T-C.: Как Ваша компания ощущает сейчас на себе кризис? А. Петров: Если говорить об услуге, которую мы оказываем, и наших абонентах, то здесь пока кризис не сказывается. Абоненты исправно платят за услугу, не отключаются, приходят новые абоненты. Последние три месяца были рекордными для группы по всем показателям — прирост выручки, прирост абонентов, абсолютные показатели количества абонентов и выручки. То есть бизнес успешно развивается. Но, конечно, делать вид, что кризиса нет — нельзя. «Подорожали» кредиты. Увеличились проценты по кредитам, ранее нам выданным, и получение новых кредитов стало более сложным. А глобально, мне кажется, кризис пока не коснулся нашего рынка. T-C.: Как компания «Мультирегион» готовится к возможным последствиям кризиса? А.П.: Наша группа всегда очень внимательно относилась не только к доходам, но и расходам. Мы старались не допускать неоправданных расходов. Сейчас же мы еще внимательнее смотрим на расходную часть, что, думаю, позволит нам еще больше увеличить прибыль группы. Более внимательно смотрим и на инвестиционные проекты. Если раньше мы спокойно запускали проекты с окупаемостью за 5-7 лет, то сейчас, из-за того, что кредитный рынок изменился, стараемся сокращать сроки их окупаемости. В глобальном плане пока нет понимания ни в общемировом, ни в узкоиндустриальном масштабах — какой будет кризис, когда закончится и что от него в итоге ждать, ситуация может меняться почти каждую неделю. И наша задача — отслеживать все кризисные процессы и быть способными принимать моментальные и, самое главное, правильные решения. Пока получается, будем стараться и дальше.
Беседовал Максим Мирошников. На вопросы журнала «Теле-Спутник» отвечает Сергей Юлиевич Бойко, президент компании «Воля», крупнейшего кабельного оператора УкраиныT-C.: Как текущий кризис повлиял на ваш бизнес, произошло ли увеличение тарифов? C. Бойко: Такое проявления кризиса, как рост курса иностранной валюты, а, следовательно рост составляющих себестоимости телекоммуникационных услуг для нашей отрасли, где более половины затрат — долларозависимые, конечно же, существенно повлияло на бизнес. О том, что растет себестоимость, и, как следствие, телекоммуникационные провайдеры будут менять стоимость услуг, мы начали говорить еще в начале осени 2008 года. Именно тогда часть мелких операторов (в октябре, после скачков курса) подняли свои цены на 40-50%, вслед за этим стали менять свои цены и операторы покрупнее. Кто-то это сделал в ноябре, кто-то в декабре. Как крупная и стабильно работающая компания, мы приложили максимум усилий, чтобы избежать столь резких скачков, и в 2008 году удержали цены без изменений до конца декабря. Однако мы четко и заблаговременно проинформировали наших абонентов о вынужденной корректировке стоимости услуг, о причинах таких изменений; кроме того, провели колоссальную работу и сократили все непроизводственные затраты, которые позволят избежать повышения цен в несколько раз. Именно поэтому изменения стоимости пакетов происходят не в несколько раз, а на достаточно безболезненную сумму: в среднем — 8-9 гривен. T-C.: Как в свете борьбы Нацсовета с отдельными каналами изменились ваши предложения для абонентов — какие каналы временно исчезли, какие заменены другими, какие появились в сетке новые каналы? С.Б.: Мы не видим «борьбы», тем более со стороны государственного органа, потому оставляю без комментариев то, что Вы указали в первой части вопроса. Что же касается наполнения, то с конца 2008 года в пакеты телепрограмм «Воля Преміум ТВ» было добавлено восемь популярных мировых и новых отечественных каналов: фильмовые каналы Fox Crime, Fox Life, познавательный канал Nat Geo Wild, спортивный канал Viasat Sport, информационные ЧП.INFO, ТЕРРА, Real Estate TV и развлекательный канал Q-TV. А уже с января 2009-го мы начали тестирование 15 новых телеканалов. Это фильмовые каналы: Universal Channel и Sci-Fi, информационный Sky News International, каналы о стиле жизни People, «Перший Розважальний Телеканал «PRO ВСЕ», «ТЕЛЕКАФЕ», «Тур-Бюро», «Гамма», Кіко и 2Т, познавательные каналы «Планета», «Світ», «SCI Міжнародний Слов’янський Канал», а также спортивный канал «Наш футбол». T-C.: Произошли ли перемены в вашей деятельности по закупке оборудования, переориентация на отечественное или китайское оборудование, например, или другие перемены? С.Б.: Мы продолжаем работать с известнейшими мировыми лидерами (Homecast, Telesta и т.д.), и заказы происходят достаточно крупными объемами, что позволяет нам получать лучшие и наиболее выгодные условия. Тем не менее, мы также рассматриваем в качестве партнеров и отечественных производителей (г. Одесса), которые уже начали выпуск ТВ-тюнеров. В частности, мы тесно сотрудничаем по поводу первой экспериментальной партии ТВ-тюнеров, которая делается специально под наш заказ и под наши техтребования. T-C.: Пришлось ли сокращать персонал? Применялись ли другие методы оптимизации расходов? С.Б.: Массовых увольнений мы не планируем. Как говорилось выше, главное направление нашей антикризисной программы — это пересмотр и сокращение тех операционных издержек, которые мы можем сократить без потери качества наших услуг. Еще в августе было понятно, что мировой финансовый кризис, который с начала 2008 года стал переходить в реальный сектор экономики, не может не коснуться нашей страны и в первую очередь, как и во многих странах, финансового, а затем и реального сектора. Если говорить о финансовом секторе — то первым, конечно же, на это должен реагировать курс гривны. Поэтому мы начали увеличивать объемы закупаемых материалов и оборудования. Это позволило не изменять стоимость на оборудование в сентябре и октябре, то есть оттянуть неизбежную необходимость корректировки стоимости услуг и сервисов. Параллельно это дало время для пересмотра и сокращения будущих издержек по статьям, которые будут увеличиваться исходя из роста цен, например — коммунальные услуги, энергоносители, аренда непроизводственных площадок. Кроме того, мы не можем увеличивать стоимость услуг для своих потребителей в два раза и каждый месяц, а к этому идет: с одной стороны — политика правообладателя, с другой — объективные обстоятельства почти ежедневного колебания курса. Потому мы оптимизируем вспомогательные бизнес-процессы — например, учет и контроль. Часть бизнес-процессов автоматизируется, соответственно, повышается их эффективность. В частности, мы автоматизируем процесс ежедневного планирования сервисных работ и распределения заявок, причем к реализации этого проекта мы привлекли аутсорсинговую компанию. Также мы сокращаем транспортные расходы, в первую очередь — на ежедневную логистику материалов и оборудования. Каждое из этих направлений, конечно же, приводит к тому, что появляется возможность обойтись меньшим количеством персонала. В-третьих, проведены переговоры о стоимости лицензионных отчислений. Дело в том, что по договорам с правообладателями ежегодно проводится корректировка размера лицензионных отчислений в сторону их увеличения на 5-10% в валюте (так называемый инфляционный рейтинг). В сложившейся экономической ситуации мы хотим добиться от владельцев программ снижения их стоимости или хотя бы фиксации на нынешнем уровне без роста их размеров. T-C.: Нашли ли вы новые источники дохода и другие оригинальные антикризисные идеи (кампании скидок, привлечение абонентов, совместные с каналами маркетинговые мероприятия)? С.Б.: Безусловно, мы очень часто сотрудничаем с телеканалами. Например, «MTV Украина», National Geographic, Jetix и другие. Абоненты достаточно активно участвуют в интерактивных конкурсах и проводимых акциях. Что касается спецпредложений и скидок, то, например, зимой были запущены очень привлекательные акции, по условиям которых абоненты могут пользоваться услугами за полцены до конца зимы. Кроме того, мы стимулируем подключение к услугам с помощью интересных предложений по покупке оборудования. В частности, именно сейчас действуют несколько акций, по которым абоненты могут существенно сэкономить на приобретении оборудования. T-C.: Каковы ваши дальнейшие планы, когда вы планируете запуск новых услуг, например, телевидения высокой четкости (HDTV)? С.Б.: В 2009 году мы будем уделять особое внимание наполнению пакетов, а также мы будем работать над совершенствованием и улучшением качества сервиса. В частности, абоненты услуги «Воля Преміум ТВ» получат и новые каналы, и дополнительную возможность — телевидение высокой четкости (HDTV). Мы провели маркетинговое исследование и пришли к выводу, что потребность в нем существует. Потенциальная аудитория HDTV на сегодняшний день — 1-2% населения Украины. То есть такой рынок у нас есть, хотя, к сожалению, не тот, что у наших соседей: в Европе на сегодняшний день проникновение HDTV достигает 15-20%. До конца этого года мы планируем протестировать уже и абонентское оборудование для просмотра каналов HDTV. Беседовал Евгений Шляхтер
|