10Встречи с интересными людьми

оглавление | в архив | следующая статья



Мераб Габуния: «На рынке остаются те каналы, которые нашли правильную бизнес-схему»


Теле-Спутник - 6(164) Июнь 2009 г.


Серьезных специалистов в области контента в России можно пересчитать по пальцам. С нами беседует генеральный директор компании NBC Universal Global Networks Russia Мераб Габуния.

Расскажите, где вы учились, где работали ранее?
М. Габуния:
Я закончил факультет журналистики Московского государственного университета в 1984 году и долгое время работал в живой журналистике, в информационных агентствах и в газетах. Моим первым серьезным проектом в области платного телевидения был совместный проект с компанией Motorola по строительству информационной широкополосной сети вокруг Москвы в 13 городах Московской области. Затем я принимал участие в проекте DIVO TV, это цифровая наложенная сеть поверх аналоговой сети «Мостелекома». Это был первый опыт организации серьезного платного телевидения в Москве и в Московском регионе, первый опыт организации услуги pay-per-view. Затем я работал в различных дочерних компаниях холдинга «АФК Система»: это и «Система Мультимедиа», и «МТУ Интел», и «Комстар-Директ», и «Стрим-Контент». Во всех этих компаниях моей главной задачей была разработка концепции программного наполнения услуг.
Какие места работы, осуществленные проекты вам больше всего запомнились?
М.Г.:
Больше всего мне, естественно, запомнилась работа в «АФК Система», потому что это был старт-ап, когда фактически впервые было запущено первое коммерческое IPTV московского оператора под брендом «Стрим-ТВ». Проект был интересен как с точки зрения технических решений, так и творческих задач. Очень многое до этого никогда не делалось. Работая совместно с высокопрофессиональной технической группой, мы все немного окунулись в техническую сторону проекта по запуску первой IPTV-платформы. Опять же, это был первый опыт коммерческого запуска услуги video-on-demand. И мы все активно занимались не только наполнением, но и выбором оптимальной функциональной платформы, которая была бы максимально удобна для аудитории. Этот процесс был творческим и интересным. Впервые на территории Российской Федерации были заключены контракты со всеми голливудскими студиями-мейджорами с правами video-on-demand. Приходилось впервые в стране решать серьезный круг вопросов. Надо сказать и о первом в России запуске производства собственных неэфирных телеканалов. Мы стартовали с пятью каналами, и я как раз занимался этим вопросом с самого первого дня: и разработкой концепции каналов, и разработкой сеток, и покупкой зарубежных продуктов, и организацией производства российской части контента, дистрибуцией и продажей этих каналов. Честно говоря, никто не верил, что это может нормально сработать. У нас были сомнения, когда мы начинали, потом они развеялись, и сейчас у каждого из этих каналов больше 5 млн платящих подписчиков. Так что с точки зрения экономики это очень интересный проект.
Как вы пришли в компанию NBC Universal Global Networks Russia?
М.Г.:
NBC Universal проявила интерес ко мне, видимо, как к специалисту, который давно работает на рынке платного телевидения России. Были проведены переговоры, в ходе которых мы достигли понимания, как мои возможности могут помочь реализовать цели компании. Мне было важно точно понимать, какие планы у NBC Universal относительно России с точки зрения продуктов и их развития, каналов и бизнеса. В итоге наши интересы совпали, руководство NBC пришло к выводу, что я могу реализовать планы развития компании, а мне, в свою очередь, эти планы показались очень интересными и амбициозными для того, чтобы было интересно их реализовывать.
Как в последние годы развивался российский рынок кабельных операторов?
М.Г.:
Операторы развивались по-разному. Часть занималась обновлением собственных сетей. Они меняли оборудование, где-то заменяли кабель, доводили все до ума, создавая основу бизнеса. Это часть операторов, которая всерьез озаботилась техническим состоянием своих сетей с коммерческой точки зрения, чтобы иметь возможность предоставлять больший спектр услуг абонентам.
Есть достаточно серьезная часть операторов, которая попыталась собрать в одни руки как можно больше мелких и средних операторов, объединяя их; приводила в порядок юридическое оформление деятельности компаний, запускала программные продукты и готовила компании для продажи крупным игрокам на рынке. Крупные игроки на рынке последние 2-3 года очень серьезно занимались консолидацией операторов. Эти компании хорошо всем известны; в первую очередь это «АФК Система», которая сделала достаточно большое количество приобретений региональных операторов, а также «НКС», которые серьезно занимались консолидацией, «Мультирегион», количество операторов которого значительно увеличилось, «ЭР-Телеком» и «Комкор».
Мелкие и средние операторы готовили свой бизнес для продажи крупным. Это был самый большой тренд до начала кризиса.
Какие тенденции на российском рынке платного ТВ Вы можете отметить? Что влияет на оформление тенденций на рынке?
М.Г.:
В нынешней ситуации сложно делать анализ. Тенденции, которые наметились в начале 2008 года, и тенденции, которые имеют место на рынке сегодня, в значительной степени отличаются друг от друга в связи с кризисной ситуацией. Повторю, что основной тенденцией с точки зрения операторского бизнеса была консолидация рынка. Это, безусловно, позитивный для него фактор. Естественно, что наличие на любом рынке нескольких крупных игроков ведет к усиленному развитию отрасли. На сегодняшний день то, что консолидировано, так и остается в этом состоянии, но, к сожалению, дальше процесс приостановился. Видимо, инвесторы выжидают, смотрят, как будет в принципе развиваться экономическая ситуация в стране и в мире в целом. Несмотря на определенные заявления, которые были сделаны до кризиса зарубежными и местными инвесторами, никаких серьезных движений в этом направлении пока не видно.
Что касается тенденций в вещании, то здесь как операторы, так и вещатели всерьез озаботились вопросами легализации вещания; практически все каналы или уже получили, или находятся в процессе получения вещательных лицензий. И крайне редко на сегодняшний день выявляются случаи несанкционированного, пиратского вещания. Причина этого в том, что рынок достаточно прозрачный, почти консолидированный, поэтому такие нелегальные действия не остаются незамеченными ни со стороны вещателей, ни конкурентов. Интенсивность конкуренции высока, и ни один не позволит другому вещать что-то бесплатно, воровать сигнал и вообще делать что-то подобное. Безусловно, такие случаи есть, но они не носят масштабного характера, как это было в прежние годы. Это одна из тенденций. Вторая серьезная тенденция, которая наметилась в 2007-м и еще больше усилилась в 2008 году, это появление большого количества телеканалов российского производства. Не всегда плохого качества. Есть надежда на то, что потом количество еще больше перерастет в качество, и это абсолютно нормальная тенденция, которая имела место во всем мире. Обычно сначала на рынке появляется порядка 100, 200, 300 каналов, потом они структурируются, кристаллизуются и остаются только каналы с хорошим программным продуктом, востребованные аудиторией, которые нашли правильную бизнес-схему для выживания и развития. Не так важно, какая это схема – рекламные деньги либо продажа каналов за абонентскую плату, но остаются те каналы, которые имеют право на существование с точки зрения бизнеса.
Эта тенденция сейчас затормозилась в связи с кризисом, потому что имеются случаи банкротства каналов, приостановки дальнейшего производства, очень серьезное уменьшение объема свежего продукта на каналах. По всему видно, что каналы пытаются максимально сэкономить средства, чтобы остаться в вещательном поле, не уйти с него и дождаться лучших времен.
Компания NBC Universal Global Networks Russia предлагает на российском рынке различный контент. Чем обусловлен его выбор?
М.Г.:
На сегодняшний день мы представляем на рынке четыре телеканала. Это, собственно, Universal Channel, который является развлекательным (general entertainment) киноканалом для всей семьи. Есть канал SCI FI, также кино- и сериальный телеканал, но он нацелен на более структурированную аудиторию любителей научной фантастики. Есть канал Hallmark Channel, который на рынке уже достаточно давно, он, в основном, для женской аудитории, с фильмами и сериалами, нацеленными на женскую аудиторию. И четвертый телеканал KidsСo – детский.
Выбор предлагаемого контента (фильмов, сериалов) производится на основании зрительских предпочтений. Наши маркетологи очень серьезно изучают спрос не только в России, но в целом по всему миру. Анализируются телесмотрения на эфирных телеканалах, продажи фильмов на DVD и, в целом, заинтересованность аудитории конкретными продуктами. Естественно, это принимается в расчет при программировании.
Какой контент востребован в России и почему?
М.Г.:
Частично я дал ответ на этот вопрос. Могу сказать, что кино востребовано всегда. Это не является спецификой России, это работает по всему миру. В любых платных сетях киноканалы всегда пользуются если не самым, то одним из самых больших интересов со стороны аудитории. И так как на наших каналах больше всего киноконтента, этим и обусловлен выбор. Если мы говорим о том, что кино востребовано во всем мире, то Россия относится к тем странам, где кино любят в первую очередь. Тяга к качественному кинопродукту в России достаточно высока.
Как компания NBC Universal Global Networks Russia строит отношения с российскими операторами? Изменились ли эти отношения в связи с кризисом?
М.Г.:
На самом деле, NBC Universal строит свои отношения с российскими операторами на обычных условиях, которые существуют во всем мире. Это стандартные, нормальные взаимоотношения между вещателем и оператором. Они строятся на основании контрактов, в которых определяется канал: его стоимость, абонентская база, которая есть у оператора, цена за канал и так далее. В этом смысле ничего нового с юридической точки зрения мы не выдумываем. Но, естественно, есть определенные новинки, которые мы используем в работе с операторами; это связано с так называемым customer care – как мы дальше продолжаем взаимодействовать с оператором, после того как он принял решение и включил наши каналы (либо все, либо частично) в свою сеть. В этом смысле, конечно, есть определенные «ноу хау» с точки зрения оперативности доставки массы информации о каналах. Например, это тренинги, которые мы проводим с операторами для того, чтобы они хорошо знали продукцию, которую покупают. Что содержится внутри каналов, что будет скоро, что в следующем сезоне. Чтобы они имели возможность доводить эту информацию до своих абонентов, готовить их, информировать и так далее. В этом есть определенное «ноу хау». Что-то мы делаем, на наш взгляд, лучше, чем наши конкуренты, пытаясь быть ближе к операторам и к аудитории.
Что касается кризисных ситуаций, на самом деле, я слышал много разговоров вокруг о том, что многое очень сильно изменилось с наступлением кризиса во взаимоотношениях вещателей и операторов. Честно говоря, пока мы этого не ощущаем, потому что, безусловно, понимаем ситуацию, мы готовы быть более гибкими, выслушивать и понимать ситуацию у оператора, если она складывается у него не самым лучшим образом. Мы готовы войти в его положение, пойти навстречу, совместно найти возможность все-таки не лишать аудиторию телеканалов. Хотя таких случаев не было пока ни разу, чтобы какой-то оператор отказался от каналов или чтобы что-то кардинально изменилось. Безусловно, мы готовы проявлять большую гибкость, но пока мы не видим, чтобы у операторов возникали какие-то серьезные проблемы, например резкое уменьшение абонентской базы или абонентской оплаты. Поэтому наша готовность существует, но такой ситуации, чтобы к нам повально обращались операторы с большими проблемами, с просьбами о помощи с нашей стороны, пока не было. Пока мы как работали, так и работаем со всеми крупными, средними и мелкими операторами в обычном режиме.
Как развивалась компания NBC Universal Global Networks в последнее время?
М.Г.:
Телеканалы Universal Channel и SCI FI были запущены в России 29-30 мая 2008 года на базе цифровой платформы «НТВ-Плюс». Телеканал SCI FI был запущен в 1992 году в США, в 2007 году он занял там четвертое место в рейтинге развлекательных кабельных каналов среди аудитории от 25 до 54 лет. Канал транслируется в 30 странах по всему миру. За последнее время канал начал вещание в Румынии (апрель 2008 года), Польше (декабрь 2007), Бразилии (август 2007), странах Бенилюкса (май 2007) и в Латинской Америке (апрель 2007).
Какие планы у компании NBC Universal Global Networks Russia в России на ближайшее время?
М.Г.: Прошел месяц с тех пор, как я возглавил компанию NBC Universal Global Networks в России. Этот период мы использовали для того, чтобы структурировать бизнес, усилить команду, понять тренды на рынке, понять наши сильные, слабые стороны и подготовиться к более масштабному внедрению и вводу каналов на рынке. Этот процесс завершен, и результатом является большое количество запусков наших телеканалов на разных сетях, которые уже сейчас происходят и будут происходить в ближайшее время. Одновременно ведется большое количество переговоров по запуску каналов, что сопровождается серьезной маркетинговой поддержкой. Я думаю, в ближайшее время аудитория увидит в прессе освещение крупных сделок и сделок со средними операторами. Мы не делаем разницы по важности между крупными, мелкими и средними операторами, мы любим всех и работаем со всеми операторами независимо от их размера. Поэтому в наших ближайших планах – значительное расширение нашего присутствия на рынке. Достаточно скоро, ближе к концу мая, будет сделано официальное объявление о начале продажи рекламы на наших каналах Universal Channel и SCI FI. Продажами, как и на канале Hallmark Channel, будет заниматься «Газпром Медиа». Таковы наши ближайшие планы.
Спасибо за интервью.

Беседовал Максим Мирошников.


 
Теле-Спутник Июнь 2009
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт