16Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



"Телевидение - это бизнес, новейшие технологии и, разумеется, творчество..."


С. Уразова Теле-Спутник - 3(17) Март 1997 г.


Дня рождения нового, седьмого телевизионного канала, частного телеканала REN-TV, ждали с нетерпением. К событию этому готовились, о нем говорили. Центральные газеты публиковали статьи, в которых прослеживался рейтинг всех телевизионных программ, где приоритетные позиции продолжали занимать авторские программы с торговой маркой REN-TV. И вот эфир состоялся. Совпал он с рождением Нового 1997 года и стал для множества любителей голубого экрана, столичных и региональных, дорогим подарком. Случилось это благодаря приобретению в собственность телекомпанией REN-TV и ее основным партнером Банком Москвы 49-го дециметрового телевизионного канала, а также арендованному 11-му транспондеру ИСЗ "Горизонт-43", находящемуся на 40° в.д. Отныне телеканал REN-TV, ежедневно выходящий в эфир, показывает свои передачи не только москвичам и подмосковным жителям. Смотрят его и почти 50 миллионов телезрителей, проживающих в 93 городах России.



Ирена и Дмитрий Лесневские, учредители REN-TV.
Завоевать зрительские симпатии - задача весьма непростая. Даже в нынешних экономических условиях, когда потребитель телевизионной продукции волей-неволей привязан к "ящику". Но пять лет работы Ren-TV как производящей и продюсерской фирмы сделали свое дело. История возникновения телекомпании восходит к послепутчевому периоду 1991 года. По словам Ирены Лесневской, основателя и президента REN-TV, телекомпания создавалась "не для славы, не для денег, а во имя экспансии духа и творчества". Эти критерии и стали определяющими для ее передач. Многие помнят первый "продукт" телекомпании - короткую заставку к прогнозу погоды в образе забавного земного шара, шлепающего по лужам на тоненьких ножках в огромных калошах. Не один год продержалась она на экране. Потом последовали авторские программы известного кинорежиссера Эльдара Рязанова, который первым из телевизионных мэтров поверил в телекомпанию. Кстати, с его передачи о ветеранах кино из "Матвеевского" и ведет отсчет своего рождения REN-TV. Затем потянулись и другие мастера телевизионного жанра, стали возникать авторские программы, получившие особое признание зрителей. Среди них - "До и после" Владимира Молчанова, "Конюшня Роста", "Чтобы помнили ..." Леонида Филатова, "Поэт в России - больше чем поэт" Евгения Евтушенко, "Белый попугай", "Дог-шоу"... Творческий успех REN-TV становился очевидным. Программы раскупались ведущими телеканалами - ОРТ, РТР, НТВ, а телекомпания набирала силу. "К 1995 году, - рассказывает советник президента Лидия Польская, - на телевизионном рынке среди компаний и производителей выделилась тройка основных лидеров, чьи программы зрители предпочитали более всего. Это - REN-TV, АТВ и ВИД. Но в 1997 году REN-TV перешла на другой качественный уровень, оставив позади своих коллег-конкурентов. Продолжая производство программ, REN-TV приобрела собственный телевизионный канал, получив тем самым возможность влиять на политику телевизионного вещания. Это был еще один прорыв к независимости".

Вполне понятно, что атмосфера "экспансии духа и творчества", определенная в самом начале, не совместима с различными вариациями "попсовой" телепродукции, клиповых видеокартинок и прочих безсодержательных "промоушн", которыми грешат сегодня все без исключения телеканалы. Невозможно это прежде всего по определению, так как не совпадают подходы к содержанию передач, изначально не совпадают мировоззренческие позиции создателей. Заявив о себе как о творческом коллективе, способном привнести в "серые" будни зрителя интересные и познавательные программы, и при этом не выделяя "своего" зрителя как единственного потребителя продукции канала, телекомпания не может, не имеет права опускать уровень выбранной "планки". Кстати, именно атмосфера творчества, столь позабытая сегодня, в дни торжества прагматизма и "холодного" бизнеса, поражает более всего, когда попадаешь в коридоры помещения телекомпании, а теперь уже и телеканала, REN-TV. Приветливые улыбки спешащих по делу сотрудников, доброжелательные реплики, бросаемые вслед собеседнику, оживленные обсуждения соединившихся в разноколичественные группы людей, то распадающиеся, то образующиеся вновь... Коридорное пространство заполнено лицами, среди которых встречаются знакомые, а порой и весьма известные. Сразу всплывают воспоминания конца 60-х, когда в коридорах единственного в Москве Телецентра, до его переезда в Останкино, толпились многочисленные работники, и творческие, и технические, не имевшие из-за малых производственных площадей своего рабочего места, что совсем им не мешало горячо спорить об уже вышедших в эфир передачах, обсуждать пути разрешения возникавших проблем, искать и находить идеи для новых программ. Каждый тогда ощущал свою принадлежность к огромному коллективу, объединенному одним-единственным стремлением увлечь телезрителя интересными по содержанию, познавательными по сути, качественными по исполнению передачами. Немало новых программ вышло тогда в эфир, получило признание. Некоторые живы и по сей день. Иные, снятые с показа, вошли в летопись отечественного телевидения. Проникаясь сегодняшней атмосферой REN-TV, невольно понимаешь, что существует все-таки здоровая преемственность, что профессиональный подход к делу и созидательное творчество не канули в Лету, что безудержная "попса", игры в "буквы и слова" вскоре отойдут в прошлое, и что жизнь сама все расставит по своим местам, а телезритель разберется, какой из каналов ему выбрать для досуга.



Эльдар Рязанов ведет авторские программы на REN-TV.
"Критерии подхода к собственным программам определили и отбор различных телесериалов, художественных и мультипликационных, а также других передач, занявших место в нашей сетке вещания, - продолжает Лидия Польская. - Около года велись переговоры с американской производящей компанией "20-й век. Фокс". В результате REN-TV закупила у нее несколько фильмов - "Законы Лос-Анджелеса", "Секретные материалы", "МЭШ", "Симпсоны". Влючен в сетку вещания и сериал "Каникулы любви" - продолжение сериала "Элен и ребята", самого рейтингового молодежного телефильма. Приобретены телекомпанией и американский комедийный и канадский семейный сериалы - "Секретный агент" и "Дорога в Эйвонли". Все фильмы современного производства. Среди публицистических и аналитических программ - ежедневная передача "Что случилось" и программа "Дело" - событийные, экономические и политические обзоры за неделю. Удачно стартовали программа "Национальный интерес", которую Ren-TV готовит совместно с компанией ДИКСИ, и еженедельные спортивные передачи в жанре обозрения - "1/52". Впереди ряд музыкальных программ - "Домашний концерт" и "Музыкальный клуб", где будут представлены современный джаз, симфоническая музыка, шлягерная классика. Телеканал REN-TV, - добавляет в заключение советник президента, - уже определился с концепцией сетки вещания, нашел свою "нишу". Насколько наша концепция жизнеспособна в России, покажет время".



Юрий Никулин. Программа "Клуб "Белый Попугай".
Ни один телевизионный канал не может считаться полноценным, если у него нет собственной службы новостей. В этом непреложный закон масс-медиа. Пройдя путь от небольшой продюсерской фирмы со штатом в 20 человек, став затем крупной производящей телекомпанией с объемом вещания на каналах ОРТ и НТВ до 300 и более часов в год, открыв свой собственный телеканал и увеличив персонал до 400 сотрудников, REN-TV, представляющая сегодня некий холдинг, не может не задумываться над созданием собственного агентства новостей. Но последовательный подход к делу проявляется и здесь. Уже введена в действие маленькая новостная студия. Теперь готовится большая, общей площадью 500 кв. метров. Она будет оснащена оборудованием и эфирной техникой компании "Квантелл". О поэтапном подходе к развитию телеканала говорит и Дмитрий Лесневский, основатель и генеральный директор REN-TV. Именно ему принадлежат авторские права на торговую марку телекомпании, ныне ставшей известной. Копаясь в латинских словарях, он нашел слово, означавшее в переводе "почка", "зарождение жизни" и созвучное в русской транскрипции с именем будущего президента. Так родилось название.



Леонид Филатов, автор и ведущий программы "Чтобы помнили".
"Сегодня телеканал решает несколько проблем, творческих и технических, - делится своей точкой зрения Дмитрий Лесневский. - Объем нашего ежедневного вещания насчитывает 7 часов, с 16.00 до 23.00. По лицензии мы имеем право увеличить время передач, но решили пока сосредоточиться на качестве эфира уже существующего. И вот почему. Прежде всего мы готовимся к созданию своей программы новостей. Задача эта трудоемкая и дорогостоящая, но мы начали ее решать. Кроме того, есть проблемы более прозаические, но не менее важные: ввести 49-й дециметровый канал в распределительные сети города, так как не все москвичи могут его принимать. Для этого мы подписали договор с госпредприятием "Московское кабельное телевидение" на монтаж и установку конверторов, другого оборудования фирмы "Teleste", необходимого для качественного приема программ. Часть работы уже выполнена и миллион абонентов, что равно приблизительно 3,3 миллионов зрителей, уже принимают качественную "картинку". К лету их число возрастет до 7,5 миллионов человек. Более того, мы поставили перед собой задачу заменить находящийся на Останкинской башне передатчик в 1 кВт на другой, мощностью в 20 кВт. К осени планируем завершить работы. Этим занимается наша техническая дирекция, где собрались прекрасные профессионалы. Техническая модернизация, ведущаяся нами как бы в двух направлениях, - подчеркивает Дмитрий Лесневский, - позволит зрителям, не вошедшим в список подключения к кабельным сетям, принимать наш телеканал на домашнюю антенну, так называемые "усы" . Причем качество сигнала будет вполне приемлемым".



Евгений Евтушенко. Авторская программа "Поэт в России - больше чем поэт".
По словам заместителя технического директора Алексея Суркова, передатчик мощностью 20 кВт западного производства будет установлен на Останкинской башне на отметке 19.5 м. Он будет состоять из сдвоенной секции мощностью 20 кВт (2 х 10 кВт) на 49 ТВК (694 - 702 МГц). В Россию передатчик прибудет к лету. А пока обсуждается размер антенны мощностью 5.0/0.5 кВт, которая будет установлена на отметке 421 метр. Диаграмма ее направленности в горизонтальной плоскости предполагается круговая с неравномерностью по напряженности электрического поля не более +/-2,5 дБ относительно среднего уровня поля. Расчетный коэффициент направленного действия планируется не менее 6,0 дБ относительно полуволнового излучателя. Все эти технические характеристики готовятся для Санкт-Петербургского предприятия АОЗТ "Рафус", которое и будет ее изготавливать. Тщательно и скрупулезно обсуждают заказчики и будущие монтажники размер антенны, все более склоняясь к 2-этажной - она менее сложна в эксплуатации и обслуживании. И хотя 3-этажная антенна с точки зрения технических возможностей предпочтительней - расширяется диаграмма направленности сигнала, при большем количестве вибраторов снижается напряженность поля на излучающих элементах. Все-таки, видимо, 2-этажная антенна займет свое место на Останкинской башне. Тогда не потребуются дополнительные сложные сопутствующие механизмы, необходимые для ее качественной эксплуатации, не надо будет выискивать дополнительное пространство на башне. Пространственные возможности на Останкинской башне весьма и весьма ограничены. Она не может вместить всех желающих. Правда, существует уже проект ее реконструкции - после наращивания на 25 м в высоту Останкинская башня станет самой высочайшей в мире. Но это дело будущего. По мнению Алексея Суркова, ГП "Московское кабельное телевидение" довольно быстро выполняет договор, вводит 49-й дециметровый канал в кабельные сети, распространение которого будет осуществляться по метровому каналу СК-7 (158 - 166 МГц). Мощность эфирного вещания на территорию города станет возрастать постепенно - от 1 кВт до 5 кВт, а затем до 20 кВт. Причем зона будет расширяться не только с увеличением мощности сигнала, но и высоты подвески. Причина, ради которой проводятся столь объемные и многотрудные работы, закупается дорогостоящее оборудование, одна - качественное изображение на телевизионном экране потребителя.

"Введение бесплатного канала для телезрителей требует больших затрат. Но это только часть проекта, предназначенного для Москвы и Московской области, - продолжает рассказ Дмитрий Лесневский. - Есть и другая: вещание на Россию. Оно ведется вполне успешно благодаря использованию спутника "Горизонт-43". Это тот же спутник, на котором работает Российское телевидение, только другой ствол. Его мощный сигнал покрывает значительную часть территории СНГ, Европы и Азии, что дает нам прекрасную возможность для работы с региональными приемными станциями. За короткий срок мы подписали договоры с 58 станциями, и теперь наш телеканал принимают 93 российских города. Такое активное сотрудничество стало возможно благодаря нашему эксклюзивному партнеру - "Независимой вещательной сети" (НВС), с которой было создано самостоятельное подразделение REN-TV - НВС. Причем схема работы с региональными станциями у нас кардинально отличается от других телеканалов, чья деятельность направлена на регионы. По единой утвержденной сетке вещания региональные приемные станции получают "картинку", записывают ее и транслируют в одно время с Москвой, добавляя к нашим передачам местные новости, а также собственные программы в соответствии со свободным временным отрезком. Коммерческая схема также едина для всех. По договору мы имеем 4 минуты рекламного времени на час вещания, остальное рекламное время в зависимости от выданной в регионах лицензии получает местная станция".

Альянс REN-TV и НВС возник не случайно. Обе компании, работавшие до встречи самостоятельно, каждая в своем направлении, теперь только дополняют друг друга, увеличивая общий потенциал. Возникнув в 1993 году путем объединения десяти фирм, НВС поставила перед собой задачу создания на российском телевизионном рынке легального сетевого программирования, формирования сети дистрибьютеров. Сначала закупали программы вскладчину под 30 минут эфирного времени. К 1996 году, когда НВС пополнилась 62 региональными компаниями, получили 3 - 3,5 часа вещания в "Прайм-тайм". Распространяли программы в записи при помощи собственной тиражной студии. В том же году для эффективности работы были арендованы 2 спутниковых канала - на "Интелсат-60° в.д." и "Горизонт-40° в.д." - распространявшие сигнал на Европу и Сибирь одновременно. А спустя немного времени объединились с REN-TV, так как нуждались в московском партнере с собственным каналом вещания и собственными рейтинговыми программами. REN-TV в свою очередь было заинтересовано в быстром и качественном распространении сетки вещания своего канала по России, привлечении телезрителя. Так сложилось REN-TV - НВС, взявшее на себя функции оператора и подачи сигнала на "Горизонт-40° в.д.".

Как рассказывает директор отдела региональных связей REN-TV - НВС Сергей Исаков, нынешняя сетка вещания телеканала настолько отлажена, что не вызывает никаких проблем. Время, хронометраж, размещение программ, рекламные "окна" - все подлежит строгому учету. Да и требования к региональным станциям доволько просты - безукоризненное выполнение сетевого программного расписания и безупречная отчетность по показу программ и рекламы. Это связано с соответствующей отчетностью перед рекламодателем, который получает возможность контролировать прохождение оплаченной рекламной продукции. Имеет REN-TV - НВС и 4 собственных способа контроля, в которых учитываются непредвиденный график, увеличение или уменьшение потенциальной аудитории. Принцип такой работы, как правило, устраивает региональные приемные станции, которые, представляя местного телезрителя, интересуются новыми качественными программами. После поднятия сигнала на спутник представители 2- и 3-местных приемных станций приезжают в Москву для выяснения условий сотрудничества. С некоторыми подписывается договор. Есть, по словам Сергея Исакова, еще один положительный аспект в этом сотрудничестве: регионы могут влиять на политику вещания телеканала, так как утвержденная сетка вещания едина, а пожелания московских и региональных телезрителей не всегда совпадают. Поэтому вырабатывается единый подход. Так, например, перед подписанием первой сетки вещания было разработано и обсуждено до 30 ее вариантов. Летом состоится совещание, на котором будет вырабатываться будущая программная сетка с учетом пожеланий регионалов.

Нередко встречается мнение, что телевизионная продукция REN-TV предназначена лишь для интеллигенции. Но практика свидетельствует пока об обратном: переход к постоянно транслируемым на телеканале содержательным и во многом уже известным программам произошел довольно плавно. Интерес к ним у российского зрителя, безусловно, есть. Подтверждают это и представители местных приемных станций. Не согласен с определением "канал для интеллигенции" и Дмитрий Лесневский, утверждающий, что программы REN-TV доступны и интересны всем, но в них, безусловно, присутствует вкус и отсутствует пошлость. Свое отношение к телевидению как индустрии генеральный диреткор REN-ТV характеризует тремя категориями. "Телевидение, - говорит он, - это бизнес, новейшие технологии и, разумеется, творчество". Что ж, возможно, исповедуя эту идею и претворяя ее в жизнь, REN-TV превратится со временем в любимый всеми общенациональный телеканал, о чем мечтают его создатели.



 
Теле-Спутник Март 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт