84Опыт и практика

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Конъюнктура рынка кабелей связи


Bячеслав Ансимов Теле-Спутник - 8(154) Август 2008 г.


Статья написана по материалам доклада президента ассоциации «Еврокабель» (Москва), кандидата технических наук Олега Викторовича Горбачева на февральской конференции в рамках «Норвеком 2008». Конференция называлась «Переход от телекоммуникаций к инфокоммуникациям: IPTV, кабельное телевидение, мультисервисные сети и связи нового поколения». Помимо доклада, Олег Горбачев ответил на вопросы журнала «Теле-Спутник». Данные, собранные одной из ведущих российских организаций по производству и продаже телефонных и оптических кабелей, а также анализ ситуации на отечественном рынке, несомненно, будут интересны широкому кругу специалистов.

От СССР до наших дней
Приведенные в докладе данные базируются на информации отчетов по объемам произведенной продукции заводов, а также данных от основных дилеров. Результаты обсуждались на семинарах основных потребителей кабелей связи и симпозиуме «СПКС 2007».
Название «Конъюнктура рынка кабелей связи» обусловлено тем, что в данной теме кроме экономических закономерностей играют роль и конъюнктурные. Например, в прошлом году была принята федеральная программа «Интернет в каждую школу», предопределившая спрос на кабель для прокладки в грунт. Если в этом году будут другие программы, то спрос, очевидно, будет на другие кабели.
Олег Горбачев рассказал об истории оптического кабеля, потребность которого сейчас растет экспоненциально благодаря уникальной способности передавать гигабайты информации на сотни километров.
Первый оптический кабель был произведен в России еще в советское время в 1981 году. К началу 90-х мощности производства, как волокна, так и самого кабеля, составляли порядка 130 000 км в волоконно-оптическом исчислении. Далее, с появлением рыночных отношений, а также в связи с гиперинфляцией, спрос на оптический кабель упал, так как затраты на его производство росли быстрее стоимости кабеля. К 1995 году производство оптического кабеля уменьшилось вполовину. Только с приходом иностранных инвесторов, которые в 1996-1998 годах вложили порядка 45 млн долларов, производство достигло более-менее стабильной величины. Иностранные инвестиции пошли на создание новых производств на базе импортных комплектующих.

Переломные моменты
В начале третьего тысячелетия еще наблюдался стабильный спрос на медножильные кабели связи. Однако с 2002 года он стал падать, особенно это касалось некоторых типов (КСПЗП, РК, ТРП, ТГ, ТЗГ), спрос на которые вообще свелся к нулю. Использование таких кабелей ограничивалось только перекладкой старых линий. Для новых сетей они уже перестали использоваться.
Многопарный телефонный кабель (более 200 жил) также практически перестал использоваться. Другая картина наблюдалась с телефонным кабелем сечением 0,5 мм (ТПП), в основном в локальных сетях. Спрос на него держался до 2003 года, после чего несколько упал.
Вообще, спрос на медный кабель для локальных сетей (сечением 0,4-0,5 мм) в России имеет небольшой рост и сейчас, что коррелирует с тенденцией в Европе. В развитых странах Азии (например, в Японии) медный кабель в городских линиях уже практически не используется. На диаграмме (рис.1) отображена динамика реализации медных кабелей связи ТПП сечением 0,5 мм в зависимости от парности в 2004-2007 гг. Здесь и далее данные приводятся на основании среднемесячной потребности многих организаций.



Оптика
Очень интересная тенденция сейчас наблюдается в производстве и спросе на оптический кабель. Особенно это касается кабеля для прокладки в грунт.
Таблица 1. Динамика сбыта оптического кабеля в физическом и одноволоконном измерениях.



Кабели для канализации, подвеса и самонесущие
Динамика спроса на кабель различных применений различна. На это также накладывается непрерывный рост технологий, и, соответственно, увеличение емкости кабелей. Например, в 2005 году для закладки в грунт в основном использовался кабель в восемь волокон. В прошлом году средняя волоконность составила уже 30 волокон.
Такая тенденция еще несколько лет назад не представлялась специалистам очевидной. Увеличение пропускной способности оптических кабелей в основном увязывали с технологией спектрального уплотнения. Практика показала, что пока уплотнение применяется, в основном, в больших трансконтинентальных магистралях, таких как «Транстелеком» (ТТК). Это и понятно — перекапывать тысячи километров магистрали, проложенной по тайге, степям и даже по морю, чтобы заложить более «толстый» кабель, было бы весьма проблематично.
Однако при строительстве новых сетей и модернизации старых линий локальных масштабов операторы стараются заложить кабель с максимальным (по их финансам) количеством волокон. Соответственно, производители стараются удовлетворить этот спрос, и отчеты заводов это подтверждают.
В России сейчас существуют пять мощных заводов, которые ежемесячно производят более 10 тысяч километров. Таким образом, по итогам прошлого года, в оптоволоконном исчислении было произведено около 3 млн км оптического кабеля или около 130 тысяч км в кабельном исчислении.


В прошлом году потребность в оптическом кабеле выросла «ката-строфически». При этом состав потребителей принципиально изменился. Еще 5 лет назад бал правили, в основном, сотовые операторы, строившие свои мощные магистрали передачи данных. По данным прошлого года, темпы роста оптических линий операторов фиксированной связи превысили темпы роста магистралей мобильных операторов и составили около 50%. Такой небывалый экспоненциальный рост потребностей в оптическом кабеле даже не прогнозировался ведущими российскими специалистами. Однако этот рост реально наблюдается, и по прошлому году имела место уникальная ситуация, когда потребители заказывали кабель, оплатив 100% заказа, и три месяца ждали его изготовления. Дефицит оптического кабеля в некоторой степени сохраняется и сейчас. Российская промышленность не успевает производить несколько сотен тысяч километров кабеля, поэтому спрос продолжает оставаться неудовлетворенным.
По структуре потребностей ситуация следующая. Кабель для прокладки в канализацию используется, в основном, в городских линиях связи. В Сибири, с ее сильными морозами и обледенениями, применяется, главным образом, самонесущий кабель. Подвесной кабель, в основном, находит применение в городе и для создания дешевых линий связи в пригородах. Таким образом, потребности в оптическом кабеле растут, и его производится все больше и больше. Особенно сейчас популярна концепция «оптика в каждый дом». Для ее реализации разработано специальное полимерное оптоволокно (POF), способное передавать информацию со скоростью 300 Мбит/c на расстояние до 300 метров.
Широкополосность и наличие отработанных методов сращивания оптоволокна позволяют прогнозировать рост производства оптического кабеля примерно на 40% ежегодно. Отвечая на вопросы «Теле-Спутника», Олег Горбачев более детально обозначил, кто в России является основными потребителями оптического кабеля. После перевеса от мобильных операторов к операторам фиксированной связи основным потребителем была главная госмонополия связи — холдинг «Связьинвест», точнее его межрегиональные компании (МРК), а также родственный им оператор дальней связи «Ростелеком». Все они самостоятельно строили свои магистрали. Сейчас потребности «Связьинвеста» и «Ростелекома» составляют менее 15% от общего объема, а в нынешнем году их доля может еще уменьшиться.
Под федеральную программу обеспечения школ Интернетом, в которой участвовала и ассоциация «Еврокабель», в прошлом году ушло около 3 тысяч км оптического кабеля в реальном физическом исчислении. Значительная часть потребления приходится на интернет-провайдеров, происходит активизация и сотовых операторов. Последние получают колоссальные прибыли от своей деятельности, которые вкладывают в развитие новых услуг — широкополосный доступ в Интернет, мобильное телевидение и т.д. Для этого требуются высокоскоростные системы передачи, связывающие базовые станции и коммутационные узлы.
На данный момент большая сотовая тройка — МТС, «Билайн» и «Мегафон» — потребляет около 30% производимого кабеля.
Заказ различных типов кабеля также зависит и от региона, и от времени года. Бывают ситуации с оперативными изменениями в планах строителей сетей в связи с тем, что не удается договориться с владельцем канализации, которым является, в основном, «Связьинвест». Так, например, был случай, когда оператор купил 30 км 64-волоконного кабеля, проложил его, запустил сеть в эксплуатацию, а потом был вынужден его демонтировать. Владелец канализации вдруг отказался от сотрудничества. Оператору пришлось срочно заказывать эквивалентное количество подвесного кабеля, поскольку сеть уже работала, приносила доходы, и оператор боялся потерять клиентов. Относительно потребления оптического кабеля операторами кабельного телевидения Олег Горбачев отметил его значительный рост. Оптический кабель заказывают для строительства высокоскоростных мультисервисных сетей. Масштабные планы реализуются операторами по замене медного кабеля на оптический в уже существующих сетях. Это также заметно по предложениям системных интеграторов, которые раньше предлагали оборудование для передачи по медному кабелю, а сейчас, главным образом, по оптике.
Еще один аспект — цены на отечественный и зарубежный ка-бель — Олег Горбачев разъяснил по просьбе «Теле-Спутника». Данный вопрос является сейчас весьма актуальным и обсуждается директорами заводов в связи с вступлением России в ВТО. Крупные российские заводы не боятся конкуренции с зарубежным производителем. Конкурентную борьбу они выиграли. В то же время, те отечественные производители, которые сейчас диктуют свои цены, используя дефицит кабеля, могут быть ощутимо потеснены.
На данный момент российских производителей защищает 15-процентная ввозная пошлина, а также высокие расходы на транспорт готового кабеля — достаточно тяжелого и объемного груза. Это дает отечественным заводам определенную фору. Так, президент ассоциации «Еврокабель» отметил, что еще ни разу не слышал, чтобы для прокладки в грунт завозился импортный кабель.
В то же время, высокоемкий кабель с количеством волокон в несколько сотен продолжает поставляться из-за рубежа. В 1990-е годы в том числе и «Связьинвест» заказывал много кабеля и Nokia, и Draka. В прошлом году в Москве был проложен 432-волоконный кабель.
Как уже отмечалось, многоволоконность растет хорошими темпами. Ведущие зарубежные производители способны сейчас создавать ленточные кабели из 4 тысяч (!) волокон. При этом ширина кабеля не будет превышать 4 см. В данном сегменте технологии российских производителей пока заметно отстают.
Удивительно, но производство непосредственно самого оптоволокна «с нуля» было в России лишь в советские времена. Завод в городе Гусь-Хрустальный поставлял заготовки трем отечественным предприятиям, которые имели установки по вытяжке оптоволокна. В постсоветский период попытки запустить производство волокна в России были. Так, Олег Горбачев участвовал в запуске линии по вытяжке английского производства. Однако линию наладить не успели, поскольку появились новые типы оптических волокон, все оборудование сразу же морально устарело и было просто сдано в утиль. Произошло это, несомненно, вследствие ошибки госпланирования (проект был госбюджетный) на волне бездумных покупок за государственный счет.
Сейчас в России нет инвесторов, готовых вложиться в производство отечественного оптоволокна. В силу кризиса, который имел место на телекоммуникационном рынке, цена на оптоволокно заметно упала. Поэтому в настоящее время выгоднее закупать импортное волокно, тем более что ввозная пошлина на него всего 5%.
Другой вопрос, чье именно волокно покупать? Здесь каждый сам определяет приемлемое соотношение цены и качества. Понятно, что эти параметры у китайского и американского волокна заметно отличаются. При этом существует множество типов волокон. Так, одномодовое волокно имеет семь подтипов для различных задач, а также для универсальных применений. Например, очень дешевое волокно категории А может быть использовано только в кабелях для прокладки внутри зданий, где затухание 5 дБ роли никакой не играет. Если волокно требуется для кабелей магистральных линий, то затухание должно быть сверхнизким, и, может быть, даже со смещенной дисперсией, чтобы передавать сигнал в другую линию. В покупке оптоволокна есть множество тонких технических нюансов, которые играют принципиальную роль. Поэтому покупкой и продаже и волокна должны заниматься специалисты, имеющие специальное образование.



 
Теле-Спутник Август 2008
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт