Ирену Садовску, руководителя отдела экспорта в восточноевропейские страны польской компании Telkom-Telmor, хорошо знают российские, украинские и белорусские операторы КТВ. Мы беседуем с госпожой Садовской о развитии кабельного телевидения.
1 сентября прошлого года в Интернете появился новый сайт по кабельному ТВ www.macatel.ru. Как разъясняется на главной странице сайта, «Макател» – это Малая ассоциация кабельного телевидения. Другими словами, этот сайт задуман как площадка для работы новой Ассоциации, призванной решать проблемы небольших, в основном региональных операторов.На момент подготовки материала официальная регистрация Ассоциации была в стадии оформления, но устав уже был принят и руководство выбрано. Об истории появлении, задачах и методах работы «Макатела» мы попросили рассказать президента будущей ассоциации и главного идеолога проекта Алексея Амелькина, по совместительству технического директора ООО «Теле-Маг» (г. Новомичуринск Рязанской области).
Подразделение ведущей мировой медиакомпании Discovery Communications – Discovery Networks в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (EMEA) – анонсировало в апреле запуск своего нового телеканала в России Investigation Discovery (ID). Его содержание посвящено теме преступлений и расследований. ID станет седьмым каналом Discovery в России. Канал был представлен в рамках выставки CSTB-2009.
На выставке CSTB-2009 обратил на себя внимание скромный стенд незнакомого телеканала. Привлекла «картинка» на экране, сцены из захватывающих познавательных сюжетов. Оказалось, это новый немецкий образовательно-познавательный канал Da Vinci Lerning. В России он пока не распространяется, но был представлен на выставке для поиска российских партнеров. И почему-то думается, что он их скоро найдет.
В мае исполнится ровно год с момента запуска со спутника Eutelsat W4 (36° в.д.) на платформе «Поверхность ТВ» украинского телеканала «Первый Автомобильный». Лицензия на спутниковое вещание была выдана еще в октябре 2007 года продакшн-студии «Свит ТВ», которая к тому моменту уже почти три года производила специализированные автомобильные программы для украинских телеканалов.
В марте медиахолдинг Rainbow, являющийся частью Cablevision Systems Corporation, заключил договор с компанией Chello Zone на дистрибуцию телеканала Rush HD в России и странах СНГ. Результатом этого соглашения стало появление на российском рынке платного телевидения первого канала в стандарте высокой четкости, посвященного экстремальным видам спорта.
В День космонавтики – 12 апреля – планируется запуск нового отечественного телеканала Galaxy, посвященного космосу и авиации. Первыми его увидят подписчики пакетов Viva спутникового оператора «Орион-Экспресс». Естественно, новый тематический канал сразу же будет доступен для ретрансляции в кабельных телесетях.
Наталья Сидоренкова, директор продакшн-
департамента, телекомпания «Первый ТВЧ»
Платное телевидение началось в 1973 году в США с 18 тысяч подписчиков, а уже через двадцать лет их количество увеличилось до 20 млн. В середине 80-х годов неэфирное ТВ пришло в Западную Евро¬пу, а в 90-х – в Россию.¬ Сегодня рынок платного ТВ, как в России, так и во всем мире продолжает набирать обороты. Параллельно, при спутниковых и кабельных телекомпаниях развивается производство собственных программ. И, как выясняется, небезуспешно.
В начале сентября появилось сообщение, что в Москве и Петербурге в тестовую эксплуатацию под маркой Yota запущена сеть беспроводного широкополосного доступа Mobile WiMAX. Коммерческий запуск сети запланирован на апрель, когда компания начнет предоставлять платные услуги корпоративным заказчикам. А для частных абонентов до 31 мая будет действовать предложение «Нулевой тариф».Сеть, развернутая в рамках этого немного таинственного проекта, является первой в России и даже в Европе сетью мобильного WiMAX. Несмотря на наличие продвинутой сети, Yota позиционируется в основном не как оператор сети беспроводного доступа, а как разработчик и поставщик мобильных услуг. Их распространение через сеть WiMAX рассматривается как способ занять пока еще свободную нишу мобильного широкополосного приема. Сейчас в перечень этих услуг входят «Yota ТВ» – мобильное телевидение с 17 каналами, «Yota Видео» – каталог фильмов, которые можно смотреть онлайн, и «Yota Музыка», содержащая 360 тысяч лицензионных музыкальных записей.
Месяц назад стартовал проект непосредственного спутникового телевещания «Радуга ТВ». Пакет транслируется со спутника ABS-1, 75° в.д. О том, каких успехов добилась компания, как она работает с дилерами и абонентами, «Теле-Спутнику» рассказывает Наталья Альметьева – исполнительный директор компании «ДалГеоКом», отвечающей за дистрибуцию пакета.
Спутниковых операторов, таких как ГПКС «Газпром», Eutelsat и Intelsat, развитие российского рынка волнует, прежде всего, с точки зрения определения облика перспективного спутника. Как выглядит рынок с их точки зрения, было сказано в предыдущем материале (см. «Теле-Спутник» №3, 2009). Но есть и другая сторона – это те самые операторы, которые покупают емкость у спутниковых операторов. Их развитие рынка волнует совсем с другой точки зрения: что будет покупать потребитель и, плюс к этому, сможет ли спутниковый оператор дать нужное количество качественного ресурса?
В московском пресс-центре агентства «Интерфакс» прошла пресс-конференция, посвященная успешному выводу на геостационарную орбиту спутников связи и вещания «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1». В ней приняли участие генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Остапчук, начальник управления Федерального космического агентства Анатолий Шилов и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Николай Тестоедов. Разговор, как и ожидалось, вышел далеко за рамки обозначенного события, затронув более отдаленные перспективы развития российской государственной орбитальной группировки спутников связи и вещания, да и отрасли в целом.
В начале февраля прошла очередная, 11-я выставка CSTB. Уже в прошлом году по сравнению с технической тематикой была заметна активизация темы контента (в первую очередь, каналов). Во многом это связано с нынешней фазой развития кабельных спутниковых и мультисервисных сетей. Этап капитального строительства у многих позади, и на первом месте стоят вопросы наполнения сети услугами. Помимо каналов, заметное место на выставке занимали спутниковые проекты; во всяком случае, их стенды были самыми яркими и шумными. На их фоне техническая часть выставки выглядела более скромно, что явно усугубилось влиянием кризиса.
В октябре прошлого года компания «Сетьтелеком» начала программу «Школа VSAT». В рамках этой программы специалисты компании выезжают в разные города, собирают установщиков и проводят краткий, но информативный ликбез.
«Первый ТВЧ» – одна из первых телекомпаний в России, чья специализация – производство тематических спутниковых каналов. Контент «Первого ТВЧ» впервые появился в эфире весной 2007 года; а на сегодняшний день в недрах телекомпании производится уже восемь спутниковых каналов, один из которых транслируется в формате высокой четкости. В этом году «Первый ТВЧ» представил два своих канала на World Content Show’2009 (международном фестивале каналов для платного ТВ).Залог успеха платного телевидения – качественный и востребованный зрителем контент. При этом в понятие «качества» здесь заложены не только содержательная идея и красивая видеокартинка, но и достойное звуковое сопровождение. Именно о последней части мы беседовали со звукорежиссером телекомпании «Первый ТВЧ» Александром Головко.
вячеслав АПАНАСЕНКО ПКФ «Горизонт-сервис»,
г. Краснодар
В предыдущем номере рассказывалось о том, как правильно организовать рабочий процесс при ремонте спутникового оборудования. Здесь же мы опишем алгоритмы выявления неполадок, основные неисправности, советы по ремонту электронной аппаратуры и настройке основных узлов.
В феврале 2009 года в Москве, во время проведения ежегодной выставки CSTB-2009, представители украинской компании «Космос-ТВ» передали на тест «Теле-Спутника» четыре спутниковых приемника под торговой маркой Cosmosat. Представленные модели имеют цифровые обозначения 7405, 7410, 7800 и 7810 и предназначены для приема бесплатных (FTA) спутниковых каналов (стандарт DVB-S) в формате MPEG-2 SD.
После успешных действий сразу нескольких провайдеров, предложивших сервисы пакетной доставки программ в цифровом качестве и, что немаловажно, адаптированных для российского потребителя, проявляющего интерес к отечественным программам, интерес к системам мультиспутникового приема значительно ослаб. Однако последнее слово об этих системах, похоже, еще не сказано. Возможность выбора программ, относящихся к пакетам различных отечественных провайдеров, возвращает актуальность задачи приема сигналов, транслирующихся с различных ИСЗ. Компания Visiosat (Франция) предоставила нам для тестирования свою новейшую разработку – антенну BIG BISAT, предназначенную для мультиспутникового приема.