Компания «Контур-М» широко известна среди операторов телекоммуникационного рынка. О времени и о себе с нами беседует генеральный директор компании Игорь Алексеевич Колпаков.
Расскажите о себе. Где и как Вы учились, работали? И. Колпаков: Я родился в 1969 году. После школы поступил в МАИ на факультет автоматических систем управления летательных аппаратов. По завершении первого курса меня призвали в армию. Окончив службу, я продолжил обучение в том же институте и одновременно работал в лаборатории института. Эта работа давала мне возможность заниматься передовыми по тем временам технологиями. Не секрет, что в начале 90-х годов советская «оборонка» стала стремительно разваливаться. В связи с этим возникла необходимость совмещать интерес к высоким технологиям с возможностью зарабатывать деньги. Ситуация была непростая – экономика рушилась, инженеры мало где были востребованы, но в то же время общество становилось все более открытым и появилось диковинное по тем временам спутниковое телевидение. Установка приемных систем спутникового телевидения оказалась неплохим бизнесом, и многие компании занялись этим. В одной из таких компаний, которая тогда была на пике этого бизнеса, я прошел путь от монтажника до руководителя группы менеджеров. Я видел много слабых мест в организации бизнес-процесса и пытался что-то изменить в лучшую сторону. Но вскоре мне стало ясно: если хочешь чего-то реально достичь, то надо организовывать собственный бизнес. Так весной 1994 года в компании молодых, толковых и энергичных ребят я стал одним из основателей, а затем и гендиректором «Контур-М». Расскажите об истории создания компании «Контур-М». И.К.: Как я уже говорил, начинал я с инсталляций приемных систем спутникового телевидения. Однако очень скоро понял, что гораздо интересней, в том числе и с точки зрения бизнеса, работать с кабельными телевизионными операторами. И когда вместе с коллективом единомышленников мы создали свою компанию; первое важнейшее решение, которое мы приняли, было «диверсифицировать» бизнес, добавив в число оказываемых услуг системную интеграцию кабельных ТВ-сетей. В то время большинство компаний- «интеграторов» занималось, в основном, продажей оборудования, не особо вникая в реальные потребности операторов. «Контур-М» с самого начала ориентировался на нужды операторов. Каждое наше предложение мы стремились технически и экономически обосновать, для чего был создан проектный отдел, кстати говоря, на сегодняшний день один из лучших в нашей отрасли, развивались службы техподдержки и логистики. С первых дней работы компании мы ориентировались на оказание комплексных услуг, старались установить с нашими клиентами доверительные и долгосрочные отношения. Как развивалась компания в последние годы? Как и почему менялся вектор ее развития? И.К.: Прошло более 10 лет с момента создания «Контур-М». За это время очень сильно изменились как экономика страны, так и бизнес-модели операторов, и, конечно, очень сильно изменились технологии. Чтобы быть адекватными времени, мы постоянно меняем компанию и ее внутреннюю организацию, учимся новому и адаптируем себя под современные требования рынка. Да, меняются технологии, оборудование, появляются новые интересные направления, меняются сами операторы. Однако главный вектор развития, который изначально был задан, практически не претерпел изменений. Не изменилась важнейшая установка нашей компании – мы должны предоставить оператору комплексное законченное решение, технически и экономически оправданное как на сегодняшний день, так и на разумную перспективу. Конечно, мы не можем просчитать развитие на 10 лет вперед, покажите мне того, кто сможет…, но я с гордостью могу сказать, что по-прежнему успешно работают и приносят доход операторам те системы, которые мы создавали, скажем, 10 лет назад. На чем сейчас специализируется компания «Контур-М»? И.К.: Первые годы «Контур-М» специализировалась, в основном, на проектах аналогового кабельного ТВ. Вскоре пришло понимание: будущее – в пакетной передаче данных, поэтому мы плотно занялись такими технологиями, как DOCSIS, xDSL, Ethernet, последние пять лет активно занимаемся цифровым кабельным телевидением, а последние три года – DVB-T и IP-телевидением. Сейчас сложно провести четкую границу между операторами строго по роду их деятельности или используемым технологиям. Так или иначе, любой оператор стремится расширить спектр предоставляемых услуг, будь то связь, телевидение или передача данных. При этом выбор конкретных технологий зависит от многих условий. Так что в общем специализацию «Контур-М» можно определить как создание транспортной среды и комплексов формирования услуг оператора – от проекта до поставок оборудования и пуско-наладочных работ. Какова стратегия развития компании? И.К.: Наша стратегия формулируется просто (но непросто реализуется) – соответствовать требованиям времени и даже стараться его опережать. Какие наиболее интересные проекты были осуществлены компанией «Контур-М»? И.К.: «Контур-М» поднял множество проектов, и все они были по-своему интересными. На мой взгляд, стоит отметить проект, который был реализован в Верхневолжском филиале компании «ЦентрТелеком» (г. Кострома) – мы тогда предоставили полноценное решение Triple Play, включающее доступ в Интернет по технологии DOCSIS, VoIP (телефонию) поверх DOCSIS и многопрограммное кабельное телевидение на 80 тысяч абонентов. Это был необычный по тем временам проект. В конце 1990-х – начале 2000-х было очень много разговоров о Triple Play, но мало кто мог похвастаться фактическим созданием сколько-нибудь масштабной мультисервисной сети, а «Контур-М» смог это воплотить в жизнь. Я до сих пор считаю это значимой вехой в развитии компании, поскольку тогдашний технологический уровень отрасли был, в целом, намного слабее нынешнего – не было DOCSIS 3.0, только первые шаги делали vDSL- и ADSL2+ сети, не было современных решений с 10GigE-магистралями и т.д. Это было определенным испытанием для нас, мы тогда проверили свои возможности как системного интегратора, проверили свои проектные и инженерные службы и убедились – да, мы можем это делать. И до и после этого было много других интересных проектов – мы создавали системы передачи видео поверх ATM, цифровые головные станции, xDSL-сети, участвовали в проектировании DVB-T систем и многое другое, но костромская мультисервисная сеть была тем проектом, после которого мы уже точно знали – нет ничего невозможного и, как шутят наши менеджеры, – проблема только в стабильном финансировании. Что Вы можете сказать о нынешнем состоянии телекоммуникационного рынка, на котором Вы работаете? Каковы тенденции его развития? И.К.: Главная тенденция, которую мы видим сегодня, – это, прежде всего, консолидация рынка. Исчезают мелкие игроки – происходит поглощение средних и мелких операторов. Появились действительно крупные операторы регионального и даже федерального уровня. Мощные операторы располагают достаточными ресурсами, чтобы внедрять современные передовые технологии – мы видим массовый переход на «цифру», расширение спектра услуг. Сегодня практически все операторы предоставляют услуги Double Play (телевидение и Интернет) или даже Triple Play (в пакет услуг добавляется еще телефония). На очереди – Quadro Play (добавляется мобильное телевидение). Как будет развиваться технология IPTV в России? И.К.: На мой взгляд, IPTV будет внедряться, прежде всего, крупными интернет-провайдерами и операторами, располагающими современными xDSL- и Ethernet-сетями. Сама технология IPTV будет развиваться, прежде всего, в направлении унификации и стандартизации оборудования, систем и программного обеспечения с тем, чтобы не было сегодняшней проблемы подбора и тестирования на совместимость ключевых системных компонентов – абонентских приемников, middleware и т.п. Каковы основные факторы коммерческого успеха IPTV? И.К.: Я думаю, успех IPTV – это успех целого ряда принципиально новых сервисов, труднодоступных или даже недоступных на базе других технологий – time shifting TV, personal video recorder, video on demand; этот ряд можно продолжать. Как будет развиваться телевидение высокой четкости в России? И.К.: Сегодня нет сколько-нибудь существенных технологических препятствий для массового внедрения HDTV – все необходимое оборудование уже полностью доступно и цены на него падают. Несомненно, уже через несколько лет число каналов HDTV вырастет многократно. Огромное количество владельцев плоских телевизионных панелей составит армию потенциальных клиентов такого сервиса. Также широкие возможности для распространения HDTV даст нам наземное цифровое телевидение. Как, по-Вашему, будет происходить переход на цифровое телевещание? И.К.: О переходе на «цифру» скажу кратко – я ожидаю здесь три обычных для нашей страны этапа – «спячка», «горячка», «лихорадка». Если говорить серьезно, мы все ждем прояснения «правил игры», которые, как мы ожидаем, должно определить государство. Здесь сильно пересекаются интересы разных заинтересованных сторон, и, к сожалению, каждый «тянет одеяло на себя». В этой ситуации государство должно выступить арбитром.
|