о компании JSAT. Во-первых, это первая частная спутниковая коммуникационная компания в Японии. Основана в феврале 1985 года. Во-вторых, она запустила первый в Японии частный спутник для предоставления коммуникационных услуг. JCSat 1 вышел на геостационарную орбиту 150° в.д. в марте 1989 года. В январе 1990 года занял свое место JCSat 2 на позиции 154° в.д. В августе 1995 года им составил компанию JCSat 3 на 128° в.д. А в нынешнем году должен быть запущен JCSat 4, который заменит JCSat 1. Восемь лет для службы спутника - не бог весть какой срок, но специалисты концерна Hughes и компании JSAT обнаружили утечку горючего из баков маневрового двигателя спутника JCSat 1. Поэтому принято решение о выводе его из эксплуатации. C февраля 1995 года три спутника, после получения фирмой правительственного разрешения, начали предоставление международных услуг. Зона действия первых двух спутников сравнительно невелика. Она ограничивается самой Японией и такими прилегающими странами, как КНР, Тайвань, Гонконг, Сингапур и Гавайи. Зато в зону действия третьего спутника входит большая часть Азии, а также Гавайи, Австралия и Новая Зеландия. Имея - по нынешним временам -уже достаточно солидную историю, компания смотрит в завтрашний день. Генеральный менеджер отдела управления бизнесом JSAT Ясуо Окуяма считает: "Чтобы коммуникационные спутники представляли большую ценность для пользователей, следует делать упор на введение новых технологий и разработку новых методов их применения". Сама фирма описывает свой бизнес как "создание, управление и эксплуатацию спутниковых систем связи". Но на практике набор предоставляемых ею услуг гораздо шире. В него входят также исследовательские и проектные работы. Так, например, фирма разработала сеть спутниковых коммуникаций в режиме multimedia для компании Jusco Ltd., крупнейшей японской сети супермаркетов. Фирмой также создана система связи между такими транспортными средствами, как автомобили и поезда. Нельзя не упомянуть такие услуги, как передачу биржевых новостей, информации с автомобильных аукционов, дистанционное обучение персонала и SNG. И, наконец, в июне прошлого, 1996 года, компания Digital Media Corp., филиал JSAT, начала вещание своей службы DBS. По словам Окуяма, это "Perfect TV!". В эту службу входят 57 цифровых каналов, передаваемых со спутника JCSat 3. В январе 1997 года пользователям должно быть предоставлено 70 цифровых каналов. Подводя итоги, можно сказать, что сегодняшний день и перспективы первой японской спутниковой коммуникационной компании выглядят вполне убедительно. Мечтать никому не запрещеноНо, к сожалению, мечты в большинстве случаев разбиваются о гранитные рифы суровой реальности. Мы уже не раз рассказывали в наших публикациях о той борьбе, которую неустанно ведут компании-поставщики программ pay-TV с пиратами, стремящимися любой ценой урвать свой кусок от чужого пирога. (Смотрите, например, Т/С №1 за 1997, стр.77, материал "Не корысти ради, а из любви к искусству". Да и в прошлом году мы дали немало публикаций на эту же тему.) Неудивительно, что деятели из правлений корпораций, несущих существенные материальные потери в этой непрекращающейся войне, не устают мечтать о создании чего-то такого, что раз и навсегда решило бы проблему защиты программ от наглого пиратского абордажа. Последние их надежды были связаны с цифровым уплотнением передаваемого через спутник сигнала, используемого для передачи платных каналов ТВ программ. Почему-то специалисты считали, что хакерам окажется не под силу подобрать ключи к передачам, закодированным в цифровой форме. И, следовательно, они не смогут поставлять соответствующие пиратские карты. Но, увы - легенда об "абсолютной устойчивости" цифровых программ против взлома приказала долго жить уже осенью прошлого года. Это произошло тогда, когда американские фирмы DirecTV и News-Datacom возбудили гражданский иск против 22 фирм и частных лиц, занимавшихся продажей пиратских карт для приема платного цифрового кодированного предложения программ DirecTV. (О злоключениях DirecTV и News-Datacom мы рассказывали вам в Т/C №12 за 1996, стр. 70, материал "Пираты в цифровую эпоху"). Несколько дольше продлились иллюзии цифровых мечтателей по другую сторону океана, в Европе. Они очень надеялись на такие системы цифрового кодирования, как, например, Irdeto. Однако скоро появилось объявление - и не где-нибудь, а в Internet - что цифровые пакеты NetHold и Telepiu, в которых используется такая же система кодирования, как и у пакета Кирха DF1, могут быть приняты с помощью программного обеспечения Seasons, известного уже по системе Videocrypt. Сам DF1 пока еще не испытал на себе удар пиратов-взломщиков. Но специалисты считают, что это вопрос самого ближайшего будущего. Также ожидается, что вскоре на рынок поступят пиратские карты для таких цифровых программ, как Telepiu1, 2, и 3 или RTL 4, 5 и Veronica. И мы не можем не упомянуть многострадальный канал TV 1000. Сколько сил, средств и энергии было затрачено на его защиту! И все прахом - владелец пиратской карты Eurocrypt вновь принимает все программы, которые передаются в этой системе кодирования через спутник на позиции 1° з.д. Вы можете также свободно приобрести обновленный вариант пиратской карты для приема программ канала игровых фильмов, производимых Kinnevik-Gruppe (Это тот самый концерн, на шее которого и без того висит хронически убыточный филиал MTG. О нем мы рассказывали в Т/С №12 за 1996, стр. 72, материал "Крокодил не ловится, не растет кокос..."). В совершенно розовом свете выглядит положение так называемых Flash-Cards. Вы можете востребовать программное обеспечение для этих пиратских карт в различных почтовых ящиках (mailbox) и с помощью своего ПК установить его непосредственно на карту. Процесс занимает всего несколько минут, и карта как новенькая. Пираты ни на шаг не отстают от технического прогресса. И все же дела у них обстоят не так уж хорошо, как это может показаться в свете всего изложенного. Не всюду их наглый абордаж заканчивается успешно. Взять хотя бы широко известную British Sky Broadcasting (BSkyB). Достаточно длительное время она использует карты Videocrypt серии 10. И как только на рынке начали появляться соответствующие пиратские карты, как Sky в течение нескольких дней изменила свой код. Пиратские карты дали осечку, натиск отбит самым решительным образом. Можно предположить, что правление компании не предавалась беспочвенным мечтам и надеждам, а заранее подготовилось именно к такому развитию событий. Так что на какое-то время компания обеспечила себе безопасность. Но, как показывает вся предыдущая история, абсолютного антипиратского средства как нет, так и не предвидится. На то и щука, чтобы карась не дремал! "На чужой роток......не накинешь платок" - говорит русская народная пословица. Особенно если это уста кумушек из средств массовой информации, и тем более когда речь идет о концерне Arianespace. (Мы тоже не обделяем его своим вниманием. Возьмите хотя бы публикацию в Т/C №2 за этот год "О самых среди самых". А уж про 1996 год и говорить нечего. Почти в каждом номере можно что-нибудь отыскать об Arianespace.) Самые разные и достаточно противоречивые слухи были вызваны затянувшейся - к началу нынешнего года более чем на два месяца - паузой в запусках с космодрома Куру. Пуск № 92 был выполнен 13 ноября 1996 года, когда одной ракетой были выведены на орбиты спутники Arabsat 2B и Measat 2. Следующая точка предпускового отсчета была запланирована только на 22 или 28 января, а затем отложена до 30-го. Запуск спутников Nahuelsat 1-A и GE-2 был произведен удачно (см. спутниковые новости прошлого номера). Однако вывод Nahuelsat был запланирован на декабрь 1996 года, и на этот же декабрь был предусмотрен пуск ракеты с PanAmSat 6 на борту, который пока не реализован. Все это, естественно, не могло не вызвать вопросов, и представителям Arianespace по связи с прессой пришлось достаточно горячо на пресс-конференциях во Франкфурте и в Эври. Перенос старта PanAmSat 6 объясняется неисправностью блока энергоуправления спутника. Изготовитель спутника, концерн Lockheed-Martin, своевременно обнаружил этот дефект и теперь выбирает новый улучшенный блок для монтажа. Этот старт, согласно заявлению пресс-атташе концерна Беатрикс Маугуэр, следует ожидать не ранее конца марта 1997 года. Что касается Nahuel, то он был установлен на борту ракеты уже в конце ноября прошлого года. Старт, намеченный на конец декабря, пришлось отложить из-за опоздания в доставке спутника GE Americom. Совместный вывод обоих спутников позволяет снизить цену на пусковые операции для каждого из них. Однако пресс-бюро фирмы Aerospatiale выдвинуло несколько иную версию причины всех этих проволочек и оттяжек. (А этот источник достаточно информирован, так как близок к окружению Arianespace.) Согласно этой версии дело определяется социальной напряженностью во Французской Гайане. В ноябре и декабре прошлого года в этой французской колонии имели место расширенная забастовка работников коммунальных служб и мощные уличные беспорядки. Эти события встревожили правление концерна и вынудили его отложить ряд запланированных пусков в целях повышения безопасности. Хотя Маугуэр энергично отрицает связь между социальной напряженностью в районе космодрома Куру и сбоями в реализации плановых запусков, но что-то здесь может быть. Скорее всего, правление концерна вынуждено считаться как с техническими, так и с социальными факторами. Прошлый год не был легким для концерна. Вспомним хотя бы катастрофу Ariane очередной модификации, с которой связывается столько надежд концерна. Последние события на космодроме показывают, что и нынешний год вряд ли будет для Arianespace безоблачным. Странное делоСовсем недавно, в третьем номере T/C за этот год в публикации "На правительство надейся...", мы рассказали вам о, мягко говоря, неважной ситуации в делах испанской государственной компании Radiotelevision Espanola (RTVE). А сегодня приходится рассказать о судьбе концерна, пользовавшегося поддержкой французского правительства. Правительству принадлежит 76% акций концерна, а 20% приходится на долю France Telecom. Речь идет о Thompson S.A., который западными экспертами считается одним из крупнейших в мире предприятий по производству электроники. Структурно концерн Thomson S.A. состоит из двух филиалов - Thomson-CSF (производство профессиональной электронной аппаратуры, которое, в свою очередь, состоит из фирм SEXTANT Avionique и SGS-THOMSON) и предприятия, производящего бытовую электронику - THOMSON multimedia. И вся эта структура рухнула под бременем долгов. Что-то непонятное происходит с предприятиями, пользующимися высоким правительственным патронажем. Правда, французское правительство пошло по иному пути, нежели его испанские коллеги. Прежде всего оно провело оздоровление поверженного гиганта, вложив в него кругленькую сумму из госказны в размере 11 млрд франков (3,2 млрд немецких марок), а затем объявило о приватизации неудачника. Дележ неблагополучного наследства был назначен на начало декабря 1996 года. Филиалы концерна, производящие профессиональную электронику, должны поделить между собой Lagarde-Gruppe (с которой правительство желает по неясным для нас причинам получить чисто символическую сумму) и дочернее предприятие концерна Matra (во что ему обойдется его кусок покойного - нам не- известно). Сложнее обстоит дело с подразделением Thomson Multimedia. Его уже был готов проглотить южнокорейский концерн Daewoo. Но тут у чиновников из правительственной комиссии по реализации имущества почившего концерна возникли сомнения - а не слишком ли они пересаливают, продавая технологию Thomson этому активному корейцу. Поэтому торги пока что заморожены, а ранее неудачливый участник конкурса на столь аппетитное имущество, концерн Alcatel Alsthom, вновь преисполнился надежд. Он хочет продать только 50% Thomson Multimedia, а остальное оставить за собой. Значительная часть нашего российского директората видит причину всех своих бед в отсутствии государственного финансирования. А мы с вами вот уже второй раз рассматриваем крах солидного западного предприятия, которое никак не может пожаловаться на отсутствие государственного внимания к своим проблемам. Вот что странно! Давка на орбитальной позицииРоссиянина - особенно если речь идет о человеке среднего, а тем более старшего поколения - давкой, толчеей и очередью не удивишь. Давились и толкались за колбасой, за хлебом, за солью, за водкой и черт его знает еще где и зачем! А теперь мы расскажем вам о новом, ранее небывалом виде давки - на орбитальной позиции. Ну пусть не у нас, пусть у них, но все равно - новое время, новые песни! Горячей темой для средств массовой информации, постоянно интересующихся проблемами космической связи, послужил в конце прошлого года запуск спутника Hot Bird 2, принадлежащего европейскому космическому кооперативу EUTELSAT, штаб-квартира которого расположена в Париже. Это первый спутник Eutelsat, несущий полезную нагрузку, почти полностью предоставленную европейскими поставщиками платного телевидения. В остальном событие по нашему времени достаточно заурядное. Что же привлекло к нему внимание дотошных корреспондентов? Начнем с первоначальных злоключений этого спутника. Его старт был назначен на 13 (мы не суеверны, но все же) ноября прошлого 1996 года, но крайне неблагоприятные погодные условия вынудили носитель Atlas IIA задержаться в исходной позиции на пусковом стволе космодрома Cape Canaveral. Второе распоряжение о старте, отданное через 24 часа, столкнулось уже с чисто техническим препятствием, связанным, очевидно, с неисправностью индикатора топливного бака. И только с третьего раза ракета Atlas IIA успешно выбралась в космическое пространство со своим грузом. И вот мы подбираемся к самой любопытной части нашей истории. Базовой орбитальной позицией Hot Bird 2 являются 13° в.д., на которых уже работают Hot Bird 1 и Eutelsat II F1. Однако еще тогда, когда новый Hot Bird вместе со своим носителем простаивал на битумном покрытии Cape Canaveral, у информированных наблюдателей возникло предположение, что спутник первоначально не займет предназначенную для него орбиту, а сделает промежуточную остановку на 29° в.д. и именно там подвергнется всем необходимым операциям по тестированию. Так оно и случилось. Это более чем странный маневр. Дело в том, что позиция 28,2° запланирована для спутников системы ASTRA. Немецкая компания Telekom также имеет неподалеку разрешенную орбитальную позицию - для реализации проекта Кеплер предусмотрена позиция 28,5° в.д. С этой позиции уже осуществлял вещание спутник DFS-Koperni-kus 2, принадлежащий Telekom. И еще с 1989 года орбитальный слот 29° в.д. фигурирует во франко-германском договоре о реализации совместного спутникового проекта Europesat DBS. Даже не будучи специалистом, легко понять, что при такой близости спутниковых позиций случайное использование равных или близких частотных диапазонов может привести к взаимным помехам. Коммерческого директора Eutelsat Джулиано Беретту к профанам никак не отнесешь. Именно этот незаурядный во всех отношениях человек стоит за Hot Bird 2 и всем, что с ним связано. Журналисты считают, что за странными орбитальными маневрами Hot Bird 2 cкрывается план Беретты, направленный на закрепление претензий Eutelsat на лакомую орбитальную позицию. Это, конечно, весьма спорный вопрос - правомерность действий Eutelsat. Кажется, что никто из клиентов, интересы которых связаны с этим спутником, не был в курсе плана Беретты - или сейчас они делают вид, что ничего не знали. Что касается журналистов, то их напряженный интерес к маневрам Беретты как в космосе, так и на Земле не ослабевает. И последнее. "Пит-стоп на позиции 29° в.д." (именно такими словами писала пресса об этом событии) принес свои плоды. Международный Совет по Электросвязи подтвердил право Eutelsat на эту позицию.
|