84Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Грядут перемены (по материалам ежегодного собрания АКТР)


Евгений Шляхтер Теле-Спутник - 3(161) Март 2009 г.


Прошедшее 3 февраля в рамках очередной выставки CSTB ежегодное собрание членов АКТР в этот раз не носило перевыборный характер, а было отчетом о проделанной за год работе. С основным докладом выступил президент АКТР Ю. Припачкин. После него ряд коллег выступили в прениях по докладу и выразили свое мнение, не всегда совпадающее с высказанными в докладе положениями. С приветствиями выступили представители двух украинских и одного белорусского профессиональных объединений операторов КТВ.

Из доклада Ю. Припачкина хотелось бы выделить следующие моменты:
Руководство АКТР постоянно стремится сделать деятельность операторов наиболее прозрачной. Была проделана большая работа юристами Ассоциации, выработанные модели были разосланы операторам, теперь АКТР готова к законотворческой деятельности, к лоббированию интересов кабельных операторов. До конца года АКТР рассчитывает на внесение в действующее законодательство необходимых изменений, так как в концепции федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2009-2015 гг.) есть целый раздел, посвященный изменению действующего законодательства. Эксперт- ное сообщество, в том числе и представители государства, пришли к пониманию роли операторов систем платного ТВ как партнеров государства в исполнении планов перехода на цифровое вещание.

О взаимоотношениях с РАО Докладчик проинформировал аудиторию о достижении рамочного соглашения с РАО. Согласно ему, оператор, не ведущий самостоятельной вещательной деятельности, не должен будет производить отчислений РАО; такие отчисления должны производить сами телекомпании — вещатели соответствующих каналов. Если же оператор является вещателем, то его платежи в РАО составят один процент от доходов от вещательной деятельности. Соглашение является рамочным, то есть необязательным к исполнению операторами.
(Прим. ред.: Наше издание посвятило взаимоотношениям операторов и РАО не одну публикацию, в которых мы неоднократно указывали на необходимость устранения двусмысленной ситуации, когда оператор, ретранслирующий каналы без вмешательства в их программную политику, считался вещателем, и с него предполагалось взимать пять процентов с общей суммы доходов, невзирая на их источник, будь то передача данных о работе счетчиков тепла и воды по сети КТВ или организация системы видеоконтроля или платной автостоянки).
Далее г-н Припачкин обратил внимание собравшихся в зале операторов и представителей СМИ на то, что с переходом на цифровое вещание коренным образом меняется существующая модель функционирования телевидения. Если раньше ограниченный набор федеральных и местных телеканалов делил между собой доходы от «рекламного пирога», то с переходом на «цифру» создается обязательный для ретрансляции небольшой социальный пакет. Каналы этого пакета будут гарантированно распространяться через системы кабельного и цифрового эфирного ТВ на максимально широкую аудиторию. Им, очевидно, и достанется львиная доля рекламных бюджетов. Все остальные каналы должны будут работать на коммерческой основе и платить операторам спутникового, эфирного и кабельного ТВ за доведение их сигнала до конечного потребителя.
Таким образом, мы можем констатировать, что весовые категории эфирных вещателей и операторов крупных систем КТВ выходят на сравнимые уровни. По данным АКТР, охват населения крупных городов платным телевидением уже превышает 65%, а через 3-4 года в самых крупных городах у эфирного телевидения может не остаться абонентов — уже сейчас в Москве, Санкт?Петербурге и других городах процент подключения к сетям платного ТВ достигает от 70 до 98%.
В то же время, на 2009 год экспертами Ассоциации прогнозируется некоторое снижение темпов роста рынка широкополосного доступа и платного ТВ до 20-35% из?за сокращения капитальных затрат большинством участников рынка. Эксперты АКТР считают, что в 2009 году крупных сделок в отрасли не предвидится, а возможны лишь альянсы в безденежной форме (предположительно в первой половине года).
В целом по стране (около 58 млн домохозяйств) в настоящее время 36 млн домохозяйств (примерно 100 млн населения) уже подключены к кабельным сетям или же имеют для этого технические возможности. Около 15 млн домохозяйств имеют абонентские договоры на многопрограммный пакет каналов.
Практически все российские города с населением более 100 тыс. человек (более 65% населения страны) располагают многоканальными современными кабельными сетями. Проникновение кабельного телевидения в них составляет свыше 50%. Во всех мегаполисах имеются 3-4 крупных кабельных оператора. По сведениям АКТР, в стране действуют более 7000 компаний кабельного телевидения разного масштаба, из которых 1524 имеют операторские лицензии. Более 220 самых крупных и активных компаний консолидированы в несколько телекоммуникационных холдингов. Сегодня семь крупных операторов — «Национальные Телекоммуникации» («Национальные Кабельные Сети» ), «Система Масс?Медиа» (СММ) в составе «АФК Система», «АКАДО», «Связьинвест» , ТВТ (Татарстан), «ЭР?Телеком» , «Мультирегион» — имеют свои сети КТВ в ряде крупных городов и обслуживают не менее 2/3 всей абонентской базы на сетях КТВ.
По мнению Ю. Припачкина, экстенсивный период развития КТВ закончился, и дальше в повестке дня стоит переход к интерактивному вещанию и дополнительным услугам. Именно в этом заключается дальнейший потенциал роста и развития этого вида бизнеса.
После доклада было еще несколько выступлений и приветствий от коллег из России, Украины и Белоруссии. А. И. Ляхов и В. Анипченко приветствовали съезд АКТР от Телекоммуникационной палаты Украины и Ассоциации «Укртелесеть» соответственно. Собравшиеся узнали, что на Украине процесс консолидации в целом завершился, абонплата не растет и весь рост доходов идет от внедрения интерактивных услуг и дополнительных сервисов — кабельные операторы являются равными «Укртелекому» генераторами интернет?траффика.
В частности, А.И. Ляхов сказал о том, что в результате деятельности регулирующих органов функционирование украинских сетей идет по белорусской модели — со списками разрешенных и нежелательных каналов. По его мнению, причина появления таких списков не политическая, а чисто экономическая. Он также посоветовал российским кабельщикам не ратовать за отдельный закон о КТВ, а оставаться в рамках телекоммуникационного законодательства. Как показала практика, регуляторы из сферы телекоммуникаций обладают большей договороспособностью по сравнению с регуляторами из сферы СМИ и массовых коммуникаций. Кроме того, появление нового закона приводит к появлению нового органа, следящего за его исполнением. И регуляторы начинают конкурировать друг с другом. Так, в дополнение к Нацсовету по ТВ и РВ с его тремя сотнями аппарата теперь появляется еще и Комиссия по этике и морали (также насчитывающая еще почти сотню «сабель»), требующая дополнительного финансирования на создание своей службы мониторинга. Обилие регуляторных органов и конкуренция между ними привели к тому, что 20 компаний объединились в саморегулирующую организацию для более эффективного взаимодействия с гос. структурами.
А. И. Ляхов также предостерег от уверенности в том, что соцпакет ограничится восемью каналами из?за больших лоббистских возможностей федеральных и региональных эфирных каналов — как государственных, так и коммерческих. Действительно, в предлагаемый для РФ список уже попали полтора негосударственных канала, и нет гарантий, что их практику не захотят повторить остальные.
В ответе на данное выступление г-н Припачкин подчеркнул, что АКТР в курсе подобной опасности, но не опасается увеличения числа каналов в соцпакете. А обилие регуляторов хорошо известно и российским операторам КТВ.
Василий Анипченко (ассоциация «Укртелесеть») сообщил, что до последнего времени операторы КТВ Украины позиционируют себя как операторы связи и не вступают в договорные отношения с авторскими обществами. Он также рассказал о том, что украинские сети КТВ прошли процесс укрупнения под эгидой двух крупных холдингов, и его ассоциация объединяет операторов, чьи сети не были проданы и остаются независимыми. Также съезд приветствовали представители Санкт?Петербургской городской и Ленинградской областной, Уральской и Дальневосточной ассоциаций операторов. В целом, дискуссия по прозвучавшим докладам и выступлениям носила неформальный, но содержательный характер, многие выступающие подчеркнули особое значение поддержки руководства и аппарата АКТР, особенно для региональных и небольших операторов, в трудных и неоднозначных ситуациях. Также многие докладчики возлагали надежды на успех АКТР в области совершенствования законодательства и партнерского участия отрасли КТВ в программе перехода на цифровое эфирное телевещание.









Подробнее в предлагаемых вниманию отрасли КТВ моделях работы кабельного оператора мы смогли разобраться, получив от АКТР соответствующие документы. Они заслуживают более подробного рассмотрения (здесь мы приводим полученные от АКТР схемы моделей и их описания, опуская подробные законодательные изменения, необходимые для их воплощения в жи знь).
Рассматривая эти схемы, каждый оператор в большей или меньшей степени соотнесет свою деятельность с одной из них. Определяющим фактором здесь, очевидно, являются телеканалы, вещаемые в сети. Если это только соцпакет — действует нулевая модель. Очевидно, она может существовать только в ограниченном объеме — может быть, на начальной стадии строительства сети, там, где население не в состоянии создать платежеспособный спрос на больший объем услуг. Возможно, по формальным причинам некоторым операторам других моделей бизнеса будет интересно создание отдельного юридического лица для отделения этой части бизнеса от других. Нам представляется, что подавляющее большинство операторов работает и будет в ближайшие годы работать по первой модели. По мнению АКТР, вещатель должен оказывать каналам услуги телекоммуникационного характера, что освобождает его от необходимости получения вещательной лицензии и выплаты отчислений в адрес РАО и прочих подобных структур. Это большой шаг вперед по сравнению с нынешним состоянием дел; важно, чтобы соответствующие дополнения в законы были скорее приняты и вошли в практику работы контролирующих органов, операторов и авторских обществ.
Если же оператор уже вырос настолько, чтобы самому заниматься вещанием (начиная с простейшего инфоканала с анонсами передач и рассказом о своих пакетах каналов), составлять программу передач, выпускать местные новости и другие виды контента, то он уже перестает быть оператором в чистом виде и становится вещателем со всеми плюсами и минусами этого нового статуса. Для него будут актуальны и получение лицензии на вещание этого канала или каналов, отчисления в РАО. С другой стороны, это качественно новый уровень, новый престиж, возможность собирать рекламу и получать дополнительный доход наравне с местной эфирной телекомпанией. Следует, однако, заметить что подавляющее большинство «кабельных» телеканалов или не имеет рекламных вставок, или делает это централизованно и не позволяет (в отличие от федеральных эфирных каналов) своим региональным партнерам никаких вставок в собственный сигнал.



 
Теле-Спутник Март 2009
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт