38Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



«Ред Медиа» опережает рынок


Теле-Спутник - 1(159) Январь 2009 г.


Холдинг «Ред Медиа» является одним из крупнейших на территории России производителей тематических телевизионных каналов для спутникового и кабельного вещания. Мы беседуем с генеральным директором телеканалов холдинга Романом Борисовичем Столярским.

T-C.: Насколько хорошо, по Вашему мнению, развит российский рынок платного ТВ?
Роман Столярский:
До последнего времени этот рынок развивался очень динамично: в течение пяти прошедших лет проникновение кабельного и спутникового ТВ увеличилось в три раза и достигло, в среднем по России, 40% от всей телевизионной аудитории. В денежном исчислении к концу 2007 года объем рынка вырос до 650 млн долларов. Это на 170 млн больше, чем годом раньше. Миллиардный прогноз на 2008 год вполне может стать реальностью, учитывая годовую динамику. На территории РФ сейчас распространяется около 200 неэфирных каналов. Число активных операторов кабельного вещания составляет около 600. Хотя нужно отметить, что существует несколько тысяч операторов в небольших городах и населенных пунктах, которые осуществляют свою деятельность без лицензий и договоров с производителями контента. Во многих крупных городах проникновение кабельных сетей превысило 80%, а в некоторых случаях и 90%. В общем, количественные показатели позволяют говорить об активном росте рынка. Например, прирост аудитории 12 наших каналов в этом году составлял порядка 800 тыс. — 1 млн человек в месяц и на текущий момент превышает 25 млн зрителей.
Что касается развития в области контента на отечественных кабельных и спутниковых каналах, то здесь, видимо, есть еще большой потенциал для роста. Нужен новый качественный и уникальный продукт, в том числе и собственного производства каналов. Сейчас порядка 70% эфирного времени на большинстве нишевых телеканалов занимает закупной контент зарубежного производства.
T-C.: Какие тенденции сейчас наблюдаются на российском рынке платного ТВ?
Р.С.:
Первая тенденция, взявшая начало еще в 2007 году, — процесс слияний и поглощений крупными операторами мелких. По оценкам некоторых моих коллег в профессиональном сообществе, в перспективе может вообще остаться только «большая тройка» или «четверка» операторов кабельного вещания, как это сейчас есть на рынке сотовой связи. Я думаю, что эта точка зрения имеет право на существование, но в несколько ином контексте: три или четыре оператора с холдинговой структурой будут контролировать около 50-60% рынка, а остальная доля будет принадлежать локальным операторам, которые не захотят быть поглощенными или будут неинтересны покупателям как бизнес-активы с невысокой рентабельностью.
Вторая тенденция — пакетная интеграция цифровых услуг провайдерами, когда через один кабель или телефонную линию абоненту предлагаются Интернет, телефон и телевидение. Пока данная услуга доступна преимущественно в крупных городах с высоким уровнем развития технической инфраструктуры, но перспективы весьма впечатляют. По оценкам специалистов, в России сейчас насчитывается около 32-34 млн телефонных линий, проведенных к частным домохозяйствам. Умножив это число на средний коэффициент 3, дающий число пользователей, а не только платящих абонентов, мы получаем потенциальную аудиторию примерно в 80% от всего населения России.
Другие, менее существенные тенденции, но имеющие место быть, — продолжающийся рост общей абонентской базы кабельных и спутниковых каналов, появление новых каналов практически каждый месяц, постепенное увеличение числа рекламодателей на нишевых каналах.
T-C.: Чем объясняется бурное развитие холдинга «Ред Медиа» в 2007 году? Можно ли объяснить это бурным ростом российского рынка платного ТВ?
Р.С.:
То, что мы идем в ногу с рынком, а кое-где и опережаем, безусловно, является одним из факторов успешного развития, и в 2007 году у нас был действительно бурный рост бизнеса. Мы запустили четыре новых канала — «Интересное ТВ», «Кухня ТВ», «ТВ Бульвар», HD Life — и получили значительный прирост аудитории. Совокупный объем продаж холдинга вырос в пять раз. В 2007 году на наши каналы обратили внимание многие крупные рекламодатели и исследовательские компании, чьи аналитические данные используются маркетологами при выборе рекламных носителей для размещения.
Причины успеха просты — тщательный предварительный анализ рынка, продуманный бизнес-план и оптимально подобранная профессиональная команда, нацеленная на результат.
T-C.: По какому принципу подбирается пакет каналов «Ред Медиа»? Исходя из каких соображений принимается решение о создании того или иного канала?
Р.С.:
Телеканал сегодня — это бренд, торговая марка, которая выводится на рынок по тем же принципам, что и любой другой продукт. Мы анализируем конкурентную среду, ищем свободные ниши, разрабатываем краткосрочную и долгосрочную стратегии развития, оцениваем рентабельность проекта и срок его окупаемости. Одна из самых важных составляющих — креативный подход, дающий возможность найти уникальную нишу. Один из таких примеров — создание телеканала «Индия ТВ». Вроде бы ни для кого не секрет, что в СССР индийские фильмы были очень популярны, но вот каким образом использовать эту популярность, до нас никто, видимо, не придумал. Мы привлекли специалистов, имеющих связи с индийской киноиндустрией, оценили коммерческую привлекательность проекта и в июле 2006 года запустили в эфир канал «Индия ТВ». Сейчас его смотрят более 14 млн человек в России, странах СНГ и Балтии.
T-C.: Какой сейчас спрос на HD-телеканалы? Чем он отличается от спроса на обычные телеканалы?
Р.С.:
В России HD-телевидение пока остается уделом небольшой части зрителей. Причин тому несколько. Во-первых, большинство кабельных операторов еще не готовы к вещанию в HD-формате. Во-вторых, стоимость приемного оборудования для конечного пользователя сравнительно высока: как минимум, нужно купить HD-совместимый телевизор и специальный ресивер. В-третьих, каналов и качественного контента в HD-формате у нас еще очень мало. Соответственно, и спрос на HD-каналы пока не принимает массового характера. Но я уверен, что все эти проблемы по своей сути являются не проблемами, а только этапом начального развития. Для России, в отличие от Великобритании или Японии, HD-телевидение стало реальностью только несколько лет назад.
T-C.: Как планируется развивать пакет HD-телеканалов?
Р.С.:
Создание своего пакета HD-каналов мы начали с телеканала HD Life, который начал вещание в марте 2007 года. Сейчас он распространяется со спутниковой платформы «НТВ-Плюс» и в кабельной сети «АКАДО». Канал завоевал признание хоть и не многомиллионной, но постоянной аудитории. Мы имеем возможность создавать и новые каналы в HD-формате, но это вопрос не ближайших месяцев — собственное производство качественного HD-контента требует новых значительных инвестиций, которые окупят себя не так скоро.
T-C.: Не торопится ли «Ред Медиа», устанавливая аппаратуру, способную выводить в эфир 12 телеканалов в стандарте HD?
Р.С.:
Это оборудование уже установлено и работоспособно. Я бы не сказал, что мы торопимся. Во-первых, мы решаем стратегическую задачу для рынка: создание вещательной платформы — это один из первых шагов по созданию HD-телевидения в России. Во-вторых, оборудование не простаивает и сейчас. Технические возможности аппаратуры позволяют передавать сигнал как в HD, так и в SD-формате, а с платформы «Ред Медиа» осуществляется вещание не только наших 11 SD-каналов и одного HD, но также 7 телеканалов других производителей.
T-C.: В какие пакеты включают операторы каналы «Ред Медиа»?
Р.С.:
Формирование пакета — это прерогатива оператора. Как правило, около половины наших каналов находится в базовых пакетах спутниковых и кабельных операторов. В отдельные пакеты включаются эротический канал «Русская ночь» и, в силу своего формата, канал HD Life.
T-C.: Какую долю в доходах «Ред Медиа» занимают доходы от продажи рекламы, а какую — доходы от продаж телеканалов? Каковы тенденции на увеличение/ уменьшение долей?
Р.С.:
Мы находимся в рамках общих рыночных тенденций. А они таковы, в том числе и в Европе, что размер прибыли от абонентской подписки превышает доходы от рекламы. Соотношения 50/50 удалось добиться пока только в США и Великобритании — странах, которые стали фактически пионерами массового цифрового вещания в мире. Думаю, к этому придем и мы.
T-C.: Как растет аудитория каналов «Ред Медиа» в сетях кабельных операторов? Есть ли какая-то зависимость от географического расположения операторов и почему?
Р.С.:
В этом году мы ежемесячно заключали несколько договоров с новыми партнерами, которые прежде не транслировали наши каналы, а также добивались увеличения числа наших каналов в пакетах операторов, с которыми уже работали. Как я уже говорил выше, охват аудитории, таким образом, увеличивался каждый месяц не меньше чем на 800 тыс. человек. Какой-то четкой зависимости между ростом аудитории и географическим расположением я бы не выводил. К примеру, в апреле мы получили дополнительную аудиторию в Казани и Самаре, в мае — в Челябинске и Ярославле, а в июне наши каналы включили в свои пакеты несколько операторов из семи областей России; ну и так далее.
T-C.: Как растет аудитория каналов «Ред Медиа» в сети спутникового телевидения «Триколор ТВ»? Чем объясняется быстрый рост?
Р.С.:
С платформы «Триколор ТВ» транслируются семь наших каналов — «Авто Плюс», «Боец», «365 дней ТВ», «Индия ТВ», «Комедия ТВ», «МНОГОсерийное ТВ» и «Русская ночь». Шесть каналов, исключая «Русскую ночь», включены в пакет «Оптимум», который включен у большинства абонентов оператора. Поэтому быстрый рост аудитории объясняется просто — увеличивается абонентская база «Триколор ТВ», а вместе с ней и аудитория наших каналов.
T-C.: Что показали измерения аудитории телеканалов компаниями «ГфК-Русь» и TNS Gallup Media? Одинаков ли интерес к разным телеканалам?
Р.С.:
Пока преждевременно говорить о сравнительных результатах измерений, поскольку в измерения «ГфК» мы попали еще в 2007 году и уже имеем данные за несколько кварталов, а пилотные результаты измерений TNS были получены только два месяца назад. Пока можно говорить о том, что данные по аудитории каналов показали близкие качественные характеристики, а количественные в разных случаях имеют разницу в 10-15%. Примечательно, что исследования как TNS, так и «ГфК» показали одну четверку наших каналов-лидеров по охвату аудитории — «Авто Плюс», «МНОГОсерийное ТВ», «365 дней ТВ», «Индия ТВ».
T-C.: Спасибо за интервью.

Беседовал Максим Мирошников.


 
Теле-Спутник Январь 2009
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт