64Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



ФГУП «Космическая связь»


Всеволод Колюбакин Теле-Спутник - 12(146) Декабрь 2007 г.


4 ноября 2007 года ФГУП «Космическая связь» исполнилось 40 лет. Как и положено, юбиляра поздравляли — работники предприятия получали награды от различных министерств и ведомств. Говорилось множество хороших слов, были, разумеется, и пожелания успеха в дальнейшем. На самом деле, все эти приятные слова и пожелания были подтверждением тому, что к своему сорокалетию предприятие заняло прочные позиции государственного российского спутникового оператора, имеющего в своем распоряжении адекватные современным требованиям технические средства и выполняющего как государственные, так и коммерческие проекты.

Все начиналось со спутника «Молния-1» и кабинки К-40 на полигоне Московского энергетического института в Медвежьих озерах. Оттуда в 1967 году началась спутниковая трансляция первой программы телевидения на Дальний Восток. Эту антенну, как и дюралевую кабинку К-40, в которой была установлена аппаратура, сравнительно недавно я еще видел. Может быть, пора задуматься о создании музея космической связи?
ФГУП «Космическая связь» как предприятие начинает свою историю от приказа Минсвязи СССР, согласно которому был образован «Союзный узел радиовещания и радиосвязи №9», который со временем стал головным государственным оператором космической группировки связных искусственных спутников земли государственным предприятием «Космическая связь» (ГПКС). В 1992 году на баланс ГПКС были переданы все спутники «Горизонт», «Экспресс» и «Экран». Таким образом, предприятие официально стало национальным оператором. 19 апреля 2001 года ГПКС получило статус Федерального государственного унитарного предприятия.

И. О. Генерального директора
ФГУП «Космическая связь» Ю. Д. Измайлов

«Экспресс-А»
В начале 1990-х предприятие оказалось в крайне сложном положении. Те космические аппараты, которые в 1992 году перевели на баланс предприятия, были, мягко говоря, далеки от совершенства. А если прямо, то ситуация была катастрофической. Технические характеристики «Экспрессов» и «Горизонтов» не позволяли говорить о каком-то развитии бизнеса. Но главное даже не в этом — требовалась защита российского орбитально-частотного ресурса.
По существующим правилам, если в заявленной точке не работает спутник, то эта точка у оператора отбирается. То есть в ближайшем времени был риск лишиться орбитально-частотного ресурса, а с ним и надежд на нормальное развитие отрасли в будущем.
Некоторые надежды возлагались на спутники «Экспресс», но их эксплуатация показала ненадежность коммуникационной аппаратуры. Всего на двух спутниках «Экспресс» за время их эксплуатации из строя вышло пять транспондеров. Из данной ситуации был найден, ставший впоследствии стандартным, выход — на платформу «Экспресса», которая, в общем, заказчика устраивала, было решено установить электронику иностранного производства. Для спутника, получившего в дальнейшем название «Экспресс-А», заказ на оборудование получила компания Alcatel. Однако решение ГПКС о дальнейшем развитии своего космического сегмента на подобной основе вызвало целую бурю протеста.
В средствах массовой информации бурно обсуждалось, имеет ли право российский государственный оператор заказывать иностранную технику.
Сложность реализации проекта была, как водится, в первую очередь в финансах. Государственное финансирование прекратилось, но даже не это было самым главным. На тот момент предприятие ещё не имело достаточно прочной истории и больших активов, что сильно усложняло получение кредитов. Технические сложности тоже были, но в меньшем количестве. Большой удачей можно назвать то, что в 1995 году главный (и на тот момент единственный) российский разработчик коммуникационных спутников — НПО прикладной механики (сейчас — им. М.Ф. Решетнева) — смогло получить заказ на спутник «Сесат» для компании Eutelsat. Это позволило, в первую очередь, отработать взаимодействие с поставщиком иностранной полезной нагрузки и вывести производственно-исследовательскую базу НПО на новый современный уровень. Так что «Экспресс-А» создавался не на пустом месте. Августовский кризис 1998 года сильно затормозил программу, в какой-то момент даже были опасения о возможности ее реализации. Но, тем не менее, к 1999 году проблемы удалось решить, и в сентябре первый «Экспресс-А» был отправлен на Байконур.
Тот год был крайне неудачным для российской ракеты-носителя «Протон». Сначала случилась авария при запуске военной «Грани». Мало того, что потеряли спутник, так еще и не смогли провести летные испытания нового разгонного блока «Бриз-М». Потом причины вроде как устранили и были проведены два успешных запуска, настала очередь первого «Экспресса-А». 27 октября 1999 года на 222-й секунде запуска произошел взрыв в двигательной установке второй ступени. Потеря была тяжелая как для оператора и для российской спутниковой связи, так и для всей отрасли, поскольку запуски «Протона» были запрещены, а причины аварии не выяснены. Все планы по развитию пришлось отложить.К весне 2000 году причины удалось найти и устранить. Год предстоял непростой — «Протону» нужно было вывести на орбиту несколько коммерческих спутников, несколько российских и российский блок Международной космической станции. Также планировался запуск для испытания «Бриз-М».
12 марта «Экспресс-А2» был успешно выведен ан орбиту, и через месяц началась штатная эксплуатация. Можно было вздохнуть чуть посвободнее. Следующий — «Экспресс-А3» — был запущен 24 июня. Последний из этой серии — «Экспресс-А4» — был запущен в 2002 году, поскольку был заказан уже только после аварии первого спутника.

От «Тройки» к «Экспресс-АМ»
После того как «Экспресс-А» вывели на орбиту, Л.Д. Рейман в адрес ГПКС сказал следующее: «Теперь перед спутниковыми операторами России стоит задача — сделать так, чтобы наша страна заняла более достойное место в «клубе спутниковых операторов», и охватить больший сектор мирового коммуникационного рынка». Для этого требовалось развиваться дальше.
Все заинтересованные лица — в первую очередь и сам оператор, и Министерство связи — отлично понимали, что создаваемые «Экспресс-А» — это не более чем паллиатив, быстрое решение в критической ситуации. Потребность в ресурсе они не удовлетворят, и говорить о дальнейшем развитии тоже не приходится. Поэтому о дальнейшем развитии спутникового сегмента задумались задолго до того, как три новых спутника вышли на орбиту.
В 1997 году был объявлен тендер на проект новой российской спутниковой группировки. В нем участвовали несколько организаций, но впоследствии их осталось две: РКК «Энергия» с проектом «Ямал» и НПО ПМ с проектом «Тройка». Проект предусматривал создание спутников на российской платформе с использованием иностранной электроники. НПО ПМ сделало ставку на привычный уже по работе с «Сесатом» и «Экспрессами-А» альянс с «Алкателем». Проект тогда назывался «Экспресс-К2».
В феврале 1998 года были заключены контракты на создание спутников, но их строительство не было начато, так как не то, что не было финансирования, не было даже понятно, кто же платит деньги. Инвестор был найден — это компания International Satellite Corporation. И сумма инвестиций 600 млн долларов позволяла создать группировку из четырех спутников. Но тут МСЭ решил пересмотреть порядок регистрации частот и орбитальных позиций. Все позиции, заявленные до 1997 года, должны быть заполнены не позднее чем через девять лет. Через шесть лет после регистрации позиции должны быть представлены контракты, еще через три года — начато вещание. Все позиции, заявленные после 1997 года, должны заполняться по графику: пять плюс два, то есть через пять лет должны быть представлены контракты, еще через два года — начато вещание.
Заявки на позиции для системы «Экспресс» были поданы и зарегистрированы в 1991 году. Таким образом, возник риск, что к ноябрю 2000 года Россия может потерять незанятые позиции. Это отпугнуло инвестора.
Но с защитой российского ОЧР справиться удалось. К тому же постепенно сглаживались последствия кризиса 1998 года. И не самым последним фактором стало то, что ГПКС, приобрела на рынке гораздо больший вес и, как следствие, большую кредитную привлекательность. Проект «Тройка» был закрыт, но развивать группировку все равно надо, и в 2001 году ГПКС объявляет о заказе пяти КА для обновления спутниковой группировки. Общая стоимость проекта — 800 млн долларов. В эту сумму входило и создание нового земного сегмента, без которого любой самый современный спутник — бесполезная железка стоимостью в сотню миллионов долларов. Это была цена всего проекта: вместе с процентами по банковским кредитам, вместе со страховкой пуска, страховкой на орбите, ЦУП, две контрольно-испытательные станции, система мониторинга.
В 2002 году для программы «Экспресс-АМ» — такое в итоге название получили новые спутники — наступил значительный прорыв. Постановлением Правительства №626 была определена государственная поддержка программы развития спутниковой группировки. Это внесло определенность в проведение работ, и 27 февраля 2002 года был подписан генеральный график производства и запусков КА «Экспресс-АМ». В период с четвертого квартала 2003 года по первый квартал 2005-го планировалось произвести пять запусков.
Необходимо было разработать и утвердить технические требования на КА «Экспресс-АМ» и определить разработчика. По требованиям была согласована полезная нагрузка на спутники Э-АМ22, Э-АМ1 и Э-АМ11. Поставщик ПН для Э-АМ22 и Э-АМ11 — компания Alcatel, уже поставлявшая ПН для «Экспрессов» предыдущей серии. Для Э-АМ1 был выбран новый партнер — NEC.
В 2003-2005 гг. все пять аппаратов были выведены на орбиту. Что интересно, объявленный заранее график запусков соблюдался точно, что несколько нетипично для космической индустрии, где задержка в полгода-год — обычное дело. В 2006 году один из пяти запущенных «Экспрессов-АМ» вышел из строя. Эта авария, разумеется, принесла много неприятностей операторам и вещателям. Общее мнение сошлось на том, что случай, конечно, неприятный, но периодически такое бывает со многими операторами. Надо заметить, что авария первого «Экспресс-А» при запуске в 1999 году нанесла, по ощущениям, гораздо более серьезный ущерб, что понятно, поскольку тогда ситуация и с орбитальной группировкой, и с защитой российского орбитально-частотного ресурса стояла гораздо острее.

Дальнейшие планы
К 2005 году очередное обновление группировки было закончено, и встал вопрос: как развиваться дальше? Это самый сложный вопрос для любого спутникового оператора, поскольку нужно принять решение, которое определит стратегию развития на ближайший десяток-полтора лет и 1,5-2 млрд долларов. К тому же необходимо угадать конфигурацию спутников, которые будут работать на орбите 12-15 лет. Если семь лет назад, когда речь шла о программе «Экспресс-АМ», потребности российского рынка были гораздо более детерминированы, сейчас же вариантов развития гораздо больше, что, в свою очередь серьезно усложняет задачу. С другой стороны, у оператора появился опыт работы на столь сложном рынке, которым стал рынок спутниковых коммуникаций в последние десять лет, отработаны схемы взаимодействия с иностранными партнерами, улучшилась кредитная привлекательность.
И еще один фактор: на российском рынке спутниковой связи спрос до сих пор, так или иначе, опережает предложение. Поэтому понятно, что ряд традиционных услуг ГПКС и часть емкости в определенных орбитальных позициях будет гарантированно пользоваться спросом. Сложнее — потому, что и ГПКС выходит на новый уровень, имея амбиции стать глобальным спутниковым оператором, или, как было сказано одним из руководителей предприятия «вылезти из пеленок национального оператора».
В 2005 году ГПКС сделало свои предложения по развитию группировки в рамках Федеральной космической программы. В программе развития группировки были заложены разные аппараты, в первую очередь — традиционные коммуникационные, но появились и другие, например КА непосредственного радиовещания. Всего же было заявлено 15 запусков КА до 2015 года. Столь популярный в Европе и США КА-диапазон оператором не рассматривается, поскольку ГПКС считает использование КА-диапазона в России нерациональным. Этот диапазон используется операторами, ощущающими недостаток ресурса в традиционных диапазонах. ГПКС такого недостатка не ощущает, наоборот, стоит задача наиболее полно и рационально использовать российский орбитально-частотный ресурс. ГПКС пока не определилось с поставщиком, но красноярские разработчики уже приготовили ряд разработок под эту программу. Насчёт всех пятнадцати говорить трудно, но то, что большая часть КА будет заказана НПО ПМ — это ни у кого не вызывает сомнений. Поскольку платформа, на которой собирались «Экспрессы-АМ», исчерпала ресурсы модернизации, то для дальнейшего развития подготовлены платформы «Экспресс-1000» и «Экспресс-2000». В начале 2005 года в «Роскосмосе» был защищен эскизный проект по новой платформе «Экспресс-2000». Эта платформа, рассчитанная на спутник массой до 3000 кг, подходит для различных типов орбит. Годом позже планы были несколько конкретизированы. Основу группировки ГПКС на период до 2015 года будут составлять спутники среднего класса серии «Экспресс-АМ». Но к концу этого периода будет необходимо иметь спутники более тяжелого класса — «Экспресс-АМУ», для установки в наиболее активно развивающиеся орбитальные позиции.
В конце 2006 года Российская федеральная космическая программа была утверждена. Конкретные планы ФГУП «Космическая связь» по обновлению группировки выглядели следующим образом:
В 2008 году планируется вывести на орбиту три космических аппарата: «Экспресс-АМ33» (96° в.д.), «Экспресс-АМ44» (11° з.д.) и «Экспресс-МД1» (53° в.д). Первый планируется к запуску в январе 2008 года, второй и третий — весной 2008-го одним запуском.
Пуск «Экспресс-АМ33» очевиден, поскольку весной 2006 года вышел из строя КА «Экспресс-АМ11» в точке 96° в.д., и «Экспресс-АМ33» предназначен ему на замену. Понятно, что восполнить потерю в группировке — сейчас самая важная задача для оператора. Полезная нагрузка этого аппарата состоит из 10 транспондеров C-диапазона, 16 транспондеров Ku-диапазона и одного транспондера правительственной связи L-диапазона. Первая особенность этого спутника (и его отличие от всех аппаратов серии «Экспресс-АМ») заключается в том, что все его антенны будут перенацеливаемые. Ширина полосы пропускания у транспондеров С-диапазона — 36 МГц, Ku-диапазона — 54 МГц.
Зоны покрытия этого спутника для С-диапазона в общих чертах совпадают с зонами покрытия выведенного из эксплуатации «Экспресса». Зоны покрытия двух антенн Ku-диапазона тоже, в общем, очень похожи на зональные лучи «Экспрессов» и «Горизонтов». Что касается еще двух лучей Ku-диапазона, то их зона покрытия совпадает с зоной интереса ГПКС в Азии — Китай. Зоны покрытия «Экспресс-АМ44» тоже, в общем, повторяют зоны «Экспресс - А3», находящегося сейчас в точке 11° з.д. И, как и в случае с «Экспресс-АМ33», все лучи —?перенацеливаемые. Наличие перенацеливаемых лучей — это один из распространенных способов, которым спутниковые операторы пытаются обезопасить себя от той самой непредсказуемости развития телекоммуникационного рынка, о которой говорилось выше. Это позволяет оперативно обеспечивать емкостью новые рынки.
Несколько лет назад позиция ГПКС по поводу малых спутников была, скорее, отрицательная, чем положительная. Но с течением времени она менялась. Главным образом это обусловливалось тем, что один из разработчиков — а именно ГКНПЦ им. М.В. Хруничева — смог осуществить такую разработку. Последним решающим эпизодом в отношении ГПКС к малым спутникам стал проект «Казсат», в котором предприятие принимало участие. Спутник запущен и успешно функционирует на орбите, а ГПКС заказало два малых аппарата у ГКНПЦ. Первый из них — «Экспресс-АМД1». Когда формировался облик «Экспресс-АМ22», преобладала точка зрения, что емкость С-диапазона в этой точке востребована не будет. Но оказалось, что потребность такая есть, поэтому «Экспресс-АМД1», оснащенный десятью транспондерами С-диапазона, будет отправлен именно в эту точку.
Таким образом, к лету 2008 года должна быть восполнена потеря в 96,5° в.д., расширена емкость на западной части дуги — в 11° з.д., и добавлена емкость С-диапазона в точке 53° в.д. Этот этап выглядит, скорее, как финальный аккорд предыдущей программы обновления спутниковой группировки, поскольку в результате спутники класса «Экспресс-АМ» будут запущены во все ключевые орбитальные позиции.
Серьезное, принципиальное обновление начнется в 2009 году. И начнется оно с вывода космического аппарата тяжелого класса «Экспресс-АМ4» в самую популярную точку ГПКС — 80° в.д. Именно в нее выводили (увы, неудачно) самый первый «Экспресс-А» в 1999 году. Заметим, что самая высокая загрузка спутниковой емкости именно в этой точке, и именно в 80° в.д. емкость заканчивается в первую очередь. Это обусловлено тем, что с этой точки возможно охватить практически всю территорию России.
Ввиду высокого спроса на емкость в 80° в.д., ГПКС запланировала вывести в эту позицию аппарат, оборудованный 30-ю транспондерами С-диапазона и 24-мя транспондерами Ku-диапазона. А также в российской орбитальной группировке появится емкость Ка-диапазона в количестве двух транспондеров. Помимо наращивания емкости, этот запуск позволит выполнить еще одну задачу — резервирование. Спутник «Экспресс-АМ2», который сейчас находится в этой точке, будет выполнять роль резервного аппарата для центральной и восточной части дуги ГПКС.
Вместе с «Экспресс-АМ4» планируется вывести второй малый спутник — «Экспресс-МД2». Он будет помещен в орбитальную позицию 103° в.д. или в 145° в.д. в зависимости от состояния группировки и потребностей рынка на тот момент. В 103° в.д. второй малый спутник будет осуществлять резервирование емкости С-диапазона КА «Экспресс АМ33», находящегося в 96,5° в.д. Сделано это на тот случай, если произойдет казус, аналогичный прошлогоднему, — «Экспресс-АМ33» по какой-либо причине выйдет из строя. Второе принципиальное обновление, которое должно произойти в 2009 году, — это появление в группировке ГПКС спутников непосредственного радиовещания «Экспресс -РВ». Три космических аппарата будут выведены на высокоэллиптические орбиты. В первую очередь, эти спутники позволят обеспечить теле- и радиовещанием населенные пункты Крайнего Севера, недоступные для вещания с геостационарной орбиты. Три спутника на высоком эллипсе позволят осуществлять круглосуточное вещание. В 2010 году ГПКС планирует еще два достаточно принципиальных шага: замена и дальнейшее развитие спутников непосредственного телевещания и дальнейшее расширение деятельности на мировом рынке.
В точку 56° в.д. планируется вывести «Экспресс-АТ1» для замены «Бонум 1», срок службы которого к тому моменту уже закончится. На этом спутнике планируется разместить 16 транспондеров Ku-диапазона и два транспондера Ка-диапазона. В том же году продолжится вывод тяжелых аппаратов в точки, в которых всегда высок спрос на емкость. «Экспресс-АМ5» планируется к выводу в 53° в.д. Его конфигурация: 10 C-транспондеров, 24 Ku-транспондера. В тот же год для увеличения емкости на западной части дуги планируется запуск «Экспресс-МД3» в 11° з.д.Программа обновления космической группировки ГПКС предусматривает не только замену и расширение существующей орбитальной емкости, но и расширение зон обслуживания. В рамках этого проекта планируется занять точки 3° з.д. и 175° в.д. Для этого в 2009 году, после запуска «Экспресс-АМ5» предполагается перевести «Экспресс-АМ22» в точку 3° з.д.
В 2011 году планируется восполнить емкость BSS диапазона в 36° в.д., выведя туда спутник непосредственного телевещания.
Таким образом, к 2015 году ГПКС планирует заполнить все существующие сейчас орбитальные позиции современными космическими аппаратами. Также планируется иметь в разных частях дуги два-три КА, предназначенных для резервирования. То есть ГПКС сможет выполнить то, чем гордится «Интелсат» (и привлекает к себе немало клиентов) — обещать своему пользователю вывод резервного КА в течение нескольких дней в случае выхода основного спутника. Также они явно стремятся стать глобальным оператором, то есть чтобы в зону покрытия спутников предприятия входила вся территория Земли. С занятием точек 3° з.д. и 175° в.д. эта цель будет достигнута. Общая емкость на орбите к 2015 году должна составить 580 транспондеров в эквиваленте 36 МГц.
Все описанное выше — это планы оператора. Они, разумеется, во многом согласованы с планами разработчиков и НПО ПМ им. Решетнева и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Но это касается только аппаратов, намеченных к запуску в этом году, чье производство уже идет полным ходом. Что касается остального, в частности тяжелых «Экспресс-АМ4» и «Экспресс-АМ5», полной ясности пока нет. Например, генеральный директор ГПКС Ю.Д. Измайлов акцентировал внимание на том, что тендер на эти (как и на последующие) спутники пока не объявлялся. На вопрос, не значит ли это, что ГПКС рассматривает, что в качестве поставщика может быть выбрано не НПО ПМ, а какая-нибудь другая организация, генеральный директор ГПКС ответил, что его компания, как оператор, намерена выбрать лучшее из поступивших предложений.
В дальнейшем ГПКС предъявляет к спутникам следующего поколения такие требования: повышение мощности платформ до 10-14 кВт, повышение мощностей транспондеров до 150 Вт, доведение гарантированного срока службы до 15 лет. Нельзя сказать, чтобы требования были чрезмерными. Такие характеристики сейчас обеспечивают КА ведущих производителей — компаний Alcatel-Alenia, Boeing, EADS Astrium, Lockheed, Loral.
В прошедшие десять лет ГПКС приходилось решать, в основном, российские проблемы: защита частотного ресурса, обеспечение государственных проектов, в частности спутникового распределения федерального теле- радиопакета или федеральной программы «Образование». На сегодня все приоритетные задачи, в той или иной степени, решены. В грядущие десять лет предприятие намерено, не оставляя, разумеется, российских проектов и российского рынка, активно выйти на рынок международный.



 
Теле-Спутник Декабрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт