68Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Китайская спутниковая индустрия


Всеволод Колюбакин Теле-Спутник - 8(154) Август 2008 г.


Интерес к китайскому космосу, как правило, ограничен полетами тайконавтов, периодически объявляемыми планами китайской высадки на Луну, плюс некоторым возбуждением военных, когда в КНР испытывают очередную антиспутниковую систему. Китай фактически ушел с рынка геостационарных коммерческих запусков. И даже первый контракт, заключенный Китаем на поставку спутника (для государственного оператора Нигерии), прошел незамеченным.

История космических исследований КНР начинается в 1956 году, когда было образовано отделение №5 Академии министерства национальной безопасности. Впоследствии эта организация называлась Седьмым министерством машиностроительной индустрии, Министерством космической промышленности, Министерством аэрокосмической промышленности и Китайской аэрокосмической корпорацией (CASC – China Aerospace Corporation).
CASC специализируется в разработке ракет-носителей, космических аппаратов, в том числе и пилотируемых, различного рода стратегических и тактических ракет, отвечает за экспортно-импортную политику в области космоса. В кооперацию CASC входят более 130 предприятий и организаций в КНР, в том числе и пять академий: Китайская академия технологий РН (Chinese Academy of Launch Vehicle Technology, CALT), Академия химических исследований в области космического применения (Academy of Space Chemical Propulsion Technology), Китайская академия космических технологий (Chines Academy of Space Technology, CAST), Шанхайская академия технологии космических полетов (Shanghai Academy of Space Flight Technology, SAST), Китайская академия космических электронных технологий (Chinese Academy of Space Electronics Technology, CASET).
Первый китайский спутник был запущен в 1970 году, в 1980-м была основана China Great Wall Industry Corporation (CGWIC), которая была определена как головное предприятие по представлению продукции космической индустрии КНР на международном рынке. 26 октября 1985 года Правительством КНР была представлена линейка РН Long March для проведения коммерческих пусков.
Первый запуск иностранного спутника связи китайской ракетой был произведен 7 апреля 1990 года. С космодрома Сичан РН LM-3 был успешно запущен спутник AsiaSat-1, CGWIC успешно вышла на международный рынок. Дальше дело пошло не столь хорошо. 21 декабря 1992 года при запуске РН LM-2E спутника AUSSAT-B на 48-й секунде произошел взрыв носителя. Это была первая китайская неудача на международном рынке. Тем не менее, подписание контрактов продолжалось. 15 февраля 1996 года был произведен первый пуск LM-3B – самой мощной модификации семейства. На 22-й секунде полета отказ системы управления носителем привел к падению и взрыву ракеты. Исследование результатов аварии длилось 18 месяцев; 20 августа 1997 года запуски были возобновлены. На орбиту был выведен спутник Agila, принадлежащий филиппинскому оператору Mabuhay. Чуть позже – два спутника «Иридиум». Но потом разразился «китайский скандал», и американские спутники запускать китайские ракеты перестали.

Китайский скандал
Одно из событий, круто изменившее развитие телекоммуникаций в Юго-Восточной Азии, повлиявшее на позицию США, ставшее оружием в предвыборной борьбе демократов и республиканцев, – так называемый «китайский скандал», или Чайнагейт. В нем оказались замешаны многие американские компании, но главным действующим лицом оказалась Hughes.
Вся деятельность Hughes – наследство бывшего председателя правления и босса Майкла Армстронга (C. Michael Armstrong). К тому же, Департамент юстиции имел претензии к Армстронгу и после того, как тот оставил свой пост. Правда, эта информация не была обнародована. Но именно Армстронг был одним из главных действующих лиц Чайнагейта – продажи КНР секретных спутниковых технологий. В 1995 году он обратился к советнику Президента Клинтона по национальной безопасности Энтони Лэйку (Anthony Lake) с предложением передать контроль за экспортом спутниковых технологий из Государственного департамента в Департамент торговли. В своем обращении Армстронг писал: «Правительство Соединенных Штатов не нуждается в одобрении Конгресса на то, чтобы исключить коммерческие спутники из списка военных товаров United States Munitions List (USML), находящегося под контролем Государственного департамента, и переместить их в список коммерческих товаров Commerce Control List (CCL), находящийся в юрисдикции Департамента торговли». Это предложение было одобрено Биллом Клинтоном. «Коммерческие коммуникационные спутники не являются оборонной продукцией. Контроль Государственного департамента за спутниками не требуется для обеспечения национальной безопасности. Контроль Государственного департамента наносит вред спутниковой индустрии», – писал президент. В 1996 году экспорт коммуникационных спутников был выведен из-под контроля Государственного департамента и отдан под юрисдикцию Департамента торговли. 3 мая 1996 года Клинтон получил благодарственное письмо, подписанное руководителями Lockheed, Loral и Hughes Норманом Аугустинио (Norman Augustine), Бернардом Шварцем (Bernard Schwartz) и Армстронгом.
Сейчас признано, что утверждение Армстронга, что «коммерческие коммуникационные спутники – не оборонная продукция», было ложью. Эксперты уверены: руководитель Hughes понимал, что проданные Китаю КА – военное оборудование. Но больше всего поразил тот факт, что компания пыталась продать спутник, предназначенный Китаю, армии США.
В 2002-м Hughes нарушил 123 правила экспортного контроля, поставляя напрямую в китайскую армию спутниковые, космические и ракетные технологии посредством China United Telecommunications. В отчете 2002 года сказано, что Hughes китайской армии было поставлено два спутника, пять станций сопряжения, один сетевой операционный центр, один центр управления КА и около 70 тысяч пользовательских терминалов. Армстронг покинул Hughes, а впоследствии отделение, занимающееся конструированием и производством космических аппаратов, было продано «Боингу». Первым делом «Боинг» начал исследовать и пытаться сгладить последствия «123 нарушений Армстронга». Был сменен весь менеджментский состав, а следование интересам национальной безопасности было объявлено приоритетным направлением.
В 2005 году началась вторая серия китайского скандала. Администрация Буша выпустила очередной запрещающий меморандум, затрагивающий интересы Hughes Network. В выпущенном документе говорится, что HN нарушала экспортное законодательство, подрывая тем самым безопасность США. Криминал заключался в том, что HN передала некоторым китайским компаниям свою VSAT-технологию. В заявлении сказано, что небольшие VSAT-станции могут быть использованы военными.
В последние два-три года ко всему этому прибавилось то, что Китай начал активно испытывать антиспутниковое оружие. Пока достижения КНР еще не приблизились к возможностям советских и американских систем конца 80-х, но каждое испытание вызывает довольно резкую реакцию в США. Это, разумеется, не способствует нормализации сотрудничества двух стран в области космоса.

Спутники
Спутниковая связь появилась в КНР в середине 80-х годов. В ноябре 1985-го группа специалистов посылается в США, Японию и Индию для изучения работы спутниковых операторов и сетей связи. В январе 1986-го Правительством КНР была принята программа создания национальной сети спутниковой связи и телевещания. Сначала использовались емкости отечественного спутника Dong Fang Hong-2, дополнительно арендовалась емкость на иностранных аппаратах. Для вывода DFH-2 была специально разработана модель «Великий поход-3» (CZ-3, Long March-3). Первый испытательный пуск РН CZ-3 был проведен в январе 1984-го, и уже в апреле того же года был выведен первый китайский геостационарный спутник. Следующий запуск состоялся в феврале 1986 года. Оба КА отработали до 1991-го, после чего КА серии DFH-2A были заменены модернизированным вариантом платформы. Первый КА DFH-A был запущен в марте 1988 года. Затем запуски последовали в декабре 1988-го и феврале 1990-го. Все три спутника проработали до 1994 года под названиями ChinaSat-1,2,3. Четвертый DFH-2A был потерян при аварии CZ-3 в декабре 1991-го. Примерно до 1993 года основной приоритет в использовании спутниковой емкости имели военные и силовые структуры. Подавляющее большинство из построенных земных станций использовалось для фиксированной связи.
13 февраля 1990 года контролирующие функции были переданы Министерству связи и телекоммуникации, была основана компания China Telecommunications Broadcast Satellite Corp. (ChinaSat). К началу 1991 года были разработаны все основные положения по маркетингу транспондерных емкостей на внутреннем рынке и тарифный план на аренду транспондерной емкости.
2 декабря 1992 года был подписан контракт с американской компанией GTE Spacenet Corp. на приобретение спутника, находящегося на орбите. 25 декабря Центр управления спутниками в Пекине был сдан в эксплуатацию. В апреле 1993-го в КНР начали работать две спутниковые системы передачи данных и телефонного трафика. Обе системы были закуплены в США. 16 июля 1993 года спутник Spacenet 1 был перемещен в позицию над Китаем, переименован в Chinasat 5 и начал работу. В 1993 году между Chinasat и Intelsat было достигнуто соглашение о совместном использовании емкостей спутников Chinasat 5 и Intelsat 805.
После проведения экономических реформ Chinasat стала первым коммерческим оператором в КНР и одним из учредителей компании China Telecom – крупнейшего провайдера в стране. После неудачного запуска DFH-3A в 1994 году Chinasat был передан для коммерческого использования военный спутник связи DFH-3B (Chinasat 6). Этот спутник был запущен в 1997 году и имел отказы в системе стабилизации; в конце концов, запас топлива корректировочных двигателей спутника был истрачен, что сильно сократило срок его службы. Неудачи продолжали преследовать – 18 августа 1996 года из-за отказа третьей ступени РН был потерян спутник Chinasat 7, поставленный HSC и представлявший собой платформу HS-376. Для того чтобы восполнить орбитальный сегмент, в 1997 году был приобретен еще один спутник – Spacenet 2, который был переименован в Chinasat 5R. В марте 1997 года был заключен контракт на 100 млн долларов с SS/L на поставку спутника Chinasat 8. В 1998 году контракты с американскими компаниями были заблокированы, и Китай переориентировался на Европу. В том же году был успешно запущен спутник Sinosat-1 производства компании Alcatel.
К началу 90-х в Китае было менее двух телефонных линий на 100 жителей. К 2000 году в крупных городах насчитывалось 30-40 телефонных линий на 100 домовладельцев. Трафик был сосредоточен в развитых областях (южные и восточные приморские провинции). Большая часть международного трафика, использующего три китайских спутника, связывала Поднебесную с Гонконгом, Макао и Тайванем. 65% китайского международного трафика – на Гонконг, откуда 50% трафика шло в Китай, преимущественно в провинции Шенжен и Гуандон (Shenzhen и Guangdong). 40% международного трафика из Тайваня шло в КНР. Из КНР в Тайвань и Макао шло, соответственно, 8 и 4% трафика. В то же время в Гонконге развитие шло по совсем другому пути. Либерализация коммуникационной отрасли привела к тому, что Гонконг практически стал главным хаб-узлом Юго-Восточной Азии. В это время регуляторы Гонконга и КНР практически не контактировали. Разве что Гонконгу приходилось увязывать с провинцией Гуандон вопросы совместимости радиосредств. На Тайване картина развития телекоммуникаций представляла собой нечто среднее между КНР и Гонконгом, но, скорее, ближе к Китаю.
В 1991 году была проведена реформа телекоммуникационной отрасли КНР. China Satellite Communications Corporation была образована в декабре 2001 году в рамках реформирования телекоммуникационной индустрии КНР. China Satcom по российской терминологии можно считать ФГУП. Она состоит из China Telecommunications Broadcast Satellite Company, China Orient Telecom Satellite Company, China SpaceCom Company, China Telecom (Hongkong) ChinaSat Company и China PostTelecom Interpretation Service Company. Эта компания стала главным китайским спутниковым оператором. В ее задачу входит развитие космического сегмента и всех современных видов спутникового сервиса. Особое внимание предполагается обратить на развитие VSAT-сетей, доставку ТВ сигнала к двумстам телеретрансляционным станциям, передачу интернет-трафика, корпоративные и ведомственные сети. Основным ресурсом компании стали КА ChinaSat 6 и ChinaStar 1. ChinaSat 6 расположен в орбитальной позиции 125° в.д., оборудован 22-мя транспондерами С-диапазона, в зону покрытия входит весь Китай. ChinaStar-1 расположен в 87,5° в.д., оборудован 24-мя транспондерами С-диапазона и 24-мя Ku-диапазона. В зону покрытия входят Китай и Юго-Восточная Азия. На условиях долгосрочной аренды China Satcom использует емкости Apstar 2R.
В 1994 году был сделан очередной удар по монополии Министерства связи КНР и по находящейся под ее патронажем компании ChinaSat на рынке спутниковых коммуникаций. Китайская аэрокосмическая корпорация (China Aerospace Corp – CASC) и Комиссия по развитию оборонных технологий (Commission of Defence Science & Technology – COSTIND), Народный банк КНР и администрация Шанхая выступили учредителями новой компании-оператора, получившей название Sino Satellite Communications. Впоследствии Народный банк стал основным пользователем Sinosat. В 1993-1994 гг. европейская компания DASA и Sinosat сформировали совместное предприятие, которое назвали EuraSpace. Там должны были разработать космический аппарат Sinosat-1 с лучшими характеристиками, чем существующий тогда китайский КА DFH-2. На тот момент Китай находился в большой зависимости от американских компаний – Hughes, Loral и Lockheed Martin. Для того чтобы переломить ситуацию, China Aerospace Corp вошла в альянс с Daimler Benz Aerospace’s Dornier Satellite Systeme и Aerospatiale’s Espace and Defense Branch. На 90% проект финансировался немецкими банками и европейскими партнерами.
Sinosat в альянсе с Аэрокосмической корпорацией начали разработку платформы следующего поколения – DFH-3. Создание платформы затягивалось, но современный спутник был необходим, поэтому Alcatel поставил Sinosat-1, созданный на базе платформы Spacebus 3000. Спутник был успешно выведен на орбиту РН «Великий поход» 3B с космодрома Сичан.
Крупнейший пользователь Sinosat – Peoples Bank of China.
11 июня 2004 года было объявлено о заключении контракта между компанией Alcatel и китайским государственным оператором China Satellite Communication Corporation (ChinaSat). Предмет контракта – разработка и поставка современного коммуникационного спутника Chinasat 9. Основное назначение спутника – поддержка непосредственного спутникового телевещания. Таким образом, компания Chinasat намерена создать государственную конкуренцию иностранным и коммерческим китайским (на самом деле, гонконгским) компаниям на рынке DTH.
КНР не оставила планов иметь собственный коммуникационный спутник, отвечающий современным требованиям. С этой целью была инициирована разработка Dong Fang Hong-IV/Sinosat-II. Инвестиции в разработку – 1,3 млрд юаней (156 млн долларов). Срок службы – 15 лет, ПН – 24 транспондеров Ku-диапазона, масса – 5100 кг при запуске. Мощность – 10 КВт на конец срока службы. DFH-4 должен быть одного класса с Boeing 702, SB 4000, A2100. Орбитальная позиция – 134° в.д.

Государственные программы
С конца 90-х в КНР начинается реализация проекта «Телевидение в каждой деревне». Задача – доставить телесигнал в любую точку страны. Основную роль в доставке сигнала в отдаленные и труднодоступные провинции играли спутники Sinosat.
Одним из наиболее удаленных районов, с плохо развитой инфраструктурой, является Тибетская автономия. Она занимает около 1,2 млн кв. км, население – более 2,6 млн. Около 80% – крестьяне и пастухи. На данный момент охват телерадиовещанием составляет более 80%. В 1998 году в Тибете была начата программа, в результате реализации которой в каждой деревне должны приниматься теле- и радиопрограммы. Сейчас около 3 тысяч деревень имеют такую возможность. В ближайшие три года администрация Тибета планирует охватить телерадиовещанием оставшиеся 4700 деревень.
Правительство вложило в программу 80 млн юаней (примерно 10 млн долларов). Правительство региона вложило около 20 млн юаней (2,4 млн долларов). Образована компания Tibet Telecom, предоставляющая услуги CDMA связи.
В марте 2005 года было объявлено, что в будущем году Китай намерен запустить два спутника непосредственного телевещания. Они предназначены, в первую очередь, для того, чтобы сделать возможным прием телепрограмм жителями удаленных и труднодоступных регионов. По отчетам Science and Technology Committee under the State Administration of Radio, Film and TV (SARFT), охват населения телевещанием посредством кабельного и эфирного вещания тогда составлял 95%. Охват оставшихся 5% требовал больших инвестиций, и спутниковому телевещанию здесь отводится ведущая роль. Космический сегмент состоял из двух аппаратов: Sinosat 2 собственного изготовления как основной, и Chinasat 9, заказанный Alcatel, – как запасной. В результате же роли этих спутников поменялись.

Спутники и Олимпиада
После того как Пекин был выбран местом проведения Олимпиады 2008, развитию коммуникаций в КНР стали уделять гораздо более пристальное внимание.
В городах повсеместно вводятся в эксплуатацию зоны беспроводного интернет-доступа, прокладываются новые магистральные оптоволоконные сети. И, конечно же, большое внимание уделяется спутникам. Но спутник невозможно быстро сделать и запустить, тем более когда выбор поставщиков для Китая весьма ограничен. А емкости потребуется много – большинство передач будут транслироваться в формате ТВЧ. Но спутниковые операторы связаны гораздо менее строгими правилами, чем разработчики аппаратов; последние два года КНР активно заключает контракты с иностранными операторами (в том числе и с российским – ГПКС) на аренду емкости во время Олимпийских игр.
29 октября был запущен первый DTH-спутник, созданный китайскими предприятиями. Это был Sinosat-2, генеральный подрядчик – China Aerospace Science and Technology Corporation. Спутник успешно занял свою точку на орбите, но примерно через месяц стало ясно, что работать он не будет – не раскрылись солнечные панели. 9 июня Chinasat-9 был выведен на орбиту китайским носителем «Великий поход 3B». Вокруг запуска происходила активная политическая игра, связанная с Олимпийскими играми. Как известно, олимпийский факел по пути из Греции в Китай встретил немало трудностей – активисты движения «Свободный Тибет» пытались всячески воспрепятствовать процессу. Были попытки затушить факел, в некоторых городах властям пришлось пойти на беспрецедентные меры: объявить один маршрут следования, а олимпийскую процессию направить другим маршрутом. Во Франции мало того, что противодействие велось очень активно, так еще и мэр Парижа предложил выбрать Далай-Ламу (глава тибетского правительства в изгнании) почетным гражданином города. Это, разумеется, было воспринято китайскими официальными лицами весьма отрицательно. Министр иностранных дел КНР объявил этот жест «смертельной провокацией». Явное охлаждение между Францией и Китаем наступило. В связи с этим, Китай принял решение никак не акцентировать внимание на том, что Chinasat-9 изготовлен французско-итальянским предприятием Thales Alenia Space – фактически единственным разработчиком спутников из высшей лиги, готовым сотрудничать с китайскими операторами. Этот шаг мог отрицательно сказаться на деловом имидже Thales; к тому же компания и так получила свою долю неприятностей за этот контракт. Американские конкуренты, в частности Space Systems/Loral, уже упрекали Thales за китайские контракты. И хотя никто не говорил, что Thales нарушает американские законы, почти никто не сомневается, что эта сделка отрицательно сказалась на американском отделении Thales North America и лишила компанию даже минимального шанса выиграть тендер на заказ Министерства обороны США. После запуска обстановка немного нормализовалась, но отношения продолжают оставаться несколько натянутыми; во всяком случае, они весьма далеки от тех, которые были в 2004 году, когда в присутствии китайского вице-премьера и французского премьер-министра был подписан 145-миллионный контракт. Но, так или иначе, спутник с восемнадцатью 36-мегагерцовыми транспондерами и четырьмя 54-мегагерцовыми занял свое место в 92,2° в.д. и готов передавать олимпийские репортажи.
Подготовка к Олимпиаде включает в себя не только коммуникационные спутники.
В середине мая был запущен метеоспутник, предназначенный для того же события. Китайская космическая программа становится все более и более амбициозной. Объявлены планы о выходе в космос в конце этого года, о запуске лунного аппарата с посадочным исследовательским модулем. Также в марте этого года вице-президент China Academy of Launch Vehicle Technology объявил, что в 2014 году начнутся испытания носителя тяжелого класса «Великий поход 5». Заявлено о намерении выводить на орбиту 25 тонн, в проект планируется инвестировать 630 млн долларов.
Спутниковая индустрия Китая сейчас находится не в самом простом положении: говорить, что китайская промышленность окончательно решила вопрос с коммуникационными космическими аппаратами, было бы преувеличением. Иностранные фирмы либо напрямую не хотят (или не могут) работать с КНР, либо это сотрудничество вызывает большое количество проблем. То есть заказать спутник для Китая – это тоже проблема. С другой стороны, так или иначе, КНР удалось реализовать свои государственные программы – и телевещание в деревенские районы, и аналог российской «Универсальной услуги». Судя по всему, коммуникационное обеспечение Олимпиады тоже не должно вызвать вопросов.



 
Теле-Спутник Август 2008
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт