64Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



«Экспресс» и «Казсат», или непростые отношения разработчиков и операторов


всеволод Колюбакин Теле-Спутник - 8(154) Август 2008 г.


В этом году произошли две аварии с коммуникационными аппаратами российского производства. Их можно рассматривать по-разному. На одном форуме по этому поводу было написано так: «десятилетие, когда российские инженеры торговали кроссовками, не прошло даром». С другой стороны, это может быть последствием перехода на другой качественный уровень, чего не избежал ни один разработчик космической техники. Жаль только, что платить за это приходится операторам. Да и сильно не ко времени – больно уж ресурс в России нужен.

«Экспресс-АМ2» – опорный столб российской спутниковой группировки
80° в.д. – ключевая точка в российской спутниковой группировке. С этой орбитальной позиции видна большая часть территории России. Когда была принята самая первая программа обновления российской связной группировки, то первый запуск планировался именно в эту точку. В марте 2005 года в 80° в.д. был выведен спутник серии «Экспресс-АМ» разработки НПО ПМ им. М.Ф. Решетнева, позднее переименованного в ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева» (ИСС). Спутник был помещен в свою точку – 80° в.д. – и начал работу в штатном режиме. Его емкость была достаточно быстро распродана (большая часть еще до запуска). В начале этого года на аппарате начали наблюдаться сбои, но тогда их удалось довольно быстро ликвидировать. В конце мая – начале июня поступила информация о перерыве вещания с этого спутника, начали недоумевать операторы и зрители. 16 июня транспондеры «Экспресс-АМ2» были отключены на 8 часов. Государственное телерадиовещание не пострадало: сейчас сигнал идет с «Экспресс-АМ2» и «Экспресс-АМ33». Как сообщили в РТРС, «проблем в вещании у нас не возникло».После срочного перехода некоторых региональных ГТРК со спутника «Экспресс-АМ2» на спутник «Экспресс-АМ33» начали переходить и другие телеканалы: ТВЦ, «Пятый канал» и некоторые другие сообщили своим региональным партнерам о смене спутника. Абоненты Orion-Express столкнулись с постоянными перерывами в вещании. В Сибири сигнал появлялся примерно в 12 часов дня, а на Дальнем Востоке – в 15 часов. Компания извинилась перед своими абонентами и сообщила, что возможен переход на другой борт.
Почти сразу стало понятно, что основная причина заключается в неисправности системы элетропитания. Когда спутник заходит в теневую часть орбиты, мощности системы электропитания начинает не хватать, поэтому оператору приходится отключать ретрансляционный блок. Подобная неисправность не является чем-то очень новым для космических аппаратов, тем более для связных. Как правило, это связано либо с системой ориентации спутника, либо с системой поворота солнечных батарей, либо с системой батарей аккумуляторных.
Первые две системы отвечают за то, чтобы солнечные панели были направлены в нужную сторону и работали с максимальной эффективностью. Третья система отвечает за то, чтобы аппарату хватало электроэнергии, пока он находится в теневой стороне. С такими проблемами сталкивались практически все мировые производители – и Hughes (сейчас «Боинг») в свое время, и Loral, и Lockheed. Случались проблемы и с солнечными панелями, и с системой ориентации, и с аккумуляторными батареями. Например, в середине – второй половине 90-х серия аварий, связанных с системой электропитания, произошла со спутниками новой (тогда) модели HS-601 HP производства Hughes, что заставило фирму подвергнуть модель серьезной модернизации.
С одной стороны – ничего сверхъестественного – техника, бывает, отказывает и, как мы видим, не только российская. С другой стороны – большая неприятность для операторов, потому что ГПКС пока, к сожалению, не имеет возможности перегнать в эту точку другой аппарат, есть только возможность перевода пользователей на другой борт. Очень кстати оказался запущенный в этом году «Экспресс-АМ33» в близкой орбитальной позиции – 96,5° в.д. Поэтому есть возможность предоставить пользователям на этом спутнике емкость. Это, разумеется, не идеальный выход – зона покрытия спутника другая, перенастраивание антенн – процесс дорогостоящий, особенно в Сибири – но это гораздо лучше, чем лишиться связи и телевидения совсем.
С другой стороны, эта поломка может сместить акценты в отношениях «заказчик – поставщик» между ГПКС и ИСС. Не то чтобы именно эта авария стала решающей – планомерное давление заказчика на производителя на российском спутниковом рынке идет уже довольно давно – но она станет весомым аргументом в пользу именно заказчика.
В течение десятков лет ГПКС заказывало аппараты у НПО ПМ. В 90-е к этому альянсу добавился еще один участник – Alcatel Space (сейчас – Thales Alenia Space). Оператор пытался выжать максимум из космического аппарата, руководство ГПКС не скрывало, что в течение всего времени они оказывали давление на поставщика, чтобы те предоставили такой аппарат, какой им нужен, а не такой, какой им проще сделать.
Когда пошел разговор о серии «Экспресс-АМ», у оператора появился опыт работы на рынке в современных условиях, у разработчика – опыт создания современных космических аппаратов и совместной работы с иностранными партнерами. Однако желания оператора и возможности разработчика не всегда совпадали. Уже тогда всерьез был поставлен вопрос об оптимальном облике аппарата с точки зрения коммерческой выгоды. Главный специалист ГПКС по этому вопросу В.П. Ганженко тогда говорил: «Нам невыгодно запускать болванки». В сочетании с необходимостью решения ряда государственных задач, возложенных на оператора – например, вещание федерального телевизионного пакета, – выработка облика спутников шла непросто.
Впоследствии ГПКС вышло на новый уровень и, как сказал два года назад заместитель генерального директора Игорь Заболотный, захотело «вылезти из пеленок национального оператора». Это, в свою очередь, требует соответствующего орбитального сегмента. Тогда же – два года назад – Ю.Д. Измайлов (в то время и.о. генерального директора ГПКС) акцентировал внимание на том, что тендер на новые аппараты (речь шла о том, что будет после серии «Экспресс-АМ») пока не объявлялся. На вопрос, не значит ли это, что ГПКС рассматривает, что в качестве поставщика может быть выбрано не НПО ПМ, поступил ответ, что компания как оператор намерена выбрать лучшее из поступивших предложений. И впоследствии эти слова получили подтверждение: «Экспресс-АМ4» был заказан ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и европейской компанией EADS Astrium. Таким образом, российский рынок приблизился к тому, что есть во всем мире: оператор устраивает тендер, разработчики предоставляют свои предложения, оператор выбирает лучшее с его точки зрения.
К этому можно добавить и то, что в последние три-четыре года второй российский спутниковый оператор – ОАО «Газком» – тоже изменил свои отношения с разработчиком – РКК «Энергия». При создании «Ямал-100» и «Ямал-200» «Газком» выступал и как разработчик – специалисты компании участвовали в создании полезной нагрузки. Но сейчас отношения РКК «Энергия» и ОАО «Газком» стали гораздо ближе к классическому «заказчик – поставщик». А что касается серии «Ямал-400», то на нее, скорее всего, тоже будет объявлен конкурс.
К тому же, и ГПКС, и «Газком» намерены добиваться того, чтобы технические параметры спутника были четко прописаны в соответствующих документах на весь гарантированный срок эксплуатации. То есть чтобы разработчик нес ответственность за возможные неисправности. И, наконец, в одном из интервью Ю. Измайлов даже сказал, что лучшим вариантом было бы производство аппарата за деньги разработчика и приобретение оператором законченного изделия.
Разумеется, это пока пожелания операторов. У разработчиков, вне всякого сомнения, найдутся свои контраргументы. И тем, и другим еще предстоит искать компромисс. Тем более что возможность заказа российским оператором иностранного аппарата следует рассматривать как маловероятную.

Страховщики нервничают
Эта авария взволновала и страховой рынок. Сначала по всем СМИ была распространена информация, что на заседании «Космического клуба 2008» Дмитрий Медведчиков – руководитель Международных программ страхования космических рисков «Русского страхового центра» – делал весьма мрачные прогнозы. Во-первых, он сказал, что страховые убытки при потере спутника составят 107 млн долларов. Во-вторых, что в сложившейся ситуации есть только один выход для страховщиков – это повышение тарифов.
Впоследствии Дмитрий Медведчиков эту информацию опроверг, заявив, что «не делал никаких заявлений для прессы, в том числе относительно аппарата «Экспресс- АМ22». И что все его выводы базируются на состоянии мирового рынка космического страхования в целом.
Но уже сама реакция говорит о том, что страховой рынок отреагировал на эту аварию.

«Казсат-1»: первый блин… чем?
В начале июня произошло еще одно событие, которое обострило отношения между операторами и разработчиками. Хотя произошло оно не с российским спутником, но, тем не менее, окажет большое воздействие именно на российский рынок.
8 июня спутник «Казсат-1» прервал вещание. Он был первым коммуникационным космическим аппаратом, заказанным у ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, и первым коммуникационным аппаратом, созданным на этом предприятии. Свои планы работать в этом секторе ГКНПЦ обнародовал достаточно давно. Сначала они связывались с универсальной космической платформой «Яхта», затем – с проектом «Диалог». ГКНПЦ стал самым активным пропагандистом концепции малых спутников. И первый заказ был получен от Республики Казахстан. Россия временно предоставила для спутника позицию 103° в.д., запуск прошел успешно, и «Казсат-1» начал работать. Один перерыв в работе спутника уже случался, но работоспособность удалось восстановить.
Тогда далеко не всем нравился этот проект. Операторов не устраивали технические характеристики аппарата. Серик Буркитбаев (тогда – директор Казахстанского проектного института нефти и газа, сейчас – президент АО «НК «КазМунайГаз») заявлял, что «Казсат» – это вообще прошлый век…, если сравнить наш спутник с теми, которыми мы уже пользуемся, это такой откат и по технологии, и по надежности, и по любым техническим параметрам». Правда, оставалось за кадром, что спутники «Интелсат», с которыми сравнивал г-н Буркитбаев «Казсат», – это совсем другая ценовая категория. 8 июня «Казсат» перестал реагировать на команды, выдаваемые с наземного комплекса управления в Акколе. Чтобы избежать разрядки аккумуляторов и не потерять контроль над аппаратом, было принято решение выключить бортовой радиотелекоммуникационный комплекс.
После выхода спутника из строя председатель Национального космического агентства (НКА) Казахстана Талгат Мусабаев высказался достаточно резко. В первую очередь, он обвинил в непрофессионализме заказчиков аппарата, не указавших в договоре лучших характеристик, а также ответственности сторон в случае нештатных ситуаций.
Выключение ретрансляторов не привело к положительному результату – контроль над спутником не восстановился. Возникла версия отказа бортовой цифровой вычислительной системы. БЦВС надо было перезапустить, то есть выключить. Для этого было необходимо разрядить аккумуляторы до минимального напряжения – 21-22 вольт. Но даже полная загрузка батареи не привела к ее разрядке. Остался один выход: принудительно сделать с «Казсатом» то, что произошло с «Экспрессом» – завести спутник в тень и разрядить, таким образом, батарею. Но на это требуется время, поскольку теневые витки начнутся в сентябре, и только тогда станет ясно, можно ли привести «Казсат» в рабочее состояние.
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева имеет сейчас три заказа на коммуникационные аппараты: «Казсат-2», «Экспресс-МД» и «Экспресс-АМ4». С одной стороны, авария первого же спутника – событие не из приятных. С другой, можно вспомнить, что при выводе первых «Ямалов» один отказался работать совсем. И это не помешало, в свою очередь, второму аппарату сыграть немалую роль в российской спутниковой индустрии.



 
Теле-Спутник Август 2008
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт