50Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Подведены итоги конкурса на «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6»


всеволод КОЛЮБАКИН Теле-Спутник - 6(164) Июнь 2009 г.


15 мая было официально объявлено, что в качестве разработчика спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» выбрано ОАО «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнева».

Вопрос об обновлении спутниковой группировки встал перед российскими операторами достаточно давно, когда началась разработка Федеральной космической программы на 2006-2015 гг. Помимо чисто технического вопроса, «какие нужны аппараты» нужно было решить: «кому будем заказывать»? Во всем мире эта проблема решается методом конкурса: оператор объявляет о намерении заказать аппарат, разработчики представляют свои предложения, оператор выбирает максимально подходящее.
В первой половине 90-х, когда очень остро стоял вопрос о сохранении российского орбитально-частотного ресурса и требовалось срочно запустить три новых спутника, конкурс как таковой смысла не имел: в России был один разработчик и один производитель. Так появились три спутника «Экспресс-А». Тогда для ГПКС работало только НПО прикладной механики им. М.Ф. Решетнева, к слову – самое старое российское предприятие по разработке спутников связи. РКК «Энергия» со спутниками «Ямал» пыталась участвовать в проекте «Тройка» в 1999 году, но без успеха. В итоге программа «Экспресс-АМ» досталась традиционному разработчику. ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, нацеливаясь на весьма денежный сектор коммуникационных спутников и, видимо, имея амбиции стать своего рода российским «Боингом», в конце 90-х также заявил о своих работах в этой области. Сначала шла разработка универсальной космической платформы, потом концепция несколько изменилась и «Хруничев» вплотную занялся малыми коммуникационными спутниками. Поначалу руководство ГПКС относилось к этим проектам крайне осторожно. Потом малые аппараты заняли место в планах Предприятия, а ГКНПЦ запустил спутник для Казахстана. А в этом году ГКНПЦ удалось добиться серьезного успеха – получить от ГПКС контракт на тяжелый спутник.
Во время реализации третьей программы обновления уже три российских компании (в сотрудничестве с иностранными партнерами) претендовали на то, чтобы поставить космические аппараты государственному оператору Российской Федерации.
Уже к началу прошлого года российский рынок был крайне заинтересован в скорейшем появлении новой качественной спутниковой емкости. Например, если три года назад иностранные клиенты составляли в бизнесе ГПКС 35%, то сегодня только 24%. Это косвенный показатель возросшей активности российского спутникового рынка. Общая потребность в спутниковом ресурсе у российских операторов сейчас оценивается в 1000 Мгц, а, как сообщили представители ГПКС осенью прошлого года, найти они могут только 7 МГц. Нереализованных заявок оператор насчитывал на сумму в 13 млн долларов.
В состав группировки Предприятия входят 13 космических аппаратов от 11° з.д. до 140° в.д. Часть аппаратов находится на грани или уже с истекшим гарантийным сроком существования.
Всего до 2015 года ГПКС планирует запустить 15 космических аппаратов. Руководство предприятия нацелено очень жестко соблюдать установленные сроками.
В позиции 36° и 56° в.д. запланирован запуск двух спутников непосредственного телевизионного вещания «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», по 16 транспондеров Ku- и по 2 транспондера Ка-диапазона на каждом. На высокоэллиптическую орбиту Предприятие намерено вывести три спутника непосредственного радиовещания «Экспресс-РВ». Даты запусков этих аппаратов не указаны, они будут определены после решения вопросов с финансированием этих проектов.
В феврале 2009 года запущены и недавно введены в эксплуатацию два аппарата – «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1». «Экспресс-АМ» помещен в 11° з.д. Одна из задач, которую обязано выполнять Предприятие – обеспечение правительственной и президентской связи, а также государственное телерадиовещание. В этом отношении орбитальная позиция 11° з.д. важна, поскольку через «Экспресс-А3», который там сейчас находится, осуществляется и президентская связь, и работа системы «Москва Глобальная».
Малые спутники «Экспресс-МД1» и «Экспресс-МД2» создаются в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева совместно с Thales Alenia Space. Первоначально «МД1» планировался к выводу в 53° в.д. Дело в том, что в этой позиции отсутствует емкость С-диапазона. Когда разрабатывалась программа «Экспресс-АМ», считалось, что потребности в С-диапазоне в России будут резко падать. Поэтому на спутнике «Экспресс-АМ22» наличествует только Ku-диапазон. Но жизнь показала, что, несмотря на, как и предсказывали прогнозы, большой рост потребности в емкости Ku-диапазона, спрос на С-диапазон если и падает, то незначительно. Поэтому сначала было принято решение о выводе «МД1» в 53° в.д. для наличия в этой точке емкости С-диапазона. Однако авария на «Экспресс-АМ2» эти планы поменяла, и «МД1» будет помещен в точку 80° в.д. для того, чтобы компенсировать ее результаты. После запуска «Экспресс-АМ4» «Экспресс-МД1» будет, скорее всего, перемещен в другую орбитальную позицию.
80° в.д. на сегодня, пожалуй, самая востребованная орбитальная позиция в группировке Предприятия. Это объясняется тем, что с нее охватывается большая часть страны; к тому же углы места антенн, установленных на спутник в этой точке, на большей части территории России вполне приемлемые. Вывод спутника в эту позицию намечается на 2011 год. Это будет тяжелый аппарат «Экспресс-АМ4». В 2012 году планируется запуск «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», в 2013-м – «Экспресс-АМ7» и «Экспресс-АМ8».
Это планы, которые частично – в отношении «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1» – выполнены, и выполнены в срок. Что же происходит с остальными спутниками, прежде всего с тяжелыми аппаратами нового поколения, на которые рассчитывает ГПКС в своих амбициозных планах?
Контракт на «Экспресс-АМ4» был заключен ГПКС в 2008 году по результатам конкурса. «Экспресс-АМ4» строится ГКНПЦ им. М.В. Хруничева совместно с EADS Astrium на основе платформы Eurostar 3000. Главные требования к платформе заключались в следующем: САС не менее 15 лет и мощность не менее 14 кВт. Также на этом спутнике впервые в России будет установлена емкость Ка-диапазона.
Весь прошлый год разработчики активно продвигали свои аппараты, желая получить заказ от ГПКС. Все российские разработчики коммуникационных аппаратов работают в кооперации с иностранными производителями полезной нагрузки. НПО ПМ в середине 90-х начало сотрудничество с Alcatel Aerospace; партнерство сохранилось до сих пор, несмотря на то, что НПО ПМ переименовано в ОАО «ИСС», а европейская фирма теперь называется Thales Alenia Space. РКК «Энергия» на первом этапе сотрудничала с Loral Space Communications, в дальнейшем партнерами «Энергии» по проектам «Ямал» стали NEC, тот же Alcatel и другие компании. ГКНПЦ будет работать над «Экспресс-АМ» в паре со второй из ведущих европейских фирм в области геостационарных коммуникационных аппаратов – EADS Astrium.
Что представлял к конкурсам ГКНПЦ им. М.В. Хруничева? Это предприятие активно продвигало тяжелые аппараты, аналогичные «Экспресс-АМ4», и малые класса «Экспресс-МД». Представители EADS особенно напирали на то, что таких мощных аппаратов – по 14 кВт – в Европе пока не умеет делать никто, кроме них. А также дальновидно и предусмотрительно рассказывали о том, что их компания нацелена не только на выполнение заказов, но и на передачу технологий.
ОАО «ИСС» к конкурсу по «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» готовило разработку «Экспресс 4000» – спутник с гарантированным САС 15 лет, 60-70 транспондерами, мощностью в 14 кВт и массой 3300 кг. Также предприятие не собирается отдавать рынок малых коммуникационных аппаратов – у них есть платформа «Экспресс 1000». Гарантированный САС – 15 лет, количество транспондеров – 24-42, мощность, выделяемая на полезную нагрузку – 5,6 кВт. Масса этого аппарата – 1600 кг – позволяет выводить одним запуском два спутника. Также возможен запуск одного спутника РН «Зенит». На две такие платформы ИСС уже получило заказ – это израильский спутник Amos 5 и индонезийский Telcom.
Итак, подведения итогов по конкурсу на «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» ждали осенью 2008 года. Все надеялись услышать, чем же он закончится, но решение все откладывалось и откладывалось. Тогда, осенью 2008 года, Алексей Остапчук – генеральный директор ГПКС – объяснял свою позицию так: «Разумеется, мы как люди, как патриоты, очень заинтересованы и приветствуем, если наши российские предприятия смогут победить в этом конкурсе и смогут строить качественную космическую технику. Мы, как граждане, должны всячески помогать развитию любого направления в стране, связанного с нашими техническими и интеллектуальными возможностями.
Я вам неслучайно сказал, что у нас великая космическая держава и что все-таки мы не просто так многое сделали первыми. Поэтому мы, конечно же, двумя руками за то, чтобы наши российские предприятия могли создавать конкурентоспособную продукцию, в том числе космическую технику. И чтобы ею могли пользоваться не только в России, но и за рубежом.
Я понимаю, с чем связан вопрос. И хочу дать немного рекламы предприятию, которое сделало для ГПКС практически всю группировку. У него уже накоплен серьезный опыт, есть иностранные заказчики.
Конечно, нам тяжело сейчас понимать, что многое в экономике ГПКС связано с аппаратами, которые не работают надлежащим образом. Но, тем не менее, я уверен, что наши предприятия в этом направлении смогут составить серьезнейшую конкуренцию международным производителям. Поскольку, во-первых, этот бизнес стал интернациональным, а во-вторых, мы на государственном уровне поворачиваемся к возрождению промышленности. Да, конкурсы открытые. У нас есть критерий, и нигде специально не прописано: российский спутник или не российский. Просто я говорю не только как руководитель ГПКС, но и как гражданин».
ФГУП «Космическая связь» занимает ведущее положение на российском рынке, что закономерно. Показательно то, что более 60% емкости спутников ГПКС используют государственные заказчики. Федеральное вещание занимает 20% спутниковой емкости предприятия. Коммерческое вещание занимает 48% и демонстрирует не очень большой, но стабильный рост. Компания имеет достаточно сбалансированный бизнес, предоставляет услуги и связные, и вещательные, не имея явно выраженного приоритета. Что это за цифры? Они, в первую очередь, поясняют ответственность оператора. Например, перерыв в телевещании на пару часов может вызвать (и вызывал) народные волнения с демонстрациями и пикетами. То есть большую ответственность и зависимость от качества спутникового сегмента. Но вторая сторона этой ответственности – понимание, что впадать в полную зависимость от иностранных поставщиков нельзя.
Подведение результатов конкурса на «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» было перенесено на начало 2009 года. Но в феврале руководством ГПКС было сказано, что конкурс временно заморожен. Причина – изменения в условиях, причем они не касаются технических параметров спутников.
Потом начались события, которые сильно взволновали всех заинтересованных лиц. Генеральный директор ОАО «ИСС» Николай Тестоедов сказал о том, что его предприятие, разумеется, надеется победить в конкурсе, но он открытый, участвуют все желающие, ответ принимает заказчик и никто больше. Также он отказался комментировать тот факт, что конкурс на «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» откладывался несколько раз, объяснив это желанием заказчика, который вправе изменять дату подведения итогов. При этом было ясно, почему ГПКС столько времени это откладывало – оператор более тщательно прорабатывал вопросы надежности аппаратов и гарантии этой надежности. Об этом говорило и руководство ГПКС, это было видно и по сообщениям из Минсвязи РФ, где проводились совещания по вопросам надежности российских коммуникационных космических аппаратов.
Позднее на официальном сайте государственных закупок появилось сообщение, что первый номер присвоен заявке ОАО «ИСС им. М.Ф. Решетнева» с ценой государственного контракта 11879900000.00 руб. Второе место было у РКК «Энергия» им. С.П. Королева с ценой 13200000000.00 руб. ГКНПЦ им. М.В. Хруничева был на третьем месте с ценой, аналогичной цене «Энергии». Все было более-менее ясно, и сообщение, что «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» будут делать в ОАО «ИСС», начало расходится по информационным ресурсам.
Позднее на том же сайте появилось сообщение: «Протокол № 090312/015787/5/3 от 29.04.2009 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на «Проектирование, разработку и изготовление космических аппаратов «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» считать ошибочно размещенным». Оно привело в недоумение всех, кого этот вопрос интересовал. Строились различные версии, высказывались фантастические сценарии развития. Но общим чувством было серьезное беспокойство, поскольку на новые аппараты завязано слишком много. От ГПКС не поступало никакой официальной информации. И вот, наконец, в последний день проведения выставки «Связь-Экспокомм» руководством оператора было объявлено о подведении результатов. Победителем было признано ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева (ИСС). Согласно условиям конкурса, в течение 90 дней с победителем будет заключен договор на строительство «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». По заключению конкурсной комиссии, в которую вошли представители ГПКС, Россвязи и Роскосмоса, «ИСС» предложило наилучшую цену и сроки изготовления спутников, а также предоставило оптимальный объем гарантий качества работ. Таким образом, стоимость изготовления двух космических аппаратов составит 11879900000 руб., что на 10% ниже предложений других участников конкурса.
Кроме «ИСС», в конкурсе приняли участие ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева» и ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева».
Строительство и запуск «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» предусмотрены Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы, спутники планируется вывести на орбиту в 2012 году в позиции 140° в.д. и 53° в.д. соответственно. «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» предназначены для предоставления широкого спектра услуг связи и вещания, включая цифровое телерадиовещание, передачу данных и доступ в Интернет, услуги мультимедиа, телефонию, подвижную связь. Срок активного существования каждого аппарата – 15 лет. Спутники будут созданы в рамках международной кооперации «ИСС» и Thales Alenia Space, при этом особое внимание уделяется созданию условий для дальнейшей передачи технологий российской стороне.
Итак, трудный вопрос наконец-то разрешен: государственный российский оператор определился с разработчиком. Им стал давний партнер ГПКС – ОАО «ИСС», но потому, с какими трудностями был сделан выбор, как долго шел процесс, очевидно, что ГПКС подошло к этому решению серьезно.



 
Теле-Спутник Июнь 2009
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт