110Научно-технические разработки

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Путь от гибридных сетей к конвергентным


Теле-Спутник - 2(160) Февраль 2009 г.


В современном мире гибридные решения актуальны для самых разных областей нашей жизни, будь то биология/ботаника или автоматизации. А в последнее время они распространились и в сфере цифрового ТВ. То, что пару лет назад казалось перспективной концепцией, сегодня воспринимается как доминирующая де факто схема внедрения цифрового ТВ.

Что мы понимаем под гибридным решением?
Сейчас явственно наблюдается все большее переплетение технологий вещания (эфирного и спутникового) и широкополосной передачи данных (кабель, DSL). Причем эта эволюция инициируется с обеих сторон. Операторы сетей ШПД (широкополосной передачи данных) начинают применять вещательные технологии (эфир и спутник) для увеличения территориальной зоны охвата услугами и повышения эффективности использования транспортного ресурса.
Точно так же вещательные операторы все чаще используют широкополосную передачу данных для добавления услуг по требованию и других интерактивных возможностей. Иногда для расширения спектра своих сервисов интерактивными возможностями вещатели применяют доставку через Интернет, получившую название over-the-top (ОТТ).



Таким образом, хотя операторы сетей ШПД вводили вещание всего лишь как дополнительный механизм распространения, в конечном итоге IP-технологии заняли серь-езный сегмент во всей сфере цифрового ТВ. Кабельные операторы для той же цели введения интерактивности и оптимизации загрузки транспортного ресурса часто используют связку технологий вещания (DVB-С) и ШПД (IP/DOCSIS).
Компания Nagravision принимала участие в реализации первых гибридных проектов такого рода, таких как NeufCegetel, Hansenet, BT, Numericable и Portugal Telecom.

А что же с мобильным ТВ?
Аналогичная тенденции наблюдаются и в мобильном телевидении: его реализация на базе ШПД (3G ) и вещательных технологий (DVB-H, FLO, STiMi и т.д.) могут взаимно усилить друг друга, создав в тандеме условия для оптимизации интерактивности и расхода транспортного ресурса.
Рис. 2 иллюстрирует сходство между эволюцией сетей фиксированной и мобильной связи.



Операторы, имеющие собственные сети ШПД или арендующие транспортные мощности другого широкополосного оператора, могут передавать контент по требованию в потоковом режиме. Непотоковая передача не привязана к характеристикам сети, что на практике обычно предполагает реализацию Pull VoD с доставкой через Интернет.
Это различие иллюстрируется рис. 3.



Телелекоммуникационные операторы дополняют свои DSL-услуги цифровым ТВ, а операторы сетей непосредственного спутникового приема для добавления интерактивности используют передачу видео через Интернет и Pull VoD. Настоящее гибридное решение должно поддерживать весь спектр возможностей и предоставлять сервис-провайдерам возможность свободно комбинировать разные среды доставки услуг в зависимости от местных условий бизнеса и географических ограничений.

От гибридных сетей к конвергентным
Явную тенденцию к формированию гибридных сетей можно рассматривать как предвестник появления полностью конвергентных сетей и услуг, а совместное использование вещательных и ШПД-сетей как один из важнейших шагов в сторону конвергенции разных сред доставки и приемных устройств. Использование различных сред передачи (спутниковая, эфирная, кабельная, DSL, мобильные сети и т.д.), разнообразие устройств приема и воспроизведения (телевизоры, ПК , мобильные и портативные плееры), а также стремительное развитие бизнес-моделей предоставления контента по требованию создает хорошие стартовые условия для формирования конвергентных услуг.

Но мы уже слышали о конвергенции много раз
Да, действительно, за последнее десятилетие опубликовано слишком много историй о конвергенции. Некоторые из них относятся, скорее, к области научной фантастики, и только очень немногие были реально воплощены в жизнь. Тем не менее, игнорировать данную тенденцию нельзя. Не будем забывать, что потребление персонифицированных услуг (ТВ, передача голоса и данных ) постепенно растет, и, что еще более важно, развлекательные медиа-услуги для маленьких и больших экранов уже сосуществуют на практике, хотя и в довольно беспорядочной форме. Наблюдаются проблемы с совместимостью форматов контента и устройств воспроизведения, что связано, в первую очередь, с различием форматов для приема на маленькие и большие устройства воспроизведения. Несмотря на всю беспорядочность и неудобство сложившейся сегодня ситуации, она все-таки как никогда ранее располагает к развитию этого направления конвергенции. Стремительно популяризирующийся «цифровой стиль жизни» предполагает, что контент сопровождает потребителя при всех его перемещениях и может быть воспроизведен на различных устройствах. И медиа-поставщики просто должны принять эту потребность во внимание и удовлетворить ее.
Панацеи, разрешающей все сопутствующие процессу проблемы, не существует. Тем не менее, мы уверены, что постепенно внедряющийся в массы «цифровой стиль жизни» создает для индустрии цифрового телевидения прекрасную возможность постепенно упорядочить свои предложения и повернуть это направление в рамках прибыльного бизнеса.
Но следует предостеречь от двух типичных ошибок:
• В отношении бизнеса: слишком изощренная бизнес-модель и завышенные требования к абонентам в отношении навыков пользования аппаратурой.
• В технической области: слишком много «подвижных» компонентов, участвующих в процессе интеграции.

А как насчет удобства?
Конечная цель подобной конвергенции — формирование практики медиапотребления в разных местах и на разных аппаратах, как с большими, так и маленькими экранами, с возможностью беспроблемного перемещения контента в пространстве и с устройства на устройство. Важной задачей является монетизация всех звеньев жизненного цикла контента. Она предполагает создание бизнес-моделей, учитывающих все более сложные схемы поведения потребителей цифрового контента. Контент может просматриваться, переводиться в режим паузы, перематываться назад, сохраняться в памяти, переписываться на внешний носитель, переправляться другим абонентам. К нему можно добавлять комментарии, обсуждать с друзьями, извлекать из архивов , искать аналогичные материалы и т.д.
В то же время эта тенденция создает для сервис-провайдеров ряд сложностей в отношении формирования практики «конвергентного» потребления контента. Конвергенция услуг происходит за счет пакетирования контента, созданного для разных сетей распространения, создания новых бизнес-моделей, а также сосуществования различных сред передачи и разных приемных устройств в рамках одной сервисной платформы.
Чем дальше заходит этот процесс, тем сложнее обеспечить единую схему потребления этого разнородного контента в разных средах и на разных устройствах. Решение этой задачи может стать основным фактором успеха провайдеров услуг платного ТВ в новых условиях.
Сложность возможных вариантов комбинирования сетей и устройств требует от провайдера очень прагматичного подхода к формированию реалистичных коммерческих предложений. Большинство конвергентных бизнес-моделей опираются на две основные концепции, которые мы называем «базисными элементами конвергенции»:
• Коммерческое пакетирование медиа-ресурсов, ориентированных на разные среды передачи и устройства воспроизведения. Например, видеоролик в мобильной сети, полноформатный фильм, игра, рингтон, звуковой ролик в mp3 и т.д. могут входить в состав единого пакетного предложения, продаваясь с соответствующими скидками.
• Возможность передачи контента с одного устройства для воспроизведения на другом. Она предполагает, что в рамках, определенных законодательством, потребители могут передавать контент или его фрагменты на медиаустройства, отличные от того, на которое он был изначально получен. Расширение спектра устройств медиавоспроизведения и стремительное распространение «цифрового образа жизни» требуют реализации такой возможности, и она вполне реально станет решающим фактором в борьбе с оттоком абонентов.

Что требуется для старта. Механизмы монетизации гибридных и конвергентных решений
Объединенная головная станция для предоставления услуг
Ключевым условием успеха является наличие сервисной головной станции, обслуживающей разные сети доставки и приемные устройства. Три кита, на которых строится такая станция: система безопасности контента, система его администрирования и платформа доставки услуг SDP (Service Delivery Platform). Включение SDP в состав сервисной головной станции дает то преимущество, что ее можно интегрировать в общую архитектуру систем IMS/NGN.
Масштабируемость
Преимущество имеют те поставщики, которые формируют свое решение для защиты контента на базе открытых стандартов DVB, технологии которых на практике доказали свою масштабируемость. Этот подход уже доказал свое удобство для обслуживания вещательных и широкополосных услуг, предоставляемых в рамках единого пакета.
Бизнес-модели предоставления контента — коммерческое пакетирование медиаресурсов
Как уже отмечено выше, первая задача при конвергенции услуг — формирование пакетного коммерческого предложения с использованием разноплановых медиаактивов и возможностью приема контента на разные устройства. Для этого требуется современная система администрирования контента, достаточно гибкая, чтобы не только создавать и администрировать такие пакеты, но также работать с различными системами DRM и с разными инфраструктурами распределения контента. Это требование соответствует вертикальной оси на рис. 4 .Такие сценарии распределения поддерживаются системой администрирования контента Lysis.



Бизнес-модель предоставления контента — его распространение с использованием единой системы DRM. Вторая задача — передача контента с одного пользовательского устройства на другое. На рис. 4 она иллюстрируется горизонтальной осью координат. Она сильно усложняет реализацию системы, так как в этом случае правила использования контента должны быть заданы не только применительно к каждому медиаобъекту, но также должны быть реализованы в рамках систем защиты, используемых в каждой сети распространения, а в перспективе еще и переводиться в термины системы защиты, которая будет применяться для передачи контента между домашними устройствами.
Nagravision поддерживает все эти сценарии в рамках комплексной системы Persistent Rights Management (PRM). Она обеспечивает передачу контента между разными устройствами с учетом условий коммерческого использования, на которых контент был предоставлен провайдеру. При этом PRM решает проблемы трансляции коммерческих условий из одной системы защиты в другую и их реализации на разных устройствах воспроизведения.




Заключение
Внедрение гибридных решений продвигает нас по пути к конвергентным услугам. Каждое звено в цепи конвергентной системы должно обеспечивать адекватную защиту медиаресурсов. Механизмы защиты контента должны вводиться параллельно с внедрением гибридных/конвергентных решений и должны быть совместимы с произвольной комбинацией методов доставки.
Чем более конвергентными становятся услуги за счет пакетирования разнородных медиаобъектов, тем сложнее создать единый механизм их воспроизведения на разных устройствах, и его слаженность станет основным фактором успеха провайдеров платных услуг.
Для реализации этой задачи сервисная головная станция должна быть интегрирована для обслуживания различных сетей и устройств. Такая интеграция предполагает формирование единой среды для создания приложений и единого решения для администрирования контента с поддержкой произвольной пакетизации услуг. И, конечно, единое решение по защите контента, не привязанное к определенным сетям передачи и устройствам воспроизведения.

На правах рекламы


 
Теле-Спутник Февраль 2009
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт