48Юридический отдел

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



О состоянии рынка кабельного телевидения


Юрий Осипов исполнительный директор некоммерческой организации «Ассоциция операторов кабельного телевидения Санкт-Петербурга» (АОКТ), член правления Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Теле-Спутник - 8(154) Август 2008 г.


Поводом для этой статьи стала панельная дискуссия «Ты и меня посчитал?» на прошедшем 14 мая 2008 года форуме Multiplay-2008. Названная тема дискуссии — это первый опыт устроителей форума подтолкнуть сообщество кабельного ТВ совершить широкий шаг вперед по подсчету и раскрытию одного из значимых показателей в области связи: количество абонентов.

Неожиданно выяснилось, что:• все операторы по-разному подходят к учету абонентов, и единой системы нет;
• органы госстатистики и надзора не владеют информацией о количестве абонентов;
• большие операторы или крупные холдинги (сети, где более 100 тысяч абонентов) открыто декларируют объемы своих абонентских баз;
• средние операторы (сети, где база близка к 50 тысяч абонентов) занижают сведения (иногда и в разы!);
• маленькие операторы (сети, где менее 5 тысяч абонентов) вообще предпочитают не обсуждать эту тему, так как находятся на полулегальном положении.
Из всего этого следует вывод, что страна переходит на цифровое телевидение, не имея четкого представления или имея ложное видение того, каким способом население получает телевизионный сигнал: по эфиру или через кабель. От этого, как минимум, зависит, какие приставки потребуются населению к 80 млн аналоговых телевизоров: эфирные DVB-T или кабельные DVB-C. Если конверсионная и техническая задачи государства состоят в том, чтобы заменить аналоговое эфирное телевидение цифровым эфирным (освоить бюджетные средства), то мы на верном пути. Скорее всего, лет через пять Министерство связи и массовых коммуникаций сможет твердо отрапортовать: в эфире цифра есть везде, бюджет освоен! Если цель другая, в первую очередь, социальная — обеспечить каждое домохозяйство или квартиру многопрограммным цифровым телевидением, то получается, что мы идем в бой без разведки и артиллерийской подготовки, и через пять лет рапорт может оказаться следующим: в эфире цифра есть везде и бюджет освоен, но получает цифру только некоторая часть населения, поэтому нужны новые бюджетные средства либо социально-экономические механизмы давления на операторов связи или население страны.
Социологи и статисты сосчитали количество жителей, количество городов-миллионников, известен список городов 100+, 200+, мы знаем годовой оборот в деньгах эфирного ТВ (от рекламы) и кабельного ТВ (от абонентской платы), но не можем ответить на социально-политический вопрос: сколько в конкретном населенном пункте сегодня абонентов на кабеле, а сколько на эфире, и какую динамику совершает эта цифра?
Нет секрета в том, что эфирные телерадиокомпании завышают зрительскую аудиторию и измеряют ее в количестве человек, а операторы КТВ занижают клиентскую базу и исчисляют ее в квартирах (договорах или домохозяйствах). Почти десятилетие аналитические агентства по заказу рекламодателей измеряют аудиторию эфирного ТВ, а кабельный рынок попал в прицел только в середине 2007 года.

Почему операторы по-разному оценивают абонентскую базу?
У операторов разного калибра нет единого мнения в оценке клиентской базы. В основном, абонентов начинают считать при продаже своего бизнеса или покупке какого-либо оператора.
В остальной интервал жизнедеятельности у большинства операторов неактивные абоненты или должники висят в биллинге или договорной базе годами. Все зависит от жесткой политики руководства или активности абонентского отдела. Одни надеются, что абонент вернется и заплатит, другие не хотят заниматься работой по его отключению. Кого-то зависшие пользователи вполне устраивают, например, если премия отдела зависит от количества абонентов. На самом деле, чтобы исключить абонента из базы, необходимо проделать длительную работу с соблюдением определенных процедур.
Согласно пункту 5 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или радиовещания (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 93) установлен следующий порядок и условия приостановления, изменения, прекращения и расторжения договора (ключевые положения):
• Оператор связи и абонент вправе в любое время по соглашению сторон расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг связи для целей телерадиовещания.
• В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи для целей телерадиовещания, установленных ФЗ «О связи», настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи для целей телерадиовещания, оператор связи вправе приостановить оказание услуг связи для целей телерадиовещания до устранения нарушения, уведомив об этом абонента или вещателя.
• В случае неустранения такого нарушения по истечении 6 месяцев с даты получения абонентом от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи для целей телерадиовещания оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор.
• В случае если абоненту оказывается услуга связи для целей кабельного вещания, при прекращении у абонента права владения или пользования помещением, в котором установлено пользовательское (оконечное) оборудование, договор с абонентом прекращается. При этом оператор связи, являющийся стороной этого договора, по требованию нового владельца указанного помещения обязан в течение 30 дней заключить с ним новый договор.
Из сказанного следует, что операторы КТВ оценивают абонентскую базу так, как им выгодно в насто щий период деятельности, и в зависимости от того, кому эти сведения предоставляются (акционерам, инспектирующим и налоговым органам, для прессы, в целях рекламы и т.д.).

Почему органы госстатистики и надзора за связью не владеют информацией о количестве абонентов?
Законопослушные операторы КТВ, предоставляющие услуги телевидения и телематики, ежеквартально направляют в Министерство связи и массовых коммуникаций статистические отчеты, составленные по следующим формам:
• 65 связь — сведения о доходах от услуг связи;
• 18 связь — сведения о сети организации связи;
• 4 связь — сведения об обмене на сетях электросвязи;
• 3 связь — сведения о службах документальной связи;
• макеты консолидированных форм С-1 и С-2.
Ни одна из перечисленных форм не требует отчета о состоянии абонентской базы.
В Северо-Западном федеральном округе (о других регионах у автора информации нет) существует инструктивное письмо от 08 июля 2005 года №9/0190 следующего содержания (цитата): « … На основании указаний Федеральной службы по надзору в свете связи №СМ-1121-2512 от 15.06.2005 … прошу ежеквартально до 10 числа … представлять в наш адрес ведения о количестве потребителей услуг связи (абонентов) … отдельно по каждой лицензии …».
В марте сего года Ассоциация операторов кабельного телевидения Санкт-Петербурга направила в Россвязьохранкультуру запрос о количестве абонентов в сетях конкретных операторов. Ответ надзорного органа был несколько ошеломительным, без улыбки читать его невозможно (цитата):
« … Наше управление не ведет установленным порядком учет операторов связи, действующих на подведомственной территории …
Управление Россвязьохранкультуры по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не ведет учет сведений, связанных с емкостью сетей кабельного телевидения и количеством абонентов, принимающих телевизионный сигнал в различных стандартах …
Информация об операторах связи, представляющих услуги на территории Санкт-Петербурга, систематически публикуется в открытом издании «Энциклопедия связи» …»
Названный справочник имеет исключительно рекламный характер и рассчитан на крупные телекоммуникационные фирмы. Операторы раскрывают в нем объем своих абонентских баз по собственному желанию, в основном, это телефонные компании. Таким образом, если сегодня в справочнике указан миллион абонентов, значит так и есть, если через полгода будет написано 1,5 млн, следовательно оператор подключает абонентов не домами, а целыми микрорайонами. При таком вольном подходе легко может сложиться ситуация, при которой количество абонентов КТВ в разы превышает количество домовладений в конкретном населенном пункте или равняется ее населению. По сведениям высокопоставленного чиновника из Россвязьохранкультуры, в соответствии с требованием инструктивного письма №9/0190 от 08 июля 2005 года данные предоставляют только около 20% операторов кабельного телевидения; как правило, это предприятия с базой от 5 до 20 тысяч абонентов, остальные открыто игнорируют руководящий документ.
Не мудрено, что сведения о состоянии рынка КТВ, изложенные в Концепции развития телерадиовещания, неоднозначны и подвергаются сомнению участниками рынка.

Почему операторы КТВ занижают сведения о количестве абонентов?
Операторы в большинстве случаев искажают данные своих абонентских баз. Конкурентно-политические условия или иные обстоятельства вынуждают так поступать. Он боятся открытости, ведь, зная количество абонентов и статус оператора, без труда можно определить объем выручки, ну и, соответственно, наоборот. Для независимых операторов препятствием к публичности являются следующие мотивы:
• остерегаются рэйдеров и захвата бизнеса;
• имеют действующие сооружения связи, но еще не введенные в эксплуатацию, при этом уже оказывающие услуги населению;
• планируют сохранять самостоятельность;
• хотят меньше отчислять спутниковым вещателям («Дискавери», «Евроспорт» и т.д.)• слабая управленческая подготовка топ-менеджмента;
• недоверие к власти.
Политика конкуренции зависит от веса и значимости оператора. В итоге получается, что если держать абонентскую базу в тайне, то это позволит мелкому выжить. Директорами небольших или независимых компаний, как правило, являются владельцы этих предприятий, а деятельностью операторов, входящих в крупные холдинги, управляет наемный менеджмент. Соответственно, ими применяются разные стили работы, взаимодействия с конкурентами, партнерами и властью.

Оценка рынка кабельного телевидения
В данный период времени, в соответствии с решением Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания в РФ от 7 ноября 2007 года, Национальная ассоциация телевещателей (НАТ), объединяющая около 600 телерадиокомпаний, разрабатывает Атлас телевидения и радиовещания — это традиционный способ оценить вещательный и кабельный рынок и осуществить учет передающего оборудования страны. Кооперация с Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР, объединяет около 400 компаний) не удалась, к счастью или сожалению, но некоммерческие организации не смогли договориться о форме предоставления информации (состав и содержание таблиц). Поэтому АКТР приступила к созданию собственного справочника «Кабельное телевидение России». Выход в свет обоих документов ожидается в начале 2009 года, это будут независимые издания каждой из названных ассоциаций.
Собственную оценку рынка КТВ периодически делают аналитические агентства, крупные вещательные организации и телекоммуникационные холдинги. Не дожидаясь выхода атласа и справочника, приоткроем завесу.
Анализ рынка обычно производится в соответствии с федеральным устройством страны по семи округам (рис. 1).

В первом квартале 2008 года база операторов кабельного телевидения России насчитывала около 1200 компаний (см. табл. 1).

Население страны составляет 141,5 млн человек, а жилой фонд оценивается примерно в 39 млн домохозяйств (квартир). Примечательно, что парк телевизионных приемников, находящихся в эксплуатации, составляет около 80 млн телевизоров.
Охват населения услугами телевидения демонстрирует рис. 2.

Как видим, половина населения нашей необъятной страны получает телепрограммы посредством индивидуальных или коллективных телеантенн и не оплачивает услуги каких-либо операторов. Прием телевидения в 2400 городах (включая поселки городского типа — ПГТ) и 142 тысячах сельских поселений возможен, но количество программ и их качество имеют огромный разброс. Показатели могут отличаться в разы в зависимости от удаления населенных пунктов от крупных городов, рельефа местности или состояния передающих систем.
По регионам проникновение кабельного телевидения неоднородно и выглядит следующим образом (рис. 3)

В городах с миллионным населением самые благоприятные условия для КТВ, и его преобладание над эфирным приемом ярко выражено. Проникновение кабеля в крупнейших городах России демонстрирует рис. 4.

Следует отметить динамику развития рынка в целом. Так, по сравнению с 2002 годом количество операторов-лицензиатов КТВ выросло с 894 до 1175, а проникновение КТВ с 13,5% увеличилось до 34%. Сейчас абонентская база кабельного телевидения составляет около 15 млн домохозяйств. Предположительно около 12 млн принимают аналоговый и цифровой ТВ-сигнал по кабелю через декодеры, фильтры или имеют один многопрограммный пакет. В 2007 году выручка от обслуживания таких абонентов составила 650 млн долларов, что на 20% больше, чем в 2006 году. Динамика роста абонентских баз характерно показана на рис. 5.

На общем фоне развития рынка преобладают 10 крупнейших телекоммуникационных холдингов, в которых сосредоточено 219 наиболее развитых компаний (см. рис. 6 и 7). Последняя пятилетка знаменита слияниями и поглощениями, бизнес укрупня-ется — это общемировая тенденция.



Однако к 2010 году прогнозируется окончательное формирование основных игроков, и из независимых операторов останется около 700 компаний, которые ни при каких обстоятельствах не попадут в зону интересов крупного бизнеса. Связано это, в первую очередь, с тем, что абонентские базы этих компаний малы, а техническое оснащение сооружений связи (сетей) оставляет желать лучшего. К тому же, в сельской местности и небольших пунктах население непостоянно и имеет уровень доходов ниже, чем в городах. Кроме того, зачастую этим компаниям (например, с формами собственности МУП, ГУ или ЖХ) по просьбам и требованию местных властей в первую очередь приходится решать социальные задачи — за минимальную абонентскую плату обеспечить хотя бы 6-7 телевизионных программ приемлемого качества. Заработать средства на развитие разрушающихся антенно-кабельных систем в сельской местности невозможно, а инвестиций на горизонте нет.

В целом, бизнес кабельного телевидения развивается активно. Появление новых технологий и сравнительно дешевого китайского оборудования стимулирует к расширению арсенала услуг и повышению их качества. Острая конкуренция в крупных городах не оставила свободных рынков и вынуждает сильные компании разрабатывать территории в небольших городах и сельской местности. Несомненно, все это способствует обеспечению населения качественным многопрограммным телевидением и дополнительными сервисами. Переход страны на цифру станет очередным этапом в развитии данного сектора рынка. Сейчас, наверное, мало кто вспоминает революционные изменения в быту 15-летней давности: приобретение цветного телевизора, установка декодеров PAL\ SECAM, внедрение дециметровых приставок или оснащение 6-кнопочного телевизора пультом ДУ. Несомненно, эта историческая цепочка скоро дополнится еще одним обыкновенным чудом для всего населения: цифровой приставкой или сет-топ боксом.

При подготовке аналитического материала использовались сведения и базы операторов кабельного телевидения следующих организаций:
• ООО «Орион-Телеком» (системный интегратор);
• Ассоциация операторов кабельного телевидения Санкт-Петербурга;
• «Коминфо Консалтинг» (аналитическое агентство);
• «1 ТВЧ» (спутниковая вещательная компания);
• «Первый альтернативный музыкальный канал» (спутниковая вещательная компания);
• «ФорменКонсалтинг» (аналитическое агентство);
• «Россвязьохранкультура»;
• http://www.mojgorod.ru/ ;
• http://www.perepis2002.ru .


 
Теле-Спутник Август 2008
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт