предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья
О законности решений Нацсовета Украины по ТВ и РВ
Вопросы, которые решает Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, в большинстве своем непосредственно касаются регулирования отношений между субъектами хозяйствования (телерадиоорганизациями, провайдерами программной услуги – операторами кабельного телевидения), которые используют в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности (передачи, программы организаций вещания, логотипы и др.). Ниже мы представим анализ отдельных решений Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, которые, по нашему мнению, противоречат действующему законодательству, как не вступившие в законную силу из-за нарушения процедуры принятия таких решений. | Александр Швец | Чтобы правильно понимать необходимость соблюдения определенной процедуры принятия таких решений, нужно иметь четкое представление о самих решениях и их отношениях к регуляторным нормативно-правовым актам.Согласно закону Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» N-IV от 11.09.2003 года, статья 1 «Определение терминов» дает следующую дефиницию регуляторному акту. «Регуляторный акт – это: Принятый уполномоченным регуляторным органом нормативно-правовой акт, который, или отдельные положения которого, направлены на правовое регулирование хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования. Утвержденный уполномоченным регуляторным органом другой официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, применяется неоднократно и в отношении неопределенного круга лиц, который или отдельные положения которого направлены на правовое регулирование хозяйственных, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, независимо от того, считается или нет этот документ, согласно закону, который регулирует отношения в определенной сфере, нормативно-правовым актом». Возникает закономерный вопрос – относятся или нет решения, принятые Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, к нормативно-правовым актам? Этим же законом Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» N-IV от 11.09.2003 года в ст.1 «Определение терминов» абзац и установлен перечень регуляторных органов: «регуляторный орган – Верховный Совет Украины, Президент Украины, Кабинет министров Украины, Национальный банк Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, другой государственный орган, центральный орган исполнительной власти, Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, а также должностное лицо любого из перечисленных органов, если согласно законодательству это лицо имеет полномочия единолично принимать регуляторные акты. К регуляторным органам также принадлежат территориальные органы центральных органов исполнительной власти, государственные специализированные учреждения и организации, некоммерческие самоуправляемые организации, которые осуществляют руководство и управление отдельными видами общеобязательного государственного социального страхования, если эти органы, учреждения и организации согласно своим полномочиям принимают регуляторные акты». Учитывая положения ст.1 этого закона, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания есть регуляторный орган, который издает регуляторные нормативно-правовые акты. Ниже приводятся решения Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, которые являются наиболее актуальными для кабельных операторов: 1. Рішення № 357 «Про затвердження інструкції про видачу, продовження, переоформлення та видачу дубліката ліцензії провайдера програмної послуги» от 19.04.2006 года, Протокол №19. 2. Рішення № 1593 «Про порядок визначення каналів конвертації» от 14.11.2007 года, Протокол №42. 3. Рішення № 1787 «про затвердження порядку ліцензування мовлення (кабельного) та здійснення ретрансляції телерадіопрограм і радіопередач» от 12.12.2007 года, Протокол №48. 4. Рішення № 30 «Правила формування універсальної програмної послуги в пакетах програм провайдера програмної послуги» от 17.01.2007 года, Протокол №1. 5. Рішення № 811 «Порядок прийому ліцензійної документації»; от 11.10.2006 года, Протокол № 37. 6. Рішення № 148 «Порядок проведення перевірок телерадіоорганізацій і провайдерів програмної послуги України» от 22.03.2006 года, Протокол № 12. Перечисленные выше решения Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию (далее – решения), которыми вроде бы должна регулироваться деятельность субъектов хозяйствования, устанавливают некоторые не предусмотренные законом обязательства и являются регуляторными нормативно-правовыми актами (как предусмотрено законодательством, так и со слов самих авторов, см. сайт Нацсовета), действие которых рапространяется на неопределенный круг лиц, которые относятся к субъектам хозяйствования и создают для последних права и обязанности. Помимо всего прочего, эти решения рассчитаны на многоразовое использование. Положениями абзаца 1, ч. 9 ст. 24 ЗУ «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» определено: «Все решения Национального совета публикуются не позже 10 дней после их принятия». «Принятые Национальным советом решения индивидуального действия вступают в силу с момента их принятия. Что касается решений Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, которые имеют нормативно-правовой характер: «Решения Национального совета, которые имеют нормативно-правовой характер, вступают в действие с дня их публикации». Согласно закону Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» N-IV от 11.09.2003 года, статья 12, установлено два официальных издания. Таким образом, законодатель четко определил момент вступления в силу нормативно-правовых актов Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания – с момента их опубликования. Но Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, вопреки действующему законодательству Украины, своим решением № 103 от 08.02.2006 года «О «Вестнике Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания» устанавливает, что официальным печатным органом, в котором публикуются ее нормативно-правовые акты, является именно вышеприведенный вестник. Правовой анализ положений ЗУ «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» N-IV от 11.09.2003 года, анализ положений Конституции Украины позволяют сделать выводы, что порядок опубликования решений Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, имеющих нормативно-правовой характер, регулируется исключительно законом Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Положениями абзаца 3 ст. 12 этого закона установлено, что регуляторные акты, принятые Национальным советом как регуляторным органом, согласно ст. 1 этого же закона, официально публикуются только в двух изданиях: «Официальный вестник» (не путать с «самопровозглашенным» «Вестником Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию») и в газете «Урядовый курьер» не позже десятидневного срока после их государственной регистрации или принятия и подписания в случае, если такие акты требуют госрегистрации: «Регуляторные акты, принятые Национальным банком Украины, Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, другими государственными органами …, официально публикуются в «Официальном вестнике» и газете «Урядовый курьер» не позже десятидневного срока после их государственной регистрации или принятия и подписания в случае, если эти регуляторные акты не подлежат государственной регистрации».Если публикация таких регуляторных или нормативно-правовых актов прошла в других печатных изданиях, чем те, что указаны в законе, то следствием такой публикации не будет ввод в действие таких решений. Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания в нарушение требований законов Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» и «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» не публиковал своих решений в официальних изданиях, что, в свою очередь, означает их недействительность. Таким образом, решения Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания являются незаконными вследствие нарушения процедуры их принятия. Есть еще один вопрос, который нужно рассмотреть при анализе решений Национального совета. Это необходимость регистрации решений Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания в Министерстве юстиции Украины; но это исследование будет приведено в следующей статье.От редакции В статье председателя Союза кабельного телевидения Украины приведен юридический анализ, ставящий под сомнение правомочность последних решений Нацсовета Украины по телевидению и радиовещанию вследствие неправильной процедуры их принятия и публикации. Об этом уже не раз на разных форумах говорили кабельные операторы, но до последнего времени ни на одном из официальных мероприятий, проводимых украинскими кабельщиками, не прозвучал внятный ответ критикуемого органа. Мы будем рады предоставить членам Нацсовета возможность ответа с изложением своего видения этой проблемы, как делали это и в прошлых публикациях. За время, прошедшее со времени последней публикации на тему взаимоотношений Нацсовета, операторов и российских телеканалов, ситуация несколько изменилась. Общеразвлекательным и информационным каналам «Рен-ТВ» и «Первому» удалось договориться об отмене или приостановке действия ограничений на распространение в сетях КТВ. С другой стороны, в так называемый «черный список» попал ряд чисто развлекательных каналов. Это подтверждает предположение о том, что первой побудительной причиной запретов ретрансляции каналов могли быть не политические а чисто экономические мотивы, скорее всего, конкуренция с местными эфирными каналами за кусок не слишком пышного (особенно в условиях кризиса) рекламного пирога. Эта логика, конечно, имеет под собой рациональную основу. Непонятно только одно: почему за экономические или творческие просчеты эфирных вещателей должен расплачиваться абонент кабельного ТВ, честно уплативший налоги (часть которых пойдет на финансирование государственных каналов) и абонентскую плату за тот набор каналов, который его устраивал. Мы будем продложать освещать данную ситуацию и призываем наших украинских читателей поделиться с нами своими комментариями по этому поводу. Евгений Шляхтер
|
|
|
Уважаемые посетители! |
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:
|
|