66Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Intelsat-15 – ответ оператора на дефицит емкости в России


Всеволод Колюбакин Теле-Спутник - 7(153) Июль 2008 г.


В 1965 году, сразу после запуска и ввода в строй первого коммерческого геостационарного спутника Early Bird, начала свою историю международная организация «Интелсат», в чью задачу входила организация спутниковых каналов связи в интересах стран-участниц. С тех пор изменилось многое, но «Интелсат», пусть и не в статусе международной организации, а коммерческой компании, остается крупнейшим спутниковым оператором в мире.

Первый российский луч
В СССР «Интелсат» впервые появился во время московской Олимпиады, тогда же в ЦКС «Дубна» была установлена первая антенна для передачи олимпийских телесюжетов. В конце 1980-х Советский Союз присоединился к организации, и сотрудничество стало более тесным. Основным родом деятельности была передача резко возросшего международного телефонного трафика. Также «Интелсат» обеспечивал передачу сообщений информационного агентства ИТАР-ТАСС по всему миру.
С образованием СНГ наступил новый этап: государства Содружества использовали «Интелсат» для установления прямой международной телефонной связи. В то время существовал только один международный телефонный узел в Москве, и все международные звонки проходили через него. Создание спутниковой сети было самым быстрым способом для вновь образовавшихся государств установить независимую международную телефонную связь.
Одни из первых коммерческих российских проектов спутникового телевидения использовали ресурс «Интелсата» — российский луч на Intelsdat-604 в 60° в.д.
В течение 1990-х годов рынок стремительно менялся, снижалась доля международной телефонии, возрастала доля корпоративных сетей и видеопередачи. Очередной толчок в развитии сетей в 2002 году сделала замена Intelsat 604 на более совершенный Intelsat 904. Тогда, перед запуском этого спутника, исполнительный директор «Интелсата» Юлий Векслер прогнозировал устойчивый рост спроса на спутниковую емкость «Интелсата» в СНГ. И связывал он этот рост исключительно с видеоприложениями и корпоративными сетями.
На протяжении нескольких лет — в 2000-2006 гг. — «Интелсат» активно привлекает российских пользователей, опираясь на большой ресурс спутникового и наземного сегмента. Факторами, которыми этот оператор убеждает воспользоваться его услугами, являлись большой спутниковый сегмент самого разного качества и стоимости, развитая сеть наземных коммуникаций и присутствие во всех регионах мира. Заметим, что реорганизация «Интелса-та» — превращение его из международной организации в коммерческую компанию — тоже немало поспособствовала увеличению активности на рынке.

Intelsat-15 — емкость для российского рынка
Год-полтора назад российский спутниковый рынок встал перед проблемой отсутствия свободной емкости. Выполнение государственных программ, требующих спутникового ресурса, резкий рост количества спутниковых каналов, ведомственных и корпоративных VSAT-сетей выбрало весь ресурс не только на российских бортах, но и на большинстве иностранных, имеющих лучи с хорошим покрытием России. Это, к тому же, наслаивалось на некоторое оживление рынка после кризиса 1999-2000 гг., что тоже не способствовало избытку емкости. Для того чтобы не упустить такую выгодную возможность (не забываем, что пользователь очень редко меняет спутникового оператора), компанией было принято решение о запуске спутника Intelsat-15
в точку 85° в.д.

Марио Иванов (слева),
Жан-Филипп Жиллет (справа)

Марио Иванов — региональный директор «Интелсата» — рассказал о планах работы компании на российском рынке, связанных с новым спутником.
Запуск Intelsat-15 в позицию 85° в.д. намечен на май следующего года, в коммерческую эксплуатацию аппарат должен вступить в августе. Заказ на аппарат сделан компании Orbital Science Corporation, с которой у «Интелсата» уже есть немалый положительный опыт работы.
Американская корпорация Orbital Science Corporation (OSC), известная, прежде всего, как разработчик и производитель низкоорбитальных спутниковых систем, в конце 1990-х сделала попытку захватить значительную долю рынка геостационарных коммуникационных спутников и добилась успеха в начале 21 века. Первый геостационарный спутник OSC — Indostar-1 — был введен в эксплуатацию в 1997 году. В марте 2001-го был запущен второй геостационарный спутник OSC — BSat-2a. Всего запущено 14 спутников, к запуску в этом и следующих годах намечены еще 7. Intelsat-15 не первый и не единственный аппарат, заказанный оператором у OSC, — в прошлом году был запущен Intelsat 11. К тому же в 2003 и 2005 годах были запущены три спутника Galaxy, которые сейчас принадлежат «Интелсату». Успешная работа аппаратов на орбите создала OSC положительную репутацию на рынке. Кроме того, компания заняла нишу средних коммуникационных аппаратов, не конкурируя на рынке крупных спутников с монстрами «Боинг», «Локхид» и «Алкатель». Типичные характеристики спутников, созданных на платформе Star: сухая масса аппарата — 550 кг, масса полезной нагрузки — 200 кг, мощность, выделяемая на полезную нагрузку, — 200 Вт. Эти показатели как минимум в два раза меньше аналогичных у 702-й модели «Боинга», А2100 «Локхида» и Spacebus «Алкателя» (сейчас — компания Thales). Такие аппараты востребованы, когда оператору не нужно в точке того количества емкости, которое предоставляет большой спутник, соответственно, и стоящий дороже.
На сегодня все стадии производства Intelsat-15 идут по утвержденному графику, никаких задержек не отмечено. Платформа Star относится по общемировой классификации к платформам среднего класса, в отличие от платформ тяжелого класса, к которым относится, например, Boeing 702. Выбор поставщика и платформы не в последнюю очередь обуславливался тем, что срок ее поставки меньше, чем срок поставки тяжелого аппарата. Ситуация на рынке требует достаточно быстрого реагирования.

Зона покрытия Intelsat-15, российский луч, Ku-диапазон.
Запуск спутника запланирован на 2009 год.
Все представленные характеристики — расчетные

Сейчас в 85° в.д. стоит спутник Intelsat 709, который покрывает Азию и Ближний Восток, не захватывая Россию лучами Ku-диапазона. Intelsat-15, разумеется, будет работать и на те зоны покрытия, на которые работает его предшественник, но, к тому же, он будет иметь российский луч Ku-диапазона.
Согласно прогнозам, вся емкость этого спутника будет продана примерно к июню-июлю этого года, то есть за год до начала эксплуатации. Это связано, в первую очередь, с ситуацией в России, где ощущается острый дефицит емкости и фактически спутники «Экспресс-АМ» 33 и «Экспресс-АМ» 44 полностью проданы.
По мнению Марио Иванова, проблема с наличием емкости в России останется до 2012 года. Поэтому на конец 2010 — начало 2011 гг. компания планирует запуск Intelsat-17 в точку 66° в.д. На этом аппарате тоже запланирована дополнительная емкость для России. «Интелсат» реагирует на ситуацию в России, но возможности его тоже ограничены. И Intelsat-15 — пока первый спутник оператора, у которого есть такой мощный, а главное — большой — российский луч.
Одна из задач, которую решали в последние пять-семь лет Марио Иванов и Юлий Векслер, — убедить высший менеджмент компании, что российский спутниковый рынок стабилен, надежен и может принести неплохие доходы. Им удалось это сделать, а во время выставки «Связь-Экспокомм» этого года Москву посетила группа топ-менеджеров «Интелсата». Ряд встреч с крупными российскими клиентами добавил им уверенности, что средства, вложенные в российские лучи, быстро окупятся. Это был большой успех и для российского рынка, и для менеджеров «Интелсата», которые на нем работают. Разумеется, названия тех крупных клиентов, которые взяли емкость на Intelsat-15, не разглашаются. Пока о своих планах, связанных с этим спутником, заявила только компания «Романтис». Правда, она не намерена ограничиваться только Россией, а собирается работать по всей зоне (страны СНГ и Азия) — это тоже привлекательный рынок. Возможно, российским вещателям имеет смысл поторопиться.
Intelsat-15, как считает Марио Иванов, — идеальный спутник для телевидения. Действительно: орбитальная позиция — 85° в.д. — необычайно удобна для России. Не зря самые популярные и дефицитные российские спутники находятся близко от нее — в 80° в.д. и 90° в.д. Зона покрытия российского луча охватывает всю страну, исключая самые восточные регионы, и на самом деле очень похожа на зону покрытия «Ямал-200». Второе приложение, на которое всерьез рассчитывает оператор, — это корпоративные сети, тот сектор коммуникационного рынка, который сейчас в России развивается не менее бурно, чем телевидение. Но здесь свою роль играет более сложная процедура оформления. Если для подъема телевизионной платформы требуется разрешение на одну up-link станцию, до для корпоративной сети таких разрешений требуется гораздо больше. А, как мы знаем, спутники «Интелсата» не попадают под упрощенную процедуру (она действительна только для спутников «Ямал» и «Экспресс»). Поэтому оператор намерен больше фокусироваться на телевидении. Прогноз таков: две трети емкости российского луча займет телевидение, одну треть — корпоративные сети. «Мы сейчас можем выбирать клиентов, — сказал Марио Иванов. — Для рынка это не очень хорошая ситуация, но для «Интелсата» совсем неплохо». Такая ситуация, разумеется, долго не продержится, но сейчас она такова. То же самое относится и к соотношению телевещания и корпоративных сетей. Через небольшое время доля корпоративных сетей начнет возрастать гораздо быстрее телевещания.
Российский рынок важный, но далеко не единственный для «Интелсата». Если отвлечься от России, то каковы планы компании в остальном мире? Ответ прост — внедрение новых услуг и выход на новые рынки. Некоторое время назад «Интелсат», как, собственно, и все остальные операторы, взял на вооружение девиз: «предоставлять не канал, а услугу». Немало этому поспособствовало и превращение оператора из международной организации в коммерческую компанию. Два года назад «Интелсат» продвигал идею создания контент-хаба на основе емкостей компании, и этот проект успешно развивается в Америке. Сейчас, как рассказал Жан-Филипп Жиллет (Jean Philippe Gillet), вице-президент «Интелсат» по странам Европы и Ближнего Востока, будут развиваться два направления: разработка технологий и приложений для операторов мобильной связи и обеспечение морских судов высокоскоростным интернет-доступом. Цель первого проекта, который называется Mobile Reach, — серьезно расширить зону охвата мобильной связью при помощи спутниковых технологий. В основном, речь идет о сельских районах с неразвитой коммуникационной инфраструктурой. Проживающее там население составляет, по данным «Интелсата», 33% от всего населения Земли. Это рынок, считает «Интелсат», хотя и непростой. Мобильные операторы идут в него неохотно. Значит надо их убедить прежде всего, в том, что именно спутниковые приложения станут палочкой-выручалочкой в этом деле. Это, как считает г-н Жиллет, — пока основная задача. И, разумеется, надо дать этим операторам такое приложение, такую услугу, чтобы выгода была им очевидна. Второе направление тоже чрезвычайно перспективно, так как — считает «Интелсат» — потенциальный рынок составляет 500 тысяч судов. Пока оператор планирует ограничиться работой в Карибском бассейне, интересном, прежде всего, сравнительно высокой концентрацией высокоплатежных потенциальных клиентов — владельцев недешевых яхт.
На протяжении нескольких лет на различных форумах и конференциях, посвященных спутниковой связи и телевидению, Юлий Векслер постоянно напоминал, что неравноправие иностранных и российских операторов (связанное, прежде всего, с упрощенной процедурой для последних) мешает нормальному развитию рынка и отражается в первую очередь на потребителях. Тем не менее, операторы, всерьез нацеленные на Россию, активизируют свою деятельность, ориентируясь главным образом на сервис, в котором эта разница менее заметна, — на телевидение, на видеоприложения. Возможно, через два-три года для зрителей восточных областей России Intelsat-15 будет играть роль, аналогичную той, которую сейчас играет Eutelsat W4 для жителей западной части страны.



 
Теле-Спутник Июль 2008
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт