96Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Когда и как нужно делать «Инвестиции в цифру»?


Николай Орлов Теле-Спутник - 12(146) Декабрь 2007 г.


Когда и как нужно делать «Инвестиции в цифру»?В октябре 1997 года в Москве в «Президент-отеле» выставочной компанией «Мидэкспо» совместно с Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР) во второй раз была организована международная конференция с модным названием «Инвестиции в цифру». Конференция проходила в форме панельных дискуссий, что очень удачно внесло оживление в процесс обсуждения заявленных в программе вопросов.
Первая секция была посвящена вопросам консолидации бизнеса кабельного ТВ в России. В обсуждении участвовали руководители четырех крупнейших российских холдингов кабельного ТВ — «Ренова-Медиа», «Система Масс-Медиа», «ЭР-Телеком» и «Мультирегион». Не хватало только представителей пятого, пожалуй, самого крупного российского холдинга — «Национальные телекоммуникации» (НКС).


Сколько абонентов кабельного ТВ в России?
Интересно начать со статистики абонентской базы, которую огласил генеральный директор компании «Мультирегион» Сергей Дмитриев (см. таблицу). Он сообщил, что эти данные подтверждены официальными представителями перечисленных в таблице компаний, то есть их можно считать достоверными с достаточно высокой степенью точности.
Долгие годы статистика абонентов кабельного телевидения в России была «тайной за семью печатями». И дело не в том, что ее кто-то скрывал. Ввиду разрозненности российских кабельных операторов, эту статистику не было никакой возможности собрать. Теперь доподлинно известно, что пять крупнейших российских холдингов имеют 7,7 млн абонентов кабельного ТВ. Из них абонентов современных мультисервисных сетей, в которых, кроме услуги кабельного ТВ, предоставляется еще и услуга доступа в Интернет, только 3,5 млн. Суммарная емкость их сетей составляет 13,8 млн потенциальных абонентов, а емкость современных сетей — 8,8 млн.

О чем говорят эти цифры? В первую очередь, чтобы сделать оценку общей численности абонентской базы в России, необходимо выяснить, какая часть абонентов кабельного ТВ в России входит в эти холдинги. Как много осталось на рынке независимых операторов? Редакции известен ряд крупных независимых региональных активов. Кроме того, есть большое количество мелких операторов в небольших населенных пунктах, которые не являются интересными для консолидации в крупные холдинги активами. Нам кажется, что коэффициент пересчета составляет 1,3-1,5. То есть для того, чтобы оценить весь существующий рынок кабельного ТВ в России, суммарные результаты из приведенной таблицы нужно умножить на этот коэффициент. С другой стороны, приходится констатировать довольно низкий процент подключений абонентов в существующих сетях. Он всего лишь немного превышает 50%, а в современных сетях заметно ниже 50%. Это означает, что даже у уже построенных сетей кабельного ТВ у российского рынка есть огромный потенциал роста. Так, Юрий Припачкин, генеральный директор «Ренова-Медиа», в 2006 году оценил емкость рынка телевизионной услуги в кабельном ТВ в России в 500 млн долларов. По его словам, последние годы рынок растет на 40% в год. Андрей Семериков, генеральный директор «ЭР-Телеком», оценил рынок кабельного ТВ в 2007 году в 650 млн долларов. По его мнению, к 2010 году общий рынок платного ТВ и широкополосного доступа в Интернет в России составит 4 млрд долларов.
Емкость российской абонентской базы, исходя из численности населения страны, можно оценить в 45 млн потенциальных абонентов. Для грубой оценки будем считать, что половина абонентов живет в местностях, где строительство сетей кабельного ТВ экономически нецелесообразно. В первую очередь, это жители сельской местности, которая является потенциалом для развития спутникового ТВ. Также это жители пригородных районов и мелких населенных пунктов, которые живут преимущественно в индивидуальных домах и являются потенциальной аудиторией для эфирного приема.
Эта оценка подтверждается тем, что получившаяся цифра в 22,5 млн очень близка к оценке количества абонентов кабельных сетей, сделанной выше, — 13,8*1,5=20,7. В самом деле, сложно представить себе российский многоквартирный жилой дом, в котором не было бы системы коллективного приема ТВ. Эти системы, в разной степени, объединенные в более крупные сети, и являются теми самыми несовременными сетями кабельного ТВ, которые приведены в таблице абонентской базы.
Тем не менее, охват потенциальной аудитории современными кабельными сетями у крупнейших холдингов составляет около 60%. Можно предположить, что у более мелких операторов это процентное соотношение, в среднем, хуже, чем у лидеров рынка, и в целом по России охват потенциальной аудитории современными сетями кабельного ТВ несколько ниже 60% и, вероятно, приближается к 50%.

Какие инвестиции необходимы отрасли кабельного ТВ?
Встает вопрос об объеме необходимых для отрасли кабельного ТВ в России инвестиций. Здесь участники дискуссии не рискнули сделать прямых оценок в денежном выражении. Эльдар Разроев, генеральный директор «Система Масс-Медиа», сослался на оценки объема инвестиций в инфраструктуру мультисервисных сетей, которую сделают крупнейшие российские телекоммуникационные операторы, такие как «Связьинвест», «Голден-Телеком» и «Транс-Телеком». Эти цифры лежат в диапазоне 1,2-1,5 млрд долларов.
Андрей Семериков сообщил, что за конец 2007, 2008 и 2009 годов холдинг «ЭР-Телеком» запланировал вложить в свои сети около 150 млн долларов. При этом он планирует достигнуть 9-10% российского рынка платного ТВ и доступа в Интернет. При умножении данных цифр на 10 объем необходимых для отрасли инвестиций в 1,5 млрд долларов косвенно подтверждается.
Участники дискуссии охотно обсудили потенциальных инвесторов, которые вложат указанные суммы в отрасль. Они также отметили, что пока к отрасли кабельного ТВ в России интереса западных инвесторов не наблюдается. В этом плане знаковой была названа потенциальная сделка о покупке известного украинского кабельного оператора «Воля-Кабель» известным инвестором в области кабельного ТВ в Европе и в мире —-компанией Liberty. Участники дискуссии подчеркнули, что если сделка состоится, то это будет означать начало интереса профессиональных международных инвесторов к кабельным активам в странах бывшего СССР.
С другой стороны, г-н Припачкин заявил, что компания «Ренова-Медиа» также участвует в переговорах о покупке «Воли Кабель». Вообще, по мнению Юрия Припачкина, инвестиционных средств в России достаточно, и, скорее, в ближайшие годы мы станем свидетелями похода российского капитала за границы России, чем прихода иностранных капиталов в область кабельного ТВ в Россию. «Ренова» уже приобрела крупные белорусские активы и сейчас изучает возможность вложения средств в польские и украинские активы.
Руководители крупнейших кабельных компаний обсудили еще один механизм привлечения инвестиций — выход на IPO (публичное размещение акций на бирже). Г-н Разроев подчеркнул, что IPO — это, прежде всего, способ привлечения в компанию «дешевых денег». По его словам, сейчас «нет ничего дешевле денег американских пенсионеров». Г-н Припачкин сообщил, что его компания имеет уникальный опыт как выхода на биржу NASDAQ, так и ухода с нее. Он считает, что IPO, кроме безусловного плюса в виде привлечения денежных средств, имеет и серьезнейший минус в виде ограничения возможностей управления компанией со стороны основных акционеров. Компания Moscow CableCom, которая, как владелец «Комкор-ТВ», была выведена на американскую биржу, владела 82% акций, а 18% было продано американским миноритарным акционерам через биржу. В связи с этим, по американскому законодательству, в Совет директоров, кроме семи членов, представлявших основного акционера, были введены два независимых директора, представлявших интересы американских миноритарных акционеров. Они голосовали, зачастую совершенно не считаясь с мнением основного акционера и топ-менеджмента компании. Так, независимые директора были категорически против слияния «Комкор-ТВ» с компанией «Телеинформ», потому что если кто-то из американских миноритарных акционеров был бы недоволен этой сделкой, то он бы подавал в суд, и по американским законам независимые директора несли бы за это уголовную ответственность. Таким образом, провести слияние двух компаний удалось только после ухода компании с биржи.
«Ренова-Медиа» планирует опять выйти на биржу после завершения процессов реструктуризации в 2008-2009 годах. Все остальные руководители холдингов ничего не могли сказать о выходе на биржу их компаний; по их словам, на ближайшее время это не планируется. Было высказано мнение, что, по некоторым признакам, холдинг НКС будет первой из крупных российских кабельных компаний, которая выйдет на IPO.

Внедрение «цифры» в кабельном ТВ
Любопытна также точка зрения участников по поводу внедрения цифрового ТВ кабельных сетях. В ходе обсуждения этого вопроса опять была упомянута та же «Воля-Кабель», в течение 2008 года обещавшая подключить всех своих абонентов (порядка 500 тысяч) исключительно к цифровому ТВ, а аналоговый сигнал в сети «Воля-Кабель» — выключить. Участники дискуссии сошлись во мнении, что это заявление продиктовано конъюнктурными соображениями, вызванными переговорами о возможной продаже сети стратегическому инвестору, мягко говоря, на самом деле не соответствует истине. По мнению Юрия Припачкина, это сейчас невозможно, так как на Украине существует некий определенный государством социальный пакет программ, который должен предоставляться абонентам по фиксированной цене. В эту схему никак не укладывается продажа абоненту цифрового ресивера. Значит ресиверы придется раздавать бесплатно, что, по мнению господина Припачкина, пагубно скажется на операционных показателях «Воля-Кабель».
По поводу внедрения цифрового ТВ в России Андрей Семериков высказался очень скептически. В трех городах, где присутствуют сети «ЭР-Телекома», цифровое ТВ, по его выражению, запущено из радиолюбительских соображений, в качестве эксперимента, чтобы «прощупать рынок». Компания «ЭР-Телеком» пришла к выводу, что в городах с широкополосными аналоговыми кабельными сетями с глубоким проникновением оптики внедрение «цифры» ничего не дает, поскольку качество аналогового сигнала в таких сетях не хуже, а иногда и лучше цифрового. Так, например, рынок города Перми никак не отреагировал на внедрение этой услуги. Многие абоненты, купившие цифровые ресиверы, принесли их обратно, так как не увидели на экранах своих телевизоров, за что же они заплатили.
У компании «Ренова-Медиа» совсем другой опыт. Там активно внедряется цифровое ТВ на московском рынке, где сейчас имеет около 250 тысяч абонентов.
По словам Эльдара Разроева, killer application в современным телевидении — это возможность выбора, которая может быть реализована, конечно же, в цифровых сетях, причем по IP технологии. Вероятно, г-н Разроев имел в виду технологию VOD, которая оптимальным образом реализуется в IP сетях.

Переход на цифровое вещание по версии российского вещательного сообщества
Из панельной дискуссии «Переход от аналогового вещания к цифровому» хотелось бы отметить выступление вице-президента НАТ, заместителя генерального директора телеканала ТВЦ Елены Злотниковой. Можно предположить, что она выразила некое консолидированное мнение членов НАТ — российских эфирных вещателей. При переходе на цифровое вещание не может быть нарушена одна из основополагающих статей Конституции, дающая гражданам право на получение информации. Это значит, что, по-видимому, на законодательном уровне должен быть определен пакет программ, обязательных для распространения на всей территории России. Г-жа Злотникова предложила использовать термин «пакет программ свободного доступа», а не «социальный пакет», как его часто называют. По ее мнению, в этот пакет цифровых программ свободного доступа должны войти все те программы, которые на момент перехода от «аналога» к «цифре» имели лицензии на аналоговое вещание в каждом населенном пункте.
Эта идея российского вещательного сообщества, выраженная Еленой Злотниковой, совершенна понятна. Эфирные вещатели, несмотря на смену вещательных технологий, хотят сохранить ту схему ведения бизнеса, которая сейчас дает им хорошие дивиденды. Кратко эта схема основывается на двух постулатах — открытое вещание, то есть максимальный охват аудитории, и доходы на продаже рекламного времени.
Невозможно не признать, что данная схема ведения бизнеса сейчас необычайно успешна и дает очень высокий уровень развития телевидения в России. Кажется, что такая автоматическая пролонгация вещательных лицензий является логичной схемой перехода «на цифру».
Однако хочется обратить внимание на то, что к моменту выключения аналогового вещания в России, которое, согласно различным данным, должно произойти то ли в 2012, то ли в 2015 году, эфирное вещание не будет доминирующей технологией доставки ТВ сигнала населению. Из приведенных выше оценок следует, что примерно половина населения России будет получать телевидение из кабеля. Мне кажется, что оставшаяся половина по отношению к технологии получения сигнала опять поделится примерно пополам между эфирным и спутниковым ТВ. Наверняка эфирные вещатели отлично понимают, что в совсем недалеком будущем наличие эфирной лицензии не даст им полного охвата населения своим сигналом, необходимого для ведения своего бизнеса на основе продаж рекламного времен. Значительно более важной задачей для них будет являться попадание в пакеты кабельных и спутниковых операторов. В недалеком будущем потенциальный охват населения России примерно в 75% можно будет получить, не имея ни одной эфирной лицензии.
Я уверен, что требование автоматической пролонгации аналоговых лицензий со стороны сообщества российских вещателей будет дополнено требованием обязательного включения пакета программ свободного доступа в предложение любого оператора: как кабельного, так и спутникового. Соответствует ли это требование вещателей сокровенным мечтам сообщества операторов? Ответ на этот вопрос мне не кажется очевидным ввиду явной нерыночности предложенного механизма.
С другой стороны, Елена Злотникова привела в своем выступлении сокрушительный аргумент, который ставит интересы вещателей впереди интересов операторов кабельного ТВ. Дело в том, что суммарный оборот рекламного телевизионного бизнеса сейчас в 2-3 раза превышает оборот бизнеса платного ТВ. Это означает, что большая часть контента, снимаемая продакшн-студиями, оплачивается российскими эфирными вещателями за счет рекламных поступлений, а только потом этот контент попадает на российские каналы платного ТВ. Пока денежный баланс склоняется в пользу телевизионного рекламного бизнеса, а не в сторону бизнеса платного ТВ; в государственном масштабе интересы вещателей, живущих за счет продаж рекламы, будут выше интересов операторов и каналов, работающих для платного ТВ.

Платное ТВ и реклама
«Рекламный» стереотип мышления нашел отражение в выступлениях, прозвучавших в секции «Контент — спрос и предложение». В своем докладе Алексей Журавлев, коммерческий директор «НТВ-Плюс», сообщил об исследованиях зрительских предпочтений аудитории этой спутниковой телекомпании. Оказалось, что абоненты «НТВ-Плюс» переходят с просмотра общефедеральных каналов на каналы платного ТВ именно в моменты долгих рекламных пауз. С другой стороны, г-н Журавлев похвастался наращиванием телекомпании «НТВ-Плюс» объемов продаж рекламы на каналах своего производства, а именно фильмовых и спортивных. Если в 2006 году объем продаж рекламы на каналах «НТВ-Плюс» составил 5 млн долларов, то прогноз на 2007 год — 9 млн. Также занимается продажей рекламы на своих каналах платного ТВ известная российская компания «Ред-Медиа».
Развивая продажи рекламы на платном ТВ, производители достигают финансового успеха в тактическом плане, получая денежные средства, необходимые для развития производства этих каналов. Но они проигрывают в стратегическом плане, лишая каналы платного ТВ одного из своих основных конкурентных преимуществ перед каналами свободного доступа. Не думаю, что операторы платного ТВ, которые платят за эти каналы вполне заметные деньги, будут в восторге от таких способов ведения бизнеса. Абоненты их сетей также не будут рады появлению рекламы на каналах платного ТВ.

Сколько стоят права авторов?
Дискуссия в ходе панели «Правовое обеспечение деятельности мультисервисных операторов, очистка авторских и смежных прав» получилась очень напряженная. Столкнулись мнения двух групп, представляющих интересы различных участников отрасли кабельного ТВ. Представители Российского авторского общества (РАО) и некоторых объединений авторов (музыкантов, композиторов, авторов стихов песен) достаточно четко на основе действующих законодательных актов — закона «Об авторских и смежных правах», а также на основе новой редакции Гражданского кодекса, который вступает в силу с 1 января 2008 года, обосновали, что именно кабельные операторы должны делать отчисления авторам. Причем, что интересно, необходимость по закону делать отчисления авторам никак не связана с наличием или отсутствием у оператора вещательных лицензий, которые являются другим проблемным юридическим вопросом в отрасли кабельного ТВ. Для отчислений авторам важен факт получения доходов за использование произведений авторов, то есть сбор абонентской платы.
За что делаются эти отчисления? Практически в любой телевизионной передаче используются те или иные фрагменты музыкальных произведений. За их воспроизведение в кабельной сети операторы и должны делать отчисления авторам. А если музыка сопровождается пением, то еще и авторам текстов.
Представители кабельных операторов в ходе обсуждения вопроса ссылались преимущественно на то, что они заключили договоры с телевизионными каналами, которые уже один раз оплатили авторское вознаграждение. Российские телеканалы заключили лицензионные договоры с РАО, а зарубежные — с соответствующими зарубежными авторскими обществами.
К сожалению для кабельных операторов, лицензионные договоры с РАО заключаются только для «сообщения телевизионных программ по эфиру», а на кабельное ТВ не распространяются. Аналогично устроена деятельность авторских обществ и за рубежом. Обычно договоры кабельных операторов с каналами не подразумевают ответственность каналов за оплату авторских прав в кабеле. В результате кабельные операторы вынуждены будут сами решать вопросы оплаты авторских вознаграждений. Пока, как считает модератор дискуссии, вице-президент АКТР и вице-президент «Ренова-Медиа» Михаил Силин, авторы не обращают должного внимания на отрасль кабельного ТВ ввиду того, что отрасль эфирного вещания сейчас более развита и денежные потоки в ней значительно большие. Однако эта ситуация не вечна, и у авторов, по словам г-на Силина, есть только один способ взимания авторских вознаграждений — обращение в суд.
При этом кабельные операторы не должны тешить себя надеждой, что у каждого отдельного автора не хватит организационных и финансовых возможностей вести многочисленные судебные процессы, направленные на получение своих авторских вознаграждений. Авторы уже давно объединены в серьезные коммерческие и некоммерческие структуры, которые имеют серьезные ресурсы для ведения судебных процессов. Так, например, Максим Дмитриев, генеральный директор ООО «Первое музыкальное издательство», сообщил, что его компания представляет интересы около 30 тысяч российских и около 1,5 млн зарубежных авторов.
Более конструктивной в этой дискуссии мне показалась позиция АКТР, не подвергающая сомнению необходимость выплаты авторских вознаграждений путем заключения лицензионных договоров между кабельными операторами и РАО. Сомнению была подвергнута явно завышенная ставка этих вознаграждений в 5% от дохода оператора и база, к которой применяется эта ставка, включающая в себя все доходы кабельного оператора, который, кроме ТВ, может предоставлять еще ряд других услуг, в частности, услугу доступа в Интернет, услуги телефонии, сбора и передачи данных. К сожалению для кабельщиков, именно такая минимальная ставка вознаграждения и база ее применения были установлены соответствующим постановлением правительства в 1994 коду, которое действует по сегодняшний день. В те далекие времена у кабельного сообщества в России не хватило лоббистского потенциала для установления более низких ставок. А, скорее всего, дело до лоббирования интересов кабельщиков тогда не дошло, в отличие от вещательного сообщества, которое настояло на принятии в рамках того же правительственного постановления минимальной ставки для эфира в 1% от доходов компании.
В результате проведенной дискуссии выяснилось, что практически ни один кабельный оператор не делает отчислений авторам, а авторы, соответственно, ничего не получают от кабельщиков ни через посредничество РАО ни на основании каких-либо прямых договоров. Это ситуация является основой для существенных рисков ведения бизнеса кабельного ТВ и повышенных рисков для инвестирования в область кабельного ТВ. Такое положение дел не может устраивать ни кабельщиков, которые должны гарантировать инвесторам минимальные риски их для их вложений, ни авторов музыкальных произведений, которые хотели бы получить вознаграждение за использование их произведений.
Михаил Силин призвал кабельных операторов и все заинтересованные стороны присылать свои предложения по ставкам и базе выплаты авторского вознаграждения в АКТР. Дело в том, что АКТР, как организация, лоббирующая интересы российских кабельщиков на государственном уровне, готовит предложения в Министерство культуры по порядку выплаты авторского вознаграждения кабельными операторами. Михаил Силин в заключение дискуссии сообщил, что для АКТР важны любые конструктивные предложения по этой проблемной тематике. Будем надеяться, что АКТР удастся добиться приемлемых и для кабельных операторов и для авторов условий выплаты авторских вознаграждений.
Конференция «Инвестиции в цифру» подняла ряд очень актуальных вопросов для отрасли платного телевидения. Продолжение их обсуждения ожидается на конференции CSTB в феврале 2008 года.



 
Теле-Спутник Декабрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт