14Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



НТВ-Плюс - тенденции и перспективы


Н.Орлов Теле-Спутник - 1(15) Январь 1997 г.




Cхема построения сети коллективного приема программ НТВ-Плюс.
Я думаю, что каждый из наших читателей знаком с грандиозными рекламными кампаниями всевозможных зубных паст, жевательных резинок, шоколадных батончиков и стиральных машин, проводимыми на телевидении. Но вот осенью 1996 года мы впервые стали свидетелями серьезной рекламной кампании спутникового телевидения - пакета НТВ-Плюс.

Для большинства населения России спутниковое телевидение - это абсолютно новый продукт. В связи с этим мы заинтересовались - а как же проводится эта рекламная кампания и на каких принципах строится? Для этого мы обратились в фонд "Общественное мнение". Эта организация известна тем, что с точностью до одного-двух процентов предсказывает результаты любых выборов в России. В качестве примера можно привести президентские выборы летом 1996 года. Сейчас одним из направлений работы фонда "Общественное мнение" являются маркетинговые исследования по проекту НТВ-Плюс.

"Общественное мнение" проводит два типа исследований - массовые опросы населения и опросы фокус-групп. Массовый опрос - это анкетирование репрезентативной выборки населения России (порядка 1,5 тыс. человек из разных регионов). Такой опрос позволяет получить ответы на вопросы "что?" или "сколько?".

Опросы фокус-групп делаются двух типов - электронными средствами и в процессе беседы с ведущим, который в данном случае называется модератором. Такие опросы обычно следуют вслед за массовыми опросами и позволяют дать ответы на вопросы "почему?" и "зачем?".

В конце ноября 1996 года, когда мы посетили фонд "Общественное мнение", в нем проводились опросы фокус-групп, направленные на оптимизацию телевизионных рекламных материалов по проекту НТВ-Плюс. Этим занимается один из ведущих социологов фонда Л.Васильева, которая рассказала нам о том, как это происходит.

Для участия в эксперименте собирается группа примерно из 50 человек, которых интересует целенаправленный просмотр телевизионных передач и которые имеют достаточный доход для пиобретения оборудования и дальнейшего вноса абонентской платы. База данных таких телезрителей у фонда собрана по результатам других телевизионных опросов и исследований. Участники эксперимента просматривают рекламные видеоматериалы - рекламный ролик "Покупайте комплект оборудования НТВ-Плюс", телевитрину НТВ-Плюс, короткометражный фильм об НТВ-Плюс, - и выставляют оценки просматриваемому материалу по пятибалльной шкале при помощи электронного датчика. Эти оценки в реальном масштабе времени выводятся на монитор. Модератор, анализируя эти данные, может с точностью до нескольких секунд сказать, какая часть видеоматериала непонятна зрителям, вызывает отрицательные эмоции или просто "слабовата".



Рисунок И.Шаренкова
Основные рекомендации по рекламным материалам следующие. Реклама по НТВ-Плюс должна быть не назойливо напоминающей о себе, как в случае с зубной пастой или жевательной резинкой, а должна носить скорее информационный характер и подтверждать качество продукции НТВ-Плюс, то есть качество самих программ.

Затем из участников эксперимента отбираются 10 человек, которые, сидя за столом, под руководством модератора, обсуждают просмотренные материалы.

Опытный специалист-социолог по результатам такой беседы может сделать существенные выводы. Например, по проекту НТВ-Плюс были сделаны следующие рекомендации. Потенциальные подписчики достаточно четко делятся на две категории. Одна имеет ограниченные материальные средства. Для такой категории клиентов нужно предоставление информации по самостоятельной установке и настройке спутниковой антенны. Для них также интересен вариант сдачи аппаратуры в аренду. Другой, более обеспеченной категории клиентов, необходимо предоставление как можно более развитого платного сервиса - доставка и установка оборудования, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Для многих клиентов важна возможность получения информации о программе передач на месяц вперед и, соответственно, возможность вносить или не вносить абонентскую плату на этот месяц.

В конце ноября 1996 года фонд "Общественное мнение" приступал к исследованиям, направленным на выработку рекомендаций по содержанию программ НТВ-Плюс. Эта работа будет строиться следующим образом. Вначале сотрудники фонда проводят со зрителями НТВ-Плюс несколько углубленных интервью, на основе которых будут составлены анкеты для массового опроса населения. Затем на основе материалов этого опроса будет вестись работа с фокус-группами. Эта деятельность сотрудникам фонда представляется особенно важной, так как после приобретения оборудования основным побудительным мотивом для подписки на пакет программ НТВ-Плюс является их соответствие запросам телезрителей.

Появились новые тенденции и в технической части проекта НТВ-Плюс. До последнего времени организаторы проекта проповедовали тенденцию строго индивидуального приема. На данном этапе признано, что для успешного развития проекта возможно и даже необходимо строительство сетей коллективного приема (SMATV).

Но основополагающий принцип остается прежним - декодер у каждого абонента НТВ-Плюс. Каждый абонент вносит абонентскую плату индивидуально. В сети распространяется кодированный сигнал.

Пример построения такой сети коллективного приема приведен на рисунке. По сети раздается сигнал промежуточной частоты (ПЧ) непосредственно с конвертора - 850 - 2050 МГц. Учитывая тот факт, что на новом спутнике "Галс-16Р" сигнал будет иметь как левую, так и правую поляризацию, сигнал с каждой из поляризаций должен разводиться по отдельному кабелю.

В связи с достаточно высоким затуханием в кабеле на этих частотах и большим количеством разветвлений в сети такие системы, скорее всего, удастся построить с сохранением высокого качества сигнала только на один подъезд многоквартирного дома. Вероятно, такая схема может найти место в новых "элитных" домах, где большинство жильцов в подъезде согласится подписаться на НТВ-Плюс. Стоимость монтажа такой системы в расчете на одного абонента с учетом того, что антенна нужна одна на всех, будет близка к стоимости монтажа индивидуальной системы. Внешний вид дома при этом, конечно, сильно выигрывает. Представьте себе, как будет выглядеть южная стена дома, в котором большинство жильцов имеет спутниковые антенны.

Кроме того, такое техническое решение может помочь решить проблемы домов, где большое число квартир не имеют окон на юг или в значительной степени заслонены другими зданиями.

К сожалению, из-за узкого частотного диапазона (обычно до 230 МГц) существующих в большинстве наших многоквартирных домов коллективных сетей их использовать не удастся. То же самое относится и к существующим уже большим и средним кабельным сетям. Даже если разрешить прердавать телевизионный сигнал НТВ-Плюс по кабельной сети в какой-либо другой кодировке в стандартном метровом и дециметровом телевизионном диапазоне, в подавляющем большинстве случаев их емкости все равно не хватит на планирующиеся в обозримом будущем 16 каналов НТВ-Плюс. Ведь кабельная сеть должна также транслировать около десятка центральных и местных телевизионных программ.



 
Теле-Спутник Январь 1997
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт