22Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Выгодное партнерство


С. Аришина Теле-Спутник - 2(16) Февраль 1997 г.


Двумя немаловажными событиями отметила ушедший год Ассоциация Спутникового Телевидения (АСТ), ретранслирующая программы телеканала "2х2" на регионы, - отпраздновала первый юбилей своего эфира и осуществила переход программ на более современный геостационарный спутник "Экспресс-6", находящийся на позиции 80° в.д.

Отныне вещание телеканала АСТ будет вестись через этот спутник, арендованный у МОКС "Интерспутник", через ствол N15 диапазона 6/4 ГГц, мощность которого увеличена до 31.7 дБВт. Около 100 городов России, стран-членов СНГ и прибалтийских государств, куда уже ретранслируются эти программы, будут радовать своих телезрителей - числом не менее 53 миллионов человек - более высоким качеством передач.

Для организации год - срок развития по всем меркам незначительный. Чем-то она похожа на растущего малыша, встающего на ноги и делающего свои первые шаги. Однако практические результаты, полученные АСТ за столь короткий отрезок времени, свидетельствуют о явно намечающейся богатырской поступи. По данным известного статистического агентства Russian Research, уже начиная с осени 1996 года программы АСТ заняли устойчивые позиции во всероссийских рейтингах, причем с особым пристрастием смотрят их жители центрального региона России и Урала.

- Мы начинали с трехчасовой программы для 7 миллионов телезрителей в 12 городах России и Украины, - рассказывает Андрей Горбовский, Генеральный директор канала АСТ, к которому "Теле-Спутник" заглянул с поздравлениями. - Но спустя полгода объем вещания был увеличен до 15,5 часов в будние дни и до 16,5 часов в субботу и воскресенье. Теперь мы транслируем передачи с 7.00 до 0.30 по московскому времени в будни, а в выходные - с 9.00 до 1.00. По мере заключения договоров с местными телекомпаниями росло и количество городов, принимающих наши программы. И, соответственно, телеаудитория. Сегодня ее прирост исчисляется 4-5 миллионами зрителей ежемесячно. Окончательное формирование региональной сети мы думаем завершить к лету этого года и надеемся охватить не менее 50 процентов населения России и стран ближнего зарубежья, поскольку наша основная задача состоит в создании международного канала на русском языке.

В практике предпринимательства - тем более в сфере телевидения, где в первую очередь развитие телеканала зависит напрямую от интереса зрителей, их вкусов и пристрастий, а уж потом в дело вступает коммерческая выгода, - ничего не происходит вдруг. Интенсивная динамика развития АСТ тоже не случайна. По мнению Андрея Горбовского, сработало несколько факторов - и прежде всего тот, что само создание телеканала АСТ как регионального эфира телеканала "2х2" явилось естественным отражением фактического интереса и зрителей, и потенциальных партнеров АСТ - местных телекомпаний. Вот уже не один год телеканал "2х2", основной акционер АСТ, избрал своей стратегией показ незатейливых по сюжету сериалов, в основном латиноамериканского происхождения. Практика их вещания выявила немалый "пласт" населения, с нетерпением ждущего "Час сериала". Но программы телеканала "2х2" доступны лишь для московской и подмосковной аудитории, тогда как по условиям закупки они могут транслироваться для населения всей России. Понятно, что такое усеченное их использование не могло быть рентабельным. Эта коммерческая причина и стала основным толчком для создания общефедеральной сети программного "продукта" телеканала "2х2", позволяющей привлечь обширную российскую аудиторию и, соответственно, большее число рекламодателей.

Вторым фактором - не менее важным - стало стремление местных коммерческих телекомпаний, работающих на своем рынке вещания около 3-4 лет, получать пользующийся спросом программный "продукт" законным путем. По словам генерального директора АСТ, ежедневно заполнять 12-часовой эфир программами собственного производства - задача почти невыполнимая и с практической, и с материальной точки зрения. Такое под силу лишь столичным каналам. Даже в крупных городах, например в Нижнем Новгороде, достаточно сильные региональные телекомпании способны обеспечить эфирное время материалом собственного производства лишь на четыре часа в день. И ретрансляция уже готовых программ - для них спасение. К тому же партнерский принцип телеканала АСТ, на котором базируется его сотрудничество с открытыми телеканалами местного значения, не предусматривает платы за эти программы.

- При такой схеме работы телеканал АСТ занимается попросту благотворительностью. Тогда в чем состоит его коммерческий интерес?

- Конечно, в расширении рекламных возможностей, - говорит Андрей Горбовский, - в этом "ключ" коммерческого развития всех телекомпаний. Используем его и мы. Чем шире и стабильнее региональная сеть партнеров, тем выше наш потенциал для рекламодателей, заинтересованных в продвижении своей продукции в разные города. При помощи созданной службы контроля мы тщательно следим, чтобы разного рода рекламный материал, представленный в наших программах, не изымался в местном вещании и доходил до зрителя. В последнее время мы начали предоставлять региональным телекомпаниям около 50 минут ежедневно для размещения местной рекламы в программах нашего канала. Предусмотрены для них и окна общим объемом не менее 4-х часов, в том числе 1,5 часа в "прайм-тайм" - лучшие часы по местному времени. Иными словами, АСТ исповедует гибкий подход к поставленной перед ним задаче, а потому, не жалея времени, мы обсуждаем все возможности взаимовыгодного партнерства.

Нередко телеканал "2х2" называют "каналом для домохозяек". Естественно, это понятие распространяется и на канал АСТ, поскольку построение ретранслируемых передач основано на единой со своим создателем программной политике. А значит, и прогрессирующий рост телеаудитории АСТ обеспечивается, как правило, за счет российских женщин, жаждущих насладиться любовными историями киносериалов "Антонелла", "Каина", "Вдова Бланко", "Перекрестки", "Тень" и других. Среди почитателей канала преобладают в основном те, кто в 60-е и 70-е годы любил смотреть непритязательные индийские фильмы. И тогда, и сейчас эта зрительская аудитория, неотрывно следящая за развитием сюжета, предпочитает забыть, отстраниться от многочисленных житейских проблем, подсознательно понимая, что в этом-то и состоит тот самый психологический аутотренинг, позволяющий укрепить веру в себя, в благоприятное разрешение жизненных ситуаций. Интерес не спадает даже тогда, когда трансляция сериала начинается, скажем, с 58-й или 90-й серии. Женщины быстро разбираются в несложных психологических драмах и коллизиях телесериала, смотрят его неотрывно, увеличивая тем самым для АСТ численность российской аудитории. Однако, согласно постоянно проводимым на местах опросам среди социально-демографических групп, этот канал пользуется спросом и у молодежи, так как в его передачах много музыки, развлекательных программ. Популярностью пользуются и ежедневные неформальные новости: "Экспресс-камера" и "Новости 2х2". Последние - собственный продукт телеканала "2х2" - передаются каждый час, одиннадцать раз в день, привлекая краткостью, содержательностью, информационной насыщенностью.

- Что касается наших программ, то для них почва российской провинции более благодатна, чем столичная, - продолжает рассказ Андрей Горбовский. - Не надо забывать, что в Москве конкуренция среди телеканалов довольно высокая, а интеллектуальная "прослойка" зрителей, предпочитающих элитарные и аналитические передачи, значительно "толще", чем в других городах. К тому же у телеканала "2х2" нет "прайм-тайма" - времени с 18.00 до 23.00, когда люди, возвращаясь домой после рабочего дня, обязательно включают телевизор. И все-таки немалому числу московских и подмосковных зрителей наши программы нравятся. Это подтверждает статистика. В российской "глубинке" нам предоставляют лучшее время - именно с 18.00 до 23.00. Дополнительные возможности для роста нашего рейтинга возникают и благодаря довольно распространенной практике властей на местах, зачастую прерывающих трансляцию РТР или НТВ для местного вещания. Нашим же программам в результате отработанной схемы партнерства это время предоставляется полностью. Таким образом, в отдельных регионах наша восходящая "кривая" значительно выше, чем в Москве.

Одним из серьезных барьеров в практической работе телеканала АСТ является проблема часовых поясов. Протяженность российской территории весьма велика, не говоря уже об удаленности ряда стран ближнего зарубежья. Ведь те программы, которые ретранслируются на среднюю полосу России, принимаются на Дальнем Востоке только в утренние часы. А спланированную утреннюю передачу телезритель вряд ли будет смотреть вечером. В настоящее время АСТ ведет вещание своих программ с учетом нескольких часовых поясов, применяя довольно распространенный и, по сути своей, паллиативный метод: изменяет программную сетку, повторяя передачи. Выход из этого положения АСТ видит в переходе на цифровое вещание. К реализации этого этапа канал намерен приступить в начале нынешнего лета, сразу после завершения формирования приемно-ретранслирующей региональной сети.

- Цифровое вещание, - утверждает генеральный директор АСТ, - поможет решить сразу несколько задач. Прежде всего - улучшить техническое качество передач, а также увеличить количество каналов для ретрансляции за счет "сжатия" сигнала и использования неполной емкости ствола. Это, в частности, снимет проблему часовых поясов, более того - предоставит дополнительные финансовые возможности. Ведь в обычный спутниковый ствол, передающий только одну программу в аналоговом виде, при "сжатии" сигнала вмещается 4 цифровых канала. Неиспользуемую часть емкости ствола можно сдать в аренду, сэкономив тем самым расходы на спутник, - а в остальной, рабочей части дается "раздвижка" сигнала, что позволяет передавать одну и ту же программу в соответствии с часовыми поясами. Есть еще одно важное преимущество у цифровых передач - очень надежная защита от пиратства.

Принципиальная позиция канала АСТ в реализации намеченных планов - их поэтапность. Хотя, если говорить об улучшении технического качества программ, то эта задача уже решается - благодаря переходу на новый ИСЗ. Для АСТ спутник является лишь средством доставки сигнала до ретранслирующих станций, которые АСТ, как правило, либо арендует, либо приобретает. Технические возможности ИСЗ при этом крайне важны. В течение первого года программы АСТ передавались через ИСЗ "Стационар-3" ("Радуга") на позиции 85 градусов в.д. в С-диапазоне 6/4 ГГц. Причем с этого спутника сигнал распространялся на всю территорию СНГ, за исключением Чукотского АО и Камчатской области. Для профессионального приема программ на краю зоны обслуживания требовались приемные станции с антенной диаметром не менее 4 метров и автосопровождением спутника, типовым СВЧ конвертором С-диапазона (С шумовой температурой 20-25 К) и типовым тюнером с пороговым уровнем шума не более 8 дБ. В большей части территории СНГ для приема программ с тем же качеством применялись земные станции с антенной диаметром 2,5 м. В этом случае требовался малошумящий (15-17 К) конвертор и тюнер с низким пороговым уровнем шума (4-6 дБ), обладающий возможностью сужения полосы приема. Наиболее распространенным и приемлемым устройством служил здесь тюнер Echostar LT 730 Plus. При профессиональной установке такой станции система автосопровождения ИСЗ не требовалась. Однако размер колебаний этого спутника на орбите создавал немалые сложности для приема программ. С переходом на новый ИСЗ ситуация изменилась.

- Переход канала на "Экспресс-6" стал подарком не только для нас, но, главное, новогодним подарком для наших телезрителей, - говорит руководитель АСТ. - Это утверждение основано на достоинствах нового спутника - его высокой стабильности на орбите: колебания теперь исчисляются лишь +/-0,2 градусами против предыдущих +/-1,5, что, естественно, улучшает качество приемной сети, делает ее более дешевой в эксплуатации. Увеличена также, как уже говорилось выше, и ЭИИМ стволов спутника, теперь она достигает 31,7 дБВТ. В остальном все осталось по-прежнему. Территория, охватываемая нашим вещанием, практически не изменилась. Прием программ производится на те же станции. Потребуется лишь перенацеливание антенн и перестройка тюнера по частоте. Так что благодаря более высоким техническим характеристикам нового спутника у нас становится значительно меньше "рутинной" работы. Но ее интенсивность мы не собираемся снижать. Впереди - ряд подготовленных проектов, которые АСТ собирается реализовать.

Если учесть все сделанное АСТ в течение одного года, то нельзя не согласиться с выводом об интенсивности работы.

- Просто мы работаем для вас, телезрителей, - добавляет в конце разговора Андрей Горбовский, - а в нашем телевизионном бизнесе - кто не успел, тот опоздал и, следовательно, проиграл.



 
Теле-Спутник Февраль 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт