28Тема номера

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Мировой финансовый кризис и платное ТВ


Николай Орлов Теле-Спутник - 1(159) Январь 2009 г.


Если вернуться к истории полугодовой давности, то легко можно вспомнить, что мировой финансовый кризис начался с сектора недвижимости. Американские граждане перебрали ипотечных кредитов и массово не смогли их вернуть. Потом кризис распространился на фондовые рынки, на которых играли многие банки, и вызвал их резкое падение. Это очень негативно сказалось на положении банков, и они очень неохотно стали давать кредиты. Деньги, как известно, — это, в некотором смысле, «кровь» экономики. Приток «свежей крови» в виде кредитов замедлился, «кровь» стала циркулировать заметно медленнее. Для России все еще усугубилось примерно трехкратным падением цены на нефть, торговля которой является одним из главных двигателей российской экономики.

Можно долго гадать о макроэкономических причинах этих явлений. Я бы выделил две — перекредитованность экономики и излишнее внимание к ее виртуальному сектору.
Целью нашей редакционной подборки является не выявление макроэкономических причин финансового кризиса. Оставим эту тематику специализированным экономическим изданиям. Мы сфокусируемся на анализе последствий кризиса для сектора платного ТВ.
В отличие от открытого телевизионного вещания, которое финансируется за счет рекламы, которая стала падать как виртуальный сектор экономики, платное ТВ базируется на абонентской плате. Возьму на себя смелость утверждать, что в период экономического кризиса платное ТВ будет одним из последних в списке развлечений, от которых откажется потенциальный абонент. Мне лично кажется, что человек, начавший экономить на развлечениях, в первую очередь откажется от ресторанов, азартных игр, кинотеатров, концертов, покупки дисков и книг. Все эти затраты являются разовыми и сопоставимыми (в некоторых случаях сильно превосходят) по величине ежемесячной абонентской плате за ТВ. Посещение кинотеатра или ресторана дает разовое развлечение на пару часов, покупка книги — на пару дней, а за ежемесячную абонентскую плату телевизор можно смотреть целый месяц. Платное ТВ будет выигрывать по параметру стоимости единицы времени развлечения абонента у большинства других направлений индустрии развлечений, что станет особенно существенным фактором в период финансового кризиса.
Интересно будет пообщаться с операторами платного ТВ через полгода-год и спросить их о динамике изменения абонентской базы в кризисный период. На мой взгляд, серьезного оттока абонентов у операторов платного ТВ быть не должно. Возможен даже некий отток клиентов в крупных городах от других направлений индустрии развлечений в пользу платного ТВ. Как это скажется на динамике подключений к сервисам платного ТВ, удастся узнать только через определенный промежуток времени.
Другой существенной составляющей бизнеса операторов многих мультисервисных сетей является доступ в Интернет. В этой области доминируют безлимитные тарифы. Не секрет, бизнес-модель безлимитных тарифов построена на том простом факте, что абонент не может круглосуточно потреблять трафик в соответствии с полным объемом полосы его безлимитного тарифа. Поэтому сравнительно узкий внешний канал перепродается провайдером абонентам 10, 100, а может и большее число раз. К сожалению, для провайдеров, в условиях финансового кризиса можно прогнозировать: в свое свободное время абонент не пойдет в ночной клуб или на стадион смотреть футбольный матч, а останется дома у компьютера потреблять трафик. В этих условиях модель многократной продажи внешнего канала по безлимитным тарифам может потерпеть крах. Быть может, пора активно начать развивать внутренние ресурсы сети, а маркетинговые службы направить на усиленные продажи платного ТВ вместо Интернета?
Что будет происходить со строительством новых сетей? Редко кому из операторов платных сетей удается развивать свои сети исключительно за счет собственных финансовых ресурсов. В условиях достаточно жесткой конкуренции, которая сейчас присутствует на рынке платного ТВ, вряд ли развитие сети только за счет внутренних ресурсов является удачной стратегией. Ускоренное развитие сети, как в случае географического расширения, так и в случае внедрения новых услуг, обычно требует источников внешнего финансирования. Оно может привлекаться в виде долгосрочного кредитования, эмиссии акций с целью их продажи и других финансовых инструментов. Мне кажется, что в условиях финансового кризиса платное ТВ как раз и является одним из тех реальных секторов экономики, куда должны перетечь финансы из обвалившихся виртуальных секторов. Я думаю, что в нынешние времена кредитование строительства сетей для оказания услуг платного ТВ выглядит значительно более привлекательным, чем биржевые операции. В кризисных условиях инвестирование в оказание прямых услуг населению должно выглядеть значительно более привлекательным и надежным, чем, к примеру, в операции на фондовой бирже.
Интересно, удастся ли топ-менеджерам сетей платного ТВ убедить в этом банкиров и профессиональных финансовых инвесторов? Смогут ли сети платного ТВ продолжить свое развитие в условиях кризиса? Надо будет спросить их об этом через полгода-год.
А пока ознакомимся с материалами на эту тему, подготовленными нашими журналистами.



 
Теле-Спутник Январь 2009
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт